. . . |
||
Поздравляю Вас с началом очередного учебного года! Это наш шестой круглый стол «Психология в анекдотах». Напомню темы предыдущих заседаний.
Тема сегодняшнего круглого стола: «Педагогика и психология высшей школы». Вашему вниманию предлагаются тезисы пленарного доклада председателя круглого стола Сергея Викторовича Березина. Многогранность и многоплановость образовательного процесса в ВУЗе порождает широчайшее разнообразие анекдотов. Анализ показывает, что анекдоты, относящиеся к теме круглого стола можно разделить на следующие группы:
Анекдоты о лекциях, семинарах и лабораторных. Анекдоты о лекциях часто фиксируют невозможность прямого переноса положений науки в жизнь, коллизию обощенно-абстрактного и конкретного. Лектор на лекции по философии: Часто анекдоты отражают ситуацию, когда студенты спорят с преподавателем и возражают ему, мало понимая, что именно обсуждается в данный момент. Один пьяный студент пришел на лекцию по математике. Долго слушал,
а потом крикнул лектору: В анекдотах нередко отражена погруженность лектора в содержание лекции, что приводит к рассеянности: Профессор в институте медицины говорит студентам на лекции: Как говорит К.С. Лисецкий «передать мысль нельзя, можно только побудить мысль». Иногда слушая лекции, студенты продуцируют идеи, связанные с их собственной жизнью и опытом (Это неплохо: но как этим процессом управлять? Анекдот про… это не мысль – это идея). Одна из проблем педагогики высшей школы заключается в построении учебного процесса так, чтобы в ответ на мысли преподавателя у студентов возникали идеи по поводу предмета лекции. В противном случае: Идет лекция о вреде алкоголя. или Немолодой профессор говорит на лекции: Одна из наиболее актуальных проблем высшей школы – становление специалиста, способного к профессиональному саморазвитию. К сожалению студенты ограничивают себя тем, что им преподают. Идея о том, что качественное образование в ВУЗе возможно лишь при напряженном самообразовании как-то тяжело пробивает себе дорогу, и студенты ждут, когда же их начнут учить. Надо в ВУЗе учиться. Профессор-психиатр как-то рассказал своему ученику, как он однажды
излечил больного, вообразившего, что он – будильник. Одна из задач, которую необходимо решать преподавателю в учебном процессе
– это управление вниманием студентов. Лекция по инженерной графике. Замечу, что техник управления вниманием немало… Анекдот можно рассматривать как одну из них. Прежде всего в анекдотах этого класса отражены различного рода игры и манипуляции. То есть различные варианты подкупа. Приходит студент на экзамен. Ставит перед преподом бутылку шампанского… Бывает так, что преподавателю легче разрешить ситуацию, чем противостоять давлению и манипуляциям. Сессия. Из аудитории выбегает радостная студентка. Толпа: Студенты, плохо подготовленные к экзаменам, часто характеризуются как ограниченные и нетворческие, а потому используют стандартные приемы увиливания. Профессор на экзамене говорит студенту: Творчество студентов реализуется не столько в учебе, сколько, увы, в других видах деятельности: Лет 15 назад на физическом факультете в одном институте был лектор
у которого была фамилия Мудрак. Провокации студентов могут носить сексуальный характер: Преподаватель говорит студентке: Частью многоходовых манипуляций является невербальное поведение: делают умный вид, пытаясь сформировать о себе впечатление как о компетентном студенте: На экзамене студент берет один билет – не знает. Берет другой –
тоже. Игры со студентами очень опасны, так как вовлекаясь в них, преподаватель рискует утратить контроль за ситуацией, говоря словами Э. Берна, попасть в ловушку, проглотив наживку. (С)тудент сдает экзамен… Нередко студенты объединяются для использования сложных техник «халявной» сдачи экзаменов: например, «плавающий билет» и т.п., «давление на лучшие человеческие качества»: Экзамен. Одна девушка валится по-страшному. Студенты стоят в коридоре
и думают как еей помочь. Один из них врывается в аудиторию, где идет экзамен,
и кричит: Нередко студенты добросовестно готовятся к экзамену. В этом время у них формируется специфическая форма измененного состояния сознания: Университет. Сессия. Читальный зал. Полно народу: как бы готовятся. Часто студенты так волнуются перед экзаменом, что момент его завершения вызывает у них эйфорию: Радостный студент выскакивает из-за стола и бежит к выходу. или Сессия. Идут два студента: один в пиджаке, другой в экстазе. Иногда на экзаменах студенты пытаются получить высокую оценку не за счет содержания ответа (содержательные ответы невозможны без систематических занятий), а за счет хорошо развитых навыкво социального поведения. Это такой много и, как правило, ни о чем конкретно болтающий студент. Диалог на экзамене. Преподаватель: Получая низкий балл, такие студенты искренне удивляются, а выходя из аудитории говорят: «…завалил, гад…» Анекдоты о студенческой жизни и досуге. Как говорит А.Е. Бобкин, «к сожалению, студенты больше думают о сексе, чем об учебе». Анекдоты о студенческой жизни отражают основные способы структурирования жизни: Студентку вуза спрашивают, сколько ей нужно денег, чтобы превратить
их студенческое общежитие в публичный дом? или Приходит студентка к одногруппнику. На улице дождь. Они поговорилои
о том-о сем и, наконец, он ее спрашивает: Вторым после секса способом структурирования времени у студентов является употребление алкоголя. Решил как-то отец проведать своего сына. А тот в другом городе на
инженера учится. Приехал он, нашел где сын квартиру снимает. После звонка
ему открыл другой мужчина. Нередко эти два способа структурирования времени сочетаются: Студентка возвращается заполночь в общагу и говорит подругам по
комнате: или Сидят студенты в общаге, глушат пивко. В комнату врывается запыханная
деваха: Секс и алкоголь не мешают студентам интересоваться и другими вещами: Идут в институт два студента. Друг друга поддерживают – пьяные в
жипито. А навстречу ректор и строго так спрашивает у них: Иногда в эти способы сруктурирования времени «прорывается» учеба: У дверей пивного бара встречаются два студента-медика – один оттуда,
другой туда. или На экзамене профессор спрашивает студента: Есть немногочисленная группа студентов, способом структурирования времения у которых является учебная деятельность. Индикатором того, как студент структурировал время могут быть цвет лица и цвет диплома: можно закончить университет с красным лицом и синим дипломом, а можно – с красным дипломом, но синей рожей. Очевидно, что структурирование времени не связанное с учебной деятельностью снижает эффективность образовательного процесса. Корреспондент областной газеты решил выявить уровень подготовки студентов. Он задал студентам разных курсов один вопрос: «Сколько будет 2Х2?». Результаты его опроса были следующими: первокурсник с уверенность ответил: «четыре»; второкурсник вытащил шпаргалку с таблицей умножения; третьекурсник достал калькулятор и быстренько сосчитал; четверокурсник побежал к компьютеру составлять программу; а пятикурсник с негодованием заявил: «Что я все константы помнить обязан?» То, что учеба – это сложный вид деятельности понятно. И очевидно, что не только уровень познавательной активности студентов влияет на успеваемиость, но и уровень мастерства преподавателя: – Почему вы прервали вдруг свое выступление? – спросили лектора,
который неожиданно сошел с кафедры. или Идет лекция о Мичурине: Однако эффективностьпреподавателя определяется не только профессиональной компетентностью. Люди науки часто бывают весьма погружены в свою деятельность. Степень погружения бывает разной. От легкой до тяжелой. Легкая: Стоят два профессора-физика на перемене между занятиями, курят,
обсуждают лекции, которые прочитали или собираются читать. Тяжелая: Ассистент сообщает профессору: При этом часто они утрачивают полноценный контакт с реальностью: – Профессор, почему вы ходите с этим дырявым зонтиком? Однако, плохой контакт с реальность компенсируется творческостью, что позволяет решать непростые социальные ситуации: Милиционер: – Простите, куда это вы спешите с таким деловым видом
в два часа ночи? Анекдоты об иностранных студентах. Студент университета Патриса Лумумбы садится в такси. Последние несколько лет в нашей стране стали временем активного внедрения в образовательную практику тестов достижений. Единые экзамены тоже сдают в форме тестирования. Очевидно, что в использовании тестов для контроля знаний есть свои плюсы и свои минусы. Например, важно, кто их составляет. На экзамене в медицинском институте. Вопрос: «Что возбуждается палочкой
Коха?» Ну вот… Кто хотел бы взять слово? Слово взяли: Исаев Д.С. с анекдотами о Самарском медуниверситете; |
||
. . . |
||