SpyLOG

К вопросу системной психодиагностики психологической
компетентности субъектов профессиональной деятельности

Р.Х. Тугушев

В настоящее время большинство специалистов склоняется к мнению, что личностный подход - это не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности, но прежде всего понимание их системного взаимодействия в процессе становления личности профессионала [1-11]. В образовании комплексов профессионально важных качеств личности (ПВК) [10, 11] участвуют не только совокупности свойств личности, связанные с видом деятельности, но личностные качества, профессионально важные для любого вида профессиональной деятельности. Это прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания, и несколько более специфические эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску. Особенности нейродинамики и некоторые свойства темперамента (в частности, экстра-интроверсия) также оказываются значимыми во многих видах профессиональной деятельности. Хотя эти психологические феномены и не включаются в перечень личностных свойств, а рассматриваются обычно как свойства более низких уровней психики - в частности, индивидного, - целесообразно остановиться на них по двум причинам. Во-первых, некоторые авторы, рассматривающие личность более широко, включают эти свойства в одну из ее подструктур. Во-вторых, особенности нейродинамики являются базой для целого ряда ПВК личности - эмоциональной устойчивости, тревожности, склонности к риску, даже самооценки и настолько тесно с ним связаны, что не могут быть удалены из рассмотрения.

Для профессиональной психологии очень важным является тот факт, что особенности нейродинамики оказывают существенное влияние на формирование ПВК личности. Известно, что слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность в деятельности и так далее. Для лиц с очень высокими показателями силы нервной системы повышена вероятность установления негибкой неадекватно высокой самооценки.

Поскольку личностные инвентарии опираются на "самоотчет" испытуемого, логично использовать их для определения некоторых ПВК.

Среди собственно личностных свойств чаще всего упоминается в качестве универсального ПВК ответственность. Ответственность рассматривается рядом авторов как одно из свойств, характеризующих направленность личности, влияет на процесс и результаты профессиональной деятельности прежде всего через отношение к своим рабочим обязанностям и к своим профессиональным качествам.

Большинство других личностных качеств является более специфическими и важно лишь для определенных видов профессиональной деятельности. Суммируя результаты экспериментальных работ, можно предположить, что особенности личности могут выступать как ПВК практически в любом виде профессиональной деятельности.

Профессионализм - неотъемлемая ступень к высшему своему качеству - компетентности в конкретной деятельности. Идею профессионализма не следует сводить только к представлению о высоком уровне умелости профессионала. Работа профессионала не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю; профессионала надо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функции, но и сложные, многообразные внутренние, в частности, психические функции.

Профессионализм мы будем понимать не как просто высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека, включающую, как минимум, следующие части, компоненты [6, 10, 11, 22, 23, 24, 27]:

  1. Свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности):
  2. Праксис профессионала:
    • моторика;
    • умения, навыки, действия, ориентированные на предметную область труда;
    • умения, навыки, действия коммуникативные, социально-воздейственные;
    • умения, навыки, действия саморегуляционные.
  3. Гнозис профессионала:
  4. Информированность, опыт и культура профессионала.
  5. Психодинамика, интенсивность переживаний, быстрота их смены.

Таким образом, профессионализм - это интегральная характеристика деятельности, общения и личности человека труда. Профессионализм может быть описан через соотношение состояния мотивационной сферы человека труда (профессиональные ценности, профессиональные притязания и мотивы, профессиональное целеполагание и т.д.) и операциональной сферы (профессиональное самосознание, профессиональные способности, обучаемость, приемы и технологии как составляющие профессионального мастерства и творчества и др.).

Профессионализм соотносится с различными аспектами зрелости работника, в связи с чем у человека различают несколько видов профессиональной компетентности:

Наличие всех аспектов компетентности означает достижение человеком зрелости в своей профессиональной деятельности, общении и сотрудничестве, характеризуют становление личности и индивидуальности профессионала.

Компетентность - это некоторый психологический фактор, в который входят:

Компетентность - мастерство не столько в смысле исполнения, сколько в смысле организации и системного понимания всех проблем, связанных с деятельностью, умение поставить задачи и способность организовать решение конкретных проблем, относящихся к виду деятельности, в которой данный человек компетентен.

В целом профессионала можно охарактеризовать как человека, который: овладевает нормами профессии в мотивационной и операциональной сферах; результативно и успешно, с высокой производительностью осуществляет свою трудовую деятельность; следуя высоким стандартам, достигая мастерства, обладает развитым профессиональным целеполаганием, самостоятельно строит сценарий своей профессиональной жизни; помехоустойчив к внешним препятствиям, стремится к развитию своей личности и индивидуальности средствами профессии, обогащает опыт профессии оригинальным творческим вкладом, способствует повышению социального престижа данной профессии в обществе, интересу к ней.

В разных профессиях у одного и того же человека на разных этапах его развития компетентность может быть представлена разным комплексом вышеназванных качеств.

Исключительная сложность данной проблемы и ее важность для практики вызвали к жизни множество работ, посвященных этой теме. Из деятельностного подхода следует зависимость сущности понятия компетентности от вида профессиональной деятельности. В работах Л.А. Петровской, В.П. Андронова, Л.И. Берестовой, Ю.В. Варданяна, Г.А. Ковалева, Ю.М. Жукова, Е.В. Поповой, Ж.Г. Гараниной и др. [12-21,25-28] даны различные определения компетентности. С учетом дополняемости этих определений можно выделить специфические признаки этого фактора.

Несомненно, что компетентность - многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система внутренних психологических составляющих и свойств личности специалиста, включающих в себя знания и умения. Есть связь и с глубинными свойствами личности - с потребностью в общении, уверенностью в себе и самооценкой. Компетентность включает в себя такие характеристики, как интегральное соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач, результативность и успех в проблемных ситуациях. Сюда добавляется и знание последствий применения конкретных способов воздействия и их эффективности. Компетентность имеет и свои функции: познавательную, регулятивную, функцию контроля и оценки, самооценки.

Наличие этих показателей и характеристик отмечают авторы, работавшие со сферами деятельности руководителя, учителя, экономиста, проблем социально-психологического взаимодействия и др. Эти концептуальные подходы к проблеме изучения компетентности позволили выдвинуть гипотезу о возможности использования личностной методики СРI для проведения психодиагностики системных свойств компетентности.

Для экспериментальных исследований были выбраны два контингента профессиональных субъектов труда, которые подбирались методом независимых экспертных оценок по признаку "компетентности-некомпетентности".

Второй эксперимент был поставлен на профессионалах, деятельность которых не предъявляет жестких требований к подсистеме соматически связанных функций с одной стороны и гибко связана с подсистемами, определяющими успешность общения, не только через устную речь, но и через средства массовой коммуникации.

Экспериментальная проверка возможности различения ПВК журналистов была проведена с помощью Калифорнийског и Кеттеловского факторных опросников(СРI и 16 РF) на двух группах контрастного типа - успешных и неуспешных. В первой группе использованы результаты обследования 12 журналистов-профессионалов, во второй группе представлены результаты, данные студентами 2 курса филологического факультета университета. Были выбраны респонденты средней успеваемости.

По результатам были построены корреляционные плеяды, представленные на рис. 1-4.

Нажмите для увеличения.

Рис.1.
Корреляционная плеяда связей факторов CPI в группе компетентных

Нажмите для увеличения.

Рис.2.
Корреляционная плеяда связей факторов CPI в группе некомпетентных

Нажмите для увеличения.

Рис.3. Группа успешных журналистов

Анализ результатов психодиагностики двух пар контрастных групп разных специальностей показал следующее.

В группе журналистов в первом факторе сильные связи между Re+ (ответственность), Sp+ (уравновешеннность), Сm+ (понятливость), Sc+ (самоконтроль), Do+ (доминирование), Ie+ (интеллектуальная эффективность). С этим фактором противоположно связан So- (импульсивность). Во втором факторе положительные связи проявились в Sy+ (общительность), Cs+ (активность), Wb+ (хорошее социальное самочувствие) и A+ (экстраверсия), однако есть отрицательная зависимость этого качества от общительности Sy+, а у Sp+ (уравновешенность) с So- (импульсивностью).
В группе неуспешных связи между шкалами СРI и 16 РF выделили 4 фактора. В первом факторе тесно связаны То- (нетерпимость, непримиримость), Сm- (бестолковость), Sa+ (самоуверенность), эта группа показателей связана с Re- (неспособность к самореализации) и Wb+ (хорошее социальное самочувствие).

Второй фактор характеризуется цепочкой связей между Sc+ (самоконтроль), Q2+ (самодостаточность, независимость), Fe- (напористость, несговорчивость), Q4+ (напряженность).

Между двумя описанными факторами оказалась обратная зависимость.

В третьем факторе связаны So- (импульсивность), Py+ (проницательность), L (паранойя), все три характеристики отрицательно связаны с То- .

В четвертом факторе имеет место цепочка связей Sy+, N+ (культура, образованность), Сs+ и Re+. Все они отрицательно связаны с F+ (гибкость). Последний фактор состоит из диады Gi+ (усердие) и Py+ (проницательность).
Психологический анализ этих данных показывает, что примененные методики позволили выявить характеристики компетентности, хорошо согласующиеся с теорией.

В группе профессионалов широкого профиля в первом факторе успешной группы ее ядро образует важнейшие личностные свойства (их 9), которые дают общую связь на Ас+ (организованность) и он тесно связан с IQ и Gi, характеризующим добросовестность и усердие. С этим же фактором, То (толерантность) связана отрицательно через Do, Ie, Sa, Sy, т.е. можно предполагать, что компетентный человек проявляет свои профессиональные качества таким образом, чтобы их успешности не препятствовала излишняя терпимость и примиримость (возможно, к недостаткам и вредным качествам окружающих).

Нажмите для увеличения.

Рис. 4. Группа неуспешных журналистов.


В группе некомпетентных толерантность стоит особняком и коррелирует отрицательно только с Py, т.е. чем более проницателен человек, тем он менее терпим к окружающим, но поскольку это происходит на фоне отсутствия самоконтроля в интеллектуальной деятельности и экспрессивности (Sp-), в конечном счете это затрудняет общение и ухудшает эффективность воздействия на людей. Отсюда и некомпетентность. Наглядное представление о связях указанных выше характеристик дают корреляционные плеяды, включенные в диссертацию.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. - 368 с.
  2. Беспалов Б.И. Принципы построения системного теоретического знания в психологии.// Принцип системности в современной психологической науке и практике./ Тезисы докладов на III Международных Ломоновских чтениях. М., 1996, Т.1.
  3. Ганзен В.А. Системные исследования в психологии. Л., 1984. - 176 с.
  4. Гарбер Е.И. Системно-генетическая психология. Саратов, 1998. - 104 с.
  5. Донцов А.М. Психология коллектива. М., 1984. - С.3-52.
  6. Климов Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996. - С. 3-108.
  7. Крупнов А.И. Психологический анализ индивидуальных различий активности личности. Свердловск, 1983. - С. 3-50.
  8. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. / Вопросы психологии. 1975. № 2. - С. 31-46.
  9. Носкова О.Г., Климов Е.А. Проблемы психологии труда. Учебное пособие. М., 1998. / Под ред. Е.А. Климова. - 352 с.
  10. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. - С. 3-120.
  11. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза процесса деятельности. М., 1982. - 184 с.
  12. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мнения. Саранск, 1991. - 84 с.
  13. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалистов с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): Автореф. дисс. докт.пед.наук. Москва, 1999. - 38 с.
  14. Гаранина Ж.Г. Исследование психологической компетентности будущих специалистов // Психология и практика. Саранск, 1999. - C.127-131.
  15. Гаранина Ж.Г. Психологическая компетентность будущего специалиста (на материале экономико-управленческих профессий): Дисс. канд.психол.наук. Казань, 1999. 184 с.
  16. Гаранина Ж.Г. Формирование психологической компетентности у будущих инженеров // Особенности и тенденции развития инженерного университетского образования. Саранск, 1997. - С.34.
  17. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1980. С. 113-121.
  18. Жуков Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности.// Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. С.64-74.
  19. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растяников П.В. Проблема диагностики социально-психологической компетентности (в педагогическом общении).// Активные методы обучения педагогическому общению. М., 1987. - С.38-65.
  20. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987. - 208 с.
  21. Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Языковые и коммуникативные способности и компетенция // Вопр. психологии. 1996, № 1. - С. 43-48.
  22. Карпов А.В. Структурно-функциональная организация процессов принятия решения в трудовой деятельности. Автореф. дисс. д-ра психол. Наук. М., 1992. - 50 с.
  23. Климов Е.А. Психология профессий и акмеология. // Психология сегодня. Т. 2., Вып. 2. М., 1996. - С. 225.
  24. Ковалев Г.А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: Дисс. докт. психол. наук. М., 1991, 472 с.
  25. Кондаков И.М. Самооценка компетентности в разрешении конфликтов руководителями среднего звена // Психол. журн. 1998. Т. 19, № 1. - С. 135-143.
  26. Кяэрст М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производственной организацией.// Актуальные проблемы психологии труда. Тарту, 1980. С. 45-67.
  27. Леонова А.Б., Чернышова О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М. - 1995. - 442 с.
  28. Майсурадзе Ю.Ф. Роль образования в повышении компетентности руководящих кадров.// Научное управление обществом. М., 1976, Вып.10. С. 277-298.