В психиатрии процесс формирования у больного отношения к болезни и всему, что с ней связано, анализируется не очень широко. В "большой" психиатрии изучаются преимущественно тяжелые формы психозов, при которых грубо измененное сознание является не столько выражением "внутренней картины болезни", сколько самой психической болезни как таковой.
Два аспекта этой проблемы традиционно привлекали внимание врачей:
Такая позиция не исчерпывает всего, что включено в понятие самосознания. Например Кожуховская И.И. в понятие критики к психическому заболеванию вкладывает следующее:
Для большинства клинических работ, в которых изучались критические способности
больных к оценке собственных психических нарушений, характерно, что критика
к болезни рассматривается как отдельное, самостоятельное свойство, характеризующее
состояние психической деятельности . В низкой степени учитывается то обстоятельство,
что критическая оценка больным своей болезни - есть лишь часть его отношения
к своему "Я", характер которого отражает не только особенности
болезни, но и личностные качества больного, его прошлое, настоящее и будущее,
межличностные контакты, культурные факторы и т.д. Т.е. психиатр констатирует
наличие или отсутствие критики к болезни, но генез того или иного отношения
остается нераскрытым. Поэтому понятие критики к болезни нельзя считать
достаточным для описания самосознания больного.
Самосознание и "Я-концепция"
В несколько более широком плане понятие самосознание рассматривается в зарубежной клинической психологии и психиатрии. Л.Корб (1973) указывает в восьмом издании американского руководства по психиатрии на необходимость установить при обследовании как больной понимает характер своих личностных конфликтов, границы своей социальной адаптации, причины обращения его к психиатру, желает ли он подвергнуться лечению, чувствует ли он себя изменившимся.
Самосознание рассматривается как процесс, результатом которого является формирование "Я-концепции", совокупность всех представлений индивида о себе.
"Я-концепция" имеет 3 уровня:
Таким образом, "Я-концепция" имеет три компонента:
Самосознание дифференцируется по уровню развития. М.Розенберг выделил следующие параметры, характеризующие, по его мнению, уровень развития самосознания личности:
Перечисленные критерии самосознания мы будем дальнейшем использовать при рассмотрении особенностей самосознания больных некоторыми психическими болезнями.
Остановимся в заключении этого обзора на тех аспектах самовосприятия, которые активно изучаются учеными на современном этапе:
В дальнейшем рассмотрим подробнее второй аспект - характер нарушений самосознания при различных формах психопатологических синдромов, их динамику в процессе течения болезни.
Методы клинического исследования самосознания.
В настоящее время исследованию подвергаются не только результаты акта самосознания в форме самооценок и критики болезни, но и различные стороны самого процесса самосознания, его генез. В частности, обращается внимание на способность больного к осознанию различных параметров образа "Я" в сопоставлении со способностью оценивать те же параметры "Я" других людей. Изучается способность переноса знаний об окружающих на себя. Важное место уделяется изучению осознания больным. Важное место уделяется изучению осознания больным своего физического и своего психического и физического "Я".
Методы, используемые для изучения вышеперечисленных аспектов можно классифицировать на общие и специальные.
1. Сопоставление данных объективного (со слов родственников, знакомых) и субъективных (со слов больного) анализа жизни и болезни. При сборе этой информации исследователь получает представление о том, как больной оценивает качества своего характера и личности, свое поведение в различных ситуациях, свои мысли и поступки, а также как характеризует те же явления окружающие, близкие и т.д.
2. Клинико-психопатологическое исследование. Позволяет судить об адекватности и точности субъективных самооценок. Само исследование больного раскрывает некоторые стороны патологии самосознания. Так констатация у больного синдрома помрачения сознания заставляет предположить одновременное нарушение процессов самосознания. К такому же выводу можно прийти , наблюдая психомоторное возбуждение. Однако в случае ясного сознания большой объем информации можно получить, используя в дополнение к этому методы, специально разработанные для изучения особенностей самосознания.
Методика графической самооценки. Предлагается оценить
по определенной шкале выраженность различных качеств.
Например: рост, физическое здоровье, психическое здоровье, память, внимание, настроение, характер и т.д.
Каждая самооценка затем комментируется испытуемым.
Применяется так же вариант этой методики, когда больному предлагается оценить себя по всем указанным параметрам от лица различных людей: папы, мамы, и т.д.
Существуют так же специальные опросники для диагностики самооценки.
Назад | Содержание | Вперед