. . .
|
||
Научная деятельностьБрунер Джером Сеймур (Bruner) (1.10.1915, Нью-Йорк - ?) - американский
психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных
процессов. Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств,
1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, доктор философии, 1941).
Проходил службу в армии во Франции (1941-1944). С 1944 по 1952 г. работал
в качестве лектора, затем - ассоциативного профессора по психологии в
области восприятия, когниций, развития и установок в Гарвардском университете,
в 1952 г. он стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований
(1951-1952, 1961-1972), с 1972 он - профессор Оксфордского университета
(Великобритания). В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического
состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них
уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности к общению
(Personality under Social Catastrophe: Ninety Life - Histories of the
Nazi Revolution (совм. с Allport G.W., Jandorf E.M.), Character and Personality,
1941, 10). Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким
образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия,
и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием
мотивов, целей, установок или защитных механизмов. В частности, показал,
что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется
их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются
как тревожные и угрожающие (Value and need as organizing factors in perception
(совм. с Goodman C.), J. of Abnorm. and Social Psychol., 1947, 42, 33-44;
в рус. пер. Ценности и потребности как организующие факторы, в кн.: Психология
познания, М., 1977; Emotional selectivity in perception and reaction (совм.
с Postman L.), J. of Personality, 1947, 16). На основе этих исследований
Б. предложил выделять аутохтонные факторы восприятия, зависящие от биологически
значимых признаков, и директивные, зависящие от личного прошлого опыта
и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных
процессов от прошлого опыта ввел термин социальное восприятие. Целостный
процесс восприятия рассматривал как основанный на трех формах репрезентации
окружающего мира: в форме действий, в образной и языковой форме (Studies
in Cognitive Growth (совм с.Olver R.R. et al.), N.Y., 1966). Обосновал
теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются
как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения,
на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений
относительно того, есть ли в объекте критические, т.е. наиболее важные
для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие
этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей.
Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды
являются релевантными для группировки объектов в определенные классы.
На основе проведенных им кросс-культурных исследований, дал определение
интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре
усилителей (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных
и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные усилители. Предложил
трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным
как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему
обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится.
Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий
(A Study of Thinking (совм. с J.J.Goodnow, G.A.Austin), 1956). Решительно
высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе
к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают
любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но из-за столкновения
со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется
чувство скуки. В целом, Б. оказал очень существенное влияние на всю систему
американского образования. |
||
. . .
|
||