SpyLOG

Модель локального реабилитационного центра
для наркозависимых.

Лисецкий К.С. - кандидат психологических наук, декан психологического факультета СамГУ, действительный член Международной Педагогической Академии, Председатель Общественного Совета при главе города Самары по профилактике наркомании и других видов негативной зависимости

Токарева Г.В. - депутат Городской Думы, председатель региональной общественной организации "Родители против наркотиков"

Несмотря на реализацию Областной программы по борьбе с наркоманией, ожидаемой стабилизации в решении этой острой проблемы пока не наблюдается.

Сегодня уже всем родителям наркозависимых детей очевидно, что наиболее эффективным способом освобождения от наркомании является реабилитационные центры-общины. Их в Самарской области уже несколько. Основной контингент проходящих реабилитационные программы в центрах-общинах - это молодежь в возрасте от 14 до 25 лет.

Наше близкое знакомство с опытом их работы уже позволяет сделать некоторые обобщения и выводы. Полагаем, что они будут полезны при создании и распространении таких общин в дальнейшем.

  1. Реабилитационные общины такого рода - это организационная и социальная активность, идущая снизу, а это значит, что административное управление этим явлением сверху будет очень сложным.
  2. Результативность общин значительно превосходит все государственные и частные способы реабилитации. Члены общины это очень хорошо понимают и готовы свои успехи демонстрировать открыто. Медицинские учреждения, в свою очередь, вынуждены прибегать к различного рода рекламным уловкам, так как их результативность является закрытой и весьма сомнительной.
  3. Реабилитационная община как институт социализации личности наркозависимого превосходит все другие виды социализации, которые пытаются предлагать государственные органы для наркозависимых.
  4. Фактическая безмедикаментозность и финансовая доступность общины для малообеспеченных семей является очевидной. Ориентация общин на самофинансирование весьма эффективна.
  5. Участники общины взамен казенного медицинского распорядка занимаются производством полезных вещей, обустройством и организацией собственного быта.
  6. В содержание реабилитации естественным образом "встроено" развитие этических начал личности реабилитируемого, чего нет в государственных медицинских учреждениях или подменено консультациями малоквалифицированных психологов.
  7. Нельзя не отметить межличностные объединительные начала в организации и содержании жизни членов общины.
  8. Участники общин включаются в активную помощь другим наркозависимым, тогда как прошедших реабилитацию в государственных или частных лечебных заведениях родные и близкие наркозависимых активно стремятся изолировать от контактов с бывшим окружением.
  9. Непосредственное финансовое и организационное участие конфессиональных организаций позволяет решать вопросы идеологического характера.
  10. Саморазвитие, самовоспроизводимость и распространение опыта является основой функционирования и успеха организации. Результативность и экономическая привлекательность данного рода проектов очевидна и перспективна.

Однако, для объективности анализа важно указать выявленные нами проблемные точки реабилитационной общины как социального проекта.

  1. Появление новых общин обостряет конкурентные отношения между имеющимися и вновь возникающими общинами, что может отразиться на общей эффективности реабилитационных процессов. Такое возможно на начальных этапах, однако при умелой координации со стороны департамента молодежи этого можно и нужно избегать.
  2. Морально-психологический климат в общине очень сильно зависит от личности лидера. С лидерами необходима специальная психолого-педагогическая работа. Мы со своей стороны готовы принять участие в такой работе, если она будет поддержана молодежным комитетом.
  3. Причастность общин к определенным конфессиям провоцирует прямо или косвенно межконфессиональные конфликты. Этот вопрос требует деликатной проработки.
  4. В организацию общинной жизни постепенно должен быть встроен образовательный процесс как профессионально направленный, так и общекультурного характера. Религиозное сознание не заменит культурного развития личности, которое было упущено в период употребления наркотиков.
  5. Причастность общин к определенным конфессиям может переносить межконфессиональные конфликты во внутрисемейные отношения. Если в общине исповедуется другая религиозная доктрина, нежели в семье, то возвращение бывшего наркозависимого в семью затрудняется. Этот вопрос "микширования" внутрисемейных и родственных взаимоотношений, которым тоже нужно будет заниматься.

Мы предлагаем Департаменту по молодежной политике:

  1. Провести открытый обмен мнениями среди представителей различных конфессий и оговорить принципы взаимодействия ( а не лозунги) в вопросах наркомании. Возможно в дальнейшем организовать совместное выступление по телевидению, а также периодические встречи в целях согласования усилий. На этой конференции начало этому уже положено.
  2. Продумать и организовать работу по координации взаимоотношений между общинами различной направленности и работу с лидерами реабилитационных общин.
  3. Качественно подготовить специалистов из числа молодежи, которые будут прямо или косвенно участвовать в работе по профилактике наркомании и реабилитации наркозависимых в нашей Самарской области, будут на самом деле понимать и уметь то, что нужно делать.

На наш взгляд, подготовка специалистов может быть эффективной, если среди обучаемых будут находиться представители общин, прошедших реабилитацию, способные оценить действительную результативность программ и методик, предлагаемых различными образовательными учреждениями и образовательными проектами. Такого рода практики до сих пор нет нигде. Результативность подготовки специалистов крайне низка. Содержание и качество учебного материала оценивают те, кто уже много лет работает безрезультативно. Огромные финансовые затраты и материальные ресурсы могут в очередной раз оказаться растраченными впустую. По нашему мнению, в нынешней ситуации цена слишком дорогая - смерть наших детей.

Мы готовы оказывать помощь и участвовать в любых мероприятиях, где наша роль будет иметь значение для пользы общего дела.

Согласование родительских позиций как условие первичной профилактики наркомании в семье

Березин С.В., кандидат психологических наук, доцент каф. психологии СамГУ, член-корр. Международной Педагогической Академии

Шапатина О.В., ст. преп. каф. психологии СамГУ

Изучение роли семьи в возникновении и динамике психической зависимости у наркомана периода взросления показало, что нарушения взаимоотношений в семье приводят к формированию генерализованной неудовлетворенности, снижение которой в состоянии наркотического опьянения является основой возникновения специфического эмоционального отношения к наркотику.

Для наркоманов периода взросления в преморбиде характерны хроническая неудовлетворенность потребностей в любви, уважении, признании, принадлежности к значимой группе. Существование в условиях перманентной неудовлетворенности значимых для ребенка потребностей приводит к формированию у него различных компенсаторных механизмов и форм поведения. Однако неудовлетворенность при этом не исчезает: она утрачивает свое специфическое содержание и генерализуется. Наши исследования показывают, что для семей наркоманов в преморбиде характерны:

Формирующаяся в этих условиях генерализованная неудовлетворенность становится фоновой характеристикой жизни ребенка. Обобщение данных анамнеза показывает, что генерализованная неудовлетворенность проявляется у подростков в обостренно-болезненном отношении к своей семье, неустойчивом, конфликтном, либо манипулятивном характере отношений с родителями, неадекватной и неустойчивой самооценке, тревожности, неуверенности в будущем, отсутствии дальней мотивации. Если в результате пробного употребления наркотика подросток переживает снижение уровня генерализованной неудовлетворенности, то у него формируется отношение к наркотику как средству, расширяющему возможности преодоления фрустрации значимых потребностей. Именно иллюзорное переживание возрастания возможностей снижения напряжения и является основой эмоционального отношения к наркотику. Снижение психического напряжения в интоксикации снимает генерализованную неудовлетворенность и переживается как потенциальная способность достижения психического комфорта. Избыточная возможность достижения психического комфорта превращается в побуждение, приобретая статус мотива, а удовлетворение влечения порождает дальнейший рост возможностей действования в направлении снижения психического напряжения и генерализованной неудовлетворенности. Перечисленные феномены составляют психологический механизм психической зависимости.

Логично предположить, что организация работы с семьей, направленная на снижение генерализованной неудовлетворенности у детей, позволила бы снизить риск формирования у них психической зависимости.

Не обсуждая сейчас организационные аспекты первичной профилактики наркомании в семье, остановимся лишь на одной из множества возможных методических реализаций идеи профилактики как снижения генерализованной неудовлетворенности.

При всем разнообразии нарушений взаимоотношений в семьях наркоманов в преморбидный период, практически все они связаны, прежде всего, с нарушением взаимоотношений в супружеской паре. Неизбежными эффектами таких нарушений будут высокая тревожность, низкая или нестабильная самооценка, общая неуверенность у детей. Перечисленные феномены образуют основу генерализованной неудовлетворенности.

Как показали исследования О.В.Шапатиной, противоречия в супружеских отношениях порождают стремление супругов к максимальной персонализации (личностной представленности, "отраженности") в ребенке, что является причиной перманентного воспроизведения конфликтной ситуации в сфере семейного воспитания. Отражаясь в психике ребенка, конфликтная ситуация в супружеских отношениях и "непримиримость" родителей в вопросах воспитания являются факторами его негативной личностной динамики и формирования генерализованной неудовлетворенности.

На основе экспериментальных данных О.В.Шапатиной было доказано, что установление общей точки зрения на позитивные черты ребенка ("примирение" родительских мнений) и предъявление ее третьему лицу (психологу) в присутствии ребенка ведет к снижению тревожности, повышению и стабилизации самооценки, росту общей уверенности поведения ребенка.

На основе полученных О.В. Шапатиной данных нами была разработана методика снижения генерализованной неудовлетворенности у детей 5 - 10 лет.

Суть базовой методики заключается в том, что под видом подготовки к "очень эффективному, но чрезвычайно чувствительному к неточностям психотерапевтическому воздействию на ребенка" осуществляется коррекция межличностных отношений в супружеской паре. Введение такой условности позволяет снизить сопротивление, как на личностном уровне, так и на уровне родительской подсистемы, повысить ответственность родителей за их внутрисемейное поведение, а также оптимизировать коммуникацию между супругами.

Коррекция личностных особенностей ребенка основана на эффектах косвенного воздействия. Коррекция родительско-детских отношений происходит в результате повышения гибкости и адекватности восприятия ребенка. Фиксация родителей на проблемах в поведении ребенка и отношениях с ним приводит к преобладанию в оценках ребенка негативных высказываний. Положительные черты ребенка оказываются на периферии сознания. Необходимость обнаружить реально существующие положительные черты ребенка приводит к тому, что в фокусе внимания оказываются не только негативные, но и позитивные его особенности.

Для определения готовности родителей к реализации "психотерапевтического воздействия" они могут быть неоднократно приглашены на "репетицию". Задача психолога на этом этапе работы заключается в оптимизации межличностных отношений в родительской паре, согласования их воспитательных позиций, проработке возможных межличностных конфликтов и др.

Психокоррекционное воздействие, ради которого якобы и ведется подготовка, реализуется тогда, когда в отношениях между родителями будет достигнута очевидная динамика.

Само воздействие основано на эффектах непрямого, опосредованного воздействия. Развивающие и терапевтические эффекты таких воздействий обосновываются в работах Н.М. Магомедова, А.Б. Орлова, В.А. Петровского. В присутствии ребенка, занятого "специальным заданием" (какое-либо интересное для него занятие) родители по просьбе психолога воспроизводят заранее подготовленный и отрепетированный рассказ о ребенке. Рассказ должен быть композиционно и логически завершен и содержать в себе исключительно правдивую, но только позитивную информацию о ребенке. Высказывания родителей не должны содержать в себе скрытой критики (высказывания типа: "В принципе он добрый мальчик... "), конструкций: "Да..., но ... ", а также двусмысленностей. Ценностные позиции и эмоциональные реакции родителей в процессе рассказа должны быть согласованы.

Использование методики позволяет получить комплексный эффект, включающий в себя коррекцию личностных особенностей ребенка, оптимизацию родительско-детских отношений и отношений в супружеской паре.

Коррекция межличностных отношений в супружеской паре направлена на оптимизацию процессов общения. Наличие негативных элементов в структуре межличностных отношений супругов приводит к нарушению коммуникативных процессов между ними (В.Сатир). Совместная работа психолога и родителей над содержанием и формой рассказа направлена на коррекцию коммуникаций в родительской паре и завершается только тогда, когда:

Изменение параметров коммуникации внутри супружеской пары приводит к изменению всей внутрисемейной коммуникации.

Анализ отсроченных результатов применения обсуждаемой методики показал, что она является эффективной в случаях, когда обнаружены: низкая самооценка у ребенка; высокая тревожность в семейной ситуации; конфликтность ребенка в семье; эмоциональное отвержение ребенком кого-либо из родителей; неадекватные ожидания родителей по отношению к ребенку; несогласованность воспитательных позиций родителей.

Противопоказаниями к применению данной методики являются избалованность и завышенная невротическая самооценка.

Методика может быть использована как при работе с семьями, в которых присутствуют оба родителя, так и с семьями, где один из родителей отсутствует. В зависимости от конкретной ситуации возможны различные модификации исходной формы методики. Модификации могут быть связаны и с содержанием рассказа.

Имеющиеся в нашем распоряжении данные контрольных опросов родителей спустя полгода после реализации психокоррекционной методики позволяют говорить о высокой ее эффективности, что дает основания рассматривать ее как средство профилактики наркомании в семье.

Назад | Содержание | Вперед