SpyLOG

Для студентов психологического факультета СамГУ

и всех, тех кто хочет быть услышан другими людьми

 

Умеете ли вы говорить?

 

Почему одних людей мы слушаем внимательно, отслеживая каждое слово, даже если понимаем, что несут они чушь, не достойную нашего внимания, а других - умных, веселых, много знающих людей, слушать не можем вовсе: внимание «уплывает» куда-то уже на первых минутах их речи. Почему? В чем тут секрет? И можно ли научиться говорить?

 

Не счесть, сколько людей основным своим недостатком считают неумение говорить. Бывало, нам так хотелось рассказать о чем-то смешном в компании, убедить кого-то в своей правоте, поделиться важным и значимым. Но едва начав говорить, мы замечали, что взгляд слушателя становится отрешенным, невнимательным, человек явно думает о своем. Обидно...

И дело явно не в содержании, а в том, как мы преподносим это самое содержание. Существует несколько наиболее распространенных ошибок в общении, которые мешают нас услышать.

Начнем с темпа речи. Скорость наших мыслительных реакций почти в пять раз превышает скорость нашей речи. Это физиологический закон. Но есть такие «тараторы», которые будто поставили своей целью максимально сгладить эту разницу. Бедный слушатель, едва успев осознать предыдущую фразу, уже вынужден «догонять» следующую. Естественно, в ущерб содержанию. Даже самого внимательного человека при этом хватит ненадолго: он либо сбежит, либо, продолжая вежливо кивать, погрузится в собственные мысли. Тот же самый результат мы получаем, если говорим слишком медленно, буквально взвешивая каждое слово. Хорошо, если именно так вы поступаете в особо значимые моменты: в этом случае темп вашей речи «работает» на вас, он как бы подчеркивает важность момента. Но если цедить по два слова в минуту и после каждой фразы впадать в ступор - ваш обычный стиль разговора, то не удивляйтесь все возрастающему раздражению в глазах слушателей. Если бы вы послушали себя со стороны, то и у вас возникло бы желание пнуть медленно говорящего человека, как заевший патефон.

Психологи на тренингах по искусству речи так советуют бороться с привычкой говорить слишком быстро или, наоборот, слишком медленно. Чтобы выработать у себя умеренный темп речи, в течение дня несколько раз делайте такое упражнение: произносите любой монолог в такт собственным шагам. Шаг - слово, еще шаг - еще слово. Таким образом, ваша ходьба станет для вас необходимым тормозом. А если темп вашей речи слишком медленный, то пробуйте стоять на одной ноге до тех пор, пока не подберете нужное слово. Количество пауз в ваших фразах уменьшится очень быстро.

Очень сильно внимание слушателей рассеивается из-за монотонности голоса. Вы можете говорить интересные и важные вещи, но равномерная, как метроном интонация способна усыпить кого угодно, и уже на второй минуте взгляд вашего слушателя заметно затуманится. Как правило, мы инстинктивно выделяем самые важные моменты речи, все равно какой интонацией, лишь бы она выделяла сказанное. Но у некоторых людей эта замечательная привычка почему-то отсутствует. Попробуйте записать свой голос на магнитофон, и вы сразу заметите у себя недостаток монотонности речи, если таковой имеется.

Мы можем говорить голосом разной высоты, и от того, как мы произносим слова, нередко зависит их смысл. Например, очень высокий голос часто воспринимается слушателями как признак слабости. А при разговоре по телефону - как признак раздражения.

Низкие голоса кажутся более властными. Если во время своей речи вы хотите привлечь собеседника на свою сторону, убедить его, попробуйте в качестве агитационного оружия сменить тон вашего голоса на низкий. Чтобы наглядно убедиться, насколько важна высота голоса при разговоре, попробуйте произнести простую фразу: «Можно мне войти?» вначале высоким голосом, а потом - низким. Почувствовали разницу?

Утомить слушателей, снизить их интерес к тому, что вы говорите, может также и... ваше недоверие к их интеллектуальному уровню. Почему недоверие? А что же еще может заставить вас помногу раз, уточняя все нюансы, повторять уже не раз высказанную и «переваренную» информацию? Ваш собеседник уже давно решил про себя, что вы - «зануда», а вы снова и снова повторяете уже сказанное, уточняя детали. Исключительно из-за неумения четко и правильно излагать главное.

В «зануду» нас превращают и так называемые «скачки в сторону». Это такой способ говорить, при котором вы, не успев рассказать до конца начатое, неожиданно для собеседника, да и для себя тоже, увлекаетесь какой-то новой мыслью и начинаете ее развивать до тех пор, пока вас не позовет какая-то другая, только вам одному понятная ассоциативная цепочка. Речь такого человека похожа на причудливое кружево, где узор, начавшись от центра, причудливо вьется во всех направлениях, ни разу не повторяясь. Речь ваша при этом может даже увлечь, сама по себе, как произведение искусства, но не удивляйтесь, что ни вы, ни тем более ваш слушатель уже не вспомните, с чего, собственно, все началось и для чего говорилось.

У людей, неуверенных в себе, с заниженной самооценкой часто можно заметить такую особенность речи, мешающую воспринимать то, что они говорят: громкое и четкое начало фразы и скомканное ее окончание (а иногда окончание и вовсе «проглатывается»). И не просто скомканное, еще и произнесенное тихим голосом с извиняющимися интонациями. Создается впечатление, что человек сам уж и не рад, что начал говорить. Такие «интонационные качели» очень вредят содержанию речи, раздражают, отвлекают внимание.

Существует еще несколько важных правил, которые не дадут вашим слушателям отвлечься от того, что вы говорите, заставят прислушаться к вам и, главное, услышать и запомнить то, что вы хотите донести.

Прежде всего - это «правило края» Законы нашего восприятия таковы, что мы лучше воспринимаем и запоминаем ту информацию, которая говорится в самом начале или в самом конце речи. Поэтому старайтесь, чтобы самая важная для вас фраза прозвучала либо в самом начале вашей речи, либо, наоборот, в самом конце, завершающим аккордом.

Лучше запоминается и воспринимается то, что как-то связано с личным опытом того, кто вас слушает, с тем, что он уже знает. Говоря современным языком, вначале надо открыть файл, а уже потом записывать в него новую информацию.

Очень хорошо привлекает внимание к тому, что вы говорите, что-то неожиданное, оригинальное: ввернутое словечко из другой лексики, неожиданный жест или интонация все это как кнопка пригвоздит внимание слушателей в нужный момент.

Разумеется, это далеко не все атрибуты настоящего оратора, но и всего вышеперечисленного будет вполне достаточно, чтобы, избавившись о того, что мешает, попробовать стать увлекательным рассказчиком.

 

Самарский Государственный Университет.

Психологический факультет.

Высшее образование-5 лет. Психолог. Преподаватель психологии.

Второе высшее образование-2,9года. Психолог. Преподаватель психологии.

Специализации:

§        Психологическое консультирование и психоанализ.

§        Организационная психология и менеджмент.

§        Социальная психология.

 

http://www.Psycheya.ru

E-mail:info@psycheya.samara.ru                              Т.2-780-980;   334-54-00