SpyLOG

ЗОТКИНА Е.А., ЗОТКИН Н.В.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОЛОСОРЕЧЕВЫХ ПРОФЕССИЙ

В настоящее время практически не существует профессий, в которых голос и речь не имели бы доминирующего значения. Но есть профессии, в которых голос играет особую роль: он становится инструментом воздействия на другого человека. К ним относится и профессия педагога.

Использование голоса в педагогическом общении составляет одно из основных умений педагога в управлении своим поведением. Голос, наряду с мимикой, жестами, движениями, хорошей артикуляцией, правильной дикцией и интонационной выразительностью относится к средствам педагогической техники, помогающим преподавателю использовать себя самого в качестве инструмента педагогического воздействия. Тридцать восемь процентов передаваемой человеком информации транслируется через его голос. Всегда ли преподаватель осознает смысл собственных посланий, их значение для решения педагогических задач?

Голос - это звучание души. В его мелодичности отражается наша внутренняя свобода и открытость. В его изломах и неестественности - наша неудовлетворенность собой. Для людей коммуникативных профессий голос является профессиональным инструментом, который всегда должен быть готов к безупречной работе.

Какими же характеристиками должен обладать профессиональный голос педагога?

Фонопед ответил бы, что это должен быть голос на дыхательной опоре с использованием мягкой атаки звука, обеспечивающий эффективное речевое общение; приятный на слух; обладающий балансом ротового и носового резонанса (т.е. не имеющий чрезмерного носового оттенка или же его недостаточности); характеризующийся достаточной громкостью и полетностью; модуляциями, включающими высоту тона и громкость. Высота основного тона должна соответствовать возрасту, размерам тела и полу. Темп речи не должен нарушать этих основных характеристик.

Профессиональное владение голосом предполагает сохранение его качеств в меняющихся внешних условиях, сопровождаемых изменениями эмоциональных состояний человека. Это довольно сложно осуществить на практике, и овладение этим навыком требует длительных функциональных тренировок.

Тридцать преподавателей высшей школы, прошедших за последние пять лет тренинг голосового общения, включающий постановку речевого голоса, при ответе на вопрос "Зачем педагогу нужно заниматься голосом?", мотивировали свою работу профессиональной необходимостью, желая приобрести качества поставленного голоса.

Наиболее частым стремлением было обретение умения долго говорить без ухудшения качеств голоса и не уставать; использовать знание своих голосовых особенностей с целью организации более эффективного педагогического воздействия на другого человека или на группу в целом. Например, при выраженной экстравертированности темп речи может быть очень быстрый (вплоть до тахилалии), что является причиной недостаточной интонированности речи и общей ее смазанности. При интроверсии темп речи может быть крайне замедленным (вплоть до брадилалии). Такая речь не сможет оказать должного воздействия на собеседника.

Неправильное использование голосового аппарата и эмоциональные перегрузки (чаще всего хронические в работе преподавателя) часто приводят к нарушениям тембра голоса: голос грубеет, может стать дрожащим, неприятным, резать слух; сдавленным и резким; обладать недостаточной громкостью, может появиться придыхание и охриплость.

Жалобы, связанные с ухудшением качеств голоса в условиях повышенной голосовой нагрузки, присутствовали у всех участников тренинга.

Две трети из опрашиваемых страдали хроническими заболеваниями гортани и носоглотки, которые несовместимы с длительной речевой активностью, с обладанием нормальными голосовыми характеристиками и эмоциональной выразительностью речи. Например, при ларингитах голос становился охриплым, появлялось придыхание и сужался диапозон. Наблюдалось резкое снижение полетности голоса и педагог не мог общаться с большой аудиторией. У одной трети опрашиваемых наблюдался страх потери голоса в эмоционально значимых ситуациях. Для этих людей фонопедическая работа становилась условием для дальнейшего продолжения их профессиональной деятельности.

Двадцать три человека работали над голосом с целью достижения конгруэнтности самим себе, чувствуя острую необходимость самовыражения через голос.

Практически все педагоги говорили о недостаточной выразительности голоса, мешающей передаче смены настроений и оттенков переживаний.

Заботясь о своем голосе нужно помнить и о его возрастных изменениях. При старении утрачивается грудной регистр, снижается сила голоса, сужается тембровый диапозон и интонационные возможности, появляется тремолирование (дрожание). У женщин голос, как правило, становится ниже, а у мужчин завышается. Эти постепенные изменения начинаются уже с тридцатишестилетнего возраста. Но при использовании специальных голосовых упражнений можно значительно отсрочить их появление, тем самым продлив жизнь своему профессиональному голосу.

Итак, как ведет себя ваш голос, если вы разволновались? И даже если его звучание почти не изменяется, что в этот момент происходит с вами, с вашим организмом? Откуда берутся головные боли к концу рабочего дня и почему внезапно пропадает голос?

Занявшись постановкой голоса, обязательно нужно ответить себе на эти вопросы.

Чаще всего работа над голосом в вузовских программах сводится лишь к практикуму по постановке голоса, когда дается лишь внешняя техническая сторона воплощения, т.е. ставится профессиональный речевой голос. Но, согласно К.С.Станиславскому, эта работа имеет смысл, лишь при переводе ее в собственный авторский стиль, когда овладение техникой голосоведения превращается в искусство, рождающее неповторимость преподавателя-профессионала. А это значит, что при работе над голосом необходимо учитывать особенности личности человека, вплетающиеся в структуру его педагогических умений.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся зависимости возникающих функциональных голосовых расстройств от личностных особенностей педагога и психотравмирующей ситуации в целом.

Психотравмирующая ситуация оказывает негативное влияние на качества голоса через нерациональное напряжение мышц голосового аппарата и дыхательной мускулатуры. Любая психотравма на телесном уровне реализуется в виде мышечных зажимов или мышечной брони, что становится причиной формирования патологических способов голосоведения и возникновения гипотонусной, гипертонусной и спастической дисфоний. При отсутствии своевременной коррекции функциональных нарушений голоса происходят вторичные изменения в тканях голосового аппарата и возникают органические нарушения голоса, такие как фарингиты и ларингиты. Например, при гипертонусе мышц голосовых складок могут образовываться "узелки" голосовых складок при постоянном форсировании голоса педагогом. Улучшение качеств голоса при этих заболевнаиях (а почти 80% преподавателей страдают именно ими) зависит от разрешения психотравмирующей ситуации и снятия мышечных зажимов, т.е. от решения проблемы на психологическом и телесном уровнях.

При обучении приемам педагогической техники нужно помнить о взаимозависимости качеств голоса и личностных особенностей. Некоторые из них могут быть не совместимы с профессиональной деятельностью педагога и могут стать предрасполагающими факторами к возникновению голосовых расстройств.

Акцентуации личности в состоянии компенсации часто являются предрасполагающим фактором к возникновению нарушений голоса. Изучение личностных особенностей позволяет отнести большинство акцентуированных' лиц к тревожно-мнительному типу реагирования. Многие отмечают, что у них был слабый, быстро утомляемый голос, но до возникновения дисфоний они успешно справлялись с голосовой нагрузкой. Дисгармонический склад личности можно рассматривать как "почву", необходимую для развития невротического состояния. Пусковым механизмом, нарушающим состояние психической адаптации может быть простуда, утомление голоса или психотравмирующая ситуация.

Невротические нарушения проявляются в форме отдельных невротических реакций или неврозов. Например, истероидная акцентуация характера в состоянии декомпенсации часто приводит к возникновению истерической афонии (дисфоний). У таких людей голос пропадает при выступлении перед большой аудиторией или в особо значимых ситуациях. Нарушение голоса, наряду с ярко выраженными демонстративными чертами поведения (эмоциональная неустойчивость, обидчивость, повышенная внушаемость), выступает как возможность обратить на себя внимание окружающих. Неучет подобной особенности личности педагога сделает невозможной успешность работы по постановке голоса.

Овладение правильной техникой голосоведения будет возможно не только и не столько при правильно спланированной работе фонопеда, сколько при активном участии психолога или психотерапевта. При истероидной акцентуации наблюдается часто неосознаваемое стремление к сохранению нерационального способа голосоведения, и такая работа всегда связана с необходимостью личностных изменений. Поэтому, одной из задач станет создание такой ситуации, в которой невладение голосом превратиться в препятствие, мешающее признанию личности истероида со стороны окружающих. При отсутствии такой работы человек сможет овладеть техникой правильного голосоведения, но при минимальной эмоциональной перегрузке (которые свойственны работе педагога) будет вновь возвращаться к излюбленному способу: крикливому фальцетному голосу без дыхательной опоры, который режет слух и создает излишнее напряжение в межличностном общении. В редких случаях истеричная афония развивается и у шизоидных личностей. Рецедивы афонии в данных случаях могут провоцироваться психогенными факторами (например, возобновлением действия психотравмирующей ситуации).

Механизм развития функциональных голосовых нарушений может быть связан также с конституционально повышенной тревожностью. Нарушение голоса у таких людей обычно возникает после голосового переутомления или простуды. Голос "садится", однако педагоги часто игнорируют это и продолжают работать, не уменьшая голосовой нагрузки, форсируя голос за счет чрезмерного напряжения мышц гортани, что способствует закреплению патологического голосоведения. Обычно на этой стадии развития заболевания отоларингологом ставится диагноз "хронический ларингит". В некоторых случаях достаточно незначительного замечания врача о состоянии голосовой функции пациента, чтобы внимание человека с повышенной тревожностью было фиксировано на голосе, что приводит к нарушению акта фонации. Появляется страх профессиональной непригодности. В обычной обстановке, не требующей эмоционального и голосового напряжения, голос остается звучный, но при волнении, во время публичных выступлений тембр его меняется, он становится сдавленным, хриплым. Уже перед выступлением появляется волнение и страх, что голос "сядет", т.е. развивается один из видов социофобий - страх выступления перед аудиторией.

Невротические и психотические расстройства в сочетании с общей соматической ослабленностью могут приводить к фонастении (голосовой слабости). У таких людей до возникновения фонастении были частые жалобы на утомляемость голоса, изменение его силы и тембра, отмечалось плохое самочувствие из-за длительных соматических заболеваний, психотравмирующей ситуации или утомления. Как правило, им свойственна слабость голосового аппарата (врожденная или приобретенная), для преодоления которой требуется дополнительное напряжение гортани, что приводит к огрублению и охриплости голоса. Часты ощущения жжения, боли, тяжести в горле, основным психосоматическим фактором является астенический радикал.

Такие люди надолго теряют работоспособность, нуждаются в квалифицированном медикаментозном лечении. Именно для них особое значение приобретает овладение правильной техникой голосоведения. Повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, пониженное настроение, обусловленное тревогой за свое состояние, невозможность справиться с голосовой нагрузкой, отсутствие эффекта от медикаментозного лечения без голосовой терапии могут провоцировать "уход в болезнь". В этом случае весь распорядок жизни подчиняется голосовому заболеванию. Чаще всего с нервно-психическими нарушениями, возникающими как реакция больного на стойкое нарушение голоса, работает врач-психиатр и фониатр.

В рамках тренинга голосового общения, наряду с обучением навыкам правильного голосоведения, следует обратить особое внимание на черты личности, предрасполагающие к возникновению голосовых расстройств, которые имеют высокую корреляцию с определенными трудностями в овладении голосом. Особое значение эта работа приобретает для акцентуированных личностей. Здесь необходима помощь психолога или психотерапевта.

Непонимание подобных взаимосвязей голоса и личностных черт могут при-вести к профессиональной непригодности педагога. Но осознание этих закономерностей делает возможным овладение техникой правильного голосоведения с ее дальнейшим успешным применением на практике.

Таким образом, при овладении навыками правильного голосоведения особое значение приобретает работа по составлению и реализации индивидуальных программ для каждого из участников группы, с учетом тех особенностей личности, которые могут стать предрасполагающими факторами к возникновению голосовых расстройств и потере работоспособности.