. . .
 

Научная деятельность

Фрэнсис Гальтон был широко известен в Европе как влиятельный и респектабельный общественный адвокат, защитник расовых меньшинств. В Австралии его глубоко уважали за то, что он выступал в защиту гражданских прав коренного населения. Гальтон был страстным оратором, неутомимым путешественником, первооткрывателем земель, народов, наук, любителем парадоксов. Он принялся развивать легендарную теорию эволюции своего кузена, доказывая, что она совершенно не противоречит теории божественного происхождения мира. Так что материалисты, сладко потиравшие руки и восклицавшие "Бога нет!", были сильно огорчены, услышав несколько звездных докладов Фрэнсиса, убедительно доказавшего теософские корни теории своего кузена. К тому, что делал и говорил Гальтон, было приковано всеобщее внимание. Фрэнсис Гальтон был первым человеком, предложившим научное доказательство существования Бога. Он был вознесен на пьедестал как церковью, так и учеными Великобритании. А потом этот человек придумал дактилоскопию.

Круг интересов Гальтона был чрезвычайно широк: в молодости он много путешествовал, занимался этнографией и географией человека; увлекался метеорологией; после он изучал наследственность человека, талант и способности, разработал методику генеалогического анализа (изучения родословных); впервые использовал метод исследования близнецов в биологии и в психологии ("близнецовый анализ"); внес немалый вклад в теорию статистики, в частности, первым применил статистический анализ в биологии человека и психологии; был одним из основоположников экспериментальной психологии и первым ввел в нее применяемые теперь так широко психологические тесты и опросники; разработал антропометрию - исследование человека путем измерения его внешних анатомических признаков, в частности, занимался дактилоскопией - исследованием кожных пальцевых узоров; он же был основоположником евгеники - учения об улучшении наследственности человека.

В 1850 Гальтон отправился в путешествие в Южную Африку, которое продолжалось два года. Там он развился как географ и этнограф, а также собрал материалы для будущих евгенических исследований. Результатом путешествия стала книга под названием "Рассказ исследователя тропической Южной Африки". За нее Гальтон был награжден золотой медалью географического общества.

Второй, после географии, страстью Гальтона была климатология и метеорология. Он первым стал публиковать метеорологические карты Европы и атласы; первым (1863 г.) установил в атмосфере области с повышенным давлением и с максимумом в центре, названные им "антициклонами".

В это же время он занялся генетикой человека и изучением наследственности таланта и способностей. В 1865 г. он опубликовал статью "Наследственный талант и характер", а четырьмя годами позднее (1869) фундаментальную монографию "Наследственность таланта". Прежде всего отметим, что уже в первой работе Гальтон делает очень важное обобщение: психические свойства человека наследуются в той же мере, в коей наследуются свойства физические. В то время это правило было еще далеко не очевидным. Далее он пишет о равном вкладе в наследственность детей со стороны и отца и матери; опять же вопрос этот в то время был еще дискуссионным. Изучая биографии талантливых людей - он проследил родство около четырехсот знаменитых людей, - Гальтон опровергает очень распространенное в то время мнение о том, что одаренные люди имеют "слабое тело". Он делает вывод, что "большинство больших людей - крепкие животные". Главный вывод Гальтона - наследование способностей и таланта: "Ровно половина из числа наиболее знаменитых людей, - пишет он, - имеет одного или нескольких выдающихся родственников". Наследственны, по мнению Гальтона, не только способности и талант, но и другие психические и биологические свойства: склонность к пьянству, к бродяжничеству, к туберкулезу, болезням сердца и к долголетию, а также мораль и религия.

Большим достижением Гальтона была "теория корня". Подобно многолетнему травянистому растению, наследственность которого скрыта в зимующем корне и проявляется снова и снова весной, когда растение всходит, наследственность человека, скрытая в половых клетках, проявляется в период формирования организма. Эта теория предвосхитила идею Вейсмана о "зачатковом пути", то есть, по сути дела, современные представления о развертывании генетической программы, скрытой в половых клетках. Добавим, что в те времена большинство современников Гальтона, в том числе его друг Герберт Спенсер и его двоюродный брат Чарльз Дарвин, полагали, что в формировании организма большую или даже ведущую роль играют факторы среды.

Для доказательства ведущей роли наследственности в формировании организма Гальтон использовал новый, им разработанный и введенный в науку метод близнецового анализа. Он первым различил два типа близнецов: однояйцовые и двуяйцовые. Первых в его исследовании было 35 пар. Они не различались по внешности, цвету глаз и волос, росту, весу, силе, но различались по почерку. Признаки сходства не ослабевают с возрастом: пожилые однояйцовые близнецы похожи друг на друга, как близнецы в детстве. Они даже заболевают одними и теми же болезнями. Что же касается психологического сходства, то Гальтон приводит в качестве его доказательства один анекдотический пример: два близнеца купили на день рождения друг другу в качестве подарков одинаковые бокалы для шампанского, причем один из них сделал эту покупку в Англии, а другой - в Шотландии.

Изучая наследственную предрасположенность к рождению близнецов, Гальтон пришел к выводу, что у родственников близнецов в два с половиной раза больше шансов стать близнецами, чем у прочих.

Гальтон первым ввел в психологию измерение. Он изучал реакцию кожи на температуру и прикосновение, изучал функции зрения, слуха, обоняния, вкуса и кинестезии (мышечного чувства). Благодаря этим работам его можно считать одним из основоположников экспериментальной психологии. Многие приборы, сконструированные им для измерения сенсорных реакций, с незначительными модификациями используются психологами и физиологами по сей день. Он первым экспериментально установил, что пожилые люди высокие звуки слышат хуже, чем молодые; первым сконструировал прибор для измерения времени реакций. В конце ХIХ века Гальтон стал одним из инициаторов введения в психологию тестовых испытаний, причем сам термин "тест" в применении к психологии был введен им.

Наши сведения о росте, весе, пропорциях и скорости полового созревания людей до начала ХХ века исключительно скудны, главным образом, оттого, что в те времена массовых антропометрических обследований школьников, студентов, новобранцев никто не производил. Впервые о необходимости широкого применения антропометрии в школах и университетах заговорил Френсис Гальтон. Сам проводя такие исследования, он установил, что сельские мальчики четырнадцатилетнего возраста на один и четверть дюйма выше и на семь фунтов тяжелее их городских сверстников. (Отметим, что в наши дни городские школьники, напротив, выше и тяжелее сельских.) Методики антропометрических измерений, разработанные Гальтоном, в наши дни усовершенствованы, но многие введенные им замеры - объем груди при вдохе и выдохе, оценка силы мышц по обхвату предплечья в напряжении и расслабленного и другие - используются антропометристами и в наше время.
Дактилоскопия - исследование отпечатков пальцев - принята в уголовном розыске всего мира. Ее открытие было переворотом в криминалистике. Но не всем известно, что это открытие было сделано все тем же Френсисом Гальтоном. Правда, поначалу судебные эксперты не оценили его значения. В 1911 году из Лувра была украдена знаменитая "Джоконда" Леонардо да Винчи. На стекле рамы сохранились отпечатки пальцев, по которым был идентифицирован и пойман вор. Только после этого прогремевшего по всему свету удачного расследования метод Гальтона был признан. Гальтон изучил 5000 пальцевых узоров 500 человек; ему удалось показать, что они не меняются в течение жизни и полностью восстанавливаются в случае повреждения, например, обваривания кипятком.

Гальтон первым ввел в биологию и психологию математические методы. Самым интересным здесь было учение о корреляциях. Например, в антропометрии: длина ноги у пропорционально сложенного человека коррелирует с длиной руки; если такая корреляция нарушена (к примеру, у человека непропорционально длинные руки и короткие ноги), мы говорим об уродстве или дисплазии. В 1888 году Гальтон сделал на эту тему доклад на заседании Королевского общества, он назывался "Корреляции и их измерение, преимущественно по антропометрическим данным". Величина корреляции выражается коэффициентом корреляции; этот показатель широко используют в наши дни, его можно найти в любом учебнике вариационной статистики и биометрии.

Гальтон был ученым-многоборцем, но более всего он известен как основоположник новой науки - евгеники, что в переводе с древнегреческого означает "наука о благорождении". Сам Гальтон определял евгенику как науку об "улучшении рода". По его идее она - часть науки об улучшении видов, она включает в себя и животноводство, и растениеводство. Согласно учению Дарвина, выведение новых сортов растений и пород животных осуществляется методом искусственного отбора, т.е. отбора разумного, направляемого человеком. В дикой природе видообразование осуществляется путем естественного отбора, идущего стихийно и нецеленаправленно. Искусственный отбор намного эффективнее и быстрее естественного: если распространить его принципы на человека, то его, как и сельскохозяйственные растения и домашних животных, можно усовершенствовать и облагородить. Но животных селекционеры скрещивают насильно, а как быть с человеком? Его надо просвещать! Гальтон подчеркивал важность распространения знаний о наследственности и эволюции. Человек должен сознательно исправлять и ускорять эволюцию своего вида, активно вмешиваясь в ее ход; одна только биологическая эволюция делает это слишком медленно и с ошибками. Человек должен сознавать "моральный долг" влиять на ход своей эволюции; стремление улучшить человеческий род должно стать новой религией человечества. "Если бы одна двадцатая доля стоимости и труда, которые тратятся на улучшение пород лошадей и собак, была затрачена на улучшение человеческой расы, - писал Гальтон, - какую бы галактику гениев мы могли бы создать!"

Представление о врожденном неравенстве людей имеет долгую историю: оно было сформулировано еще в "Государстве" Платона. Гальтон по этому поводу писал: "Таким образом, мы приходим к неоспоримому, хотя, быть может, и неожиданному заключению, что люди выдающейся даровитости по отношению к посредственности стоят настолько же высоко, насколько идиоты стоят ниже ее". Отметим: хотя Гальтон отрицал природное равенство людей, он оставался демократом: он подчеркивал, что аристократическое происхождение не имеет значения, поскольку хорошие качества не являются привилегией аристократов. В качестве примера он приводил выдающегося французского математика Д'Аламбера, выходца из пролетарской семьи, но уже к 24 годам ставшего ученым высшего ранга. Главная мысль генетических изысканий Гальтона - наследственность значительно важнее роли средовых факторов; эту мысль он пытался обосновать с помощью близнецового анализа. Он переносил на человечество дарвиновскую теорию естественного отбора: "слабые нации" должны исчезать, их вытесняют в процессе естественного отбора "сильные нации". Однако в современном обществе отбор (стихийный, неразумный) приводит зачастую к более интенсивному размножению и, соответственно, к увеличению пропорций в обществе более слабых.

Одной из причин меньшей плодовитости элиты Гальтон считал тенденцию к более позднему вступлению в брак ее представителей. Обязанность государства, по Гальтону, состоит в создании условий для более ранних браков наиболее достойных членов общества и для их раннего воспроизводства (льготы на приобретение хороших квартир и домов, уменьшение платы за жилье).

Гальтон полагал, что помощь общественной элите, создание условий, благоприятствующих ее воспроизведению, важнее помощи нищим; он противопоставлял сентиментальному состраданию бедным "более мужественное желание поддержать одаренных природой и национальную эффективность будущих поколений".

Другая причина меньшей скорости воспроизводства общественной элиты - безбрачие, поощряемое католической церковью. Как истиный квакер, Гальтон выступал против нее: в период средневековья ученые, философы, литераторы находили пристанище в лоне церкви и обрекали себя на безбрачие, размножалась же самая грубая часть населения; самые смелые умы становились жертвой инквизиции - церковь "очищала нацию от свободомыслящих; она "деморализовала общество системой преследования всего, что было умного, искреннего и свободного. Кровь кипит при мысли о слепом безумии".

Люди не равноценны, и только контроль рождаемости может уравновесить количественные отношения между "кастами". "Слабые нации мира неизбежно должны уступить дорогу более благородным вариететам человечества...". Тем не менее расизм Гальтона носит не агрессивный, а академический характер: он никогда не был сторонником рабства (более того, квакеры, к которым он принадлежал, сыграли немалую роль в отмене рабства и в освобождении американских негров) или уничтожения "низших рас".

 
. . .