SpyLOG

Тема 1. Философско-психологические подходы к рассмотрению проблемы интенциональности


Представление об интенциональности как энтелехии в учении Аристотеля. Взгляды стоиков на природу интенциональности. Развитие понятия интенциональности в неоплатонизме, в учениях Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Оккама. Развитие понятия интенциональности в Новое время в учении Лейбница, в 19-20 веках в функционализме Брентано, в феноменологии Гуссерля. Понятие интенциональности в экзистенциальной психологии Р. Мэя.


Контрольные вопросы

  1. Какой смысл вкладывал Аристотель в понятия «энтелехия» и «энергиия»?
  2. Как связаны идея саморазвития и мировой огненный логос в учении стоицизма?
  3. В чем заключается новизна подхода к рассмотрению интенциональности в неоплатонизме?
  4. В чем различие взглядов Августина Блаженного и Фомы Аквинского на природу саморазвития?
  5. Что, согласно учению Фомы Аквинского, представляет собой интенция? Как Фома Аквинский рассматривает личность?
  6. Как рассматривается интенция в средневековой схоластике, в учении Оккама?
  7. В чем новизна подхода Лейбница к идее саморазвития, к рассмотрению аристотелевского понятия «энтелехия»?
  8. В чем различие взглядов Брентано и Гуссерля на природу интенциональности?
  9. Как содержание понятия «интенциональность» Р. Мэя позволяет рассматривать его в прикладном аспекте исследования личности?

Литература

  1. Августин А. Исповедь… // Богословские труды. - М., 1978. Т. 19.
  2. Антология мировой философии – М., 1969. Т.1.
  3. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976
  4. Аристотель. О душе // Соч.: В 4 т. - М., 1976. Т. 1.
  5. Богомолов А. С. Античная философия. - М , 1985.
  6. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической

философии / Язык и интеллект. - М., Лабиринт. 1996.

  1. История Античной эстетики. Поздний эллинизм. - М., 1980.
  2. Исповедь // В кн. Богословские труды. Т. 19. М., 1978
  3. Лейбниц Г. Монадология // Соч.: В 4 т. - М., 1982. Т. 1.
  4. Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968.
  5. Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции // В сб.: Современный экзистенциализм. М., 1966.
  6. Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.
  7. Энциклопедия истории психологии. - М. 2001.
  8. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб., 2001.
  9. Экзистенциальная психология. - М., 2001.

_____________________________________________________________


Интенциональность является основополагающей характеристикой сознания и его актов. Как понятие, изначально возникшее в лоне философии и обозначающее направленность сознания на предмет, оно вошло впоследствии в психологический тезаурус и своим содержанием обусловило специфичность подходов к рассмотрению личности.

Понятие интенциональности в неявной форме содержится в античной философии: в учении Аристотеля, в учении стоиков об огненном логосе, в неоплатонизме.

Энтелехия – понятие, введенное Аристотелем наряду с энергией для обозначения актуальной действительности предмета, акта, в отличие от его потенции, возможности бытия. В «Метафизике» энергия означает у Аристотеля действие, переход от возможности к действительности, а энтелехия – конечный результат этого перехода. Однако в большинстве случаев Аристотель не соблюдает этого различия и употребляет термины «энергия» и «энтелехия» как синонимы. Согласно Аристотелю, поскольку материя есть чистая возможность, то энтелехия как противоположность потенциальности приближается к понятию формы, а поскольку конечный результат процесса актуализации есть его цель, то энтелехия соответствует целевой причине. В трактате «О душе» Аристотель определяет душу как «первую энтелехию естественного тела, потенциально обладающего жизнью». Именно здесь Аристотель различает «первую» (простую) энтелехию и «вторую» (высшую) энтелехию. «Первая», простая энтелехия – это знание, она может осуществить себя далее в умозрении как энтелехия второго порядка.

В учении стоицизма в основе идеи саморазвития мира лежит творческий процесс, который описывается как излияние из мирового логоса «осеменяющих логосов», определяющих природу отдельных тел. Логос пронизывает весь мир, является природой всеобъемлющего тела-мира, его самопорождающей имманентной силой и природным законом, управляющим мировым развитием. Таким образом, логос является и промыслом, и судьбой, которая рассматривается как последовательность событий, цепь совокупностей всех причин. Судьбу отдельного человека определяет его природа, целесообразно включенная во всеобщую природу. Творческий огонь в соединении с воздухом, пронизывая мир в виде огневидного дыхания, связывает все в одно непрерывное целое и создает «космическую симпатию» всех отдельных частей и тел. На основе этой космической симпатии как проявлении разумной направленности огненного логоса возможно предсказание. Конечная цель человека, счастье определяется в стоицизме как жизнь согласно природе, логосу, и только такая жизнь является добродетельной. Этический идеал стоиков – мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, не зависящий от внешних обстоятельств. Он действует в согласии с природным законом, то есть добровольно следует судьбе. Все его поступки правильны, они – «прямодеяние», так как исходят из постоянного добродетельного склада души, внутренней невозможности поступить иначе. В этих поступках важно не достижение внешней цели, часто не подвластное человеку, а только этический характер действия и отношения человека к миру и другим людям, всецело зависящей от самого человека. Стоицизм оказал сильное влияние на складывающийся неоплатонизм и христианскую философию. Этика стоицизма, в частности, его учение о внутренней духовной свободе личности и о естественном законе, вновь привлекли к себе внимание в 17-18 в.в.

Плотиным и его учениками Амелием и Порфирием были разработаны основные понятия системы неоплатонизма: во главе иерархии бытия стоит сверхсущее единое-благо, постижимое только в сверхумном экстазе и выразимое только средствами апофатической теологии; далее в порядке нисхождения из единого следовали бытие-ум (нус) с идеями в нем, душа (псюхе), обращенная к уму и чувственному космосу, вечному в своем временном бытии. Таким образом, в неоплатоническом представлении о «сущем, стремящемся к благу» выразилось дальнейшее развитие идеи интенциональности.

Развитие понятия интенциональности подготавливалось учением Августина Блаженного о Боге как об абсолютном бытии. Онтология Августина следует неоплатонизму, но Августин пытался заново продумать идею помнящей, созерцающей и ожидающей души. Он исходил не из объекта, а из субъекта, из самодостоверности человеческого мышления, разработав учение о времени как корреляте личности.

Дальнейшее развитие понятия интенциональности связано с именем Фомы Аквинского. Он разработал учение о внутреннем целеполагании души или интенциональности как направленности акта восприятия и познания в целом. Фома Аквинский вводит понятие «интенция» - как намерение, цель, направленность сознания, внимание. В гносеологическом аспекте интенция выступает как характеристика умственного «образа», идеи или некоторого значения. В основе его онтологии – восходящая к Аристотелю антитеза «потенциального» (возможного) – как колеблющейся, неустановившейся, открытой для перемен и потому несовершенной материи, и «актуального» (действительного) – как реализованности, осуществленности, завершенности и, тем самым, совершенства. И энергию, и энтелехию Фома Аквинский рассматривал в понятии «акт».

Фома Аквинский различал первую и вторую интенции. Первая интенция – понятие, первоначально сформированное умом на основе постижения реальности, данной человеческому разуму. Вторая интенция формируется через обращение к первым интенциям, путем их изучения и сравнения. Ее объект находится в самом разуме, представляя собой логический закон, форму самой мысли или какую-нибудь мысль вообще. Таким образом, Фома Аквинский рассматривает интенцию как понятие, проистекающее из деятельности интеллекта. Это обусловило его подход к рассмотрению личности: личность – это «самое благородное во всей разумной природе», интеллект – это всегда личный интеллект, это обеспечивает личностное соединение души и тела.

В средневековой философии интенциональность понимается как целесообразность, смысловая направленность чувственно-воспринимающего и духовного познания, один из интеллектуальных принципов познания. В учении Уильяма Оккама рассматривается «интенция души» - как универсалия, т.е. всеобщее, результат акта постижения предмета. Синонимом «интенции души» является «интенция интеллекта», благодаря которой постигнутый объект отображается в разуме.

Вместе с тем схоластическая философия развивает представление об «интенциональной чувственно-воспринимаемой форме», т.е. чувственном образе идеи какого-либо объекта.

В философии Нового времени аристотелевское понятие «энтелехия» возрождается у Лейбница и приобретает смысл в виде монад, которые находятся между собой в отношении предустановленной гармонии. Согласно учению Лейбница, гармония как взаимно однозначное соответствие между монадами была изначально установлена Богом, когда Он избрал для существования данный «наилучший из возможных миров». В силу этой гармонии, хотя ни одна монада не может влиять на другие, тем не менее, развитие каждой из них находится в полном соответствии с развитием других и всего мира в целом. Все действия монад полностью взаимосвязаны и предопределены. Монады образуют восходящую иерархию сообразно тому, насколько ясно и отчетливо они представляют мир. В этой иерархии особое место занимают монады, которые способны не только к восприятию, перцепции, но и к самосознанию, апперцепции. К этим монадам Лейбниц относил души людей. Таким образом, идея интенциональности опосредуется Лейбницем в его учении о монадах и приобретает предметный смысл.

Учение об интенции возрождается в 19-20 в.в., прежде всего у Франца Брентано, основателя европейского функционализма, и в феноменологии Эдмунда Гуссерля.

Согласно Брентано, характерным призаком всех психических феноменов выступает их интенциональность – предметность, соотнесенность с каким-нибудь объектом. В работе «Психология с эмпирической точки зрения» Брентано предложил программу психологии, противоположную программе Вундта, главной для которой он считал проблему сознания, его активность, его постоянную направленность на объект – интенцию сознания. Интенция сознания – это специальная духовная деятельность, благодаря которой осознается прежний образ. Исходя из типов отношения сознания к предмету, Брентано строит классификацию психических феноменов (не представление, а представливание» (ср.: Филомен: «Мы не погибли, если бы не погибали»). Таким подходом Брентано утвердил принцип активности и предметности сознания, оказав влияние на различные направления западной психологической мысли. Учение об интенциональности было воспринято К. Штумпфом, Э. Гуссерлем, А. Мейнонгом, М. Шелером, М. Хайдеггером.

Гуссерль рассматривал интенциональность, направленность на предмет, как чистую структуру сознания, свободную от индивидуальных (психологических, социальных, расовых и других) характеристик. С помощью понятия интенциональности Гуссерль стремился решить главный теоретико-познавательный вопрос о связи субъекта и объекта – интенциональность является мостом между ними, она позволяет быть одновременно представителем имманентного мира общечеловеческого сознания и трансцендентного мира бытия, предметности. Интенциональность как одно из центральных понятий феноменологии трактуется у Гуссерля как существенное свойство всех актов сознания, поскольку оно всегда направлено на что-нибудь, выступает сознанием чего-нибудь. Все предметные акты сознания – восприятие, воспоминания, фантазия, желание, формы мышления и рефлексии – определены соответствующим предметным содержанием. При этом, согласно Гуссерлю, интенциональность как бы конституирует сознание, наполняя его значением и смыслом. Феноменология, по Гуссерлю, есть наука о чистом сознании как переживании интенциональных актов; Гуссерль называет это переживание «усмотрением сущностей».

Взгляды Гуссерля оказали влияние на формирование идей экзистенциализма. Ролло Мэй, представитель экзистенциальной психологии, рассматривал интенциональность как фундаментальную структуру, которая придает переживаниям человека смысл и позволяет ему принимать решения относительно будущего, в которой человек осмысливает свой прошлый опыт, представляет себе будущее, и которая обеспечивает ему выбор и его дальнейшую реализацию. Поступок подразумевает интенциональность, также как и интенциональность подразумевает поступок. При этом интенциональность не всегда бывает осознанной полностью: она «лежит ниже уровня непосредственного осознания и включает в себя спонтанные, телесные элементы и другие характеристики, называемые обычно «бессознательными».

Таким образом, проблема интенциональности в философско-психологической литературе, начиная с античной традиции и до современных психологических учений, рассматривается как в контексте представления об интенциональной чувственно-воспринимаемой форме, так и в контексте психологии сознания и психологии личности.