SpyLOG

ХОД КОНЕМ.

Привычная картина урока
менялась на глазах. -
А причиной, казалось бы,
такая мелочь…

Давно отзвенели все звонки. Сижу в опустевшем классе и думаю : все ли успел сделать за короткие 45 минут, отведенные мне на уроке, все ли мои ученики усвоили новую тему? Какие есть резервы улучшения учебно-воспитательного процесса?

В последнее время в системе профессионально-технического образования уделяется много внимания распространению передового педагогического опыта. Конечно, никакой опыт не может носить всеобъемлющий, универсальный характер. Но учитель должен иметь возможность в соответствии со своими желаниями и творческими способностями пользоваться всем тем новым, что появляется в современной методике. Навязывать ему что-либо без учета его характера, творческих возможностей, конкретных условий работы, в которых он находится, нельзя. Специфика нашего труда требует непрекращающегося самостоятельного поиска. Учитель работает с коллективом учащихся и должен постоянно искать более рациональные формы работы. Только при этом условии коллективная деятельность может способствовать развитию каждого ученика.

Как приучить учащихся быть активными и внимательными, уметь ценить и беречь мгновения урока? За 45 минут преподаватель должен успеть очень многое. Провести опрос, проверить домашнее задание, изложить новый материал, закрепить его, дать задание на дом. И не упустить при этом воспитательную работу, основанную на индивидуальном подходе к каждому ученику.

Словом, урок проходит в очень напряженном ритме. И учитель, работая один на один с группой, может и должен рассчитывать только на себя, на свой опыт, знания и умение. Регуляция темпоритма урока в его руках. Но во время опроса она попадает помимо его воли в сильную зависимость от учащихся, и управлять ею бывает порой нелегко. Учащиеся нередко очень медлительны, а иногда, не зная ответа на поставленный вопрос, ждут подсказки. Это затягивает урок, делает тягучим, малоинтересным. Попытки преподавателя объяснить учащимся, что надо успеть выполнить все запланированное, как правило, успеха не приносят. В группах с невысокой дисциплиной проводить опрос слабых учеников особенно трудно. Здесь на любого из них может уйти неоправданно много времени. Остальные в такие минуты в лучшем случае откровенно скучают. Выходить из положения за счет письменных работ по карточкам (пусть даже очень оригинальных по форме и содержанию) не всегда оправдано и целесообразно. Учащиеся обязаны как можно больше говорить вслух, упражняться, уметь четко и ясно выражать свои мысли, а для этого необходимы слушатели. Отвечая на вопрос, как сберечь время урока, повысив одновременно активность ребят, решил пойти на маленькую хитрость, или, как говорят, сделал ход конем: использовать простую и наглядную форму соревнования на уроке, в результате которой среди учащихся возникает, как правило, сначала личная, а затем и коллективная заинтересованность в активизации мыслительной деятельности. Не нарушая традиционной структуры урока, был применен специальный прием для активизации контроля за учебным временем. В процессе опроса мной были использованы шахматные часы.

Учебные столы в классе стоят в два ряда. Каждый ряд рассчитан на 16 человек. На столе учителя обыкновенные шахматные часы с двумя кнопками. Задавая по ним время на пять минут (до падения флажка), можно провести десятиминутный опрос (своеобразный блицтурнир) между соседними рядами. Учитель задает вопросы и пускает часы. В глазах ребят появляется азарт, желание борьбы и победы.

Учащиеся сразу приняли эту форму соревнования. Стимулом служило время - минуты, отведенные на опрос. За каждым ответом, затаив дыхание, следил весь ряд. О таком внимании к себе не мечталось даже самому заядлому "остряку". Пропала прежняя медлительность, стала исчезать неряшливость в ответах. Преимущество получал тот, чей ответ был быстр и лаконичен. К этому стал стремиться каждый. Если же ученик не знал ответа, то "свои" так "одаривали" его взглядами, что назавтра он уже не рисковал наградить товарищей штрафным временем. Удачный же ответ слабого ученика вызывал откровенную радость всего коллектива. Окончательная победа - падение контрольного флажка на циферблате часов соперников - сопровождалась аплодисментами. Спрашивать можно любого, очередность соблюдается лишь по отношению к ряду. В успехе каждого заинтересован весь коллектив. У ребят появляется чувство ответственности. Словом, результат превзошел все ожидания. Во-первых, за 10 - 15 минут все учащиеся получают возможность выразить свои мысли вслух. Во-вторых, "недоигранные партии" заканчиваются во время закрепления нового материала, что повышает его эффективность. Правда, несколько усложняется подготовка к уроку. Приходится каждый раз придумывать очень большое количество вопросов, чтобы охватить весь материал.

Дальнейшее развитие этого нехитрого приема в других группах выявило его дополнительные резервы. Проходили первые впечатления и постепенно начинала формироваться привычка у учащихся экономить время урока. Затем начались среди ребят "миграции" с одного ряда на другой: кто не хотел быть с кем-то в одной команде, кто, наоборот, не хотел быть в противоположной. Завершением этого на первый взгляд стихийного процесса было создание в группах по две стабильные и, как правило, равносильные команды. Открывались новые, неожиданные возможности взаимного опроса. Учащиеся сами стали заранее готовить друг другу каверзные контрольные вопросы, а затем на уроке задавать их соперникам с соседнего ряда. Роль учителя все чаще походила на роль арбитра. Это меня не смущало. 10 минут в начале урока и 10 - в конце при закреплении превратились в жаркие баталии, привычная картина урока менялась на глазах. Объяснение нового материала стали слушать с большим вниманием. Жажда задать противникам в конце урока сложный вопрос побеждала всякую лень. На вес золота стали секунды урока. И еще великая сила противоречия, которая заключалась в том, что в одно и то же мгновение учащийся переживал и свою причастность к группе, и возможность противопоставить свой успех соперникам. Похоже, что это очень сильный эмоциональный фактор. Наградой победителям служили "пятерки" за пять одержанных подряд побед. Но победить пять раз подряд удавалось редко.

Ответ учащегося остался индивидуальным, но форма проявления - коллективная. Образование связи между "я" и "мы" в процессе опроса дает возможность ребятам почувствовать новые отношения, где индивидуальная ответственность осознается на групповом уровне.

Коллективное самоутверждение - тот самый катализатор нравственных переживаний, который порождает заметное изменение в отношениях ребят друг с другом, растворив, по крайней мере на время урока, неформальные микрогруппы. Коллективное переживание успеха сплачивает ребят, пробуждает внимание к окружающим, рождает чувство долга, иное отношение к труду. Осознание же возможности получения в процессе обучения коллективной радости, когда общественная радость становится личной, а личная - общественной, и есть один из фаторов воспитания.

Остается добавит, что учитель, приучая учащихся к быстрым темпам работы, не должен развивать торопливость. Поскольку в классе бывают учащиеся с различной скоростью мыслительной реакции, то необходим дифференцированный подход. В противном случае может возникнуть противоречие между теми, кто научился быстро реагировать, и теми, кто этого еще не может. Достигнуть согласованности между такими полюсами будет легко за счет незаметной ребятам различной степени сложности постановки вопросов. Таким образом, сохранив доброжелательную атмосферу соревнования на уроке, можно непосредственно содействовать успеху слабого ученика, не сдерживая интеллектуального движения сильного.

Средний балл успеваемости в группах, где применялся такой вид опроса, поднялся с 3,21 до 3,42, тогда как в контрольной с 3,22 до 3,27. Более того, в экспериментальной группе 8 учащихся закончили училище с VI, повышенным разрядом по специальности в контрольной - только двое.

Здесь описан всего один из способов экономии времени на уроке, но и у этого способа есть резервы, и всякий мыслящий педагог может дать ему интересное преломление. А сколько существует других способов, не менее интересных!?

К. ЛИСЕЦКИЙ

Преподаватель спецтехнологии
Среднего ПТУ-24 г. Куйбышева.

(перепечатано из журнала
"Профессионально-техническое образование" №3 за 1985 г.)