Вестник образования, №7, 1995.
Этические принципы и правила работы
практического психолога образования
Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих
моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской
Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего
развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества
являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы
и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются
и упрочиваются ею профессионализм, гуманность его действий, уважение людей,
с которыми он работает.
В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами
и правилами:
- Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога
должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили
ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению
- Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться
за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен
и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных
или других воздействий.
- Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение
к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил
своим видом, юридическим и социальным положением.
- ринцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе
его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит
сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен
таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни
заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.
- Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого
об этических принципах и правилах психологической деятельности.
- Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит
из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и
гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается
только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.
- Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только
такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья
испытуемого.
- Правило предупреждения неправильных действий заказчик
информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации
и делает это только после получения согласия испытуемого.
- Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить
заказчика о реальных возможностях современной психологической науки
в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности
и границах своих возможностей.
- Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог
должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологическою
воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны,
эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у
испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом- Выполнять
психотерапевтическую работу с больным разрешается только при наличии
специализации по медицинской психологии, полученной в ЛГУ, МГУ, НИИ
им. В. М. Бехтерева, ГИДУВе.
- Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог
формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых
в психологической науке.
- Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть
адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию
испытуемого, условиям эксперимента.
- Правило научности результатов исследования. В результатах исследования
должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь
такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет
интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.
- .Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог
передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях,
известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передает
никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого,
заказчика.
- Правило кодирования сведений. Па всех материалах психологического
характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный
им код, известный только психологу.
- Правило контролируемого хранения сведений психологического характера.
Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц,
имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также
место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.
- Правило корректного использования сведений психологического характера.
Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае
не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо
вне форм и целей, рекомендованных психологом