SpyLOG

Осязание

Осязание состоит из собственно тактильных, кожно - температурных, кожно - болевых и мышечно - суставных ощущений. Выделяют две формы осязания: активная и пассивная. Тактильное ощущение и есть пассивное осязание. При активном осязании всегда участвует мышечное чувство, поэтому говорят о тактильно - кинестетической чувствительности.

Исходная теоретическая проблема анализа образных форм психической репрезентации может быть сформулирована следующим образом: “Как физика мира представлена в психике человека?” И именно анализ осязания должен раскрыть механизм этой сложнейшей проекции. Почему? Ни мышление, ни интеллект, ни вторичные образы представления, а также ни обоняние, ни зрение, ни вкусовая и слуховая чувствительность не отражают предметный мир, не отражают физику объекта в том прямом и непосредственном виде, как это происходит при осязании. Никакая другая модальность не может «снять» такие характеристики, как твердость, прочность, пластичность (разная степень деформации тела), проницаемость (скважность), упругость, гладкость - шероховатость и т.д. Никакая другая модальность, кроме осязания, не специализирована для отражения собственно физических характеристик предметного мира. Зрение строит геометрический гештальт , слух - хронометрический гештальт , вкус и обоняние являются сенсорными уровнями психического отражения. Только осязание строит физический гештальт . Тактильное ощущение, и, тем более, осязательный образ, возникают как результат соприкосновения наружного покрова тела с поверхностью предметов внешнего мира, как при движении внешнего тела, так и при движении рецепторного участка по поверхности объекта. Условием ощущения является движение и моторика неразрывна связана с тактильной чувствительностью. Материальным механизмом тактильно - кинестетической чувствительности являются кожно - гальванические анализаторы. Осязательные ощущения дают человеку знания о свойствах предмета, которые отражаются в разновидностях таких ощущений, как прикосновения и давления. При расстройствах кожной чувствительности человек перестает воспринимать ту или иную часть своего тела, как собственную. Тактильно - кинестетическая чувствительность участвует в координации частей тела между собой и дает осознание целостности физического “Я”. Подтверждением особой роли тактильно-кинестетической чувствительности в формировании образа «физического Я» человека служит феномен фантомных конечностей . После ампутации руки или ноги человек может продолжать чувствовать конечность: ощущать в ней боль, считать, что в состоянии двигать ею, и, даже забывая, что она удалена, пытаться ею пользоваться. У взрослых почти всегда при ампутации наблюдается «фантом конечности». Иногда описанные ощущения проходят быстро, иногда сохраняются на всю жизнь. Часто характер их меняется. Например, фантомная рука может постепенно сокращаться до размеров культи, так, что в конечном счете, она ощущается как маленькая рука. «Если ампутированный подходит вплотную к стене, ему кажется, что фантомная рука проходит через стену, то есть для него перестает действовать закон непроницаемости вещества» ( D . Katz , 1950). М.Л.Симмел провела исследования этого феномена. Ее основная гипотеза состояла в том, что фантом представляет собой инерционное действие сформированной ранее «схемы тела». Это означает, что могут возникать фантомы только тех частей тела, которые человек имел время освоить. В связи с этим возник вопрос: «Бывают ли фантомы тех частей тела, которые отсутствовали у человека со дня рождения?» Ответ оказался отрицательным. Однако из этого факта не следует, что в процесс овладения «схемой тела» включено обучение в обычном смысле слова. Может быть, фантом возникает при ампутации конечности, которую человек имел хотя бы очень непродолжительное время после рождения? Симмел предположила, что это не так, что только длительное пользование рукой, накопление ее двигательного и осязательного опыта создают достаточно прочную схему, которая сохраняется и после ампутации. Из этого предположения следовало, что чем старше человек к моменту ампутации, тем вероятнее фантом. В результате тщательных опросов ампутированных Симмел показала закономерное увеличение частоты фантома с возрастом. Начиная с 9 лет, ампутация всегда ведет к возникновению фантома. Отмечая, что перцептивное и познавательное развитие у детей обнаруживает ту же зависимость от возраста, Симмел делает вывод, что овладение «схемой тела» является частным случаем относительно сложного процесса научения. [15] Есть и другая группа факторов, подтверждающая связь фантома с процессом формирования «схемы тела». Работая с прокаженными, Симмел обнаружила, что фантом не возникает, если части тела (преимущественно пальцы рук и ног) постепенно разрушаются. Такой процесс у прокаженных идет очень медленно, часто растягивается на 10 и более лет и не сопровождается болью. Однако когда остатки зараженных пальцев ампутируются, фантом возникает почти всегда. Симмел объясняет это следующим образом: «В процессе разрушения схема продолжает соответствовать физической реальности благодаря постепенным изменениям, которые она претерпевает вместе с изменениями тела. При ампутации же физическое изменение организма происходит так быстро, что схема не успевает измениться, и сохранность ее порождает фантом». (Цит.по 10)

Помимо того, что тактильно-кинестетическая чувствительность обеспечивает построение образа «физического Я» человека, эта модальность является онтогенетически ранней по сравнению с другими. Можно сказать, что через прикосновение складывается первый опыт знакомства с миром.

По мнению Л.М.Веккера анализ тактильно - кинестетической чувствительности должен позволить выстроить всю иерархию уровней психики. Потенциал психического развития человека, в том числе и его ментальные способности, исходно содержится внутри этой модальности. Она пронизывает все уровни психики, известным образом модифицируясь на каждом уровне. Можно даже считать, что преобразования, происходящие в зазоре перевода с языка пространственно - временных координаций образов на язык логико - лингвистических структур, включают в себя мышечный компонент, так как движение невозможно без усилия, а условием усилия является моторика. Суть любого преобразования, которое проявляется в движении, это ограничение излишнего количества степеней свободы. В этом и состоит, собственно, координация движения. Мышление, как движение мысли от осознания проблемной ситуации к инсайту, тоже строится с учетом ограничений, дифференцирующих реальность от фантасмагории. В этом смысле можно говорить о моторных корнях мышления.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

  Представление - это высший уровень в иерархии образных форм отражения. Разделяют процесс представления и его интегральный продукт - вторичный образ . Понятие «вторичный образ» означает, что представления производны от первичных образов восприятия, поэтому представление может рассматриваться не только как отдельный познавательный процесс отражения действительности, но и как форма воспоминания, поскольку в момент представления происходит извлечение из памяти «первичных сигналов» (Л.М.Веккер,1974). Выделяют два вида образов представлений. Образы представления первого вида есть результат психического отражения объектов, отсутствующих в поле восприятия в актуальный момент времени, но имевших место в прошлом перцептивном опыте. Такие образы еще называют репродуктивными или, иначе, представлениями памяти. Ко второму виду относятся образы, составленные из элементов различных первичных образов. Именно благодаря комбинированию образа из элементов прошлых перцептов становится возможным выходить за пределы непосредственно воспринимаемой реальности и воображать несуществующие в действительности объекты. Однако, в любом случае, представление опирается на те знания об объектах, которые хранятся в памяти. Вторичный образ аккумулирует признаки эталонированных в памяти первичных образов. На основе представлений строится портрет класса объектов, тем самым обеспечиваются условия перехода от собственно перцептивной деятельности к понятийно-логическому отражению. Основная сложность исследования представлений заключается в невозможности прямого соотнесения объекта представления и вторичного образа.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВТОРИЧНЫХ ОБРАЗОВ

 

Пространственные характеристики.

 

1. Пространственная панорамность (Б.Ф.Ломов, 1966; Ф.Н.Шемякин, 1959) заключается в том, что при воспроизведении пространственной структуры объектов, возможности представления не ограничиваются размерами перцептивного поля. В эффекте панорамности происходит выход за пределы наличной ситуации за счет предварительной суммации различных перцептивных полей. Представление об отдельном объекте может включать в себя те стороны или части объекта, которые при восприятии находились бы за пределами поля зрения. Представить можно то, что нельзя увидеть при обычном восприятии, однако само представление не является мыслительной деятельностью; вторичные образы служат информационным материалом для мышления и наряду с понятиями составляют операндный состав мышления.

2. Независимость фигуры от фона . В отличие от перцепции, фигуро - фоновые отношения во вторичном образе имеют неограниченное количество степеней свободы. К фигуре может быть приставлен любой фон, фигура может находиться в безфоновом, «пустом» пространстве, равно как и фон, может представляться без фигуры.

3. Выпадение абсолютных величин объектов проявляется а) в несохранении числа однородных элементов (Б.Г. Ананьев, 1960); б) в нарушении воспроизведения абсолютных размеров отображаемого пространственного массива и размеров отдельного объекта (Сорокун, 1968).

Временные характеристики.

 

1. Симультанность (временная панорамность). То, что происходило при реальном восприятии сукцесивно, в представлении может преобразовываться в одновременную структуру. Динамика перцепции может становиться статикой представления.

2. Сдвиги в воспроизведении длительности событий установлены в ряде исследований и обобщены С.Л.Рубинштейном в виде эмпирического закона, который состоит в том, что «чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени» (Рубинштейн, 1940).

3. Большая точность в отображении последовательности событий по сравнению с временной длительностью .

  Модальные характеристики.

Во вторичном зрительном образе происходит перестройка цветовой палитры в сторону основных цветов спектра. Отдельные оттенки цвета нивелируются тем в большей мере, чем более длительным является время сохранения образа. Это напоминает сдвиги в восприятии цвета в затрудненных перцептивных условиях.

  Интенсивностные характеристики.

  При всем различии яркости вторичных образов, в среднем, представления по сравнению с сенсорно-перцептивными образами характеризуются значительно меньшей яркостью. Образы становятся более бледными, что так же, как и в случае описания модальных характеристик, указывает на сходство вторичных образов с первичными образами в затрудненных условиях восприятия.

  Вторичные характеристики.

еустойчивость вторичного образа выражается в колебаниях, текучести, мерцании формы, что свидетельствует о низкой степени константности образа. Фрагментарность состоит в том, что некоторые части, стороны, признаки объектов во вторичном образе могут выпадать. Если неустойчивость - есть недостаток константности (основного свойства восприятия), то фрагментарность выражает дефицит целостности. Обобщенность состоит в том, что благодаря отсутствию воздействующего объекта, вторичный образ может быть не только единичным, но и общим, «может быть обобщенным образом не единичного предмета или лица, а целого класса или категории аналогичных предметов». (С.Л. Рубинштейн, 1988)

Круг представлений конкретного человека - это запас его образной культуры, его резервы в способах репрезентации реального мира в образной форме.


Рекомендуемая литература:

 

  1. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Самара, 2000.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т.1. М., 1980.
  3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.
  4. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л., 1961.
  5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
  6. Веккер Л.М Мир психической реальности: структура, процессы и механизмы. Под общ. ред. Либина А.В. М., 1998.
  7. Веккер Л.М Психика и реальность: единая теория психических процессов. Под. общ. ред. Либина А.В. М., 1998.
  8. Веккер Л.М Психические процессы: В 3 т.Л., 1974, 1976, 1981. Т. 1.
  9. Восприятие. Механизмы и модели. Под ред. Алексеенко Н.Ю. М., 1974.
  10. Грегори Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970.
  11. Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972.
  12. Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология. М., 2000.
  13. Зинченко Т.П. Опознание и кодирование. Л., 1981.
  14. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. Мн., М., 2000.
  15. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.
  16. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Любимова В.В., Михалевской М.Б. М., 1999.
  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб., 1999.
  18. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
  19. Тоффлер А. Футурошок. Спб., 1997.
  20. Шехтер М.С. Зрительное опознание: закономерности и механизмы. М.., 1981.
  21. Шехтер М.С. Психологические проблемы узнавания. М., 1967.

Назад