ЛОГОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНИКА.
Страх реалиста, такой, как страх перед смертью, не может быть снят полностью ни при какой психологической интерпретации, с другой стороны, страх невротика, например, агрофобия, не может быть излечен путем философского постижения. Поэтому Логотерапия выработала специальную технику и для последних случаев тоже. Для того, чтобы понять, что происходит при применении этой техники, в качестве отправной точки мы берем часто встречающееся у людей- невротиков состояние, так называемую «предваряющую тревожность» ( anticipatory anxiety ). Этот страх характеризуется тем, что случается всегда именно то, чего пациент так сильно боится. Тот, например, кто боится смутиться при входе в помещение, где собралось общество людей, обязательно будет смущен. В этой связи пословицу «желание- отец мысли» можно переделать в «страх- мать бытия».
Иронизируя, можно сказать, что так же как страх приводит именно к тому, чего боишься, чрезмерное желание делает невозможным осуществление того, чего так страстно желаешь. Эту чрезмерную направленность ( intention ), или «гипернаправленность», как я его называю, можно легко наблюдать в частном случае сексуальных неврозов. Чем больше мужчина старается показать сексуальную потенцию, или женщина- способность испытывать оргазм, тем меньше им это удается. Удовольствие есть и должно оставаться вторичным эффектом или последствием. Удовольствие исчезает или обкрадывает самое себя ровно в той степени, в которой оно выступает как самоцель.
Плюс к чрезмерной направленности, указанной выше, патогенным может быть так же усиленное сосредоточение, или «гиперрефлексия», по терминологии Логотерапии. Следующий клинический случай покажет, что я имею в виду.
Ко мне пришла молодая женщина, жалуясь на то, что она фригидна. История этого случая показала, что в детстве она была оскорблена своим отцом. Но не этот травмирующий опыт привел к сексуальному неврозу, казалось бы очевидному. Так как оказалось, что при чтении популярной психоаналитической литературы пациентка все время жила в страшном ожидании расплаты за пережитое травмирующее ощущение, предваряющая тревога привела к чрезмерной направленности на утверждение своей женственности, а также к повышенному сосредоточению на себе, чем на партнере. Этого было достаточно, чтобы она смогла испытать вершины сексуального удовлетворения, поскольку оргазм был превращен в предмет желания и предмет усиленного внимания, вместо того, чтобы остаться непроизвольным действием бездумного действия партнера. После прохождения короткого сеанса Логотерапии чрезмерное желание и внимание пациентки к своей способности испытывать оргазм было «дерефлексировано», если ввести следующий логотерапевтический термин. Когда ее внимание переконцентрировалось на надлежащий предмет, т.е. на партнера, оргазм возникал непроизвольно.
По отношению к двойному факту, что страх необходимо приводит к тому, чего боишься, и что гипернаправленность приводит к невозможности осуществить то, к чему стремишься, Логотерапия построила свою технику, называемую «парадоксальным стремлением». При таком подходе пациенту с неврозом страха предлагается захотеть, пусть даже на мгновение, именно того, чего он боится.
Позвольте воспроизвести следующий случай. Молодой врач консультировался у меня по поводу страха потливости. Как только он ожидал появления испарины, этой предваряющей тревоги было достаточно, чтобы он тут же вспотел. Для того, чтобы разорвать этот замкнутый круг, я посоветовал пациенту в случае, если потливость снова повторится, тут же решить снова показать, как сильно он может вспотеть. Через неделю он пришел еще раз, чтобы сказать, что как только он встречает того, кто возбуждает в нем предваряющую тревогу, он говорит себе: «Перед этим я вспотел только на кварту, сейчас я могу облиться потом не 10 кварт!» В результате после четырехгодичного страдания невротическим страхом, он смог, после одного сеанса, постепенно от него освободиться всего за неделю.
Такая процедура должна использовать специфически человеческую способность к самоотчуждению, лежащую в основе чувства юмора. И эта основная способность отчуждать себя от самого себя актуализируется всегда, когда применяется логотерапевтическая техника под названием «Парадоксальное стремление». В то же время пациент не может сам вывести себя из невроза. Гордон Олпорт пишет: «Невротик, который учится над собой, находится на пути к самообладанию ( self - management ), возможному выздоровлению». Парадоксальное стремление является опытной проверкой и клиническим применением этого положения Г. Олпорта.
Еще несколько примеров помогут в дальнейшем пояснить этот метод. Следующим пациентом был бухгалтер, который лечился у многих врачей и во многих клиниках, но без всякого терапевтического эффекта. Когда он попал в мою клинику, он был в большом отчаянии, говорящем о том, что он близок к самоубийству. В течении нескольких лет он страдал от судорог при письме, которые вскоре стали столь серьезными, что он опасался потерять работу. Поэтому только быстрая и короткая терапия могла спасти дело. В начале лечения мой коллега рекомендовал пациенту делать как раз обратное тому, что он обычно делал, то есть вместо того, чтобы писать так ясно и отчетливо, как только возможно, он должен постараться писать как можно более страшными каракулями. Ему посоветовали говорить себе: «Теперь я всем покажу, какой я великий бумагомаратель!» И в тот момент, когда он умышленно попытался писать небрежно, у него ничего не получилось. «Я попытался писать каракули, но я просто не могу этого сделать»,- сказал он на следующий день. В течение 48 часов пациент был избавлен от судорог, и они у него не возникали в течение проверочного времени после лечения. Теперь это счастливый человек, способный к работе.
Сходный случай, на этот раз относящийся к речи, а не к письму, представил мне коллега из ларингологического отделения поликлиники. Это был самый тяжелый случай заикания, с которым он столкнулся в своей многолетней практике. Никогда в жизни, сколько заика не пытался припомнить, он не был свободен от этого несчастья даже на секунду, кроме одного раза. И это случилось тогда, когда ему было 12 лет, и он приклеился на велосипеде к грузовику. Когда его поймал контролер, он подумал, что единственный способ спастись- это вызвать к себе жалость, и поэтому он постарался показать, что он- бедный заика. Как только он попытался заикнуться, у него ничего не получилось. Сам не зная того, он создал парадоксальное стремление, правда, без терапевтических целей.
Однако, все эти примеры не должны создавать впечатления, что парадоксальное стремление действует только в односимптомных случаях. Путем этой логотерапевтической процедуры мои сотрудники по Венскому поликлиническому госпиталю успешно справлялись с лечением неврозов, с навязчивой идеей преследования ( obsessive - compulsive diaraeter nervoges ) очень большой степени развития и продолжительности. Я вспоминаю, например, женщину 65 лет, которая в течение шестидесяти лет страдала от навязчивого умывания столь серьезно, что вынуждены были назначить лоботомию, как единственно возможную процедуру, которая могла бы принести ей облегчение. Однако мой сотрудник начал логотерапевтическое лечение методом парадоксального стремления, и двумя месяцами позже, больная была способна вести нормальную жизнь. Перед поступлением в клинику она призналась: «Жизнь для меня- ад!» Охваченная навязчивой идеей бактериологического преследования, она в конце концов была вынуждена оставаться в постели из-за неспособности делать любую домашнюю работу. Нельзя точно сказать, что сейчас она полностью свободна от симптомов, так как навязчивая идея снова может появиться в ее психике, но по крайней мере она способна «шутить над ней», как она сама говорит, иначе говоря, применять парадоксальное стремление.
Парадоксальное стремление может быть также применено в случае бессонницы; страх перед сном является результатом чрезмерного желания заснуть, которое, в свою очередь, мешало человеку сделать это. Чтобы преодолеть этот частный случай страха, я обычно советовал пациенту даже и не пытаться заставить себя спать, а наоборот - стараться не спать так долго, как это возможно. Другими словами, гиперстремление засунуть, возникающее из предваряющей тревоги «не сумею этого сделать!», должно быть замещено парадоксальным стремлением не засыпать, после которого должен последовать сон.
Парадоксальное стремление оказывается полезным инструментом лечения при условии навязчивой идеи преследования, ситуации страха, особенно в случаях с сильно выраженной предваряющей тревожностью. Более того, это краткосрочная терапевтическая процедура. Однако, не следует думать, что применение такой кратковременной терапии приводит лишь к временному терапевтическому эффекту. Одной из наиболее «общих иллюзий фрейдовской ортодоксии писал в последствии Emil A . Yutheil ,- является то, что продолжительность результата соответствует длительности терапии». В моей карточке есть, например, сообщение о случае с пациентом, к которому парадоксальное стремление было применено более, чем 12 лет назад; терапевтический эффект оказался, тем не менее, постоянным.
Замечателен тот факт, что парадоксальное стремление оказалось эффективным, независимо от этиологического основания рассматриваемого случая. Это подтверждается положением, высказанным E . Weisskapt - Goelson : «Хотя традиционная психотерапия и настаивает на том, что терапевтическая практика должна строится на исследовании этиологии, вполне возможно, что одни факторы вызывают неврозы в раннем детстве, и что совсем другие факторы могут излечить неврозы взрослых».
Что столь часто является причиной невроза, т.е. комплексы, конфликты и травмы, иногда может быть скорее симптомом невроза, а не его причиной. Подводная скала, которая появляется при отливе, конечно же не является причиной самого этого отлива, скорее именно отлив приводит к появлению скалы. Теперь, что такое меланхолия , как не определенный вид эмоционального отлива? И еще, чувство вины, появление которого столь типично при «внутренней (эндогенной) депрессии», которую не следует путать с невротической, не есть причина этого специального типа депрессии. Верно обратное, поскольку этот эмоциональный отлив приводит к появлению чувства вины на поверхности сознания, он только выносит это чувство на передний план.
Что же касается действительной причины неврозов, отдельно от их составляющих элементов, как соматических, так и психических по природе, то основным патогенным фактором является механизм обратной связи, подобный предваряющей тревожности. Данный симптом представляет собой реакцию на невротический страх (фобию), фобия приводит симптом в движение, а симптом, в свою очередь, подкрепляет фобию. Подобная цепочка явлений наблюдается и в случаях навязчивой идеи, когда пациент отстаивает идеи, преследующие его. Поэтому, однако, он и преувеличивает силу, с которой идеи терзают его, т.к. подавление ускоряет контр- подавление. И снова симптом подкрепляется! С другой стороны, как только больной перестает отстаивать навязчивые идеи и вместо этого старается их осмеять, относясь к ним иронически- при применении парадоксального стремления- порочный круг разрывается и симптом ослабляется и в конце концов исчезает. В счастливом случае, когда не существует экзистенциального вакуума, который притягивает и поддерживает симптом, больной окажется способным не только осмеять свой страх (невротический страх), или навязчивую идею, но в конце концов сумеет их полностью игнорировать.
Как мы видим, предваряющая тревога должна быть нейтрализована парадоксальным стремлением, гипернаправленность, также, как и гиперрефлексия, должны быть нейтрализованы путем дерефлексии; дерефлексия, однако, невозможна, если в конце концов не переориентировать больного в сторону осознания его специфического предназначения и миссии в жизни.
Не отношение невротика к себе, или печальное, или презрительное, разрушает образование порочного круга, ключ лежит в посвящении себя чему- либо ( self - commitment ).
КОЛЛЕКТИВНЫЕ НЕВРОЗЫ.
Каждый возраст имеет свои собственные коллективные неврозы, и каждый возраст нуждается в своей собственной терапии для того, чтобы совладать с ним. Экзистенциальный вакуум, являющийся массовым неврозом нашего времени, можно описать как частную и личностную форму нигилизма, т.к. нигилизм можно определить как позицию, что жизнь не имеет смысла. Психотерапия, однако, никогда бы не справилась с этим состоянием страха в массовом масштабе, если бы она не была свободна от воздействия и влияния современной нигилистической тенденции в философии. Иначе она и сама бы являлась симптомом массового невроза, а не его возможным лечением. Психотерапия не должна просто отрицать нигилистическую философию, и не должна также, хотя бы и непроизвольно и непреднамеренно вселять в больного то, что на самом деле представляет собой карикатуру, а не истинную картину человека.
Во- первых, есть опасность, присущая учению о человеческой « nothingbutness » ( примечание переводчика- непереводимое не русский язык слово, образованное слиянием фразы «ни что иное, как...» ) теории, что человек есть ни что иное как результата биологических, психологических и социальных условий, или продукт врожденного и среды. Такой взгляд превращает человека в робота, а не человека. Этот невротический фатализм усилен и подчеркнут психотерапией, отрицающей, что человек свободен ( примечание переводчика- имеется в виду скорее всего психоанализ ).
Разумеется, человек- смертное существо, и его Свобода ограничена. И это не свобода от условий, а скорее свобода противостоять условиям. Например, я, конечно, не отвечаю за то, что у меня седина, но я, однако, отвечаю за то, что я не пошел к парикмахеру с просьбой перекрасить волосы- большинство женщин сделало бы это. Итак, каждому предоставлена масса свободы, даже в выборе цвета волос.
КРИТИКА ПАН- ДЕТЕРМИНИЗМА.
Психоанализ часто обвиняли в так называемом пан- сексуализме. Я, как и многие, сомневаюсь, что этот упрек когда- либо был правильным. Однако, существует то, что кажется мне более ошибочным и опасным утверждением, это то, что я называю «пан- детерминизмом». Под этим я подразумеваю такой взгляд на человека, который отрицает его способность противостоять любым возможным условиям. Человек не обусловлен и детерминирован полностью; он сам определяет, стать ли над ними. Другими словами, человек, в конечном счете, самодетерминирован. Человек не просто существует, но всегда решает, каким будет его существование, чем он станет в следующий момент.
К тому же, каждый человек обладает свободой изменения уж во всяком случае. Поэтому мы можем предсказать его будущее только после большого числа статистических исследований по всей группе; индивидуальная личность, однако, остается полностью непредсказуемой. Основанием любого предсказывания являются биологические, психологические и социальные условия. Все же основной чертой человеческого существования является способность человека стать над такими условиями, переступить за их пределы. Таким образом, человек, в конечном счете, преодолевает самого себя, человек- самотрансцендентирующее существо.
Позвольте мне привести случай доктора G - na . Это был единственный человек из встречавшихся мне в жизни, которого я мог бы назвать Мефистофелем, сатанинской фигурой. В то время его обычно называли «массовый убийца из Стейнхофа», по имени большой психиатрической клиники в Вене. Когда нацисты стали осуществлять свою программу умерщвления, он держал в своих руках все нити этого дела и был столь фанатичен в выполнении предписанной ему работы, что ни один психический больной не смог избежать газовой камеры. После войны, когда я вернулся в Вену, я спросил, что стало с доктором G - nom . «Русские посадили его в одну из изоляционных камер Стейнхофа,- как мне сказали,- но на второй день дверь была открыта и никто его больше не видел». Позже мне сообщили, что он, как и другие, с помощью своих товарищей отправился в Южную Америку. Совсем недавно, однако, мне пришлось консультировать бывшего австрийского дипломата, который был много лет заточен в тюрьму, сначала в Сибири, а потом в знаменитой люблинской больнице в Москве. Когда я проводил неврологическое обследование, он вдруг спросил, случалось ли мне встречать доктора G - na . После моего утвердительного ответа он продолжил: «Я познакомился с ним в Люблянке. Он там умер, когда ему было около сорока, от рака после уранового облучения. Но перед смертью он казался самым хорошим товарищем, какого только можно представить! Он всем давал советы. Он жил на наивысшем мыслимом уровне моральных требований. Это был лучший друг, с которым я встретился за все время тюремной жизни!»
Это история G - na , «массового убийцы из Стецнхофа». Так можно ли решиться предсказывать поведение человека! Вы можете предсказать перемещение машины или автомата, вы можете попытаться предсказать даже механизмы, или «динамику» человеческой психики : но человек- нечто большее, чем психика.
По- видимому, пан- детерминизм есть заразная инфекция, вселенная в образованного человека, и это справедливо даже в отношении многих приверженцев религиозной веры, которые, кажется, не осознают того, что они подрывают основания своих собственных убеждений. Т.к. свобода человека решать за или против Бога, так же, как и за или против человека, должна быть понята, иначе религия является обманом, а образование- иллюзией. Свобода предполагается для обоих, в противном случае они просто имеют ложные представления.
Пан- детерминистическим освобождением от религии утверждается, что религиозная жизнь обусловлена в той степени, в какой она зависит от ранних впечатлений детства, и что понятие Бога зависит от прошлых впечатлений. В противовес этой точке зрения хорошо известно, что сын алкоголика не обязательно сам превращается в алкоголика, и таким же образом человек может сопротивляться вредному влиянию давно умерших представлений и установить прочную связь с Богом. Даже плохие старые представления не должны препятствовать основанию хороших связей с Богом, более того, глубокая религиозная жизнь дает ресурсы для того, чтобы преодолеть ненависть к отцу. Наоборот, бедная религиозная жизнь не во всех случаях должна быть названа развивающим фактором.
Как только мы объяснили религию как простой результат психодинамики в смысле бессознательных мотивационных сил, мы пропускаем и не видим подлинного феномена. Через такое заблуждение психология религии часто становится психологией как религией, т.к. такая психология иногда претендует на то, чтобы все объяснить.
ПСИХИАТРИЧЕСКОЕ КРЕДО.
Непостижимо, что когда- нибудь, в каких- то условиях, человек останется без проблесков свободы. Поэтому, наследство свободы, каким бы ограниченным оно ни было, все- таки достается человеку и в случае невроза, и в случае психоза. Я вспоминаю человека лет шестидесяти, которого прислали ко мне в связи со слуховыми галлюцинациями, продолжавшимися в течение нескольких месяцев. Меня встретила совсем развалившаяся личность. Как оказалось, все его окружение считало его идиотом. Но какое удивительное обаяние исходило от этого человека! Как ребенок, он очень хотел стать жрецом. Однако, он довольствовался только одной радостью, которую он мог себе позволить,- это пение церковного хора по утрам. Теперь его сестра, которая сопровождала его, сказала, что иногда вдруг он становился очень взволнованным, но в последний момент всегда приходил в себя. Меня заинтересовала психодинамика, лежащая в основе этого случая, так как я думал, что здесь имела место фиксация больного на своей сестре, поэтому я спросил, каким образом он справляется с собой, т.е. как он обретает самоконтроль: «Зачем, для чьего спасения вы делаете это?» После этого последовала пауза в несколько секунд, и пациент ответил: «Для спасения Бога». В этот момент глубина его личности выдала себя, и на дне этой глубины, независимо от бедности его интеллектуального дарования, открылась подлинно религиозная жизнь.
Неизлечимый психотик может потерять полезность для общества, но все равно сохранить достоинство человека. Это мое психиатрическое кредо. Без него я не думаю, чтоб можно было быть психиатром. Для чьего спасения? Для спасения разрушенной мозговой машины, которую нельзя починить? Если больной- не больше, чем машина, оправдана была бы легкая смерть.
ГУМАНИЗИРОВАННАЯ ПСИХИАТРИЯ.
Слишком долго, около половины столетия, психиатрия пыталась рассматривать человеческую душу как механизм, и следовательно, терапию душевных заболеваний как технику. Я утверждаю, что этот сон существовал только во сне. Теперь на горизонте стала маячить не психологизированная медицина, а скорее гуманизированная психиатрия.
Врач, тем не менее, продолжающий рассматривать свою роль главным образом, как роль техника, должен признаться, что он видит больного ни как иначе, как машину, вместо того, чтобы видеть человека по ту сторону болезни.
Человек не есть еще одна вещь среди вещей, вещи определяют друг друга, но человек в конце концов сам себя определяет. Чем он станет- вместе с ограничениями способностей и окружения- он делает из самого себя. В концентрационном лагере, например, в этой живой лаборатории и в испытаниях на этой земле, мы видели, мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности,- которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий.
Наше обобщение реалистично, т.к. нам пришлось узнать человека таким, каков он есть на самом деле. И еще, человек- это существо, придумавшее газовые камеры Освенцима, но это и такое существо, которое входило в эти камеры с высоко поднятой головой, со словами Lord Player или Shema Lissneel на устах.