. . .
 

Вопросы среднего уровня трудности

(рекомендованы для старших школьников и студентов младших курсов)

Внимание! Ответы на вопросы можно присылать как в теле письма, так и вложенным файлом текстового формата doc (редактор Word):

сначала идет номер вопроса, затем ответ на него.

Помните о необходимости указать личные данные, о которых шла речь в информационном письме!

 

  1. Симптомы какого расстройства симулирует Гамлет в диалоге с Полонием?

Полоний: Что вы читаете, принц?

Гамлет: Слова, слова, слова…

Полоний: Но о чем они говорят?

Гамлет: С кем?

Полоний: Я разумею, что написано в книге, принц?

Гамлет: Клевета. Этот мерзавец сатирик утверждает, что у стариков седые волосы, что лица их в морщинах, что с ресниц течет амбра и вишневый клей, что у них излишний недостаток остроумия и слабые ноги. Хотя я свято и крепко во все это верую, но, мне кажется, не годится это писать. Вы сами, сударь, сделались бы так же стары, как я, если бы могли ползти, как рак, назад.

 

- Как Полоний мог разоблачить Гамлета, будь он осведомлен в достижениях современной психиатрии?

 

  1. Размышляя о сложностях своей жизни, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Идиот» князь Мышкин говорит: «Я всегда боюсь моим смешным видом скомпрометировать мысль и главную идею (выделено Ф.Д.). Я не имею жеста. Я имею жест всегда противоположный, а это вызывает смех и унижает идею…»

-         О каком явлении идет речь в этом отрывке?

-         Почему смех унижает идею?

 

В следующих заданиях необходимо выбрать один ответ из шести данных.

 

  1. Значение психологии народов заключается в том, что:

А) в рамках этой концепции обосновывается существование коллективной психики и сознания, не сводимых к индивидуальному сознанию

Б) в этой теории был поставлен вопрос о взаимоотношении элит общества и массы;

В) в этой теории социальное поведение интерпретируется как спонтанное движение к цели;

Г) в этой теории показано существование феноменов, которые порождены не индивидуальным, а коллективным сознанием;

Д) верны только ответы А и В;

Е) верны ответы А и Г.

 

  1. Вывод о том, что различные формы социальной психики являются качественно новым образованием, а не среднеарифметической суммой индивидуальных психик, был впервые сформулирован:

А) в психологии масс;

Б) в теории инстинктов социального поведения;

В) в психологии народов;

Г) в рамках деятельностного подхода;

Д) в функционализме;

Е) в интеракционизме.

 

  1. Функционализм как направление в социальной психологии возник под влиянием:

А) эволюционной теории Ч.Дарвина и теории социального дарвинизма Г.Спенсера;

Б) теории К.Маркса о прибавочной стоимости;

В) философии Гегеля;

Г) теории инстинктов социального поведения;

Д) концепций психологии народов и психологии масс;

Е) бихевиоризма.

 

  1. К общеметодологическому уровню проблем социальной психологии относятся:

А) проблема соотношения общественного бытия и общественного сознания;

Б) проблема взаимоотношения  общества и личности;

В) проблема динамики малой группы;

Г) проблема коммуникации в больших социальных группах;

Д) верны ответы А и Б;

Е) верны ответы В и Г.

 

7.К уровню специальной методологии в социальной психологии относятся:

А) анализ совместной деятельности группы;

Б) анализ группы как субъекта группового сознания;

В) изучение генезиса групповых целей и ценностей;

Г) изучение групповой динамики в различных условиях;

Д) верны ответы В и Г;

Е) все ответы верны.

 

8.Общение – это полифункциональный процесс. В зависимости от критерия, выделяют различные функции. По какому критерию выделены следующие функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния?

А) цель общения;

Б) уровень общения;

В) количество участников общения;

Г) социальная значимость общения;

Д) полезность общения;

Е) продолжительность общения.

 

9.Коммуникативные барьеры непонимания возникают:

А) вследствие принадлежности субъектов общения к разным социальным слоям;

Б) в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения;

В) вследствие разного уровня развития и владения речью;

Г) при различиях в идеологии и различиях в представлениях о структуре и смысле власти;

Д) верны только ответы Б и В;

Е) все ответы верны.

 

10.  Термин интерактивная сторона общения обозначает:

А) совокупность феноменов, выражающих суть взаимодействия людей;

Б) аспект коммуникативного процесса;

В) внутреннюю, психологическую структуру деятельности;

Г) активность членов группы по поддержанию ее целостности;

Д) верны ответы Б и В;

Е) все ответы верны.

 

11.  Функциональная единица взаимодействия – акт, по мнению Мида, состоит из четырех фаз:

А) узнавание, приветствие, информационный контакт, выход из контакта;

Б) фаза встречи, фаза узнавания, фаза уточнения ситуации, фаза действия, фаза завершения;

В) фаза побуждения, фаза уточнения ситуации, фаза непосредственного действия, фаза завершения;

Г) фаза убеждения, фаза соглашения, фаза принятия решения, фаза действия;

Д) потребность, оценка возможностей, поведение, выход из контакта;

Е) мотивация, интеракция, оценка результатов, эмоциональный отклик.

 

12.   Стратегия взаимодействия – это:

А) совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми

Б) типичная форма эмоционального реагирования на нестандартные ситуации общения

В) совокупность когнитивных процессов, порождаемых ситуацией общения

Г) образ возможного поведения, существующий до ситуации общения

Д) совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, воспроизводимых индивидом независимо от ситуации

Е) стереотипная последовательность коммуникативных актов, характерная для человека

 

13.  В схеме наблюдения Р. Бейлса область негативных эмоций включает:

А) солидарность, снятие напряжения, согласие;

Б) предложение, указание, мнение, ориентацию других;

В) просьбу об информации, просьбу высказать мнение, просьбу об указании;

Г) несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма;

Д) верны ответы Б и Г;

Е) верны ответы А и В.

 

14.  Регулятивная роль впечатлений, возникающих у индивидов, вовлеченных в межличностное общение, связана с тем, что:

А) познавая в общении другого, формируется и сам познающий индивид;

Б) точность понимания другого человека обусловливает эффективность совместной с ним деятельности;

В) эти впечатления носят исключительно субъективный характер;

Г) эти впечатления отражают актуальное состояние мотивационно-потребностной сферы общающихся индивидов;

Д) верны ответы А и Б;

Е) верны ответы В и Г.

 

15.  Если наблюдатель является экстерналом, то причины поведения индивида, которого он наблюдает будут видеться ему:

А) в личностных особенностях наблюдаемого;

Б) индивидуальных особенностях наблюдаемого;

В) индивидуально-психологических особенностях наблюдаемого;

Г) в особенностях наблюдаемого как субъекта деятельности;

Д) в особенностях наблюдаемого как социального субъекта;

Е) во внешних обстоятельствах.

 

16.    Подражание как социально-психологический механизм:

А) характеризуется существенной  спецификой  на различных возрастных этапах;

Б) у взрослых выступает элементом научения;

В) в подростковом возрасте направлено на внешнюю идентификацию подростком самого себя со значимой для него личностью;

Г) выражается в следовании какому-либо примеру, образцу;

Д) верны ответы Б и В;

Е) все ответы верны.

 

 

17.    Б.Ф. Поршнев утверждал, что главной психологической характеристикой  группы является:

А) переживания «свой – чужой»;

Б) наличие «Мы-чувства»;

В) отсутствие доверия к другим группам;

Г) аутгрупповой негативизм;

Д) рефлексия границы группы;

Е) совпадение индивидуальных и групповых ценностей.

 

18.  Механизмы, посредством которых группа контролирует соблюдение членами группы групповых норм, называются:

А) групповое давление;

Б) групповое мнение;

В) групповое ожидание;

Г) групповые санкции;

Д) верны ответы А и Б;

Е) все ответы верны.

 

19.  Эффект социальной фацилитации заключается в том, что присутствие других людей:

А) облегчает действия индивида и способствует им;

Б) оказывает сдерживающее и тормозящее воздействие на индивида;

В) влияет на индивида, независимо от его отношения к этим людям;

Г) негативно влияет на состояние и действия индивида, независимо от содержания его деятельности;

Д) верны ответы А и В;

Е) верны ответы Б и Г.

 

20.  Согласно Дж.Морено все конфликты и напряжения обусловлены:

А) несовпадением микро- и макроструктур общества;

Б) неразвитостью отношений в микроструктурах;

В) низкой дифференцированностью микроструктур;

Г) антагонизмом между микроструктурами;

Д) верны ответы Б и В;

Е) все ответы не верны.

 

21.  Согласно интеракционистской концепции:

А) поведение личности есть продукт поля взаимозависимых детерминант;

Б) группа есть система взаимодействующих индивидов, фукнкционирование которых описывается индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением;

В) ведущими детерминантами внутригруппового поведения являются мотивационные и защитные механизмы личности;

Г) поведение индивидуумов в группе есть функция двух переменных: вознаграждений и наказаний;

Д) верны ответы А и В;

Е) верны ответы Б и Г.

 

22.  Общественное мнение

А) выражает и отражает оценки событий и фактов;

Б) не влияет на умонастроение людей;

В) формируется под влиянием искусства;

Г) возникает по тем же механизмам, что и индивидуальное мнение;

Д) верны ответы А и Г;

Е) все ответы не верны.

 

23.  В модели А.В. Петровского осознанное внешнее согласие индивида с требованиями группы при сохранении внутреннего расхождения с ними называется:

А) внутригрупповая внушаемость;

Б) конформность;

В) коллективистическое самоопределение;

Г) внутренний конформизм;

Д) внешний конформизм;

Е) ложный негативизм.

 

24.    К формам групповой дискуссии можно отнести:

А) совещание;

Б) мозговой штурм;

В) синектика;

Г) консилиум;

Д) верны ответы А и Б;

Е) все ответы верны.

 

25.   Феномен «сдвиг риска» заключается в том, что:

А) групповое решение по сравнению с индивидуальным включает в себя меньшую степень риска;

Б) групповое решение по сравнению с индивидуальным включает в себя большую степень риска;

В) на разных этапах группового решения степень риска меняется от максимальной до минимальной;

Г) динамика степени риска носит колебательный характер и не зависит от содержания групповой задачи;

Д) степень риска группового решения обратно пропорциональна риску индивидуальных решений;

Е) степень риска группового решения прямо пропорциональна риску индивидуальных решений.

 

26.    По мнению А.Тешфела, основными когнитивными процессами, определяющими сущность межгрупповых отношений являются:

А) социальная категоризация;

Б) социальная идентификация;

В) социальная дискриминация;

Г) социальное сравнение;

Д) верны ответы Б и В;

Е) все ответы  верны.

 

27.  По данным Шерифа, конкуренция между группами вызывает в группах ощущение опасности, угрозы. Другая группа воспринимается как источник угрозы. При этом в группе происходит:

А) усиление внутригрупповой солидарности;

Б) повышение сплоченности;

В) более полное осознание групповой принадлежности;

Г) увеличение непроницаемости границ группового членства;

Д) верны ответы В и Г;

Е) все ответы верны.

 

28.  К механизмам социализации относятся:

А) полоролевая идентификация и полоролевая типизация;

Б) единство подражания, имитации и идентификации;

В) социальная оценка желаемого поведения;

Г) конформность;

Д) верны ответы Б и В;

Е) все ответы верны.

 

29.   Институты социализации – это группы:

А) которые выступают по отношению к индивиду в качестве носителей различных норм и ценностей;

Б) задающие систему внешней регуляции поведения индивида;

В) не имеющие четкой и однозначной системы ценностей;

Г) в которые индивид включен в качестве высокостатусного человека;

Д) верны ответы А и Б;

Е) верны ответы А и Г.

 

30. Люди, обладающие большей когнитивной сложностью:

А) легче интегрируют данные восприятия;

Б) легче преодолевают возможные противоречия между свойствами объекта;

В) совершают меньшее количество ошибок;

Г) располагают большим количеством оснований классификации, которыми сознательно или несознательно пользуется субъект;

Д) верны ответы Б и Г;

Е) все ответы верны.

 

 
. . .