. . .
 

1.  Шизофрения

Неадекватность ответов Гамлета на вопросы Полония бросается в глаза с самого первого взгляда. Гамлет якобы не улавливает суть задаваемого вопроса, основывая свой ответ на незначимых с позиций данной ситуации свойствах и значениях глагола «говорят»:

Полоний: Но о чем они говорят?

Гамлет: С кем?

Необычно широкие обобщения «Слова, слова, слова…», больше напоминающие бессмысленное философствование или бесплодное мудрствование наполняют и пронизывают каждую реплику Гамлета в этом коротком диалоге. Продолжая этот отрывок, мы обнаружим ещё более показательный момент – ответ Гамлета на реплику Полония:

 Полоний: Не хотите ли уйти из этого воздуха, принц?

 Гамлет: В могилу?

(пер. М. Лозинского)

Непосредственное предложение Полония – выйти из душной галереи – было встречено Гамлетом как предложение уйти из жизни. Нестандартная интерпретация свойств вещей и значений слов, необычно широкие обобщения, неадекватность, резонерство (как в рассуждениях о старости) относятся современной психиатрией к симптомам шизофрении.

Как заметил и сам Полоний: «Хоть это и безумие, но в нем есть последовательность… Как содержательны иной раз его ответы!». В репликах Гамлета есть скрытый подтекст – остроумное замечание по поводу немолодого возраста Полония. Юмор и понимание юмора вообще не характерны для больных шизофренией. Это также связано с общей «эмоциональной тупостью» шизофреников. Знай эти особенности Полоний, он мог бы попытаться уловить смысл реплик Гамлета или вызвать эмоциональные реакции своими действиями/словами, например, по поводу отношений Гамлета и дочери Полония – Офелии.

 

2. Неконгруэнтность

Несоответствие внешнего поведения внутренним чувствам и мыслям в психологии общения обычно называют неконгруэтностью. Князь Мышкин прекрасно понимает, что вид больного, может быть даже в чем-то смешного человека, не соответствует тем великим гуманистическим идеям, которые он несет. Пытаясь выразить величие и важность идеи, князь «компрометирует» её невербальными составляющими своего поведения при общении. Выглядя смешным, он обрекает на осмеяние и свои мысли, поскольку при восприятии человека человеком в общении, благодаря механизму каузальной атрибуции, по внешнему виду, поведению достраивается образ смешного, неадекватного человека, а, следовательно, любая мысль его будет оценена как глупая и смешная. Эффект ореола как генерализация первого впечатления от восприятия человека распространяет образ несерьезности не только на любое поведение князя, но и на мысли, которые он выражает.

 

3. Отказавшись от сына, Анна Каренина продолжала его любить. При выборе между Сережей и Вронским она выбрала любовника. Утрата сына и рождение дочери от любимого человека могли бы возродить в ней материнские чувства, но произошло обратное. Анна отстраняется от дочери, приставляя к ней чужих людей. Перед смертью, вспомнив Сережу, Анна так и не вспомнила о дочери.

Для Долли, её дети являются единственным счастьем в жизни, которое она знает. Дарья Александровна бежит в любовь к детям от нелюбящего её мужа. Тесное общение, ласки, глубокие эмоциональные переживания с детьми – все это характерно для Долли.

Кити – молодая любящая мать, родившая ребенка от любимого человека. Она не только готова любить и воспитывать своего ребенка, но и делить эту любовь и обязанности с Левиным.

Для определения модели материнства удобно воспользоваться «типологией материнской любви», предложенной Овчаровой Р.В. (Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: Академия, 2005. С.164-179).

1) Анна Каренина – «отстраненная любовь» - мать живет своей жизнью, ребенок – своей.

2) Дарья Александровна – «любовь – внутреннее переживание» - для такого вида материнской любви характерен глубокое эмоциональное сопереживание детям и активное поведенческое проявление любви.

3) Кити Щербацкая – «гармоничная любовь» - ярко проявляются физиологические, когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты материнской любви.

 

4. Вытеснение

В теории Фрейда вытеснение рассматривается в качестве основного и наиболее распространенного защитного механизма эго. Вытеснение представляет собой наиболее удобный способ ухода от тревоги, чувств и мыслей, причиняющих страдания, путем удаления их из сознания. В результате вытеснения человек не осознает своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнит травматических прошлых событий. В случае с Алексеем Александровичем Карениным, мы можем наблюдать вытеснение из сознания очевидных мыслей о неверности жены, травматических переживаний, связанных с восприятием этого факта «в свете». В то же время Толстой подчеркивает бессознательное понимание этих фактов: «…в глубине своей души… знал несомненно, что он был обманутый муж».

 

5. В результате анализа различных определений семьи, наиболее удобным основанием для классификации следует считать классификацию по единицам измерения. Различные авторы рассматривают семью как «ячейку общества», т.е. как неотъемлемую часть в структуре общества, другие рассматривают семью как целостную систему, обладающую индивидуальными системными свойствами, третьи – обращают внимание на важность семьи для людей, являющихся её членами.

1) Семья как часть общества (определение семьи через общество, единица измерения – общество): A, D, E, F, G, H, L.

2) Семья как самодостаточная система (семья как целостность, система; единица измерения – социальная группа): B, I, J, K, N, O.

3) Семья как группа, состоящая из личностей (определение семьи через её членов; единица измерения – личность): C, M, P, Q, R.

 

6. Кризис 3-х лет

Описанное в отрывке из произведения Дины Рубиной поведение наиболее характерно для детей 3-4 лет. В этот возрастной период происходит пересмотр старой системы взаимоотношений со взрослыми. Отделяясь от взрослых, ребенок простраивает и выделяет собственное «Я», пытается установить с ними новые отношения. Несоответствие потенциальных возможностей ребенка к отделению внешним условиям воспитания и  отношениям со взрослыми приводит к возникновению кризиса развития. Для так называемого кризиса 3-х лет, в первую очередь, характерен негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на то действие, которое его просят выполнить, а на саму просьбу или требование взрослого. Негативизм избирателен, ребенок игнорирует требования одного взрослого, в то время как к требованиям другого будет более послушен.

В ходе предъявления требований к ребенку отец пытался продемонстрировать различные виды транзакций как ребенок, взрослый и родитель. Безрезультатность этих попыток обусловлена самим фактом требования. Для ребенка в данном случае важнее сделать наоборот, даже в том случае, если он хочет есть. Положительного эффекта можно было бы попытаться добиться, если запретить ему кушать.

 
. . .