SpyLOG

Михаил Покрасс (Самара, Россия)

Homo moralis, нравственный инфантилизм и творчество

(В кн.: III Mi _e .dzynarodowa Konferencja Naukowo-Metodyczna "Uz,dolnienia Intelektualne i Tw'orcz,e Problemy. Konsepcje. Perspektywy". Warszawa-Konstancin, 19-21 maja 1997. BORGIS Ltd. Widawnictwa Medyczne i O'swiatowe)

    Творчество или болезнь - другой альтернативы страданию мы не видели.
    Разрабатывая программу раскрепощения творческой инициативы подростка, мы руководствовались несколькими простыми мыслями.
     1. Человек, во-первых, не "Homo sapiens" - разумный, но "Homo moralis" - нравственный и в этом - его специфика ( , ).
     2. Жизнь, здоровье и болезнь, тонус организма - вся энер-гетика человека движутся в непрерывной зависимости от несозна-ваемых нравственных направленностей - нравственного чувства.
     3. Нравственное чувство - посредник между миром чувств и ценностей другого человека, человеческого сообщества и внут-ренним регулированием, энергетикой отдельного человека ( , ).
     4. Человек формирует себя под влиянием нравственных стере-отипов, реально существующих в культуре, в его общественной среде и часто тоже несознаваемых, неотрефлексированных во всем их значении в современном общественном сознании.     Эти стереотипы нередко враждебны современному человеку и не допускают творчества (3, 4).     В сообщении подробно излагается содержание и характер вли-яния на существование, творческую активность ребенка и взрос-лого особо значимых из этих стереотипов: "отсутствия в обществе культа инициативы", "вековечного проклятия женской инициа-тивы", "мужской морали", "культа страдания", "страха челове-ческого эгоизма", "противопоставления "духа" телу"... (3, 4).
     5. Неосознанные нравы, чувства, вкусы, скрытые пристрастия людей влияют на формирование личности ребенка больше, чем все их вместе взятые слова, лозунги и явные действия. Мы "заража-ем" детей тем, что имеем: счастливые - счастьем (3, 4), нес-частливые - насильственно тормозим психологическое, нравствен-ное развитие детей, передаем свою несчастливость, как повадку.
     6. Формирование личности происходит в процессе активного освоения человеком той или иной культуры ( ). Как человек сформирует себя, зависит от того, насколько внутренне нестес-нена его инициатива. Человек с подавленной инициативой навсег-да остается имитатором человека.
     7. Имитация - необходимое средство активного освоения че-ловеком человеческой культуры. Оставаясь неосознанной и безот-ветственной, имитация может становиться причиной и проявлением остановки нравственно-психологического развития.
    Сообщается определяющее отличие психологических возрастов свободного развития, от аналогичных "возрастов имитации" как задержки роста - инфантилизма. Излагаются критерии диагностики и самодиагностики нравственно-психологического возраста и воз-раста задержки нравственно-психологического развития (3, 4).
     8. Вместе с выбором развития или имитации человек выбирает и один из двух путей формирования сознания как "комплекса со-циально значимых деятельностей" ( ). Один - в качестве инстру-мента самоосуществления, способствующего включению человека в его общественную среду. Другой - в качестве имитирующего эту свою основную функцию посредника ложно воспринятого обществен-ного интереса, орудия насильственного подчинения человека "враждебному", игнорирующему его интересы обществу, инструмен-та подавления всего индивидуального, спонтанного, творческого.
     9. Особое влияние на стиль всех последующих выборов чело-века, на отношение к собственным свойствам и к миру, оказывает характер присвоения свойств родительских, их взаимодополнение или игнорирующая друг друга конфронтация. Взаимопризнание ро-дителей становятся основой содружественных отношений созна-тельного и неосознанного, всех свойств личности: материнских, отцовских, всеобщих и индивидуальнейших, новых и старых, тем первым тренингом, который навсегда обеспечивает открытый опы-ту, инициативе, новизне, творческий способ существования.     Вышеизложенным пониманием определилась направленность деятельности психотерапевтов и особый интерес к организации работы с макро- и микросоциальным окружением подростка: препо-давателями, родителями, нравственно-психологическая пропаган-да, адресованная обществу, работа в группах подростков.     И все-таки первой задачей оказалась задача найти или под-готовить влюбленного в мир, в себя, в другого человека, то есть творчески живущего ( , ) психотерапевта. Разработанная мной программа подготовки таких психотерапевтов осуществлялась в Куйбышевской (теперь Самарской) области с 1985 года.     Время счастливо и парадоксально. Все смешалось. Мы сами выбираем нравственные основания, которые определят жизнь нашу и следующих поколений. Что сбережем, что изменим?…

Сноски

    Зурабашвили А.Д. "Проблемные вопросы клинической пато-персонологии шизофрении". В кн."Шестой Всесоюзный съезд невро-патологов и психиатров, том 3. Москва. 1975.
    Зурабашвили А.Д. "Актуальные проблемы персонологии и психиатрии", Тбилиси "Медниереба", 1970.
    Покрасс М.Л. "Социально-психологические проблемы заика-ющегося и логопеда". В кн.: "Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся". Материалы конферен-ции, проходившей в Куйбышеве 19-20 июня 1990 г. Куйбышевский пед.ин-т, Куйбышев, 1990."
    Покрасс М.Л. "Методика психотерапевтической работы с подростками с творческой направленностью". В сб."Учебно-мето-дические материалы по курсу "Развитие творческих способнос-тей". Куйбышев, 1990.
    Каган М.С. "Мир общения". М.:Политиздат, 1988.
    Покрасс М.Л. "Залог возможности существования". В печа-ти. 420с.
    Покрасс М.Л./ Pokrass M. "Therapie durch Verhalten " (Pokrass). In-: Lauterbach W. "Psychotherapie in der Sowjetu-nion". Munchen, Wien, Baltimore: Urban und Schwarzenberg,1978.
    Пришвин М., "О творческом поведении".М., "Советская Россия, 1969.
    Rogers,C "Client centered therapy". Boston, 1951

Literature & 1997-2000:

    Зурабашвили А.Д. "Проблемные вопросы клинической патоперсонологии шизофрении". В кн."Шестой Всесоюзный съезд невро-патологов и психиатров, том 3. Москва. 1975.
    Зурабашвили А.Д. "Актуальные проблемы персонологии и психиатрии", Тбилиси "Медниереба", 1970.
    Покрасс М.Л. "Социально-психологические проблемы заикающегося и логопеда". В кн.:"Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся". Материалы конферен-ции, проходившей в Куйбышеве 19-20 июня 1990 г. Куйбышевский пед.ин-т, Куйбышев, 1990."
    Покрасс М.Л. "Методика психотерапевтической работы с подростками с творческой направленностью". В сб."Учебно-мето-дические материалы по курсу "Развитие творческих способнос-тей". Куйбышев, 1990.
    Покрасс М.Л. Терапия поведением. /Методика для активного психотерапевта и для всех, ищущих выхода./ - Самара: Издательский Дом "Бахрах", 1997, - 240с. (тогда была в печати ).
    Метод психологического анализа "без анализа" и нравственно-психологический возраст общества. - В кн.: Российское сознание: психология, культура, политика: Материалы II Международной конференции по исторической психологии российского сознания "Провинциальная ментальность России в прошлом и будущем" (4-6 июля 1997 г., Самара). Самара: Изд-во СамГПУ, 1997, 437 с.
    Покрасс М.Л. Залог возможности существования. /Четвертая категория психологии./ - Самара: Издательский Дом "Бахрах", 1997, - 456с. (тогда была в печати ).
    Покрасс М.Л. Комплекс Наины и другие проблемы российской эмансипантки. - В кн.: А.С. Пушкин и Российское историко-культурное сознание. Провинциальная ментальность России в прошлом, настоящем и будущем. Материалы III Международной конференции по исторической психологии российского сознания (17-19 мая 1999 г., г. Самара). Самара: Изд-во Самарского государственного педагогического университета, 1999, 380 с. (Ежегодник Российского Психологического Общества. Том 5, выпуск 1)
     Каган М.С. "Мир общения". М.:Политиздат, 1988.
     Покрасс М.Л. Активная тоска (в печати ).
    Покрасс М.Л./ Pokrass M. "Therapie durch Verhalten " (Pokrass). In-: Lauterbach W. "Psychotherapie in der Sowjetu-nion". Munchen, Wien, Baltimore: Urban und Schwarzenberg, 1978.     . Пришвин М., "О творческом поведении".М., "Советская Россия, 1969.
    Rogers,C "Client centered therapy". Boston, 1951.

Мы будем очень рады получить Ваши отзывы на статью.

Написать отзыв