SpyLOG

Современные подходы к пониманию негативных зависимостей
в молодежной среде

Лисецкий К.С. - кандидат психологических наук, декан психологического факультета СамГУ, действительный член Международной Педагогической Академии, Председатель Общественного Совета при главе города Самары по профилактике наркомании и других видов негативной зависимости

Я весьма признателен Департаменту по делам молодежи Самарской области и лично его руководителю Олегу Борисовичу Фурсову за такой "расширительный", синтетический, нетривиальный подход к теме этой конференции. В нашей области в последнее время прошло несколько конференций по проблеме наркомании, которые представляли собой стандартный набор докладов и выступлений одних и тех же людей. В конце марта этого года планируется еще одна конференция по наркомании, насколько мне известно, даже с привлечением депутатов различных уровней. К сожалению, содержание докладов на таких конференциях напоминает либо рекламную кампанию наиболее нерезультативных программ (поскольку им отчитываться нечем), либо стандартные политические лозунги некоторых депутатов, высказанные без необходимого представления о предмете, но с придыханием и риторическими призывами: "Кто, если не мы?", "Нужно объединяться! Запишите номер моего пейджера" и т. д.

На сегодняшней конференции проблема поставлена по- новому и по-умному, надеюсь, это вынудит выступающих говорить в соответствии с предложенным Департаментом по делам молодежи подходом.

Что такое негативная зависимость? Откуда берется? Можно ли от нее освободиться? Если можно, то как? Кто профессионально не только должен, но и сможет заниматься профилактикой этого явления?

На мой взгляд, изучение вопроса нужно начинать с понимания того, почему человек нарушает запреты. Что толкает его на преодоление ограничений?

Начинать нужно с рассмотрения противоречия в психике людей, которое в отношении наркомании выглядит следующим образом: все или почти все не против того, чтобы попробовать наркотики, но становится наркоманом НИКТО не собирается. Это вопрос сродни вопросу о том, почему Адам и Ева ослушались Бога и вкусили запретный плод. Так ради чего сегодня "Адам и Ева" не станут нарушать запреты родителей и учителей, священников и милиционеров.

Психологические основы профилактической программы наркотической контаминации могут быть использованы и в профилактике других зависимостей. Если сегодня не развернуть соответствующих программ в школах и центрах по профилактике интернет-зависимости, то через 2-3 года нас "накроет" волна, не менее разрушительная, чем наркотики. Сеть Интернет распространяется со скоростью геометрической прогрессии. Его достоинства очевидны всем. Если учесть, что употребление наркотиков уголовно наказуемо, а распространение в сети Интернет поддерживается государством, новое противоречие "змеи, проглатывающей свой хвост", может осуществиться "по самые уши". Понятно, что одними специалистами вопрос не решить, нужны эффективные программы. "Предмет-навигации" не менее увлекательны и интересны, чем Интернет-навигации. О некоторых из них я хочу упомянуть. "Как рождаются реальные вещи", "из чего состоит реальный мир" - такого рода программы компенсируют "виртуализованность" образа мира современного подростка. Сегодня такие программы мы готовы внедрять в школах города.

Естественно, что социально-психологическое развитие личности расширяет ее возможности, однако не будем забывать, что все имеет свою противоположность: вместе с компьютеризацией пришли компьютерные вирусы, точно так же вместе с демократизацией появились социальные вирусы и если не создавать антивирусных программ, вирусы "сожрут" всю информацию - читай - Жизнь.

Если мы сегодня осознаем и хотя бы частично проясним этот вопрос, можно будет наметить научно-обоснованные ориентиры разработки молодежных программ нашей области в сфере предупреждения негативных зависимостей.

К негативным зависимостям, зависимостям, содержащим угрозу личности или окружающим, мы предлагаем сегодня отнести:

Наверное, есть еще негативные зависимости, но мы взяли аспекты социально-активных явлений, тех, что могут стать предметом для совершенствования молодежиной политики Самарской области.

Вопрос о том, как предотвратить возникновение зависимости, к которой молодой человек еще не приобщен, как "застраховать" от попадания в ту или иную зависимость - это, на наш взгляд, вопрос эффективного воспитания и общественного доверия. Выбор жизненного пути молодого человека сегодня сопряжен с необходимостью прохождения "минного поля" социальных напряжений, преодолеть которое в одиночку невозможно. Сам по себе запрет на удовлетворение любопытства в условиях изобилия противоречивой информации (например, о наркотиках) - от восторженной до сугубо отрицательной, как показывает жизнь, не может служить залогом спасения молодежи и, уж тем более, успеха в решении данного вопроса.

На наш взгляд, создание системы личностно ориентированных воздействий на объект профилактики и организация активного (субъектного) участия в этом процессе самого объекта и есть психологический аспект в решении проблем профилактики негативных зависимостей.

Создание такого рода системы возможно лишь при ясном понимании самого феномена негативной зависимости, алгоритма (генеза) ее возникновения, условий ее формирования, структуры потребностей и интересов современной молодежи, форм и методов предупреждения зависимости и главное - субъекта профилактики. Учитель, который сам не обучен, приносит больше вреда чем пользы. Те, кто в большинстве своем, занимаются решением данной проблемы сегодня, судя по результатам их работы, катастрофически некомпетентны. Это касается учреждений образования, системы центров "Семья" и сотрудников органов здравоохранения. Их отчеты, как ни странно, переполнены победными достижениями…

Возможно, поэтому в Самарской области так быстро ухудшается эпидемиологическая ситуация с ВИЧ-инфекцией. Возможно, поэтому сегодняшней наркологии не удается лечение наркоманов, тогда как нам известно множество людей ранее наркозависимых, уже длительное время не употребляющих наркотики и при этом вообще не прибегающих к помощи нарколога. Сегодня наблюдается рост и распространение дорогостоящих и результативных программ и учреждений, претендующих на освобождение от психологической наркозависимости. К сожалению, все они ориентированы на количественные показатели: сколько пролечили, сколько провели консультаций, при полном сокрытии качественной информации - сколько же из прошедших рекламируемую программу выздоровело. Эта тенденция очень опасна и губительна для молодых людей, движимых любопытством все в жизни попробовать, и последствия такого лечения разорительны для их родителей. Так, день пребывания в такого рода центре стоит от 1000 рублей и более… И результатом пребывания там является разочарование, потеря веры в себя, углубление болезни, разорение семьи. Есть о чем задуматься всем, кто имеет отношение к данной проблеме.

Появление психолога в сфере борьбы с зависимостью также весьма противоречиво. Выученных знаний по психологии недостаточно для выполнения столь сложной работы. В результате поверхностной психологизации мы наблюдаем ухудшение положения, разочарование в возможностях психологии. Так, в структуре центров "Семья", судя по выступлениям Е.Тонкопеевой - зам. директора областного центра, во многих рабочих центрах идет интенсивная работа как с наркозависимыми, так и с их родными. Однако докладчик умолчал, что работа ведется по программе "12 шагов", к которой центры "Семья" не имеют никакого отношения, кроме предоставления территории. Я за программу "12 шагов", но против, когда ее выдают за свою работу люди, в обязанность которых входят другие функции. Увы, но это факт.

Если говорить о других видах зависимости - интернет, гемблинг, деструктивных культах, то здесь психолог в том виде, в котором мы его сегодня имеем, окажется еще более жалким и бесполезным. Отрадно лишь то, что от названных зависимостей не так и не сразу заметен ущерб, наносимый личности и окружающим.

Компьютерные игры могут быть как условием развития, так и условием деградации - все зависит от способа употребления.

Деструктивные культы увлекают молодого человека в мир новых жизненных смыслов. О деструктивных культах и сектах сегодня пишут много. Раньше борьба с ними осуществлялась на уровне идеологии. Сегодня , когда единая идеология перестала быть "дубиной", проблема обострилась чрезвычайно. Деструктивные культы построены по принципу психологической зависимости, в них нет идеологии, они просто эксплуатируют некоторые штампы и стереотипы мировых религий. Я хочу высказать предостережение - чем интенсивнее развивается практическая психология и чем сильнее отстает общая психологическая культура населения, тем опаснее и сильнее используются достижения психологической науки в сфере деструктивных культов.

Казино как "монумент" свободы и демократии породили зависимость - игроманию. Это явление уже существует, а значит с ним тоже нужно уметь работать. На наш взгляд, здесь нужна новая стратегия предупреждения такого рода зависимости.

Наши исследования показали, что негативные зависимости, при всем их многообразии имеют между собой общую социально-психологическую природу, форму ее влияния на человека, сложность осознания уже возникшей зависимости и трудность безущербного для личности освобождения из-под ее "ловушек". Самая надежная защита личности - защита ее изнутри, внутренняя психологическая устойчивость.

Департаменту по делам молодежи нужно активно набирать и готовить специалистов, способных работать с молодежью не только на уровне организации акций и совместной деятельности, но и на личностном уровне.

 

Анализ современных подходов к профилактике
употребления наркотиков, и решение основных проблем профилактики.

Корякин С.А., главный врач областного наркологического диспансера.

Разработка и апробация различных программ профилактики наркотической зависимости среди детей, подростков, молодежи становится все более актуальным научным направлением в США, Австралии, Западной Европе, а в последние годы - и в России. Однако формирование эффективных превентивных стратегий происходит с большими трудностями. Это связано с несколькими причинами: отсутствием теоретически строго обоснованных моделей, отсутствием достаточного количества апробированных техник, неточным определением предмета (объекта) воздействия и т.д.

Существенный прогресс в области профилактики наркоманий обеспечивается разработкой подходов, сфокусированных на психосоциальных факторах, содействующих началу наркотизации. Все программы должны быть построены на ряде подходов.

Подход, основанный на распространении информации о наркотиках. Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вредоносности и негативных последствиях употребления. Обучающие программы ориентированы на когнитивные аспекты принятия решения, как особенно важные в поведенческом плане. Имеется в виду, что повышение качества знаний об употреблении психоактивных веществ и его последствиях будет эффективным для изменения поведения. Существуют три различных варианта информационного подхода: 1) предоставление частичной информации о фактах влияния употребления наркотиков на организм, поведение, а также количественных данных о наркоманах; 2) стратегия запугивания, вызывания страха, цель которой - предоставить устрашающую информацию, описывая неприглядные стороны употребления наркотиков; 3) предоставление информации о деградации личности людей, употребляющих наркотики, и о проблемах, с этим связанных. В настоящее время эти подходы частично комбинируются между собой и с другими типами профилактических вмешательств. Информационные программы обладают эффектом повышения уровня знаний обучающихся, но могут дать лишь толчок к уменьшению потребления алкоголя и наркотиков. Большинство этих программ не включает в себя задач, направленных на реальное изменение поведения, недостаточно интенсивны и весьма краткосрочны.

Данный подход должен быть строго дифференцирован в зависимости от пола, возраста, экономических и социальных условий, характерных для "фокусных" групп населения, ориентироваться как на индивида, так и на отдельные конкретные контингенты, слои, общество в целом.

Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении. Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях индивида, его навыках их распознавать и управлять ими. Аффективное обучение базируется на учете того, что зависимость от наркотиков чаще развивается у личностей, имеющих трудности в определении и выражении эмоций, выявляющих интраперсональные факторы риска - низкую самооценку, слабо развитые навыки принятия решений. В рамках этой концепции выделяются следующие цели: повышение самооценки, определение значимых личностных ценностей; развитие навыков распознавания и выражения эмоций; развитие навыков принятия решений; формирование способности справляться со стрессом. Основная часть данной модели является центральным компонентом развивающихся в последнее время программ развития "жизненных навыков".

Подход, основанный на роли социальных факторов. Программы такого рода включают в себя различные компоненты, однако не существует единой стройной системы социального влияния, исчерпывающим образом раскрывающей механизмы, приводящие к употреблению наркотиков. Преимущественными техниками в ходе реализации таких программ являются ролевые игры, техники усиления определенных видов социального влияния и т.д. Данный подход рассматривается как относительно успешный, так как он достигает цели, предотвращая или "отодвигая" начало употребления наркотиков. Исследователями отмечается успешное влияние указанного подхода на прекращение многими подростками курения, подчеркивается важная роль формирования системы позитивных лидеров-сверстников.

Подход, основанный на формировании жизненных навыков. Жизненные навыки - это те навыки личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду. Данный подход базируется на понятии изменения поведения и использует методы поведенческой модификации и терапии.

По сравнению с другими подходами модель программы развития жизненных навыков оценивается исследователями как имеющая шансы быть успешной.

Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности. Сторонники данного подхода предполагают, что значимая деятельность, альтернативная наркотизации и алкоголизации, способствует уменьшению распространения случаев развития зависимости от наркотиков и алкоголя. Сформировав позитивную зависимость от среды, люди приобретают определенный тип целесообразной активности.

Можно выделить четыре варианта программ, которые основываются на модели поведенческой альтернативы употреблению наркотиков : 1) предложение специфической позитивной активности ( например, путешествия с приключениями ), которая как вызывает сильные эмоции, так и предполагает преодоление различного рода препятствий; 2) комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью; 3) поощрение участия во всех видах такой специфической активности; 4) создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.

Результаты внедрения этих программ не свидетельствуют о явных успехах и неудачах. Данные программы особенно эффективны для групп высокого риска адиктивного и других форм отклоняющегося поведения.

Подход, основанный на укреплении здоровья. Важной составляющей концепции укрепления здоровья является жизненная компетентность. В этом контексте наибольшее значение приобретают протективные факторы здоровья - в контрасте с концепцией факторов риска, которая учитывает состояние личности и среды, влияющее на развитие болезни. Основной целью программы укрепления здоровья является развитие здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, в котором поведение человека рассматривается не изолированно, а вместе с социальной сетью личности. Таким образом, эта программа ориентируется на изменение среды, поскольку важность социальной и культуральной ситуации для их реализации очевидна.

Группы, в которых проводится обучение здоровью, преимущественно охватывают учащихся, поскольку в контексте школьного обучения возможно регулярное и систематическое образование. Кроме того, работа проводится с микросредой - семьей - общностью, в которой живет ребенок. Таким образом, концепция укрепления здоровья интегрирует школьную среду и связанные с ней группы взрослых; она подразумевает изменение типа и структуры школьного образования. Действия на ее основе рассчитаны на длительный позитивный эффект в результате усиления личностных ресурсов и готовности людей использовать их.

Методологические аспекты первичной профилактики (ПП) зависимости от психоактивных веществ у детей.

Основные положения методологии ПП, включают:

Необходимые элементы методологии первичной профилактики.

Первым необходимым элементом современной профилактической работы является групповая работа с учащимися. Поэтому каждый берущийся за реализацию ПП специалист должен обучиться основам групповой работы с детьми и подростками. В этом смысле он должен стать тренером.

Вторым важнейшим элементом методологии ПП является работа учащихся в трайбз или, как иногда их называют, в малых группах - обычно по 2-6, а иногда и более (до 10 ) человек.

Следующим элементом методологии ПП являются упражнения- энергизаторы.

Таким образом , основными методологическими элементами ПП являются: групповая работа; организация кооперативного обучения детей и подростков в малых группах трайбз; введение в уроки упражнений - энергизаторов; создание позитивной эмоциональной атмосферы. Все это предполагает необычную для учителя работу в роли тренера, освоение им новых методов обучения детей, а также овладение демократическим стилем лидерства.

Методы первичной профилактики.

Различные методы ПП предназначены для поддержания интереса у учеников и высокой учебной мотивации. Одни из них являются традиционными, другие предполагают менее привычное для российской школы активное взаимодействие и помощь детей друг другу. Наиболее часто используются:

При создании Программы профилактики необходимо решить три основные проблемные ситуации, без которых не может быть реализована эффективная массовая антиалкогольная и антинаркотическая профилактическая деятельность.

Во-первых, это проблема компетентности, необходимости целевой своевременной подготовки всех категорий специалистов, работающих с детьми и подростками. Они должны обладать достаточным объемом информации по проблеме, знанием актуальных механизмов формирования наркологической ситуации на локальном и региональном уровнях, адекватными представлениями о своевременных принципиальных подходах к профилактике и конкретных превентивных технологиях, четкими понятиями о роли "своего" ведомства и о системе взаимодействия в проблемной работе между различными ведомствами и учреждениями.

Во-вторых, это проблема взаимодействия общества, различных организационных структур семьи. До настоящего времени не отработаны реальные механизмы сотрудничества с семьями в ходе решения остроактуальных социальных вопросов, какими являются массовая алкоголизация и наркотизация. Необходимо "насытить" семьи научно корректной информацией, специальной тематической литературой, которая позволит родителям и детям разговаривать на общем языке о самых трудных или деликатных проблемах, порожденных алкоголем или наркотиками. Возможна система организация "телешкол", газетных рубрик, целевых обучающих семинаров ("родительских университетов") и т.п. Важно создать широкую низкопороговую контактную сеть консультативных пунктов, обеспечивающих потребности семьи в информации и первичной помощи в проблемной сфере, служащих эффективными посредниками между семьей и компетентными специалистами, действующих в рамках соответствующих государственных или общественных структур. С другой стороны, не менее важна инициация активности самих родителей микрорайона, школы, муниципалитета, префектуры - в виде становления таких движений, как "Родители против алкоголя", "Школа без наркотиков", "Чистый город" и т.д.

Наконец, в третьих, остроактуальной остается проблемная ситуация с обеспечением реальной социальной и, особенно, правовой защиты детей. Дети нуждаются в такой защите, прежде всего, в семье, когда их родители пьют, наркотизируются, а они лишены заботы, тепла, элементарного надзора, голодают, подвергаются насилию, усваивают асоциальный или антисоциальный образ жизни родителей. Необходимо решать вопросы формирования развивающейся системы социальной помощи детям (службы доверия, "уличной работы", приюты, убежища и т.п.), создания системы ювенального судопроизводства, когда правовая помощь детям оказывается работниками юстиции, получившими специальную психологическую, наркологическую, превентологическую подготовку

Только целенаправленное внимание всех институтов государства, а также общества в его гражданском понимании к указанным проблемным ситуациям позволит сделать работу по профилактике вовлечения детей и подростков в потребление алкоголя и наркотиков системной, легитимной и эффективной.

Назад | Содержание | Вперед