SpyLOG

Газета Университетская жизнь 1988 год №28 Лисецкий К.С. преподаватель кафедры педагогики и психологии.

Прояви себя , вожатый !

Раз-два! Три-четыре! Кто шагает дружно в ряд? Пионерский наш отряд… Безликий оптимизм этого диалога возвращает нас к воспоминаниям о прошедшем лете. Лето было безжалостно жарким , но студенты университета самоотверженно и целеустремленно воспитывали подрастающее поколение нашей области в девяти подшефных пионерских лагерях. А это значит 24 дня по 24 часа –среди детей… Кто не испытал, не поймет. Японские ученые утверждают, что тот, кто научился управлять детским коллективом, сумеет все на свете. Труднее этого в жизни ничего не бывает! Помните, Альберт Энштейн в беседе со швейцарским психологом Жаном Пьяже сказал, что теория относительности – это детская игра по сравнению с детской игрой. И поэтому приятно отметить, что большинство наших студентов постигли тайны этого искусства. В искусстве воспитания нет мелочей, его понять человеку легкомысленному и небрежному, к тому же, это искусство – процесс двусторонний, совместный, обоюдный… Я был свидетелем расставания ребят со своим вожатым. Закончилась смена, собраны чемоданы, сейчас подадут автобус... Дети, обступив плотным кольцом того, с кем прожили всего один неполный месяц, плакали навзрыд. Им было по 12-13 лет, 42 размер обуви, майки с изображением знаменитостей, неопределенность в голове и жажда взрослости в сердце… И вдруг они оказались так непривычно необычайно чувствительны. Уж очень несовременная трогательность была в этой сцене – и мне стало неловко за мой взрослый рационализм. …Все наши третьекурсники обязаны отработать свою летнюю непрерывную практику в качестве отрядного вожатого и приобрести соответствующие навыки, а также своевременно получить зачет, предоставив необходимые документы на кафедру педагогики психологии. Работать в пионерские лагеря поехали не только первокурсники. Студенты второго, третьего, четвертого, пятого курсов, даже юристы и биологи – по собственному желанию. Что это – романтика, возможность заработать, жажда общения, желание покомандовать, любопытство, стремление проверить себя, потребность души?

Вероятно, мотивы могли быть самыми разными, но ясно одно: в пионерском лагере студент проявляет себя как личность. К вожатской работе студентов готовят на занятиях педагогики и психологии, на ФОПе, в инструктивно-методическом лагере. Теоретический уровень этой подготовки достаточно высок, а вот практический…

“Дайте нам больше практики”, “Научите действовать в конкретных условиях!”, “Показывайте, а не рассказывайте!”. Эти пожелания студентов необходимо срочно осуществить, ибо они на собственном опыте ощутили остроту всей проблемы. Другая же часть студентов, вопреки очевидной необходимости пионерской практики, едет туда как бы по принуждению, во всяком случае, без желания. Объяснить это можно было бы, конечно, разным уровнем познавательной активности студентов, но это было бы явно недостаточно. Так, Михаил Богданов, студент физического факультета, говорил, выступая на итоговой конференции по летней педагогической практике, о неумении и боязни студентов публичной работы с аудиторией, тем более, детским коллективом. Студенты не знают, как организовать, как увлечь, как управлять. А ведь в условиях пионерского лагеря скрыть или замаскировать свое незнание невозможно.

Так что же нужно, чтобы студент знал, как вести себя с детьми? Учить с помощью новых, активных форм подготовки, таких , как деловые игры, дискуссии, психотренинг, разыгрывание и анализ педагогических этюдов и т.д. Частично это уже апробировалось на химико-биологическом факультете.

И другие серьезные вопросы, возможно, более частного порядка, возникают в связи с летней пионерской практикой. Так принципиальное значение имеет подготовленность старшего пионерского вожатого. Старший пионерский вожатый по своему статусу в коллективе равен главному инженеру предприятия, а у нас пока что достаточной специальной подготовки старших вожатых не проводилось.

И. Пестравская и Н. Кирста были старшими вожатыми в пионерском лагере "Костер", И. Наумова в пионерском лагере имени Терешковой, С. Каткина в "Ленинце", Н. Гурьянова в "Жигулевском Артеке" Все они руководили коллективами, значительно превышающими количество сотрудников многих кафедр университета, и делали это успешно. Но чего им это стоило! Сколько ошибок, разочарований, сколько переживаний, знают только они! А ведь руководить коллективами им было бы значительно проще, если бы они прошли специальную подготовку. Эта подготовка включает в себя подбор кандидатур, возможно, на основе конкурса, знакомство с уже имеющимся опытом, дублирование, формирование управленческих качеств. Эту работу еще предстоит провести у нас в университете.

Что же можно сказать об итогах пионерской практики? В целом, они неплохие. Иначе не было бы ни писем-благодарностей, ни отличных характеристик наших студентов, ни восторженных писем школьников. Долго будут вспоминать ребята о таких вожатых, как А. Чернышева, В. Гуськова, В. Тулубаева, М. Частушина, О. Касаткина, Н. Бикбулатова, о будущем биологе М. Горожанкиной. Уже на практике они показали себя умелыми, интересными педагогами.

Пионерская практика закончилась, но ее анализ продолжается. Думается, полезен он будет всем, кто собирается быть педагогом, воспитателем, проявить себя в качестве вожатого.

P.S. Кстати это первая статья нашего декана.