SpyLOG

ЗАПОВЕДИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛЮБЯЩИХ СВОИХ ДЕТЕЙ

1. Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать поддержку. Никто не хочет в ответ на свою правду получить критическое замечание или злую шутку в свой адрес. Правду о себе люди несут только тем, кто способен ее принять, кто может предложить решение проблем или (что не менее ценно) искреннее сочувствие. Дети всегда ждут именно этого от своих родителей, но часто получают противоположную реакцию, которая ведет к потере взаимопонимания и доверия между близкими людьми. Если у Вас не получается принять своего ребенка таким, какой он есть, поддержать его в тяжелой ситуации, то он, скорее всего, перестанет быть с вами искренним, потому что он нуждается не в критике, а в понимании и сочувствии. К сожалению, современное: общество как будто специально создано, чтобы ребенок потерпел поражение. Каждый раз старайтесь обнаружить в чем истинная проблема Вашего ребенка, и не разрушая его собственного решения, попытайтесь помочь ему решить эту проблему самостоятельно.

2. Учитесь правильно выражать свои эмоции. А значит -не падайте в обморок при каждом удобном (чтобы избежать неудобства) случае, постарайтесь не устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий ваших детей, не прибегайте к физической силе, показывая тем самым свое бессилие. Родителям, не умеющим управлять своими чувствами, дети часто не говорят правду, чтобы не присутствовать при их бурных реакциях. Если же взрослые люди способны прийти в ярость от неприятного известия, то дети не просто не сообщат вам о нем, но сделают все, чтобы скрыть от вас правду. Грубому, резкому человеку не говорят правды, боясь нарваться на его грубость или резкость. И меньше всего хочется выслушивать резкие слова и замечания от близких людей.

В результате родители узнают правду самыми последними, и как правило только тогда, когда они уже ничего не смогут исправить.

3. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований, не демонстрируйте ему однозначно несбыточных ожиданий. Ребенок скрывает плохие отметки, потому что мама ждет от него только хороших! Та же ситуация может повторяться по отношению к его друзьям, интересам, намерениям. Не желая разочаровывать родителей, ребенок будет предоставлять им только ту информацию, которой они от него ждут. В результате, родители, получая искаженную информацию о. своем ребенке, теряют связь с его истиной жизнью, начинают жить в иллюзиях и своих фантазиях о нем. Совершенно естественно для родителей ждать успехов от своего ребенка, но нужно научиться справляться и с его неудачами.

4. Не торопитесь искать виноватых. При возникновении неприятной ситуации возникает сильное желание кого-нибудь в этом обвинить. Чаще всего это выражается фразой: "Сам виноват. Я тебя предупреждала". Удовольствие от собственной прозорливости и правоты отдаляет от вас вашего ребенка. Вместо ожидаемого сочувствия, понимания и помощи ребенок получает очередное обвинение в свой адрес, а часто еще и унижения. "Обвинитель" всегда найдет виноватого или обвинит всех вокруг и приложит все усилия к тому, чтобы всякий раз подавить человека морально. Если ребенок видит, что родители в любой ситуации склонны обвинять и унижать других людей, то он может скрывать от них правду, боясь попасть под их суд заодно со всеми. Кроме того, попытки найти виноватого никогда не приведут к действительному решению проблемы, но отнимут у вас и силы и время.

5. Не афишируйте свою беспомощность. Если ребенок видит, что его родители "выбрасывают белый флаг" перед любыми поворотами судьбы, страдают от бесконечной вереницы проблем, и будучи бессильны их решить, не забывают постоянно демонстрировать свою ранимость и беспомощность, то ему будет очень трудно сообщить им какую-либо неприятную новость. Чаще всего дети не хотят видеть своих родителей несчастными, не хотят быть причиной их страданий. Если, говоря с родителями о своих проблемах, ребенок чувствует себя палачом, то, скорее всего, он перестанет говорить им правду. Если мать, разговаривая с сыном, постоянно хватается за валидол и "угрожает" сердечным приступом, то в следующий раз сын постарается оградить ее от таких переживаний. В результате родители узнают правду слишком поздно. Необходимо постоянно учиться самостоятельно решать свои проблемы, не приходя в ужас от их количества, и тогда, даже в случае неудачи никто не станет "подсовывать" вам ложное сочувствие вместо правды. А ваш ребенок сможет в сложной жизненной ситуации обратиться к вам за советом, а не будет искать утешения в сомнительных компаниях или, еще хуже, в алкоголе или наркотиках.

6. Не торопитесь наказывать своих детей. Правда для ребенка теряет всякий смысл, если по умолчанию можно избежать наказания. Слушайте то, что дети рассказывают Вам о своей жизни. Позвольте им помогать вам. Если вы не сделаете этого, им придется подавлять в себе переполняющее их чувства долга.

7. Не будьте унылыми пессимистами. С печальными или тревожными новостями обычно не ходят к пессимистам, потому что это может усугубить их и без того мрачный взгляд на мир. Кроме того, пессимизм способен быть весьма заразительным и тогда пустяковая проблема будет казаться совершенно неразрешимой. Поймите, жизнь Вашего ребенка не удастся, если он не сумеет по настоящему поверить в себя. В противном случае он будет только обузой для Всех, включая себя самого. Если же вы уверенны (или хотя бы стараетесь быть как можно увереннее) в том, что, при определенных условиях, все может закончиться хорошо, что из любого положения можно найти выход, то это и вашему ребенку придаст сил справиться с его проблемой.

8. Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка. Согласитесь, делиться своей радостью намного сложнее, чем несчастьем или неудачей. Возможно, это происходит потому, что "несчастный вид" и "жалобы на судьбу" - кротчайший путь к сочувствию окружающих. Но тогда вы утрачиваете возможность делить свою радость с другими, и соответственно, с Вами никто своей радостью делиться не станет. Более того, многие люди злятся и испытывают досаду, когда слышат, что у кого-то все в порядке: "Радость другого - моя неудача..." В таком случае, от Вас начнут скрывать не только плохие известия, но и хорошие. Вы останетесь без хорошей правды.

9. Старайтесь говорить правду своим детям. Они очень чутко распознают ложь. Если ребенок часто уличает родителей во лжи, то с какой стати он станет говорить им правду? Если в семье ложь является нормой, то нечего ждать, что ребенок будет правдив и искренен. Он скажет правду тому, кто честен с ним, тому, кто умеет сообщить правду и справиться с ней. Обманщикам не говорят правды, чтобы не дать им возможности воспользоваться чужой искренностью.

Не бойтесь узнать правду, и тогда вы ее узнаете. Старайтесь вести себя так, чтобы люди не боялись говорить вам правду, и тогда вам ее скажут.

Будьте правдивы, и тогда вас не будут так часто обманывать.

Ты все это знаешь... Теперь главное - понять. Прочитай еще раз.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ НАРКОТИЗАЦИИ

Личностные особенности наркотизирующегося подростка.

Роль личностных особенностей в возникновении наркомании не вызывает сомнений. Однако до сих пор не выявлены те личностные черты, которые можно было бы назвать общепринятым фактором риска в приобщении к наркотикам. Кроме прочих трудностей в установлении подобных личностных особенностей, не последнее место занимает тот факт, что, как правило, личность наркомана исследуется уже на фоне заболевания, поэтому трудно определить изначальное ее состояние, приведшее к формированию наркотической зависимости.

Наиболее часто на первом месте среди мотивов приобщения к наркотикам стоит "любопытство", в основе которого лежит извечное стремление детей, молодежи познавать все новое, волнующее, таящее опасность.

С одной стороны - это естественная любознательность, являющая замечательной особенностью человека. Она проявляется в самом раннем возрасте и предопределяет развитие исследовательских наклонностей. Неудивительно поэтому, что некоторые молодые люди пробуют наркотики исключительно, чтобы испытать их действие на себе.

С другой стороны, любопытство - стремление к опасности, которое тесно связано с проблемой рискованного поведения. Риск, как известно, это действие, свершаемое "на авось", на удачу, в надежде на счастливый случай, то есть действие в условиях большей или меньшей неопределенности.

Кроме того, поскольку подавляющее большинство подростков знакомится с психоактивными веществами в компании своих сверстников, новичок, помимо удовлетворения своего любопытства, испытывает чувство принадлежности к "своей" группе, престижной для него в данный момент. Ведь иначе бы подросток в нее не стремился и не рисковал бы испытывать на себе действие вещества, о котором он, как правило, имеет представление как о вредном для здоровья.

Говоря о старшем школьном возрасте, следует рассматривать его как приближение к периоду биологического и психического равновесия. Появление новых стрессовых ситуаций может спровоцировать увлечение психоактивными веществами. Отмечено, что в ряде случаев поводом для этого является переутомление: возникает желание выпить, покурить "травку", чтобы "забыться", "встряхнуться", "освежиться".

Итак, в ряде литературных источников перечисляются те качества личности, которые провоцируют человека на "уход от реальности" при первом же столкновении с трудностями. В качестве таковых называются:

Но эти личностные черты свойственны практически всем подросткам. Влечение к употреблению психотропных веществ -признак более глубокого личностного неблагополучия.

Психологическая готовность к употреблению наркотиков формируется постепенно, и наркотизация является логическим завершением всего предыдущего развития. Отсутствие такой готовности создает "запас прочности", позволяющий противостоять неблагоприятным воздействиям среды.

Актуализация психологической готовности к употреблению наркотиков происходит в силу ряда причин:

1. Неспособность подростка выйти из ситуации, когда удовлетворение актуальных потребностей оказывается затруднено.
В типичной ситуации подростка потребность в положительной оценке со стороны взрослых, потребность в общении, потребность в самоуважении оказываются трудно достижимыми. В результате первоначальная цель утрачивается и возникает другая - избавиться от отрицательных эмоциональных переживаний, вызванных травмирующей ситуацией, что легче всего сделать при помощи психотропных средств.

2. Несформированностъ или неэффективность способов психологической защиты.

В травмирующей ситуации в норме действуют защитные механизмы, которые позволяют либо забыть о ней на время, необходимое для передышки и накопления сил для новой активности, либо воспринимать ситуацию не так трагично. Если же эти механизмы не сформированы или их действие оказывается неэффективным, то ребенок инстинктивно ищет поддержки во внешней среде и нередко находит ее в наркотиках.

3. Наличие психотравмирующей ситуации, из которой ребенок не находит конструктивного выхода.

Подросток оказывается беспомощным перед захлестывающими его эмоциями и прибегает к химическим способам их избегания. Действительно, в семьях наркоманов чаще, чем в других, случались разные болезни, использовались лекарственные препараты. В сознании подростков постепенно формировался стереотип, что вес жизненные проблемы можно решить приемом какого-нибудь лекарства. В ряде случаев это психологически облегчало переход к потреблению наркотиков.

4. Наличие тенденции к конфронтации с опасностью.

Тревога является постоянным спутником жизни подростка. Это и тревога, вызванная неопределенностью самого подросткового возраста, которая усугубляется кризисом ценностей в обществе, и тревога внутри семейного происхождения, причины которой чаще всего не могут быть осознаны. У ребенка возникает внутреннее психическое напряжение, вызванное смутной тревогой, именно потому, что причину этой тревоги ему определить трудно. И эта тревожность "ищет подтверждения во внешних событиях, не столько преломляя, сколько притягивая к себе зримые сигналы беды." (Петровский В.А. 1997) Таким сигналом беды для подростка может выступать наркотик. Каждый ребенок знает, что наркотик несет в себе смертельную опасность, но пока подросток сам не сталкивается с ней, опасность остается неопределенной (но совершенно реальной).

Можно говорить о том, что под влиянием поисковой тревоги возникает состояние "психологической прикованности" к опасности, когда человек с необходимостью должен вступать в единоборство с опасностью.

Решающее значение имеет тот факт, что информация о наркотиках противоречива. Различные способы преподнесения недифференцированных по своему содержанию сведений ведут к мозаичности, разорванности, противоречивости представлений о наркомании у подростков. Резко отрицательное отношение к стереотипу "наркоман" сочетается с интересом к экспериментированию с наркотиками.

Таким образом, мы можем говорить о том, что наркотик выступает как неопределенная, потенциальная опасность. Известны две формы реакции на опасность: агрессия и бегство. Каждый из них по-своему нейтрализует опасность: агрессия - через устранение источника опасности, бегство - через устранение самой возможности встречи с угрожающим объектом. Но дело в том, что это способы реагирования на уже известный уровень опасности, когда в соответствии с уровнем угрозы можно принять решение о нападении или бегстве.

Существует третий способ ответа - конфронтация с потенциальной опасностью (В. А. Петровский). Она представляет собой движение "навстречу опасности". В объекте пугает именно его неопределенность, невозможность увидеть его реальные свойства. При выходе "один на один" с таким объектом переживание опасности утрачивает свое сигнальное значение, вследствие чего происходит психологическое устранение опасности. Таким образом, употребление наркотиков для подростка - это способ обращения с тревогой и напряжением.

Итак, в качестве факторов, способствующих приобщению подростков к наркотикам, мы называем следующие:

"Противостояние семейной культуры и наркоманской субкультуры, при котором потенциал последней оказывается в существующих общественных условиях гораздо выше.

Плохо осознаваемое и плохо локализованное состояние тревоги, которое имеет в том числе и семейное происхождение. В его основе лежит чувство неуверенности в каком-либо важном для подростка аспекте жизни (например, неуверенность в родительской любви или постоянная угроза потери одного из родителей); неуверенность в себе (когда ребенок считает себя источником всех семейных проблем); ощущение неспособности изменить сложившуюся ситуацию". Когда в жизни подростка появляется наркотик, в нем опредмечивается (то есть, локализуется и становится определенной) эта тревога, истинные причины которой ребенку осознать трудно. При наличии у подростка такой личностной особенности как стремление к конфронтации с потенциальной опасностью, вероятность возникновения поисковой наркомании повышается в несколько раз.

"Невозможность удовлетворения какой-либо особенно важной для подростка потребности. Такая ситуация складывается из-за того, что семья не всегда может дать ребенку эффективные образцы поведения и достижения целей. Таким образом, жизненно важные потребности подростка (такие как потребность в любви, защищенности, потребность в самовыражении и личностном проявлении) оказываются неудовлетворенными. При свойственных наркоманам инфантилизме, неумении переживать трудности, эмоциональной незрелости, такая ситуация кажется невыносимой, и подросток пытается пережить ее "под наркозом".

Часто единственное, что наркоман умеет делать в совершенстве - это добывать и употреблять наркотики. И если сначала наркотик служит средством снятия тревоги, то постепенно это единственное умение становится единственным желанием. Это своего рода бессильный протест: "раз я больше ничего не умею, то я больше ничего и не хочу". Таким образом, снимается необходимость совершать какие-либо усилия.

Находясь под действием наркотика, человек приобретает избыточные возможности: снимаются запреты, исчезают тревоги и страхи, подросток чувствует себя "способным на все". Это переживание дает ему, в реальной жизни часто неуспешному и беззащитному, возможность взглянуть свысока на весь мир, на окружающих, на родителей, которые "этого не могут" и даже не подозревают о том, что их жизнь ничего не стоит. Отказ от наркотиков означает для подростка отказ от этих сверх-возможностей, возвращение в реальность, где он бессилен. Вероятно, с этим во многом связаны сложности, возникающие в реабилитации нарко-зависимых.

Синдром созависимости.

Все вышеперечисленные факторы приводят в определенный момент к формированию у подростка наркотической зависимости, существование которой уже невозможно не замечать. В этот момент наркомания ребенка становится общесемейной реальностью. И от того, как семья отреагирует на сложившуюся ситуацию, будет во многом зависеть результат лечения. Парадоксальность ситуации состоит в том, что очень часто, искренне желая своему ребенку выздоровления и предпринимая все возможные меры для его лечения, родители ведут себя таким образом, что провоцируют рецидивы. Как правило, их поведение обусловлено вовсе не здравым смыслом (на таковой родители в состоянии шока чаще всего просто не способны), а формированием синдрома "созависимости", который встраивается в наркоманский стиль поведения их ребенка и становится ему выгодным. Поведение родителей, их реакции становятся стереотипными, предсказуемыми, так что наркозависимому подростку легче ими манипулировать в своих интересах. Таким образом, родители не только не могут помочь ребенку, но их поведение является саморазрушающим.

О том, что такое созависимость, нет единого мнения. Одни исследователи говорят, что это болезнь, вызванная совместным проживанием с наркоманом. Авторы этой работы больше склоняются к мысли, что это особый инструмент разрешения трудностей, который складывается у человека в процессе жизни, а не просто в результате совместного проживания. Это "способ адаптации к острому внутриличностному конфликту, возникающему у всех членов семьи наркомана". (Березин С.В.)

Созависимость характеризуется устойчивой модификацией естественных реакций в поведении близких людей, обусловленных присутствием (реально или только в сознании) наркозависи-мого, имеющей тенденцию к неосознанному воспроизводству. (Березин С.В., Лисецкий К.С., Петровский В.А.) Созавиcимость - это вызванная стрессом концентрация мыслей и чувств на чьей-либо жизни, что приводит к нарушению жизнедеятельности и социальной адаптации.

Как же распознать синдром созависимости? Есть ряд признаков, присущих всем людям, страдающим этим синдромом.

1. Направленность вовне.

Эта особенность поведения и мировосприятия созависимых обусловлена, прежде всего, низкой самоценностью. Они уже не могут воспринимать себя как самостоятельную, представляющую ценность личность, полностью зависят от отношений с другим человеком. Co-зависимый член семьи практически полностью сливается в своем представлении с наркоманом, размываются границы его собственной личности, у них нет собственной жизни (а значит, нет жизни вообще, потому что невозможно присвоить себе чужую). Другая форма направленности вовне - постоянная забота созависимых о том, как их воспринимают окружающие. Их жизнь определяется одним и тем же вопросом: "что подумают люди?". Именно эта черта часто мешает родителям наркозависимых обращаться за помощью к другим людям, хотя понятно, что в одиночку справиться с этой проблемой невозможно. Родители постоянно живут с мыслью о том, что кто-нибудь узнает о наркомании их ребенка; скрывают то, что скрыть невозможно. Не делясь ни с кем своими чувствами и переживаниями, они остаются одиноки в своей безысходности.

2. Постоянная забота о других.

Человек, который потерял свою собственную личность, может жить только в одном случае - если в нем нуждаются другие. Он может чувствовать себя нужным и ценным, только если вокруг него "беспомощные инвалиды". Как ни ужасно это звучит, но пока ребенок остается наркоманом (неудачником, больным), он нуждается в родителях, а родители могут чувствовать себя героями, борющимися за его жизнь. Поэтому, своим поведением они могут поддерживать прием наркотиков у ребенка. Этому способствует образ идеальной матери в русской культуре - образ матери-героини. Если ребенок становится наркоманом, и мать его спасает, жертвуя всем ради него, то она получает законное право считать себя хорошей матерью, получая, таким образом, определенную психологическую выгоду от болезни ребенка.

3. Телесная болезнь.

Как правило, родители наркоманов (чаще матери) страдают теми или иными соматическими заболеваниями. Чаще всего это головные боли, боли в области сердца, желудочно-кишечного тракта, респираторные заболевания. Можно с уверенностью утверждать, что это заболевания психосоматического происхождения. Эти люди заболевают от того, что пытаются контролировать чью-то жизнь, которая контролю в принципе не поддается. Они очень много работают и тратят много сил на то, чтобы просто выжить. Появляются функциональные расстройства, связанные с постоянным стрессом. Таким образом, синдром созависимости можно рассматривать как болезнь, которая, если ее не лечить, может привести к летальному исходу.

4. Эгоцентризм.

Все, что происходит вокруг, созависимые однозначно связывают с собой. Они берут на себя ответственность за чувства, поведение, проблемы, даже жизни близких. Это наиболее тонкая, любвеобильная, убивающая форма эгоцентризма. Родители не хотят видеть, что их ребенок уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно понимать, что с ним происходит. Дело в том, что если за подростка кто-то отвечает, то у него нет необходимости самому учиться отвечать за себя. Это вовсе не значит, что надо бросить его на произвол судьбы, но необходимо вернуть ему ту меру ответственности, которую он должен нести за себя сам.

5. Стремление к тотальному контролю над ситуацией.

Созависимые постоянно заняты тем, что пытаются контролировать ситуацию дома и то впечатление, которое семья производит на окружающих. При этом любые неудачи приводят к тяжелым депрессиям. Это связано с тем, что невозможность достичь цели (которая изначально недостижима) они воспринимают как собственное поражение.

6. "Непонятные" чувства.

Важнейшим симптомом созависимости является утрата навыков понимания собственных чувств. Эти люди так сосредоточены на другом, что утрачивают понимание себя. Они считают, что не имеют права на собственные чувства, готовы от них отречься. Созависимость - это недосягаемость чувств или их искажение. Последствия такого состояния могут быть весьма плачевны не только для самих родителей (психосоматические заболевания), но и для ребенка. Родитель, который сам не понимает, как он относится к своему ребенку, будет общаться с ним на языке "двойных посланий", то есть, говорить одно, чувствуя совершенно противоположное. Ребенок в таком случае перестает понимать истинный смысл сообщения, что приводит к нарастанию тревоги и напряженности, а это, в свою очередь, может привести к новому срыву.

7.Нечестность

Родители наркомана вовлечены в процесс скрывания правды. Будучи постоянно сосредоточенными на собственной лжи, на том, какое впечатление производят они сами и семья в целом, они не замечают того, что реально происходит вокруг, постепенно перестают доверять собственному восприятию, собственным чувствам, а потому, оказываются совершенно бессильными.

8. Стремление быть в центре событий.

Больше всего созависимые боятся оказаться брошенными. Гипертрофированная потребность быть вовлеченными во все обстоятельства жизни близких не позволяет им даже предположить, что у их ребенка (которому может быть и 25 лет) есть еще и своя жизнь. Они не допускают мысли, что близкие могут жить без них. Иначе - чувствуют себя ненужными, заброшенными.

9. Доверчивость,

Родители наркомана верят абсолютно всему, что соответствует их желаниям, оставаясь слепыми к явным признакам неблагополучия. Это защитный механизм - вытеснение, о котором писал еще Фрейд. Любая негативная информация, нарушающая привычный ход вещей, представление о себе, о семье, как правило, вытесняется, подавляется, чтобы привести ее в тот вид, в котором человек: может ее принять.

10. Страх, ригидность.

Ситуация, в которой оказываются родители наркоманов, действительно очень тяжела, она постоянным грузом "давит на плечи", она неясна, полна тревог, ожиданий "плохого". Все сознание концентрируется в одной точке - на возможной смерти ребенка, и никакая позитивная информация уже не принимается. Этот страх можно назвать фобией утраты, "слабым местом" которой является повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, потерять ребенка. Этот страх заставляет тревожно прислушиваться к любым пожеланиям подростка и спешить удовлетворить их, опекать и защищать его. Подросток, употребляющий наркотики обязательно воспользуется этой ситуацией, чтобы выманить из родителей деньги на наркотические вещества, добиться ситуации "максимум прав, минимум обязанностей". Получается замкнутый круг, когда родители могут даже понимать пагубность своего поведения, но не могут вести себя иначе, встраиваясь своими реакциями в наркоманское поведение подростка. В этой ситуации полной неопределенности единственное, что остается для матери - это ждать смерти ребенка, а так как она полностью сливается с ним в своем представлении, то, как бы, и своей. Человек, все мысли и чувства которого сконцентрированы на одном объекте, не видит ничего вокруг, становится все более напряженным, лишенным спонтанности. Его действия, мысли, высказывания становятся все более стереотипными, ничего не значащими. Он уже ничем не может помочь ни себе, ни ребенку. Дело, на наш взгляд, в том, что излечение от наркомании возможно только через развитие личности наркозависимого. У всех наркоманов заторможен процесс взросления, они как будто остановились на подростковом возрасте и не могут сдвинуться дальше. Главный вопрос взросления - это принятие на себя ответственности за свою жизнь. Но это сложный процесс, которому нужно учиться, Какой же пример может подать подростку-наркоману его родитель, который сам встает в детскую позицию и постоянно говорит о том, что "моя жизнь зависит только от тебя, мое счастье в твоих руках"? При этом он берется отвечать за жизнь своего ребенка, что усугубляет противоречие. Чтобы подросток смог взять на себя ответственность за то, что с ним происходит, надо ему эту ответственность отдать.

Важно отметить, что реакция отцов и матерей на наркоманию ребенка, как правило, отличается.

Матери наркоманов-сыновей предпринимают хаотический поиск средств спасения своего ребенка от наркомании. Они мечутся между наркодиспансерами и экстрасенсами, психиатрами и церковью... Защитный смысл этой активности очевиден: усталость и изможденность "борьбой" выступает как средство подавления вины и страха. Отцам при воспитании сына наиболее характерен неустойчивый тип взаимодействия. В целом можно сказать, что отцы в зависимости от внешних обстоятельств, настроения и тому подобное, либо уделяют много внимания сыну, либо отвергают его присутствие; либо опекают, либо наказывают его или проявляют растерянность и пассивность. Тем самым, отец оказывает противоречивое воздействие на подростка, когда он часто не знает, как реагировать в различных ситуациях.

При воспитании дочери у большинства матерей преобладает опекающая гиперпротекция, которая характеризуется тем, что они уделяют девочке-подростку крайне много времени, сил и внимания; воспитание дочери становится центральным делом их жизни. Матери чрезмерно оберегают и заботятся о дочерях, минимизируя количество обязанностей в семье, аргументируя это тем, что трудно привлечь дочь к какому-либо делу по дому. Таким образом, чрезмерная забота, опека, контроль или потворст-вование лишают дочь самостоятельности и ответственности за принятие решений (в частности, за свою болезнь - наркоманию). В таких семьях чаще всего дети считают родителей (матерей) виновными во всех своих проблемах. Межличностные конфликты между матерями и дочерьми-наркозависимыми носят чрезвычайно острый и разрушительный характер.

Отцам при воспитании дочери наиболее характерна гипопро-текция. В этом случае девушка предоставлена самой себе, отец не интересуется ей и не контролирует ее поведение. Отношения становятся спутанными, дистантными, происходит эмоциональное отвержение подростка. Такой тип семейного воспитания также является неблагоприятным, так как в этом случае дочь не чувствует, что она нужна своему отцу, а для многих девочек это является психотразмирующей ситуацией. Когда дочь считает себя отверженной, - наркотик для нее может стать способом приобретения "друзей", любви и так далее.

Таким образом, можно говорить о том, что типичные способы реагирования и поведения родителей наркозависимых чаще всего встраиваются в наркоманский стиль жизни и мешают процессу лечения. Поэтому для успешной реабилитации наркозависимых, в процесс лечения должна быть включена психотерапия родителей и других членов семьи. Это необходимый шаг, без которого лечение во многих случаях может оказаться бесполезным.

КАК МОГУТ РОДИТЕЛИ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ-НАРКОМАНУ

Прежде всего, нужно принять тот факт, что ваш ребенок - это не вы, и, более того, он не ваша собственность. Лечение наркомании невозможно без решения проблемы взросления. Но для того, чтобы ребенок научился быть взрослым, ему необходимо отделение от семьи (не физическое, а прежде всего, личностно-психологическое) -обретение некоторой степени самостоятельности, которая сделает необходимым принятие на себя ответственности за то, что с ним происходит. Родители не могут вылечиться за ребенка, точно так же как не могут прожить за него жизнь. Ребенок никогда не сможет жить только тем, что он получил от родителей. Ему необходимо отделиться от семьи, чтобы наработать, освоить, прожить новые способы решения проблем и достижения целей - свои способы. По-другому, не совершая своих ошибок, не проявляя себя, нельзя повзрослеть, а значит, нельзя вылечиться. Сложность состоит в том, что ребенка нужно не просто отпустить, его нужно еще и поддерживать, но не как больного или инвалида, а как взрослого, самостоятельного человека.

Важно научиться решать свои проблемы, не подключая в этот процесс ребенка. Очень часто болезнь ребенка используется семьей как стабилизатор семейной системы. Если ребенок становится самостоятельным, успешным в жизни, то он перестает нуждаться в родителях как в поддерживающих костылях. И тогда взрослые остаются один на один с собой, что всегда трудно. Поэтому родителям может быть подсознательно выгодно то, что ребенок болен - тогда его можно не отпускать, быть всегда нужными и слишком занятыми, чтобы задумываться о собственных проблемах. Важно принять ответственность за свою собственную жизнь, понять, что она зависит не от него, а только от вас.

Важно понять, что вы - это нечто большее, чем ваш ребенок. Безусловно, он играет огромную роль в вашей жизни, но он - это не вся ваша жизнь. Важно найти другие способы самореализации.

Никто не сможет научить вас тому, как вести себя в каждой конкретной ситуации. Важно научиться нахождению способов решения проблем. Главное - не застревать в одном состоянии - ожидании смерти своего ребенка. Это переживание отнимает все: силы, ваше собственное здоровье, реальное восприятие ситуации, и главное, возможность ему помочь. Из двух извечных вопросов: кто виноват, и что делать, нужно оставить только последний. Размышление над первым все равно ни к чему не приведет, только отнимет силы и время. Важно, чтобы ваше поведение в отношении ребенка-наркомана (да и в других случаях) выходило за пределы стереотипа, было достаточно гибким - только тогда оно может быть эффективным. Научитесь меняться - только в этом случае что-то может измениться в вашей семье.

Назад | Содержание | Вперед