SpyLOG

ВВЕДЕНИЕ

Число молодых людей, употребляющих психоактивные вещества, продолжает непрерывно возрастать. При этом, сегодня вряд ли можно найти подростка, который бы не знал о смертельной опасности наркотиков. Очевидно, что это знание в большинстве случаев никого не останавливает.

Что же заставляет молодых людей начинать употребление наркотиков? Это главный вопрос, на который необходимо искать ответ. Предупредить болезнь гораздо легче, чем ее лечить. Это дело не только специалистов: медиков, психологов. Прежде всего, об этом нужно задуматься всем родителям. Задуматься о том, что нужно сделать, чтобы уберечь своих детей от наркотиков и как помочь ям, если уберечь уже не удалось. Можно все время в поисках утешения перекладывать ответственность за распространение наркомании на государство, которое "не заботится" о подрастающем поколении, на правоохранительные органы, "которые ничего не могут" и т.д. Так чаще всего и делается. Но в этом случае вопрос о том, почему ваш ребенок сделал выбор в пользу наркотиков, остаётся для вас без ответа. Гораздо важнее узнать, почему это случилось именно с вашим ребенком, и при каких условиях ваша помощь станет возможной и результативной.

 

ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ВОЗНИКНОВЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Наркомания является продуктом патологического развития личности в результате дефицита правильного воспитания в семье, серьезных нарушений процесса социализации, что в сочетании с генетическими отклонениями и неблагоприятными условиями среды жизнедеятельности ведет к появлению тяги к употреблению психоактивных веществ.

Согласно сведениям, содержащимся в изданиях ВОЗ, причины наркомании расположены на четырех уровнях:

  1. Биофизиологический уровень: наследственная предрасположенность, влияние генетически передающихся особенностей расового, этнического, морфологического планов, с психофизиологическими особенностями индивида (нехватка энзимов и витаминов, врожденные и приобретенные нарушения метаболизма, эндокринные нарушения, патологии мозга).
  2. Индивидуально - психологический уровень: особенности психологии и личного опыта, которые обусловливают неполноценный образ жизни и соответствующую тягу к его компенсации за счет искусственной регуляции психоэмоционального состояния.
  3. Микросоциальный уровень: положение в семье, школе, среди сверстников, в молодежной субкультуре, то есть там, где создаются патологические, предрасполагающие к наркомании модели поведения.
  4. Макросоциальный уровень: социальные кризисы и другие негативные социальные явления в рамках общества

Период начала употребления психоактивных веществ является ключевым моментом в формировании наркотической зависимости. Нужно отметить, что этот этап постепенно сдвигается к все более раннему возрасту, когда личность ребенка еще не сформирована, неустойчива, очень чувствительна к влиянию внешних факторов, т.е. постоянно действующих условий.

Итак, рассмотрим четыре группы факторов, способствующих возникновению подросткового наркотизма: социальные, семейные, личностные и психологические. Заметим, что ни одна из этих групп факторов не может быть причиной приобщения подростка к наркотикам, но их сочетание и одновременное воздействие порождает благоприятные условия для возникновения наркотической зависимости.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ НАРКОТИЗАЦИИ

Формирование личности подростка не происходит изолированно от общества, и во многом зависит от его особенностей, поэтому рассматривать проблему наркомании в отрыве от социально-культурного контекста было бы неверно. В нашей стране кризис подросткового возраста усугубляется общественным и экономическим состоянием государства.

Причины наркомании - в неправильных взаимоотношениях подростка с окружающими его людьми и общественными институтами. Эти причины проявляются не сами по себе, а через конкретные жизненные обстоятельства, которые могут иметь и случайный характер. Индивидуальные психофизиологические особенности личности подростка тормозят или же, напротив, облегчают действие указанных причин, т.е. способствуют или препятствуют возникновению тяги к наркотикам.

Кризис ценностей в обществе как источник тревоги.

Задача подросткового возраста - это, прежде всего, задача взросления, т.е. определения собственного отношения к себе и миру, становления Я-концепции, формирования мировоззрения и моральных ценностей. Эта задача значительно усложняется неустойчивостью общественной жизни, быстрым и необратимым разрушением старых стереотипов поведения, норм и ценностей. Построение планов на будущее, которое характерно для подросткового возраста, теряет смысл из-за отсутствия уверенности в завтрашнем дне. Эта нестабильность в обществе порождает кризис в отношениях между детьми и взрослыми, отчуждение их друг от друга. В результате подросток находится в состоянии значительной неопределенности, незащищенности, из которого ему трудно выйти самостоятельно, без посторонней помощи. Это вызывает неуверенность, тревогу, пессимизм. Малый жизненный опыт затрудняет принятие правильных решений самостоятельно, подросток нуждается в примере, которому можно было бы доверять и подражать. Это характерная черта подросткового возраста. Но те примеры, которые может предложить традиционная культура, не выдерживают критики с точки зрения современности, взрослые не могут предоставить детям эффективных моделей поведения. Кто может стать образцом поведения для ребенка? Только человек, который не боится быть личностью, проявлять себя в создании собственной судьбы. Но это очень сложный процесс -самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, поэтому многие люди предпочитают "жить как все". И тогда подростковый протест - это протест не против взрослых как таковых, а против этого "серого" "как все". В поисках себя, собственной целостности подросток идет не в семью, а вовлекается в молодежную субкультуру. Первостепенная значимость для подростка группы сверстников и удаление семьи на второй план сегодня могут быть связаны не только с особенностями возраста, но и с тем, что взрослые, в основном, оказываются бессильными перед проблемами ребенка. В молодежной среде наблюдается постепенное сближение подростковой и наркоманской субкультур, в частности, используется одинаковый сленг, похожие атрибуты и стереотипы поведения, понятия и представления о мире.

Наркомания является социально "заразным" заболеванием, распространение которого происходит внутри социальных групп. Изолированное существование наркомана невозможно, вокруг него быстро образуется компания людей, объединенных "общественно значимой" целью.

Сегодня можно говорить о существовании наркоманской субкультуры, которая продолжает распространяться в молодежной среде и выступает как фактор приобщения подростков к наркотикам.

Противостояние семейной культуры и наркоманской субкультуры.

Наши исследования показали, что как в общественной жизни, так и в представлениях подростка существует противостояние семейной культуры и наркоманской субкультуры. Содержание и направленность наркоманской субкультуры позволяют говорить о ней как об "антисистеме", явлении крайне негативном, способствующем приобщению к наркотикам и закреплению их употребления. Это и дает право рассматривать ее как один из социальных факторов наркотизации. В поисках себя (своего образа, своей целостности), подросток все больше включается в нарко-манскую субкультуру, которая обладает гораздо большим потенциалом, чем все то, что пытается ей противопоставить семейная культура. Таким образом, в представлении подростка молодежная субкультура выглядит гораздо более притягательной, чем семья.

Почему так происходит? Почему все чаще подростки обращаются к наркокультуре?

В подростковом возрасте сильно возрастает значение групп сверстников, и семья уходит на второй план. Физические, эмоциональные и социальные перемены в их жизни столь велики, что без посторонней поддержки подросткам трудно с ними справиться. Из-за недостатка собственного жизненного опыта они нуждаются в образце, которому можно было бы подражать. В раннем детстве роль образцов выполняют родители, которых ребенок воспринимает как идеальные, чудесные фигуры, занимающие центральное место в его жизни. В подростковом возрасте несоответствие реальных родителей этим идеальным образам становится для него очевидным. Это естественно, ведь живой человек не может быть идеальным. Но отказываться от идеалов очень трудно, поэтому подросток начинает резко критиковать своих родителей, считая их неадекватными, несправедливыми, приносящими разочарование. Возникающий в результате внутренний раздор заставляет подростка ощущать потерю внутренней поддержки и чувство опустошенности, сопровождаемые ощущением болезненного отчуждения. Этой болью он не может поделиться с самими родителями. Подросток поворачивается к своим сверстникам, т.к. нуждается в доверительных отношениях, чтобы освободиться от чувства опустошенности и укрепить чувство собственного достоинства. Группа сверстников обеспечивает неосуждающую поддержку, а именно в этом испытывает потребность каждый подросток.

Например, по данным исследователей, среди наркоманов оказалась большая доля тех, кто в школе плохо учился, да и вообще не имел какого-то успеха в своих делах. Стремление к поддержке и одобрению со стороны, которых подросток был лишен в школе и дома, подтолкнуло его в группу сверстников, где и произошло его первое знакомство с наркотиком.

Итак, круг сверстников играет главную роль в развитии социальных навыков ребенка: подросток перенимает у своих друзей и сверстников виды поведения, как конструктивные, так и деструктивные.

Наркоманская субкультура представляет собой особый образ жизни, специфическую систему ценностей, атрибуты, язык, стереотипы, установки, понятия и мифы. Наркоманская субкультура для подростка притягательна, хотя реально - обманчива, в то время как семейная культура не представляет для него той ценности, какой она обладала в более раннем возрасте. Жизнь наркомана в представлении подростка - это постоянный риск, неограниченная свобода, постоянное самоутверждение, новые впечатления, приключения, насыщенность переживаниями - именно то, с чем ассоциируется взрослость. Подросток хочет казаться взрослым, хочет чтобы к нему относились как ко взрослому, но при этом он еще не умеет взять на себя ответственность за свои действия. В семье родители часто не умеют перестроиться на новую модель отношений с ребенком подросткового возраста, продолжая опекать и контролировать, не воспринимая его как равного. Освоение ценностей семейной и общественной культуры под давлением родителей вызывает мощное сопротивление, что и приводит в конечном итоге к отрицанию этих ценностей. В наркоманской среде ответственности не требуется, при этом все атрибуты взрослости налицо.

Потребность подростка в любви и понимании выходит теперь за пределы семейной системы, ему недостаточно внимания со стороны родителей. Что касается наркоманской группы, то кажется, что отношения в ней - идиллические: забота, преданность, дружоа, самоотверженность, отвращение к "серой" жизни и т.д. Удивляет свойственная наркоманам легкость установления межличностных контактов, доверие, проницательность. Действительно, каждый наркоман в считанные минуты сможет найти общий язык с любым человеком, и общение будет как бы эмоционально насыщено. С другой стороны, группа наркоманов - лишь собрание людей, каждый из которых для каждого выступает средством достижения одной единственной цели - очередной дозы. Наверное, сплоченность в группе наркоманов действительно достаточно высока, поскольку они все объединены одной, "общественно значимой", целью, имеют совместные переживания. Однако, парадокс заключается в том, что переживаний у наркоманов "не существует": все, что они делают, они делают инстинктивно, следуя "мнениям" своих "коллег" с большим нарко-манским опытом. Кроме того, наркоманская субкультура позволяет подростку структурировать его свободное время, которым он в силу своего возраста распоряжаться не умеет.

Еще одна проблема состоит в том, что для большинства родителей наркотики - это запретная тема, вызывающая страх, тревожность, панику. Считается, что если говорить со своим ребенком о наркотиках, можно "накликать беду". В результате, подростки узнают о наркотиках не от родителей, а от самих наркоманов. И в результате любой ребенок знает о наркотиках больше своих родителей. Поэтому когда возникает реальная опасность, родители оказываются беспомощными. В американских средствах массовой информации, например, главный лозунг, обращенный к родителям, звучит так: "Если вы не расскажете ребенку о наркотиках, то кто-то другой сделает это за вас". И понятно, что расскажет совсем не то,, что нужно.

Несмотря на все эти факторы, родители продолжают оставаться очень значимыми фигурами в жизни ребенка. Как правило, именно к ним подросток обращается за помощью при возникновении серьезных проблем. Но далеко не всегда он может получить в семье помощь и поддержку. Часто ситуация в семье оказывается таковой, что доверие между родителями и ребенком нарушено, поэтому он не может обратиться к ним за помощью. С другой стороны, родители, сами будучи беспомощными перед возникшей проблемой, не могут помочь подростку. Действительно, семья не всегда может дать ребенку образцов эффективных способов поведения в данной ситуации, т.к. выработанные и закрепленные в семье способы поведения являются негибкими и не способствуют решению проблем, как подростка, так и самих родителей. Это происходит потому, что родителям, которые сами не умеют быть счастливыми и успешными, очень трудно воспитать счастливого и здорового ребенка. Употребление наркотика дает подростку, хотя и иллюзорное, но быстрое избавление от проблем и трудностей, по крайней мере, в этом его быстро убедят члены наркоманской группы.

Существует два способа убеждения и приобщения к наркотикам: прямой и косвенный.

Прямой способ наиболее явный - наркоманы со стажем предлагают подростку попробовать наркотик, который в начале используется в группе как способ общения. Таким образом, общаясь в кругу друзей-наркоманов и не употребляя наркотики, подросток рано или поздно выпадает из этой группы, реально или на эмоциональном уровне. Если группа является для подростка очень значимой (а это имеет место в том случае, если нет другой сферы общения, которая представляла бы для ребенка больший интерес, например, спортивная секция, школьный коллектив, или в других кругах он является отвергаемым), то он пытается вернуть дружбу и доверие группы.

Второй способ - косвенного убеждения. Он заключается в том, что подросток видит насыщенность жизни сверстников-наркоманов, слышит об удивительных переживаниях под действием наркотика, выслушивает мнения о том, что жизнь без наркотиков ничего не стоит. В итоге, у него формируется представление о том, что самое интересное, что есть в жизни - это наркотик и все, что с ним связано. Это поддерживается мифом о престижности наркотиков. При этом опасность, которую представляют собой наркотики, оказывается размытой, неопределенной, ведь "никто не собирается становиться наркоманом".

Таким образом, ценности наркоманской субкультуры подросток усваивает на эмоциональном уровне, на уровне впечатлений и собственных переживаний. В то же время, усвоение традиционных, в том числе, семейных ценностей происходит под нажимом со стороны взрослых, что вызывает естественное сопротивление. Единственное, что могут противопоставить многие семьи наркоманской субкультуре - это страх перед наркотиком, который присутствует у родителей и внушается детям. Однако страх действует очень недолго (особенно, если на личном опыте он ничем не подкрепляется). Мы наблюдаем, что представление о наркотике как о неопределенной опасности, при наличии у подростка тенденции к конфронтации с опасностью, может служить самостоятельным фактором, способствующим приобщению к наркотикам. По нашему мнению, к наркотике опредмечивается (локализуется и становится определенной) тревога, которая имеет семейное и социальное происхождение, и причины которой часто не могут быть осознаны.

Первый предварительный вывод: родителям необходимо учиться быть открытыми, доступными, реалистичными, учиться решать свои личностные проблемы, учиться обучать этому своих детей. Настоящая радость, любовь и взаимопонимание возможны лишь в реальной жизни. Сегодня родители и дети слишком часто живут в различных враждующих "реальностях". Это не их вина. Но это происходит из-за их невнимательности и неосведомленности. Начинайте учиться главному - Психологии Жизни! Иметь и быть - это не одно и то же... Человек "соткан" из множества противоречий, сомнений, ошибок. Нет вечной любви! Не бывает абсолютной свободы! Дети быстро растут, а представления родителей "застревают" в безвозвратном прошлом.

Если ваш ребенок чувствует и понимает, что Вы, на самом деле, готовы учиться, ошибаться, меняться вместе с ним, то у Вас есть шанс оказаться: однажды рядом, в одной реальности, которая и есть условие вашего счастливого взаимопонимания.

При соответствующем внимании и напряжении в процессе дальнейшего чтения этой брошюры, вы сможете найти для себя несколько замечательных рекомендаций, несколько практических советов, но главное, Вы найдете ответ на очень важный вопрос.

Содержание | Вперед