SpyLOG
Вопросы психологии, № 6, 1990

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС ЭТИКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ.
ВОНН. ФРГ, 1986 г.

Настоящий кодекс несколько отличается от аналогичных текстов, например, от "Этических принципов психолога", опубликованных Американской психологической ассоциацией: как это принято в ФРГ для всех свободных профессий, кодекс содержит не только этические принципы, но и интерпретацию некоторых законодательных положений, касающихся психологов. В частности, закон о фармакологической информации (Heilmittelwerbegesetz) распространяется на деятельность психологов-клиницистов, регулируя аспекты постановки диагноза и психотерапии; как и все прак-тикующие врачи, психологи, работающие в клинике, не должны рекламировать свои услуги. Используя имеющийся опыт профессиональной практики, кодекс устанавливает порядок интерпретации этого закона в сфере клинической психологии, что служит основой для соответствующих разделов кодекса. Другие юридические нормы, нашедшие в нем отражение, касаются, например, сохранения профессиональной тайны и употребления научных званий.

Предисловие к изданию 1986 г. Профессиональная деятельность психо-лога, в какой бы области он ни работал (профориентация, организация производ-ства, клиническая, возрастная, педагогическая психология, судебно-психологическая экспертиза, преподавательская или научная деятельность), характеризуется особой от-ветственностью его перед клиентами или пациентами. Чтобы быть в силах помочь им, психолог нуждается в доверии. С точки зрения общества, профессия психолога сегодня обладает специфической ценностью и поэтому должна опираться на разнообразные этические и законодательные основы (содержащиеся в настоящем кодексе). Как известно, сообщество психологов в значительной мере является частью юридической системы и от нее зависит. Этот аспект особенно отчетливо проявляется в разделах "О получении и использовании информации" и "Реклама и общество". Поскольку действующее законодательство предъявляет различные требования к психологам, работающим и не работающим в клинике, кодекс также содержит разные положения для этих двух групп. Тем не менее обязательства, общие для всех психологов, рассматриваются в первую очередь.

Профессия психолога современна, что выражается в более или менее равных долях среди практикующих и изучающих психологию мужчин и женщин. Хотя форму-лировки настоящего кодекса содержат преимущественно мужской род, авторы осо-бо подчеркивают, что это не более, чем грамматическая форма.
Этический кодекс всегда является прояв-лением представлений о себе представи-телей данной профессии. Он дает им возможность ориентироваться в своей практи-ческой работе устанавливает стандарты, по которым могут быть оценены результаты их деятельности. Таким образом, правила, излагаемые ниже, служат для внутренней регуляции деятельности сообщества психо-логов; они также дают возможность, в случае нарушения этических стандартов, при-менять санкции к нарушителям.

Введение
  1. Профессия психолога. Задачей психолога является расширение знаний человечества и приложение этих знаний и умений для блага как индивида, так и общества в целом. Психолог уважает достоинство и неприкосновенность человеческой лич-ности и уважает и защищает фундаментальные права человека.
    Психологи являются представителями свободной профессии (freier Beruf)
  2. Ответственность. Психолог обязан проявлять в своей профессиональной деятельности добросовестность и оправдывать оказываемое ему доверие. Он должен всегда помнить об ответственности перед обществом, поскольку его действия существенным образом влияют на жизнь других людей. Психолог признает право любого человека на действия согласно его взглядам и убеждениям и в своей профессиональной деятельности стремится к непредвзятости и объективности. Он противостоит любым личным, социальным, организационным, экономическим и политическим факторам и влияниям, могущим привести к злоупотреблениям или неправомерным применениям его знаний и умений.
  3. Компетенция. Ответственная профессиональная деятельность требует высочайшей компетентности в своей области. Психолог обязан путем добросовестной подготовки быть информированным в новейших дости-жениях науки. В этой связи он должен также быть в курсе предписаний, регулирующих его профессиональную деятельность. Психолог может оказывать лишь те услуги, для которых он имеет необходимую квалификацию и образование. В своей работе он руководствуется научными и профессиональными стандартами и приме-няет апробированные и проверенные методики. Психолог должен придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полученные результаты. Психолог может взяться за выполнение только такой работы, которая дает возможность соблюдения вышеперечисленных обязательств. В соответствии со своей компе-тенцией в психологических вопросах он действует на свою ответственность и независимо.
Сведения о профессиональной принадлежности и ученой степени
  1. Название профессии. Наименование "психолог" может быть принято лицом, имеющим университетское образование по специальности "психология". Степень магистра (Diplom-Psychologe) может применяться к лицу, официально удостоенному ее по окончании университета.
  2. Членство в ассоциации. Указание на членство в Германской ассоциации профессиональных психологов разрешается. Не разрешено указывать на принадлежность к подразделениям или комитетам ассоциации, кроме тех случаев, когда психолог в этом качестве выступает как официальный пред-ставитель ассоциации.
  3. Ученая степень. Ученая степень может быть указана только в том случае, если она признана правительством ФРГ.
Поведение психолога в отношении клиентов и пациентов
  1. Взаимоотношения доверия. Взаимоотношения психолога с клиентом или пациентом имеют особый характер в силу необходимости установления доверия между ними. Психолог вправе отказаться от принятия на себя профессиональных обязательств или прекратить их выполнение в случае прекра-щения доверительных отношений.
  2. Обязанность внести ясность. Психолог должен сообщать клиенту или пациенту о всех важных шагах или лечебных дейст-виях. В случае лечения в клинике, психолог должен привлечь внимание пациента к воз-можному риску и к альтернативным методам лечения, включая непсихологические. В вопросы гонорара также должна быть внесена ясность.
  3. Сохранение независимости. Клинический психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими пациентами (например, запрещены сексуальные отношения).
  4. Право на индивидуальную консультацию и лечение. Клиенты и пациенты имеют право на консультацию психолога или лечение без присутствия третьих лиц. Психолог не должен препятствовать, если его клиент или пациент выражает такое желание, привлечению для консультации другого психолога или врача в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний.
  5. Применение записей. Психолог может делать видео- или аудиозаписи консультации или лечения, или разрешить третьим лицам слышать их лишь после согласия на это. пациента или клиента; это положение распространяется и на телефонные переговоры.
  6. Особые обязанности клинического психолога. Если психолог приходит к заключению, что лечение в клинике не приведете улучшению или даже представляет собой риск для здоровья пациента, он должен прекратить вмешательство. Если какие-либо обстоятельства вынуждают психолога к преждевременному прекращению лечения, что может отрицательно сказаться на здоровье пациента, он должен обеспечить продолжение лечения.
Поведение в отношении коллег и профессионалов в других областях
  1. Поведение в отношении коллег. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия. В случаях, вызывающих сомнение, перед началом психотерапевтического вмешательства следует проконсультироваться с врачом о наличии физического заболевания и необходимости медицинского вмешательства. С согласия пациента психолог может сообщить свои наблюдения врачу. По желанию пациента, психолог может привлечь к лечению своего коллегу.
    Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы. Прежде чем принять на себя профессиональные обязательства, психолог должен оговорить их прекращение в случае, если его коллега уже взял их на себя. Если психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен в первую очередь указать ему на это конфиденциально. Прежде чем обратиться в суд с иском к коллеге в случае диффамации или причинения иного ущерба, психолог должен прибегнуть к суду чести Германской ассоциации профессиональных психологов, если его противник является членом этой ассоциации.
    Если психолог выступает в роли нанимателя своего коллеги, он должен предложить ему контракт, соответствующий его профессиональному реноме.
  2. Поведение в отношении представителей других профессий. В своих профессиональных контактах с представителями других профессий психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность по-мочь. Не следует делить другие профессии по рангам.
    Как и все психологи, клинические психологи выполняют свои функции незави-симо и на свою ответственность. Клинический психолог не должен передоверять свои обязанности другим лицам, не являющимся ни врачами, ни психологами. Клинический психолог может согласиться на то, чтобы его замещал другой квалифи-цированный психолог или, в исключительных случаях, имеющий соответствующую подготовку врач.
    При приеме на работу психолог должен оговорить, что он в пределах своей компетенции будет действовать независимо и в особенности обратить внимание на обязательство хранить профессиональную тайну, чего от него требует закон.
    Психолог должен оговорить, что профессиональное руководство его работой может осуществляться только психологом. В сфере терапии временно и когда для этого есть веские основания такое руководство может осуществляться имеющим соответствующую подготовку врачом.
    Психолог также должен оговорить невозможность для себя выполнения неэтичных и непрофессиональных требований.
    Наниматель должен быть снабжен текстом этического кодекса для психолога при приеме на работу последнего.
  3. Психологи и другой персонал. При приеме на работу ассистентов и иного персонала психолог должен обеспечить им подходящие условия работы и заключить с ними договора в соответствии с их обязанностями. Практиканты должны получать подготовку, необходимую для их будущей профессии; поэтому их функции не должны быть ограниченными или не требующими квалификации. Психолог обязан выдать объективную характеристику своим сотрудникам по первому требованию и в особенности при прекращении ими работы.

Практическая профессиональная деятельность
  1. Сведения о психологической практике. Указания на характер психологической практики не должны содержать предложения неприемлемых для психолога услуг.
    В области клинической психологии запрещается обнародование любых сведений, которые могли бы обеспечить преимущественное обращение к данному специа-листу (названия типа "услуги консультанта", "руководитель", "центр"). Наименование "институт" или другое аналогичного статуса может применяться только в том случае, если ему соответствует персонал, оборудование и применяемые методики.
    Если несколько психологов осуществляют свою деятельность совместно как компания, подчиняющаяся соответствующим требованиям законодательства, они должны обозначить себя как "Совместная практика".
  2. Расположение и форма вывески. Вывеска является средством привлечения внимания к месту оказания психологических услуг. Клинические психологи указывают на вывеске характер своей деятельности и время работы. В принципе, разрешена всего одна вывеска. В специальных случаях возможны исключения, например, когда это диктуется местными условиями.
    В случае переезда психолог может в течение б месяцев сохранять вывеску с указанием о прекращении своей работы по прежнему адресу.
    Вывески практикующих психологов должны быть выполнены в ненавязчивом стиле и не превышать размеров 35Х50 см.
    Вывески по месту жительства психолога должны быть похожи на общепринятые таблички на частных домах. Позволяется указание на место профессиональной деятельности психолога.
  3. Разрешенные для помещения на вывеске детали. В дополнение к имени и ученой степени (см. раздел "Сведения о профес-сиональной принадлежности и ученой степени") могут быть указаны часы работы и номер телефона. Где это возможно, не следует указывать специализацию; раз-решено не более шести уточнений (специ-фическая группа пациентов или клиентов;
    специфические симптомы или разрешаемые проблемы; специфические методики лечения или помощи).
    Имена коллег, отошедших от дел или умерших, могут сохраняться преемником на вывеске не более чем 12 месяцев, при усло-вии согласия заинтересованных лиц. Информация о смерти одного из партнеров должна быть сообщена в достойной манере.
  4. Бланки, формы и штампы. Все требования к вывескам, приведенные выше, распространяются и на бланки, формы и штампы. Следует избегать излишней броскости.
  5. Объявления. Клинические психологи могут прибегать к объявлениям только в следующих случаях: 1) создание или изменение места работы психолога; 2) прекращение работы по болезни более чем яа неделю; 3) при изменении часов работы или номера телефона; 4) фактическая информация о специальных мероприятиях с указанием места их проведения, времени, длительности и возможных участников.
    Соответствующие публикации в газетах допускаются дважды в одной и той же газете, или, в случае 1), трижды на протяжении 3 месяцев. Форма и содержание объявлений должны соответствовать местным традициям.
  6. Сведения в телефонных и специальных справочниках. Сведения, сообщаемые о себе клиническими психологами в телефонных и специальных справочниках, должны быть сдержанными по изложению и содержать имя, место работы, а также разрешенные настоящим кодексом данные. Рекомендуется, однако, не упоминать профессиональную специализацию. Клинические психологи не должны допускать публикации в справочниках материалов рекламного характера, например, содержащих фотографии или рисунки, описания излечиваемых ими болезней или применяемых методов лече-ния.

Научная работа и преподавание
  1. Планирование исследовательской программы. Решение психолога осуществить исследовательский проект предполагает его ответственность за его предвидимые научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие или непосредственно затронутые исследованием, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.
    Выбор методов исследования часто требует добросовестного соотнесения научных и вненаучных задач, в частности, соблюде-ния гуманитарных, экономических и культурных интересов обследуемых или экономного расходования материальных ресурсов.
    Для получения научных результатов высокого качества и в то же время соблюдения указанных выше интересов следует рассматривать наибольшее возможное число применимых научных методик и из них выбирать наиболее подходящую.
    Если исследовательская программа осуществляется на средства посторонней организации и распределение фондов не контролируется исследователем, последний должен обосновать соответствие проводимого исследования научным, профессиональным и этическим принципам настоящего кодекса.
  2. Процедура исследования. Психологические исследования зависят от участия в них людей в качестве испытуемых. Ученый-психолог должен осознавать специфику взаимодействия между исследователем и испытуемым и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых выступают наркоманы или лица, ограниченные в своих действиях, а также если программа исследования целенаправленно ограничивает дееспособность испытуемого. Психолог обязан удостовериться в том, что достоинство и целостность личности испытуемого не пострадают. Он должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия испытуемых и сведения к минимумувозможности непредвиденного риска.
  3. Участие в психологических экспериментах должно быть добровольным. Испытуемые должны быть проинформированы в понятной для них форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, знание о чем может быть важным для принятия решения об участии. Испытуемым должно быть сообщено о любой форме скрытого наблюдения. В тех случаях, когда исчерпываю-щая информация противоречит проводимо-му исследованию, специальные меры предосторожности должны быть приняты для обеспечения благополучия испытуемых, в частности, должно быть сделано общее разъяснение о невозможности предоставле-ния полных сведений о проводимой программе. В тех случаях, когда это возможно и не несет вреда испытуемым, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента. То же самое распростра-няется на скрытое наблюдение.
    В случае если испытуемый не в состоянии сам принимать решение о своем участии в эксперименте, такое решение должно быть принято его законными представителями.
    Психологи не должны подвергать испытуемых воздействиям, приводящим к по-стоянному вреду или риску в физическом или психологическом отношении. Эксперимент должен быть немедленно прекращен, если со стороны испытуемого возникает неожиданная стрессовая реакция. При возникновении любых нежелательных последствий участия в эксперименте психолог должен принять меры к их устранению.
    Психологические эксперименты должны проводиться только в соответствующих условиях.
    Опыты на животных являются неотъемлемой частью психологических исследова-ний. Основополагающее обязательство психолога уважать человеческую жизнь применимо и здесь. Необходимым условием проведения исследований на животных является не только знакомство с техникой проведения таких экспериментов, но и знания о содержании и уходе за животными, .i а также информированность о юридической стороне дела. Психологи, работающие ' с животными, должны стремиться свести боль, стресс и лишения к минимуму.
  4. Публикация экспериментальных данных. Результаты психологических исследований ; должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках экспери-мента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать.
    В случае совместной публикации, должны быть сделаны ссылки на первоисточники, и порядок имен авторов должен отражать их вклад в работу.
  5. Преподавательская деятельность. Преподаватель-психолог должен обучать своих слушателей новейшим достижениям психологической науки в объективной и понятной им форме. Любые личные точки зрения должны быть зафиксированы именно как таковые. При преподавании и чтении лекций следует следить за тем, чтобы не возникло необоснованных ожиданий.
    Психодиагностические данные, полученные относительно студентов при их обучении, должны рассматриваться как конфиденциальные, как и сведения о клиентах или пациентах. При демонстрации конкрет-ных случаев следует заботиться о защите достоинства и благополучии испытуемого, в отношении которого должны соблюдаться все те же правила, что и в отношении пациента.
    Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов, например, в проведении психодиагностических процедур, преподаватель должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых действий профессиональным требованиям.

  1. Психологи могут объединяться для работы с целью совместного использования оборудования, помещения и совместного найма персонала. При создании совместной практики должен быть составлен контракт в письменной форме, учитывающий возможность изменений, распределения прибыли и расходов.. А также возможность ликвидации объединения.
  2. Партнеры по совместной практике должны указывать свои имена на бланках, в объявлениях и в других документах, ни могут быть указаны часы работы и номер телефона. Где это возможно, не следует указывать специализацию; разрешено не более шести уточнений (специ-фическая группа пациентов или клиентов; специфические симптомы или разрешаемые проблемы; специфические методики лечения или помощи).

Имена коллег, отошедших от дел или умерших, могут сохраняться преемником на вывеске не более чем 12 месяцев, при условии согласия заинтересованных лиц. Информация о смерти одного из партнеров должна быть сообщена в достойной манере.

Совместная практика
  1. Психологи могут объединяться для работы с целью совместного использования оборудования, помещения и совместного найма персонала. При создании совместной практики должен быть составлен контракт в письменной форме, учитывающий возможность изменений, распределения прибыли и расходов.. А также возможность ликвидации объединения.
  2. Партнеры по совместной практике должны указывать свои имена на бланках, в объявлениях и в других документах, кроме тех случаев, когда объединение возникло в результате слияния фирм или капиталов.
  3. Для клинических психологов при совместной практике обязательны следующие правила:
    1. при всех формах объединения должен быть обеспечен свободный выбор методов лечения;
    2. право на ликвидацию объединения, если затронуты интересы третьих лиц, принадлежит участникам-психологам;
    3. cведения о лечении и записи могут быть представлены в распоряжение партнеров психолога, осуществлявшего лечение, только с письменного согласия пациента;
    4. перед началом лечения пациент должен быть информирован о том, что не принимающие участия в терапии партнеры не несут ответственности за ее результат.
  4. В случае, если клинический психолог выступает как наниматель по отношению к своим коллегам, передача им функций по лечению пациента возможна лишь с согласия пациента.
Использование информации
  1. Общие положения. Предложение психологических услуг должно подчиняться профессиональным, а не коммерческим принципам.
  2. Дезинформирующая реклама. Психологи не могут предлагать специальные процедуры, методики или другие средства, которыми они не владеют или эффективность которых подвергается профессиональному или научному сомнению. Если какие-либо возможности приписываются психологу, который их не имеет, он должен опровергнуть такую информацию.
    Психологи не должны давать пациентам или клиентам сведения, преувеличивающие эффективность их услуг.
    Клинические психологи находятся под запретом организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу лечения. Им также не разрешается публиковать обещания возврата денег в случае неуспеха лечения.
    Не разрешается рекламировать в качестве специальности действия рассматриваемые в профессиональных кругах как сами собой разумеющиеся.
    Клиническим психологам запрещается, помимо своего профессионального окружения, применять иностранные или технические термины.
  3. Реклама с целью конкуренции. Такая реклама разрешена лишь в пределах, определяемых общим законом о конкуренции. Она должна быть правдива, информативна и полна, психологи не должны в целях рекламы скрывать важные факты;
    различия в оказываемых услугах должны указываться объективно и в форме, допускающей проверку.
    Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных клиентов.
    Все виды рекламы в целях конкуренции запрещены для клинических психологов.
  4. Реклама третьими лицами. Клиническим психологам запрещается в целях рекламы использовать имя или репутацию лица, с которым они связаны профессионально или лично. Им также запрещается, кроме как в кругу коллег, использовать отзывы, сертификаты или рекомендации, данные им экспертами или со ссылкой на них.
  5. Прямой поиск потенциальных клиентов. Клиническим психологам запрещается предлагать свои услуги клиентам без просьбы последних.
  6. Непрямая реклама. Клиническим психологам запрещается использовать обсуждение психологических процедур, методик и других средств, а также примеров из своей практики в лекциях или публикациях с целью рекламы своей деятельности.
  7. Бесплатные услуги и подарки. Психологам запрещается оказывать профессиональные услуги бесплатно или дешевле установленных расценок: этот запрет не распространяется на родственников и коллег, а также на пациентов или клиентов, которые не могут оплатить услуги из-за своего низкого социального статуса и когда оплата не может быть возложена на третьих лиц.
    Не разрешается предлагать, объявлять и распространять подарки в целях рекламы, за исключением случая предметов незначительной ценности.
    Не разрешается требовать оплаты неоказанных услуг, за исключением случая законно предусмотренной замены услуги на другую.
  8. Реклама через третьих лиц. Клиническим психологам не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним пациентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью. Не разрешается клиническим психологам принимать публичные похвалы за успешно оказанные услуги или допускать публика-ции, служащие фактически рекламным целям, в устном, письменном или изобразительном виде.
  9. Публикации. Разрешаются публикации научных отчетов за подписью психолога в научных журналах с целью ознакомления других психологов с применением специальных процедур, методик или других средств. Разрешается участие психологов в имеющей просветительную цель информации в прессе, по радио или телевидению, если роль психолога при этом ограничивается сообщением фактических данных и не преследует рекламных целей. 10. Публичные выступления. Психологи могут использовать свои профессиональные звания, публично выступая в качестве авторов, докладчиков и т. п. В этих ситуациях они должны ограничиваться сообщением фактических данных и избегать любого подобия саморекламы.
Нарушения

Независимо от возможных юридических действий, нарушения настоящего кодекса рассматриваются судом чести Германской ассоциации профессиональных психологов. Дальнейшие меры принимаются на основа-нии правил работы суда чести и арбитражного суда.

Законность применения

Настоящий кодекс был принят 9 ноября 1985 г. съездом Германской ассоциации профессиональных психологов взамен "Профессиональных обязанностей психолога", действовавших с 1 января 1967 г. "Профессиональный кодекс этики для психологов" действует с 1 апреля 1986 г.

Перевод с английского А. В. Александровой

Назад | Cодержание | Вперед