SpyLOG

Особые феномены

В отличие от интерпретативных методик типа ТАТ тест Роршаха, как правило, не вскрывает содержания конфликтных переживаний личности. Однако не будучи непосредственно представленными в ответах испытуемого, они тем не менее могут диагностироваться опосредованно — путем изучения динамики интерпретации в процессе исследования. Объектом анализа становятся любые «отклонения» в поведении испытуемого, его комментарии, особенности работы с каждой таблицей, изменение латентного времени и количества ответов на особо значимые таблицы и многое другое. О наличии конфликта говорят и нарушения контроля, описанные выше, а также особые феномены — шоки и отказы. Все перечисленные феномены позволяют диагносцировать, во-первых, зону конфликта, во-вторых, индивидуальные способы борьбы с ним, т. е. защитные механизмы [7]. Отказы и шоки являются наиболее грубыми механизмами защиты, аналогичными подавлению.

Отказом называют такую поведенческую реакцию, когда испытуемый не дает никаких интерпретаций на ту или иную таблицу. Не следует путать отказ как невротическую реакцию с отказом, свидетельствующим о грубом интеллектуальном снижении. Психогенная природа отказа часто выявляется при сравнении бедного малопродуктивного протокола в основной части эксперимента и большого количества добавлений во время опроса или определения границ чувствительности. Наиболее часто отказы встречаются при интерпретации II, IV, VI и IX таблиц.

Шоки представляют собой невротическую реакцию защиты от аффекта, как правило, вытеснение аффекта или его конверсию в фобию [7].
Шок диагносцируется при наличии следующих «отклонений»:

  1. снижение продуктивности или ухудшение качества ответов (появление ответов плохой формы (F~) конфабуляторных (DW) или плохих оригинальных ответов О-);
  2. отсутствие детерминант цвета при интерпретации цветных таблиц;
  3. отсутствие обычных популярных ответов;
  4. внезапное изменение способа восприятия, например, игнорирование целых или цветных частей пятна и «бегство» в белый фон;
  5. увеличение латентного времени ответа;
  6. негативные аффективные оценки (дискредитация теста или собственных способностей), мимические, интонационные изменения, молчание, восклицание и тому подобное.

Наиболее сильным признаком шока является снижение количественной и качественной продуктивности ответа. Различают цветовые, кинестезические токи, шок на красное, па пустоту и некоторые другие виды. Как правило, содержательная интерпретация шока проводится в духе психоанализа: шок на красное — символ вытесненной агрессии, шок на пустоту — отрицание женственности и т. д. [7; 63].

Диагностика конфликта и механизмов защиты

Конфликт, диагносцируемый по данным теста Роршаха, может иметь различную природу. В самом общем виде внешний конфликт порождается противоречием между непосредственной аффективностыо — потребностями, требующими немедленного, непосредственного удовлетворения и социально-общественной необходимостью в их «задержке» и опосредовании. Вместе с тем конфликт может вызываться столкновением противоположных тенденций внутри самой системы потребностей. И в том, и в другом случае средствами разрешения конфликта будут выступать механизмы защиты и контроля. Не всегда различие между этими видами регуляторных механизмов выступает в явном виде. В теоретическом плане указывается, что защитные механизмы пускаются в ход только в ситуации аффективного конфликта, в то время как контроль действует и в аффективно-нейтральной ситуации. Если механизмы защиты призваны косвенным путем служить удовлетворению «низших» инстинктивных потребностей, то механизмы контроля обеспечивают удовлетворение «высших» мотивов — интериоризованпых сознательных целей и относятся к регуляции более развитых социализированных форм познавательной мотивации [56, 72].

В тесте Роршаха в качестве «симптомов» конфликта рассматриваются разнообразные отклонения от нормального соотношения определенных показателей, появление «особых феноменов», высокий уровень тревожности, снижение эффективности контролирующих механизмов, а также включение тех пли иных механизмов защиты. Ниже мы приводим список показателей конфликта; напомним, что наличие в протоколе одного из них не дает оснований для достоверных заключений, напротив, чем больше показателей конфликта обнаруживается в протоколе, тем надежнее вывод.

Некоторые показатели конфликта

  1. CF+C>FC
  2. FM+m>M
  3. F+%> 80
  4. FK+F+Fc>75%¹ Cм. о психологическом смысле показателей 1—4 гл. IV, § 4.
  5. Иногда полное отсутствие кинестезий;
  6. Разная направленность первичной и вторичной формул типа переживания.
  7. Соотношение дифференцированных и недифференцированных показателей светотени:
    K+KF+k+kF+c+cF>FK+Fk+Fc. Преобладание недифференцированых показателей указывает на эгоцентрическую, малоосознанную, недостаточно контролируемую потребность в привязанности, физических контактах. Неудовлетворение этой потребности приводит к резкому возрастанию уровня тревожности—главного симптома конфликта.
  8. Соотношение ахроматических и хроматических показателей: Fc+c+C’>FC+CF+C — преобладание ахроматических показателей указывает на аутистические тенденции, иногда депрессию.
  9. Показателями конфликта (совместно с другими показателями) могут являться также отказы, шоки, открыто выражаемые фобии, внезапные изменения обычной перцептивной стратегии.

Некоторые авторы проводят специальную диагностику защитных механизмов. Эта задача решается путем сопоставления клинических проявлений того или иного защитного механизма с его аналогами в тесте Роршаха. Подчеркнем, однако, что эта часть интерпретации теста пока еще недостаточно разработана, поэтому приведенные здесь данные представляют интерес не столько в плане практической диагностики, сколько в исследовательском отношении.

В качестве примера приводим признаки вытеснения и изоляции.
Признаками вытеснения считаются:

  1. чрезвычайно «бедный» протокол в основной процедуре и значительное количество добавлений во время опроса или определения границ чувствительности;
  2. большое количество отказов;
  3. наличие шоков;
  4. немногочисленные ответы на цветные таблицы;
  5. девитализация — скульптура, бюст, статуя человека.
Признаки изоляции обнаруживаются в:
  1. преобладании нейтральных по содержанию ответов;
  2. минимуме или полном отсутствии М, С, С';
  3. F+>85—90%; F>80%;
  4. А>45%;
  5. преобладающей интерпретации деталей, прежде всего — редких;
  6. в юмористических истолкованиях неприятного или дисфорического содержания, а также мнимо беззастенчивых сексуальных интерпретациях;
  7. в содержании ответов — объекты, машины, лед и снег, статуи.

Для более тонкого понимания причин дезадаптации испытуемого бывает полезно провести последовательный анализ ответов на каждую таблицу. Следует обратить внимание на наличие или отсутствие в протоколе обычно продуцируемых популярных ответов (см. список популярных ответов в приложении III), отсутствие их часто является симптомом аутизма, недостаточного контакта с реальностью или невротического торможения.

Анализ последовательности детерминант, латентного времени и времени ответа на таблицу I позволит увидеть спонтанную тактику поведения и реагирования испытуемого в новых ситуациях. Кроме того, некоторые ответы могут иметь особое значение для понимания «проблем» личности. Заметим, однако, что содержательная интерпретация ответов — наиболее спорный и малообоснованный момент анализа, поскольку последний, как правило, опирается на психоаналитическое толкование тех или иных «символов». Так, считается, что ответ «голова кошки» (W) на таблице I может свидетельствовать о боязни внешнего мира, «человек в прозрачных одеждах» (Д центральное) — об интересе к скрытым мотивам людей.

По таблице II впервые диагносцируется реакция на цвет и красный цвет, в частности: имеет смысл сравнить латентное время реакции на таблицы I и II, отметить, нет ли признаков шока. При анализе ответов на таблицу III обращают внимание на содержание интерпретаций: восприятие крайних фигур как кукол, а не живых людей (девитализация) может указывать на аффективную бедность или патологический синдром психического автоматизма; восприятие центральной нижней части пятна как «щипцов» иногда указывает на параноидность и фобию.

Таблицы IV, V, VI нередко провоцируют «темповой шок», фобии, депрессию и суицидальные тенденции, ответы сексуального содержания (IV и VI особенно) или, напротив, ступор на сексуальное содержание образов.

Таблица VII считается «женской» и может вскрывать конфликты в сфере женской сексуальной адаптации. В таблице VIII анализируются реакции испытуемого на вновь появляющийся цвет. Насыщенные пастельными тонами, составленные из рассеянных пятен таблицы IX-X представляют трудности для целостной интерпретации поэтому целостные ответы (W) свидетельствуют о продуктивном творческом интеллекте и эффективном контроле эмоций. Таблица Х вызывает наибольшее количество популярных ответов, отсутствие которых может быть диагностически значимо

Содержание ответов часто раскрывает направление интересов, особенности вкусов и оценок испытуемого, иногда указывает на возможную зону конфликта
‘ Здесь и далее использовались руководства по тесту Клопфера, Бома, Лузли-Устери, Рапапорта (57; 7; 63; 71).

¹Cм. о психологическом смысле показателей 1—4 гл. IV, § 4.

Назад | Содержание | Вперед