Лисецкий К.С. - кандидат психологических наук, декан психологического факультета СамГУ, действительный член Международной Педагогической Академии, Председатель Общественного Совета при главе города Самары по профилактике наркомании и других видов негативной зависимости
Токарева Г.В. - депутат Городской Думы, председатель региональной общественной организации "Родители против наркотиков"
Несмотря на реализацию Областной программы по борьбе с наркоманией, ожидаемой стабилизации в решении этой острой проблемы пока не наблюдается.
Сегодня уже всем родителям наркозависимых детей очевидно, что наиболее эффективным способом освобождения от наркомании является реабилитационные центры-общины. Их в Самарской области уже несколько. Основной контингент проходящих реабилитационные программы в центрах-общинах - это молодежь в возрасте от 14 до 25 лет.
Наше близкое знакомство с опытом их работы уже позволяет сделать некоторые обобщения и выводы. Полагаем, что они будут полезны при создании и распространении таких общин в дальнейшем.
Однако, для объективности анализа важно указать выявленные нами проблемные точки реабилитационной общины как социального проекта.
Мы предлагаем Департаменту по молодежной политике:
На наш взгляд, подготовка специалистов может быть эффективной, если среди обучаемых будут находиться представители общин, прошедших реабилитацию, способные оценить действительную результативность программ и методик, предлагаемых различными образовательными учреждениями и образовательными проектами. Такого рода практики до сих пор нет нигде. Результативность подготовки специалистов крайне низка. Содержание и качество учебного материала оценивают те, кто уже много лет работает безрезультативно. Огромные финансовые затраты и материальные ресурсы могут в очередной раз оказаться растраченными впустую. По нашему мнению, в нынешней ситуации цена слишком дорогая - смерть наших детей.
Мы готовы оказывать помощь и участвовать в любых мероприятиях, где наша роль будет иметь значение для пользы общего дела.
Березин С.В., кандидат психологических наук, доцент каф. психологии СамГУ, член-корр. Международной Педагогической Академии
Шапатина О.В., ст. преп. каф. психологии СамГУ
Изучение роли семьи в возникновении и динамике психической зависимости у наркомана периода взросления показало, что нарушения взаимоотношений в семье приводят к формированию генерализованной неудовлетворенности, снижение которой в состоянии наркотического опьянения является основой возникновения специфического эмоционального отношения к наркотику.
Для наркоманов периода взросления в преморбиде характерны хроническая неудовлетворенность потребностей в любви, уважении, признании, принадлежности к значимой группе. Существование в условиях перманентной неудовлетворенности значимых для ребенка потребностей приводит к формированию у него различных компенсаторных механизмов и форм поведения. Однако неудовлетворенность при этом не исчезает: она утрачивает свое специфическое содержание и генерализуется. Наши исследования показывают, что для семей наркоманов в преморбиде характерны:
Формирующаяся в этих условиях генерализованная неудовлетворенность становится фоновой характеристикой жизни ребенка. Обобщение данных анамнеза показывает, что генерализованная неудовлетворенность проявляется у подростков в обостренно-болезненном отношении к своей семье, неустойчивом, конфликтном, либо манипулятивном характере отношений с родителями, неадекватной и неустойчивой самооценке, тревожности, неуверенности в будущем, отсутствии дальней мотивации. Если в результате пробного употребления наркотика подросток переживает снижение уровня генерализованной неудовлетворенности, то у него формируется отношение к наркотику как средству, расширяющему возможности преодоления фрустрации значимых потребностей. Именно иллюзорное переживание возрастания возможностей снижения напряжения и является основой эмоционального отношения к наркотику. Снижение психического напряжения в интоксикации снимает генерализованную неудовлетворенность и переживается как потенциальная способность достижения психического комфорта. Избыточная возможность достижения психического комфорта превращается в побуждение, приобретая статус мотива, а удовлетворение влечения порождает дальнейший рост возможностей действования в направлении снижения психического напряжения и генерализованной неудовлетворенности. Перечисленные феномены составляют психологический механизм психической зависимости.
Логично предположить, что организация работы с семьей, направленная на снижение генерализованной неудовлетворенности у детей, позволила бы снизить риск формирования у них психической зависимости.
Не обсуждая сейчас организационные аспекты первичной профилактики наркомании в семье, остановимся лишь на одной из множества возможных методических реализаций идеи профилактики как снижения генерализованной неудовлетворенности.
При всем разнообразии нарушений взаимоотношений в семьях наркоманов в преморбидный период, практически все они связаны, прежде всего, с нарушением взаимоотношений в супружеской паре. Неизбежными эффектами таких нарушений будут высокая тревожность, низкая или нестабильная самооценка, общая неуверенность у детей. Перечисленные феномены образуют основу генерализованной неудовлетворенности.
Как показали исследования О.В.Шапатиной, противоречия в супружеских отношениях порождают стремление супругов к максимальной персонализации (личностной представленности, "отраженности") в ребенке, что является причиной перманентного воспроизведения конфликтной ситуации в сфере семейного воспитания. Отражаясь в психике ребенка, конфликтная ситуация в супружеских отношениях и "непримиримость" родителей в вопросах воспитания являются факторами его негативной личностной динамики и формирования генерализованной неудовлетворенности.
На основе экспериментальных данных О.В.Шапатиной было доказано, что установление общей точки зрения на позитивные черты ребенка ("примирение" родительских мнений) и предъявление ее третьему лицу (психологу) в присутствии ребенка ведет к снижению тревожности, повышению и стабилизации самооценки, росту общей уверенности поведения ребенка.
На основе полученных О.В. Шапатиной данных нами была разработана методика снижения генерализованной неудовлетворенности у детей 5 - 10 лет.
Суть базовой методики заключается в том, что под видом подготовки к "очень эффективному, но чрезвычайно чувствительному к неточностям психотерапевтическому воздействию на ребенка" осуществляется коррекция межличностных отношений в супружеской паре. Введение такой условности позволяет снизить сопротивление, как на личностном уровне, так и на уровне родительской подсистемы, повысить ответственность родителей за их внутрисемейное поведение, а также оптимизировать коммуникацию между супругами.
Коррекция личностных особенностей ребенка основана на эффектах косвенного воздействия. Коррекция родительско-детских отношений происходит в результате повышения гибкости и адекватности восприятия ребенка. Фиксация родителей на проблемах в поведении ребенка и отношениях с ним приводит к преобладанию в оценках ребенка негативных высказываний. Положительные черты ребенка оказываются на периферии сознания. Необходимость обнаружить реально существующие положительные черты ребенка приводит к тому, что в фокусе внимания оказываются не только негативные, но и позитивные его особенности.
Для определения готовности родителей к реализации "психотерапевтического воздействия" они могут быть неоднократно приглашены на "репетицию". Задача психолога на этом этапе работы заключается в оптимизации межличностных отношений в родительской паре, согласования их воспитательных позиций, проработке возможных межличностных конфликтов и др.
Психокоррекционное воздействие, ради которого якобы и ведется подготовка, реализуется тогда, когда в отношениях между родителями будет достигнута очевидная динамика.
Само воздействие основано на эффектах непрямого, опосредованного воздействия. Развивающие и терапевтические эффекты таких воздействий обосновываются в работах Н.М. Магомедова, А.Б. Орлова, В.А. Петровского. В присутствии ребенка, занятого "специальным заданием" (какое-либо интересное для него занятие) родители по просьбе психолога воспроизводят заранее подготовленный и отрепетированный рассказ о ребенке. Рассказ должен быть композиционно и логически завершен и содержать в себе исключительно правдивую, но только позитивную информацию о ребенке. Высказывания родителей не должны содержать в себе скрытой критики (высказывания типа: "В принципе он добрый мальчик... "), конструкций: "Да..., но ... ", а также двусмысленностей. Ценностные позиции и эмоциональные реакции родителей в процессе рассказа должны быть согласованы.
Использование методики позволяет получить комплексный эффект, включающий в себя коррекцию личностных особенностей ребенка, оптимизацию родительско-детских отношений и отношений в супружеской паре.
Коррекция межличностных отношений в супружеской паре направлена на оптимизацию процессов общения. Наличие негативных элементов в структуре межличностных отношений супругов приводит к нарушению коммуникативных процессов между ними (В.Сатир). Совместная работа психолога и родителей над содержанием и формой рассказа направлена на коррекцию коммуникаций в родительской паре и завершается только тогда, когда:
Изменение параметров коммуникации внутри супружеской пары приводит к изменению всей внутрисемейной коммуникации.
Анализ отсроченных результатов применения обсуждаемой методики показал, что она является эффективной в случаях, когда обнаружены: низкая самооценка у ребенка; высокая тревожность в семейной ситуации; конфликтность ребенка в семье; эмоциональное отвержение ребенком кого-либо из родителей; неадекватные ожидания родителей по отношению к ребенку; несогласованность воспитательных позиций родителей.
Противопоказаниями к применению данной методики являются избалованность и завышенная невротическая самооценка.
Методика может быть использована как при работе с семьями, в которых присутствуют оба родителя, так и с семьями, где один из родителей отсутствует. В зависимости от конкретной ситуации возможны различные модификации исходной формы методики. Модификации могут быть связаны и с содержанием рассказа.
Имеющиеся в нашем распоряжении данные контрольных опросов родителей спустя полгода после реализации психокоррекционной методики позволяют говорить о высокой ее эффективности, что дает основания рассматривать ее как средство профилактики наркомании в семье.
Назад | Содержание | Вперед