|
ОТЧЕТ О РАБОТЕ ЛЕТНЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ-2000 В РУМЫНИИ
С 6 по 13 сентября 2000 года в Цинцише (Cincis), Румыния, проходиларабота
международного workshop "Когнитивное развитие и образование". Работа workshop
была организована в рамках международной летней психологической школы.
Организаторами международной летней психологической школы выступили факультет
психологии университета в Babes-Bolyai (Babes-Bolyai University), Ассоциация
студентов-психологов Трансильвании (ASPT) при поддержке Румынского отделения
Фонда "Открытое общество" (программа "Восток-Восток"). В работе Летней
психологической школы-2000 приняли участие студенты из Румынии, Великобритании,
Латвии, Бельгии и России. Лекции, посвященные различным аспектам когнитивного
развития и образования, читали приглашенные лекторы. Среди них:
Francoise Bonthoux, Professor Ph.D. - Laboratoire de Psychologie Experimentale,
Pierre Mendes University, Grenoble, FRANCE; Mircea Micica, Professor
Ph.D. -The Department of Psychology, Faculty of Psychology and Sciences
of Education, "Babes-Bolyai" University, Cluj-Napoca, ROMANIA; Carmen
Gonzales Salinas, Associated Professor Ph.D. - Department Psicologia
Evolutiva y de la Education , Faculted de Psicologia, Universidad de
Murcia, SPAIN; Viorel Lupu, Assistant Professor Ph.D. - "luliu Hatieganu''University
of Medicine And Pharmacy, Cluj-Napoca, ROMANIA; Nikolai Butorin, Professor
Ph.D. - Foundation for Human Relationship Day Center "Van Gogh", Sofie,
BULGARY; Oana Benga, Assistant Professor - The Department of Psychology,
Faculty of Psychology and Sciences of Education, "Babes-Bolyai" University,
Cluj-Napoca, ROMANIA; Maia Dimitrova, Professor Ph.D. - Institute Control
and System Research, Bulgarian Academy of Science, Sofie, BULGARY; Petru
Curseu, Junior Lecturer - The Department of Psychology, Faculty of Psychology
and Sciences of Education, "Babes-Bolyai" University, Cluj-Napoca, ROMANIA;
Katarina Jariabkova, Professor Ph.D. - Slovak Academy of Sciences, Department
of Social and Biological Communication, Bratislava SLOVAK REPUBLIK.
Программа летней школы включала в себя лекции и круглые столы
по следующим темам:
KATARINA JARIABKOVA - Developmental Enigmas - Developmental Language
Disorders - Demonstration of a Case Study of Landau - Kleffner Aphasia.
FRANCOISE BONTHOUX -The Development of Categorization - Infant Categorization.
Discussion: Perceptual and Conceptual Categorization.
CARMEN GONZALES SALINAS - Temperament in Infancy and Childhood - Toward
a Conceptualization of Temperament and Its Implications for Human Development.
FRANCOISE BONTHOUX -The Development of Categorization - Categorization
in Young Children. Discussion : Hierachical and non Hierarchical Models.
KATARINA JARIABKOVA - Developmental Enigmas - Neurodevelopmental Disorders
with Cognitive Deficits - Williams and Down Syndroms.
CARMEN GONZALES SALINAS - Temperament in Infancy and Childhood - Measuring
Temperament in Infancy and Childhood.
OANA BENGA - Sociocognitive and Emotional Development in Children; the
Impact of Early Deprivation in Orphans.
MAIA DIMITROVA - Cognition, Culture and Computers in Continuous Education
- Rehearsal systems in cognition. Transient processes. Cultural considerations.
CARMEN GONZALES SAUNAS - Temperament in Infancy and Childhood - The
Development of Temperament from Infancy to Childhood; Stability and
Change in Personality.
MAIA DIMITROVA - Cognition,Culture and Computers in Continuous Education
- Interfering Systems and Composite Traces in Cognition. Educational
Implications.
NIKOLAI BUTORIN - Learning in schizophrenia - An Application of a Social
Skills Training Program - Social Learning and Schizophrenia. Cognitive
Functioning.
MIRCEA MICLEA - Psychologycal Defense - A Neurobiological and Developmental
Approach.
MAIA DIMITROVA - Cognition, Culture and Computers in Continuous Education
- Function Distributedness and Specialisation. Local and Global Models.
Computational Aspects.
NIKOLAI BUTORIN - Learning in schizophrenia - An Application of a Social
Skills Training Program -Description and Demonstration.
ROUND TABLE - Perspectives on Child Development: Implications for Educational
Policies - chairman
MIRCEA MICLEA. CARMEN GONZALES SALINAS- Temperament in Infancy and Childhood
- The Contribution of Childhood Temperament to their Cognitive and Social-Emotional
Development.
MAIA DIMITROVA - Cognition,Culture and Computers in Continuous Education
- Incidental and Intentional Learning. Event Representation and Learning
in Natural Contexts. Learning from and with Computers.
NIKOLAI BUTORIN - Learning in schizoplirenia - An Application of a Social
Skills Training Program - Application of the Program in a Community-Based
Mental Health Center.
MAIA DIMITROVA - Cognition, Culture and Computers in Continuous Education
- Computer Modeling and Adaptation to Individual Learners. Continuous
Education and Cognitiven Support in Human-Computer Context.
VIOREL LUPU - Cognitive Development - Implicutions in Psychotherupy
with Cilildrcn ami Adolescents.
VIOREL LUPU - Cognitive Development - Implications in Psychotherapy
with Children and Adolescents.
FRANCOISE BONTHOUX - The Development of Categorization - The Development
of Flexibility in Categorization. Discussion : Behavior and Underlying
Representations.
ROUND TABLE - Cognitive Development - Interdisciplinary Approach from
Theory to Practice - chairman
FRANCOISE BONTHOUX. PETRU CURSEU - Child Abuse and Personality Disorders.
Papers presented byparticipants: Towards a Future Network of Specialists
Involved in Childhood. Cognitive Interventions- MING WAI WAN - Event
Memory Consistency in Infant School Children Through Operational Change
and Implications for Education -
DOROTHEA IONESCU - Cognitive Schemata and Cognitive Flexibility in Children.
Лекция и круглые столы проходили на высоком содержательном
и организационном уровне. Великолепные лекции и заинтересованное внимание
слушателей создали атмосферу настоящего интеллектуального праздника. Несмотря
на насыщенную рабочую программу, у участников летней школы оставалось
достаточно свободного времени, которое было заполнено неформальным обсуждением
особенностей и перспектив развития психологии в Восточной Европе, обсуждением
актуальных и будущих исследований, проблем с написанием дипломных работ,
а также песнями, танцами и прогулками на фоне живописной и романтичной
природы Румынии.
Поскольку факультет психологии Самарского государственного
университета ведет интенсивные исследования в области первичной и вторичной
профилактики наркомании, нам было особенно приятно узнать, что, начиная
с августа 1999 года Ассоциация студентов-психологов Трансильвании реализует
программу профилактики химических зависимостей (табак, алкоголь, наркотики).
Нам представляется, что обмен опытом в этой области был бы полезен и продуктивен,
поскольку наши достижения в области профилактики наркомании, реабилитации
наркозависимых и подготовки специалистов для работы с зависимостями в
некоторых аспектах проблемы более значительны нежели достижения специалистов
других стран. Тем печальнее было осознавать, сколь редко психологи из
России - и студенты, и преподаватели - бывают участниками подобных, безусловно,
очень полезных мероприятий. И это при том, что российским психологам есть
чем поделиться с мировым психологическим сообществом. Примером тому может
служить интерес, который вызвал краткий комментарий к кинофильму "Форрест
Гамп" (Forrest Gamp) режиссера Роберта Земекиса, в котором С.В. Березиным
была выражена идея профессора В.А. Петровского о том, что иногда индивид
с больной психикой может иметь совершенно здоровую личность и наоборот:
личность может быть больна, а психика здорова. Хорошей иллюстрацией этой
идеи является фильм "Форрест Гамп".
Одно из наиболее ярких и приятных впечатлений на нас произвела
встреча и совместная работа с румынскими студентами. Это очень целеустремленные,
организованные, работоспособные и бескорыстно влюбленные в психологию
люди. Их доброжелательность и внимательное отношение к нам навсегда останутся
в наших сердцах.
В заключение хотелось бы выразить благодарность организационному
комитету летней психологической школы-2000: Oana Benga, assist. prof.,
"Babes-Bolyai" University, The Department of Psychology, Cluj-Napoca,
Romania; The Association of Students in Psychology from Transylvania:
Cosmin Copaescu, stud. Dorothea Ionescu, B.Sc. Bianca Macavei, stud. Maria-Antoneta
Popa, stud. Mihaela Pop, stud. Andu Subtirica, stud. Raluca Tataru, stud.
Claudia Toma, stud. Наша глубокая признательность Самарскому отделению
Института Открытое Общество, благодаря финансовой поддержке которого стало
возможным наше участие в работе летней школы. Особая благодарность команде
Латвийских студентов-психологов, которые, несмотря на все трудности, свалившиеся
на них, продолжают оставаться друзьями, внимательными и доброжелательными
слушателями.
С. Березин, А. Бобкин, факультет психологии СамГУ
|