SpyLOG

ПРОБЛЕМА ВЕКА … КАК ЕЕ РЕШИТЬ

Проблема наркомании сегодня сверхактуальна. Она приобретает особое значение, когда речь идет о подростках и молодежи, Изобилие, многообразие и доступность наркотических веществ не может не вызывать растерянности среди родителей, учителей, медицинских работников, правоохранительных органов.

Изменился облик наркомана, с которым приходится иметь дело обществу. Теперь это не социально опасный тип с криминальным прошлым, а порой весьма эрудированный подросток, с удовольствием рассуждающий о смысле жизни (в нашем профессиональной практике встречались молодые люди, закончившие школу с медалью).

Традиционное отношение к наркомании связано с пониманием ее как влечения и болезненного пристрастия к веществам, изменяющим состояние организма и сознания. На наш взгляд, это редукционизм, упрощение, поскольку пристрастие не сводится лишь к зависимости физиологической или традиционно понимаемой психологической, позитивной (стремление к удовольствию) или негативной (избежание болей). Когда мы говорим о наркомании, мы сталкиваемся с явлением гораздо более сложным и многогранным.

Сегодня, среди молодежи наркомания приобрела такой размах, что если подобный темп будет сохраняться, то через некоторое время высшие человеческие потребности могут оказаться бессмысленными и, более того, вытесненными из своего обиталища - тела человека. Если в среде молодежи главенствующей потребностью станет потребность в наркотиках, то, я думаю, и со мной трудно не согласиться, - достижения общества, государства, частных компаний и других предприятий, как и результаты их деятельности, в значительной мере перестанут быть востребованными поколением, которому сейчас от 14 до 20 лет. Налицо социальное противоречие: колоссальный прогресс в развитии предпринимательства в России и колоссальный темп уничтожения будущих потребителей результатов этого прогресса. Думаю, что этого не будет отрицать ни один "полноценный" наркоман. Наркоману мало что нужнo кроме наркотика. У нeгo это главная потребность.

Известно, что наркомания насчитывает уже несколько тысячелетий своего существования и соответственно - столько же времени существуют и развиваются методы защиты от нее. И все же такой распространенности в молодежной среде история, по-видимому, еще не знала. По нашим данным каждый четвертый старшеклассник в Самаре уже пробовал наркотики, а к примеру в городе Чапаевске эта цифра еще больше. Наивно было бы полагать, что навалившись всем миром" мы задавим ее или уничтожим. И то, и другое - результат поверхностного понимания проблемы. Проблема многослойна и содержит в себе противоположные друг другу составляющие, она как бы вся соткана из противоречий. Известно, что сегодня уже накоплен большой опыт и в системе наших правоохранительных органов, и в системе здравоохранения. Кто спорит - у каждого ведомства свой предмет деятельности, каждый должен нести свой чемодан, отвечать за свой круг вопросов. Правоохранительные органы - за свой, здравоохранения - за свой, образование - за свой, самое главное - никто не должен опаздывать. Давайте сверим часы, уважаемые читатели. Мы на пороге XXI века! Хочу познакомить читателей с очень перспективной, как показывают результаты, сферой или точнее научной сферой, способной оказывать существенное влияние на решение проблемы наркомании. Эта наука носит название "психология"! Я уверен, что колоссальный потенциал, которым она располагает сегодня еще недостаточно известен. Психология может выступать как профилактический и реабилитационный инструмент, может взаимодействовать в цепочке "наркология-психология", сочетаться с педагогикой, социальной психологией, психотерапией. С психологической точки зрения наркомания -это последний участок пути в тоннеле внутриличностных и межличностных проблем, дальше только выбор остановки либо в местах лишения свободы, либо в психиатрической лечебнице, либо на погосте. . . Выбор не велик.

Традиционные аргументы о том, что ни правоохранительные органы, ни органы здравоохранения, ни система образования не могут изменить социальную реальность, и что молодого человека во многом формирует его окружение, то что принято называть средой, может быть опровергнуто только одним единственным ответом на вопрос "почему?". Почему многие подростки живущие в самой наркоопасной среде, не становятся наркоманами, а другие, живущие в самой наркобезопасной -попадают в наркозависимость? Почему? Этим вопросом мы и задались на кафедре педагогики и психологии СамГУ. В процессе исследований мы познакомились со множеством точек зрения и подходов к наркомании и ее лечению, начиная от различного рода оккультных (шаманство, йога, колдовство) и заканчивая ортодоксальными медикаментозными методами лечения.

Параллельно велись психологические исследования наркотизированных и ненаркотизированных подростков и молодых людей, изучались психологические особенности тех и других. Критерий всех методик был единственный -действительная результативность. Поскольку нам ни перед кем не надо было отчитываться, кроме самих себя, мы были беспристрастны в отношении к любому методу. Наиболee продуктивной оказалась концепция сенсомоторного психосинтеза, разработанная и опробованная ранее в лаборатории психосемантики МГУ и 17-й московской наркологической больнице Кучеренко В.В.

Обогатив принятый подход современными достижениями зарубежной и отечественной науки, собственными разработками мы создали технологию, которая на фоне уже имеющихся, оказалась весьма результативной в процессе реабилитации наркозависимых. В ходе исследований нам удалось выявить принципиально важные внутрипсихологические факторы как преднаркотической личности, так и личности наркотизированной. Удалось апробировать две комплексные коррекционные технологии -профилактическую и реабилитационную. Эффективность реабилитационной технологии существенно возросла после внедрения системы приемов психологической стабилизации некоторых факторов наркотизированной личности, предложенной И.А. Мотынгой. Основными авторами и разработчиками являются ученые Самарского госуниверситета К.С.Лисецкий, С.В.Березин, А. Э. Березовский, Н.М.Магомедов, О.В.Лаврова, В.П.Стуколов и др.

В прошлом году в целях реализации программ был создан Благотворительный фонд "Второе рождение", при котором работает психологический центр, включающий в себя: в том числе и телефон психологической поддержки, зa четыр месяца по этому телефону получили психологическую поддержку и определенную консульцию более двух тысяч человек. Мы разработали систему описания наркозависимос нескольким направлениям: психологическим причинам; психологическим проблемам; по пяти стадиям психологической зависимости;

Все это опубликовано в году в брошюре "Психология и профилактика ранней наркомании". Планируется еще 3 книги: для родителей, для подростков, для психологов.

Теперь возвращаемся поставленному вопросу. Почему? Одни подростки начинают принимать наркотики, а другие нет, проживая в одних и тех ж условиях. В чем между ними психологические различия и ли они - эти различия. Наши следования показали, что различия есть.

Во-первых, подростки оличаются; психологическими особенностями в переживаниях; также способах разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов, т.е. noведением в условиях конфликтных взаимоотношений. Подростки, способные к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях со взрослыми или cверстниками значительно ycтойчивые в отношении наркотиков. Из чего следует, и уже имеет эмпирическое пoдтвepждeние, что целенаправленное обучение подростков психологическим основам конструктивного поведения в условиях конфликтных взаимоотношений повышает их наркоустойчивость.

Во-вторых, как показали наши исследования, подростки различаются фактором стрессоустойчивости, т.е. дети, обладающие индивидуальной внутрипсихологической способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность значительно более устойчивы к наркотикам, чем дети, не умеющие этого делать. Данное личностное качество может быть сформировано психологическими средствами и служить целям наркопрофилактики. Особенности переживаний жизненных трудностей и напряжении в среде подростков и молодежи индивидуально проявляются как способ отношения к тупиковым, трудно разрешимым или вообще неразрешимым проблемам. Мы выделили два крайних способа такого рода отношения. Молодой человек рассматривает возникшую жизненную проблему как "Врага", как Убийцу", приводящего подростка в отчаяние, переживаемое как чувство беспомощности и безнадежности. Либо проблема, даже экстремальная, воспринимается им как испытание, как строгий учитель или судья, и тогда, воспринимаемая так проблема становится источником внутриличностного роста. Мы убедились, что восприятие трудных проблем и способы отношения к ним поддаются превентивной психологической коррекции. Все это можно определить как программу Стрессопрофилактики. Такая программа у нас есть. Есть опыт ее реализации. Следующий фактор, определяющий устойчивость подростка или молодого человека к -наркотическим веществам, мы условно назвали внушаемость. 28% молодых людей впервые пробуют наркотики (без особого на то желания) под воздействием авторитетных для них лиц, т.е. в результате постороннего внушения. В процессе специально организованной психологической работы внушаемость подростков может' быть снижена. Это существенный элемент профилактики. И последний фактор в нашей системе, который упрощенно мы назвали любопытство. 3-9% подростков пробуют наркотики из любопытства к различного рода переживаниям особых состояний сознания.

По нашим данным, если такое любопытство может быть удовлетворено и отрефлексировано методами, направленными на раскрытие личностного потенциала и развития, то подросток перестает стремиться к наркотикам по данному основанию. Итак, профилактика наркомании среди подростков и молодежи, по нашему мнению, должна включать:

Наша программа может быть развернута и реализована в любом учебном заведении, районе, городе, области. Теперь о психологической реабилитации наркозависимости.

Здесь мы искали ответ на другой вопрос, наш взгляд, самый важный: если изымается наркотик у.наркозависимого, что взамен? Что взамен? Наши исследодамия позволили нам отследить важные психологические особенности наркозависимого человека. - Наркоману известны необыкновенные переживания тела,.то, что называется на их языке приход, по привлекательности сравнимые лишь с оргазмическими переживаниями. Наркоман привыкает к непрерывной реализации своей творческой, поисковой, интеллектуальной активности, всякий раз заканчивающейся эйфорическим поощрением тела. Складывается рефлекторная цепь нужды: активность творческий поиск - успешный результат. Цепь, которая не дает сбоев, которая объединяет эмоции, ощущения, интеллект и поведение. На ее фоне другие схемы постепенно деградируют. Психология этого процесса может быть интерпретирована через механизм сдвига мотива на цель. Поэтому, разрушая данную рефлекторную цепь медикаментозно или психологически, мы никогда не сможем решить проблему освобождения человека от наркозависимости. Привлекал наркомана не только результат, но и процесс как начальная часть результата. Потому, во-первых, процесс раз-рушения сложившейся рефлекторной цепи должен сопровождаться созиданием новой, более эффективной и привлекательной. Во-вторых, переживания телом наркотического состояния должно быть обесценено более ценным переживанием. Мы построили методику, которая позволяет моделировать состояние пролонгированного инсайта. Инсайт - как переживание внутреннего озарения, открытия. Каждый переживал его, но кратковременно. Оно имеет физиологические основания. Длительное же переживание инсайт-состояния способно быть противопоставлено переживаниям наркосостояния.

Параллельно с этим ведется работа с построением нового отношения к миру и к себе, также работа с семьей и семейными проблемами.

Такого рода психологическая реабилитация позволяет добиваться весьма устойчивой ремиссии у 30% реабилитируемых. В нашем опыте уже есть показатели, которые удерживаются в пределах трех лет.

К.С.Лисецкий

1996 год