Михаил Покрасс (Самара, Россия)
Творчество или болезнь
- другой альтернативы страданию мы не видели.
Разрабатывая программу раскрепощения творческой
инициативы подростка, мы руководствовались несколькими простыми мыслями.
1. Человек, во-первых, не "Homo sapiens"
- разумный, но "Homo moralis" - нравственный и в этом - его специфика
( , ).
2. Жизнь, здоровье и болезнь, тонус организма
- вся энер-гетика человека движутся в непрерывной зависимости от несозна-ваемых
нравственных направленностей - нравственного чувства.
3. Нравственное чувство - посредник между
миром чувств и ценностей другого человека, человеческого сообщества и
внут-ренним регулированием, энергетикой отдельного человека ( , ).
4. Человек формирует себя под влиянием нравственных
стере-отипов, реально существующих в культуре, в его общественной среде
и часто тоже несознаваемых, неотрефлексированных во всем их значении в
современном общественном сознании. Эти стереотипы
нередко враждебны современному человеку и не допускают творчества (3,
4). В сообщении подробно излагается содержание
и характер вли-яния на существование, творческую активность ребенка и
взрос-лого особо значимых из этих стереотипов: "отсутствия в обществе
культа инициативы", "вековечного проклятия женской инициа-тивы", "мужской
морали", "культа страдания", "страха челове-ческого эгоизма", "противопоставления
"духа" телу"... (3, 4).
5. Неосознанные нравы, чувства, вкусы, скрытые
пристрастия людей влияют на формирование личности ребенка больше, чем
все их вместе взятые слова, лозунги и явные действия. Мы "заража-ем" детей
тем, что имеем: счастливые - счастьем (3, 4), нес-частливые - насильственно
тормозим психологическое, нравствен-ное развитие детей, передаем свою
несчастливость, как повадку.
6. Формирование личности происходит в процессе
активного освоения человеком той или иной культуры ( ). Как человек сформирует
себя, зависит от того, насколько внутренне нестес-нена его инициатива.
Человек с подавленной инициативой навсег-да остается имитатором человека.
7. Имитация - необходимое средство активного
освоения че-ловеком человеческой культуры. Оставаясь неосознанной и безот-ветственной,
имитация может становиться причиной и проявлением остановки нравственно-психологического
развития.
Сообщается определяющее отличие психологических
возрастов свободного развития, от аналогичных "возрастов имитации" как
задержки роста - инфантилизма. Излагаются критерии диагностики и самодиагностики
нравственно-психологического возраста и воз-раста задержки нравственно-психологического
развития (3, 4).
8. Вместе с выбором развития или имитации
человек выбирает и один из двух путей формирования сознания как "комплекса
со-циально значимых деятельностей" ( ). Один - в качестве инстру-мента
самоосуществления, способствующего включению человека в его общественную
среду. Другой - в качестве имитирующего эту свою основную функцию посредника
ложно воспринятого обществен-ного интереса, орудия насильственного подчинения
человека "враждебному", игнорирующему его интересы обществу, инструмен-та
подавления всего индивидуального, спонтанного, творческого.
9. Особое влияние на стиль всех последующих
выборов чело-века, на отношение к собственным свойствам и к миру, оказывает
характер присвоения свойств родительских, их взаимодополнение или игнорирующая
друг друга конфронтация. Взаимопризнание ро-дителей становятся основой
содружественных отношений созна-тельного и неосознанного, всех свойств
личности: материнских, отцовских, всеобщих и индивидуальнейших, новых
и старых, тем первым тренингом, который навсегда обеспечивает открытый
опы-ту, инициативе, новизне, творческий способ существования. Вышеизложенным
пониманием определилась направленность деятельности психотерапевтов и
особый интерес к организации работы с макро- и микросоциальным окружением
подростка: препо-давателями, родителями, нравственно-психологическая пропаган-да,
адресованная обществу, работа в группах подростков. И
все-таки первой задачей оказалась задача найти или под-готовить влюбленного
в мир, в себя, в другого человека, то есть творчески живущего ( , ) психотерапевта.
Разработанная мной программа подготовки таких психотерапевтов осуществлялась
в Куйбышевской (теперь Самарской) области с 1985 года. Время
счастливо и парадоксально. Все смешалось. Мы сами выбираем нравственные
основания, которые определят жизнь нашу и следующих поколений. Что сбережем,
что изменим?…
Сноски
Зурабашвили А.Д. "Проблемные
вопросы клинической пато-персонологии шизофрении". В кн."Шестой Всесоюзный
съезд невро-патологов и психиатров, том 3. Москва. 1975.
Зурабашвили А.Д. "Актуальные проблемы персонологии и психиатрии", Тбилиси "Медниереба", 1970.
Покрасс М.Л. "Социально-психологические проблемы заика-ющегося и логопеда". В кн.: "Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся". Материалы конферен-ции, проходившей в Куйбышеве 19-20 июня 1990 г. Куйбышевский пед.ин-т, Куйбышев, 1990."
Покрасс М.Л. "Методика психотерапевтической работы с подростками с творческой направленностью". В сб."Учебно-мето-дические материалы по курсу "Развитие творческих способнос-тей". Куйбышев, 1990.
Каган М.С. "Мир общения". М.:Политиздат, 1988.
Покрасс М.Л. "Залог возможности существования". В печа-ти. 420с.
Покрасс М.Л./ Pokrass M. "Therapie durch Verhalten
" (Pokrass). In-: Lauterbach W. "Psychotherapie in der Sowjetu-nion".
Munchen, Wien, Baltimore: Urban und Schwarzenberg,1978.
Пришвин М., "О творческом поведении".М., "Советская Россия, 1969.
Rogers,C "Client centered therapy". Boston, 1951
Literature & 1997-2000:
Зурабашвили А.Д. "Проблемные
вопросы клинической патоперсонологии шизофрении". В кн."Шестой Всесоюзный
съезд невро-патологов и психиатров, том 3. Москва. 1975.
Зурабашвили А.Д. "Актуальные проблемы персонологии
и психиатрии", Тбилиси "Медниереба", 1970.
Покрасс М.Л. "Социально-психологические проблемы
заикающегося и логопеда". В кн.:"Использование комплексной системы устойчивой
нормализации речи заикающихся". Материалы конферен-ции, проходившей в
Куйбышеве 19-20 июня 1990 г. Куйбышевский пед.ин-т, Куйбышев, 1990."
Покрасс М.Л. "Методика психотерапевтической работы
с подростками с творческой направленностью". В сб."Учебно-мето-дические
материалы по курсу "Развитие творческих способнос-тей". Куйбышев, 1990.
Покрасс М.Л. Терапия поведением. /Методика для
активного психотерапевта и для всех, ищущих выхода./ - Самара: Издательский
Дом "Бахрах", 1997, - 240с. (тогда была в печати ).
Метод психологического анализа "без анализа" и
нравственно-психологический возраст общества. - В кн.: Российское сознание:
психология, культура, политика: Материалы II Международной конференции
по исторической психологии российского сознания "Провинциальная ментальность
России в прошлом и будущем" (4-6 июля 1997 г., Самара). Самара: Изд-во
СамГПУ, 1997, 437 с.
Покрасс М.Л. Залог возможности существования.
/Четвертая категория психологии./ - Самара: Издательский Дом "Бахрах",
1997, - 456с. (тогда была в печати ).
Покрасс М.Л. Комплекс Наины и другие проблемы
российской эмансипантки. - В кн.: А.С. Пушкин и Российское историко-культурное
сознание. Провинциальная ментальность России в прошлом, настоящем и будущем.
Материалы III Международной конференции по исторической психологии российского
сознания (17-19 мая 1999 г., г. Самара). Самара: Изд-во Самарского государственного
педагогического университета, 1999, 380 с. (Ежегодник Российского Психологического
Общества. Том 5, выпуск 1)
Каган М.С. "Мир общения". М.:Политиздат, 1988.
Покрасс М.Л. Активная тоска (в печати ).
Покрасс М.Л./ Pokrass M. "Therapie durch Verhalten
" (Pokrass). In-: Lauterbach W. "Psychotherapie in der Sowjetu-nion".
Munchen, Wien, Baltimore: Urban und Schwarzenberg, 1978. .
Пришвин М., "О творческом поведении".М., "Советская Россия, 1969.
Rogers,C "Client centered therapy". Boston, 1951.