БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ АНАНЬЕВ
(1907-1972)
Борис Герасимович Ананьев родился 1(14) августа 1907 г. во Владикавказе
в обрусевшей армянской семье. О его детстве и ранней юности известно мало.
В 1924 г. Борис Ананьев поступил в Горский педагогический институт. Там
он встретился с доцентом педологии Р.И. Черановским, который приобщил
его к научным занятиям в области детской психологии. В начале 1925 г.
Черановский организовал кабинет педологии, вокруг которого сгруппировалась
студенческая молодежь, интересовавшаяся психолого-педагогическими проблемами.
В этот кружок вошел и Ананьев, который вскоре стал ассистентом Черановского.
В кабинете педологии проводились работы по изучению умственной одаренности,
психологических особенностей юношеского возраста. Тему "Эволюция
миропонимания и мироощущения в юношеском возрасте" Ананьев и избрал
для своей дипломной работы. Работа была выполнена под руководством Черановского,
который оказал на молодого исследователя большое влияние.
Сам Черановский был последователем бехтеревской объективной психологии
и сотрудничал с Институтом мозга, основанным Бехтеревым. Вероятно поэтому
Ананьев и отправился на стажировку именно. В сентябре 1927 г Ананьев прибыл
в Институт мозга в Ленинград.
В 1928 г. Ананьев окончил институт во Владикавказе и перебрался в Ленинград.
В феврале 1928-го Борис Ананьев прочел там доклад "О социальной полезности
музыканта (с психофизиологической точки зрения)", в котором говорил
о власти музыки над сердцами слушателей и ответственности музыканта перед
ними. При этом он опирался на экспериментальные данные, сравнивая воздействие
музыки с гипнозом, которому, кстати, тоже отдал дань в научных занятиях.
В марте 1929 г. его приняли в аспирантуру Института мозга. Здесь он окончательно
сформировался как ученый, получил известность, обрел единомышленников
и соратников на долгие годы. Борис Герасимович работал в Институте мозга
непосредственно до 1942 г., позже руководил научными исследованиями в
отделе психологии по совместительству.
В начале 30-х гг. Б.Г. Ананьев стал заведовать лабораторией психологии
воспитания и одним из первых в СССР организовал школьную психологическую
службу на базе средней школы в Выборгском районе Ленинграда. Стержневой
проблемой научно-исследовательской работы его лаборатории стала проблема
характера школьников.
На основе эмпирического материала, полученного в психолого-педагогических
исследованиях, Ананьев опубликовал свою первую монографию "Психология
педагогической оценки" (1935).
В 1936 г., после принятия печально известного постановления "О педологических
извращениях...", был наложен запрет на любые исследования, хотя бы
внешне напоминавшие педологию. Был арестован и осужден заведующий сектором
психологии Института мозга профессор А.А. Таланкин. В сентябре 1937 г.
Ананьев занял его пост.
В том же году он становится кандидатом педагогических наук. Ученая степень
была присуждена ему по совокупности научных работ, которых к тому времени
уже вышло немало, причем на самые разные темы.
Война разом нарушила мирный ход событий. Ленинград с самого начала военных
действий оказался прифронтовым городом, а 8 сентября 1941 г. вокруг города
сомкнулось кольцо блокады. Ананьев вместе с небольшой группой сотрудников
Института мозга оказался в эвакуации, сначала в Казани, затем на родине
своей жены в Тбилиси, где начал работать в психопатологическом кабинете
эвакогоспиталя. Здесь он занимался восстановлением речевых функций, утраченных
в результате боевых ранений. Для своих пациентов он был не только наставником,
но и другом. Он помогал им вновь обрести собственную личность, воспрянуть
духом, и люди относились к нему с огромным уважением и любовью. Об этом
свидетельствуют их безыскусные, но чрезвычайно искренние письма, хранимые
в домашнем архиве Ананьева.
В середине ноября 1943 г. Ананьев вернулся в Ленинград. А в 1944 г. ректор
Ленинградского университета А.А. Вознесенский предложил ему возглавить
новую кафедру психологии. Выбор ректора был неслучаен. Ананьев имел большой
научный и личностный авторитет, был признанным лидером ленинградских психологов.
С августа 1944 г. Борис Герасимович стал заведовать, а вернее, создавать
кафедру психологии и психологическое отделение философского факультета
ЛГУ. Осенью начались занятия, в аудитории пришли первые четверо студентов.
Среди них были известные ныне ученые Е.В. Шорохова и Л.М. Веккер.
В сентябре 1945 г. Ананьев был избран членом-корреспондентом Академии
педагогических наук РСФСР (действительным ее членом он стал в 1955 г.).
Научная и организаторская деятельность Ананьева была на подъеме.
Стремительное движение ученого по высоким орбитам науки было прервано
внезапной тяжелой болезнью. В ноябре 1959 г. с Борисом Герасимовичем случился
инфаркт.
В 1962-1966 гг. Ананьев написал серию статей, в которых всесторонне обосновывал
комплексный подход в исследованиях человека. При этом он интегрировал
все предыдущие разработки своей школы и предшественников. Пережитая во
время тяжелой болезни опасность обострила чувство времени. В начале шестидесятых
он начинает работу над книгой "Человек как предмет познания",
где подводит итоги своей многолетней работы и обозначает контуры синтетической
науки о человеке.
Начало комплексных исследований в школе Ананьева совпало с общим подъемом
психологической науки, оживлением в стране в период "оттепели".
В 1959 г. в ЛГУ была создана первая в СССР лаборатория инженерной психологии,
которую возглавил ученик и сотрудник Ананьева Б.Ф. Ломов. В 1962 г. организована
лаборатория социальной психологии, опять-таки первая в стране (заведующий
Е.С. Кузьмин - также ученик Ананьева). По инициативе Ананьева в ЛГУ открыли
Институт комплексных социальных исследований и в его составе - лабораторию
дифференциальной антропологии и психологии.
В 1966 г. психологическое отделение философского факультета ЛГУ было
преобразовано в факультет психологии, включавший кафедры общей психологии,
педагогики и педагогической психологии, эргономики и инженерной психологии.
Первым его деканом был назначен Ломов, который, однако, вскоре переехал
в Москву и возглавил впоследствии вновь организованный Институт психологии
АН СССР. В 1967 г. Ананьев принял руководство факультетом психологии ЛГУ.
На этом посту им сделано необычайно много для становления факультета и
развития психологического образования. Он осуществил новые формы обучения
студентов в виде творческих встреч с ведущими психологами страны. "Каждая
такая встреча, - говорил Ананьев, - стоит целого семестра". Так,
весной 1968 г. в ЛГУ на факультет психологии приезжали ученые из Института
общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне московский Психологический
институт им. Щукиной) во главе с А.А. Смирновым. В другое время приезжали
и выступали перед ленинградскими студентами психологи из МГУ, в том числе
А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, грузинские психологи из института
им. Узнадзе, ученые из Киева. Таким образом, студенты имели возможность
глубже понять иные научные школы, узнать о наиболее выдающихся достижениях
науки от самих исследователей. Школа Ананьева была открыта для научного
общения с учеными разной ориентации.
В начале 70-х годов Ананьев задумал большую коллективную книгу, но осуществить
этот замысел не удалось. В красивом блокноте, приготовленном для задуманной
рукописи "Человек как предмет воспитания", осталась заполненной
лишь первая страница. 18 мая 1972 г. Борис Герасимович Ананьев скоропостижно
скончался от инфаркта в возрасте 64 лет.
|