SpyLOG

Проблемы развития системного подхода
в психологии личности

Р.Х. Тугушев,

Системный подход, поддержанный Б.Ф. Ломовым, опирающийся на классические положения Л. Берталанфи, М. Месаровича и др., несмотря на кажущуюся простоту и завершенность, является лишь приглашающим тезисом для реализации столь сложного междисциплинарного механизма в еще более сложной структуре психологии. Философские аспекты этой проблемы поднимались задолго до современных исследователей. Это и объективный идеализм Платона, и идеи Анаксагора об упорядоченности мира благодаря уму, и учение Пифагора, а впоследствии У. Оккама о знаковых и числовых элементах, на основе которых строится целое. Впоследствии были высказаны идеи объединения понятий различных наук для объяснения сложных, по сути системных явлений. Велика роль ученых XVI-XIX веков Ф. Бэкона, В. Лейбница и Ж.Ж. Руссо. Они предвосхитили учения о рефлексе, об обратных связях, о противоречивости и целостности внутренней жизни человека. Отдельные подсистемы интегрального характера, психического узнавались и начинали изучаться многими учеными из разных областей знания. Здесь и развитие математических методов, начинающих все более активно применяться в психологии, и идеи типологизации сложных психических образований в работах Гаусса, Г.Т. Фехнера, Ф. Гальтона, В. Вундта, З. Фрейда, К. Юнга и целой плеяды других ученых, по кирпичику вносивших свой вклад в здание психологии, которое по самой своей природе - система.

Элементы системного подхода присутствуют в результатах исследований многих ученых ХХ века - Л.С. Выготского, А.Ф. Лазурского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и их учеников и последователей. Поистине грандиозную попытку системного изучения личности через лонгитюдные исследования сделал Б.Г. Ананьев. Исследования с опорой на факторный анализ, методы многомерного шкалирования, современные методы психофизики, теории личности, психодиагностику, психофизиологию и междисциплинарный подход внесли в теорию и практику психологии много существенно нового и полезного. Нельзя отрицать, что все эти исследования системные, т.е. системный подход в психологии есть давно и он развивается. Другое дело, что его реализация на достаточно высоком формализованном уровне требует новых исследований, результаты которых могли бы создать сплав качества, количества и их единства в воспринимаемой форме и стройном формульном аппарате. Решение этих задач потребует усилий многих ученых, но уже и на данном моменте можно говорить об основных направлениях системного подхода в психологии личности.

В ряде своих предыдущих работ мы касались некоторых разделов этой проблемы. Не случайно в одном списке оказались исследования по изучению связей в системе свойств личности в разных фазах онтогенеза и включенной в различные виды деятельности, разработка математических моделей ортонормированного базиса, анализ и синтез данных в психодиагностике личности, задачи психодиагностики, различные концепции целостности личности, психологического портрета, интеллекта и способностей, искусственного интеллекта и др. Несмотря на значимость тем и достоверность полученных результатов, исследования имели характер высвечивания отдельных подсистем из огромной системы, очертания которой если и просматривались, то лишь весьма обще, лишь с опорой на описательные модели.

Попытки продвинуться в направлении более глубокого системного подхода привели нас к модели из 14 подсистем, впоследствии скорректированной до 15 подсистем психики личности.

Модель достаточно компактна, но вобрала в себя все необходимые категории, вместе с многомерными динамическими связями. Она способна объяснить системное взаимодействие психических процессов, состояний, свойств и особенности взаимодействия личности с окружением. При этом легко объясняются противоречия между различными "враждующими" теориями личности, а некоторые, как теория поля, получают дополнительные аргументы в пользу необходимости своего присутствия в теориях психологии.
Интерес представляет вывод о необходимости присутствия вихревых составляющих в процессах взаимодействия 14 подсистем с подсистемой бессознательного. Именно они определяют цикличность и волновую природу явлений психического, на что указывал и В.М. Бехтерев, а впоследствии Л.М. Попов.

В связи с тем, что есть постоянный обмен информацией между сознанием и бессознательным, причем он далеко не явный, можно было предположить, что это взаимодействие носит взаимоиндуктивный характер. Косвенно на это указывает и теория И.П.Павлова, говоря об активизации или торможении центров через индукцию.

Опираясь на междисциплинарный подход, в частности, на теорию электромагнитного поля, мы обратили внимание на главное условие образования этого поля в природе. Оказалось, что колебательная природа поля - неотъемлемая характеристика любых циклических изменений - требует наличия вихрей или роторов векторного поля. Это такая характеристика любой вращающейся системы, которая равна угловой скорости вращения и перпендикулярна к плоскости вращения.

Условием возникновения колебательных волн от такой системы является необходимость наличия второго поля, перпендикулярного первому и способную его вызывать по индукции. Т.е. вектор ротора первого поля вызывает вихрь второго поля по индукции, этот вихрь вызывает вектор ротора первого поля и т.д. Эти два поля, меняясь во времени по гармоническому закону, распространяются пространственно.

К гипотезе о возможности привлечения этой аналогии в психологическую теорию поля мы пришли по следующим соображениям:

  1. В деятельности психики нет статики, она подвижна и подчиняется цикличности. Любые состояния - это лишь частный случай цикла, состояний, по-настоящему постоянных, не бывает.
  2. Существует явление индукции в процессах возбуждения и торможения отдельных центров мозга.
  3. Мозг при своей работе окружен спектром слабых электромагнитных полей, имеющих различные значения основных частей.
  4. Если есть колебания, должны быть необходимые для этого условия, в частности, вместе со статическими уравнениями К.Левина должны быть и вихревые составляющие.
  5. Волны от вихревых составляющих могут возникать лишь при наличии двух взаимно перпендикулярных полевых векторов.
  6. Коль скоро колебания и волны есть (явления эмпатии, гипноза, сверхчувственных форм воздействия на психику и различные необъясняемые классической психологией явления), должно быть два поля психики.
  7. Гипотеза состоит в том, что одно векторное психическое поле функционирует в деятельности сознания, давая осознаваемые проекции в память, другое векторное поле функционирует в сфере бессознательного. Вихрь одного из них вызывает вектор другого и наоборот. Психическое поле из бессознательного вызывает поле сознания, но они не тождественны, как это известно из практики и из психоанализа. Однако между ними есть опосредованная связь, смысл которой не всегда понятен.
  8. Оперирование понятиями двух ортогональных полей позволяет дополнить теорию К. Левина до формальной завершенности, наподобие тому, что сделано в электромагнитной теории поля Максвелла.

Эти гипотезы имеют и свои слабые стороны. В отличие от ситуации в физике, где в преддверии теории был накоплен огромный экспериментальный материал, подтвержденный приборными измерениями, в психологии экспериментальные измерения носят лишь косвенный характер. Измеряется не само психическое явление, а лишь сопровождающее его материальное. Отсюда все колоссальные трудности теории. Фактически психологи имеют дело не с измерением психического, а анализом его информационных проявлений.

Вполне вероятно, что, говоря о теории поля в психологии, нужно иметь в виду информационное поле. В пользу этого говорит и весьма малая зависимость самой информации от ее носителей. Например, биологический субстрат такого носителя и интегратора психической информации - мозг человека - свою деятельность осуществляет энергетической мощностью порядка 10 вт. Если отсюда вычесть энергию биохимических процессов, то на долю информационных связей 1010 клеток коры мозга придется вовсе мизерная часть этой мощности. А это значит, что информация почти не нуждается в энергии, разве что в незначительной степени, лишь для поддержания информационных связей на слабом полевом уровне. Как знать, не в этом ли заключается возможное бессмертие души или психики?

Литература:

  1. Анализ и синтез данных в психодиагностике личности // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов, 1989. Под ред. чл.-корр. АПН СССР В.Д. Шадрикова. С.108-125.
  2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека.// Психология личности: отечественная психология. М., 1999. - С.7-94.
  3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М. - Воронеж, 1996. - С.15-96.
  4. Ананьев Б.Г. Психология человека. Избранное. СПб, 1997. - 92 с.
  5. Берталанфи Л. Общая теория систем - обзор проблем и результатов // Системные исследования. М., 1969. - С. 3.
  6. Бехтерев В.М. Психология, рефлексология и марксизм. Л., 1925.
  7. Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия./ Пер. с англ. С-Пб., 1975. - 313 с.
  8. Гербарт И.Ф. О возможности и необходимости применять в психологии математику // И.Ф. Гербарт. Психология./ Пер. с нем. А. Нечаева, СПб., 1985. - С.5-24.
  9. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М., 1977. - 288 с.
  10. Интеллект, способности и "Ай-Кью" // Психология и жизнь. Вып.1, Саратов, 1996.- С.42-47.
  11. К проблеме связей в системе психических свойств и асимметрии мозга // Методика преподавания психологии и психологической поддержки населения. Саратов, 1998.- С.48-50. (в соавторстве с С.В. Маньковой).
  12. К проблеме системного шкалирования свойств личности // Психологические проблемы использования ЭВМ в обучении и подготовке профессиональных кадров. Пенза, 1989. - С.31-37. (в соавторстве с Н.М. Авдеевой).
  13. Кругликов Р.И. Принцип системности. // Принцип детерминизма и деятельности мозга. М., 1988. - С. 84.
  14. Лазурский А.Ф. Классификация личностей.// Психология индивидуальных различий. Тексты. М. - С. 179-199.
  15. Левин К. Топология и теория поля.// Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. - С. 122.
  16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. - 304 с.
  17. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. / Вопросы психологии. 1975. № 2. - С. 31-46.
  18. Месарович М. Теория многоуровневых иерархических систем. М., 1984. - С. 3-46.
  19. Многомерный и факторный анализ в психологических измерениях личности // Всесоюзная конференция "Теория, методология и практика системных исследований". Секция 5: Математические методы анализа систем. Москва, 29-31 января 1983, М., 1984.- С.166-167.
  20. О некоторых концепциях интеллекта и его шкалировании // Вопросы практической психологии. Саратов, 1996.- С.26-31.
  21. О тестовых различиях право- и левополушарных реакций // Психологическое исследование: психический такт и творчество. Материалы третьих Страховских чтений. Саратов, 1993.- С.118-123. (в соавторстве с С.В. Маньковой).
  22. Понукалин А.А. Системная психологическая теория и общественная практика. М., 1995. - С. 20-40.
  23. Психологическая целостность человека и некоторые типологии // Целостность человека и культура труда. Саратов, 1996.- С.69-75.
  24. Психологические основы целостности человека // Всероссийская научная конференция "Культура и цивилизация". Саратов, 27-28 июня 1994.- С.25.
  25. Психотехническое отражение характеристик интеллектуально-подвижных систем // Психологические этюды: от классики к современности. Саратов, 1995.- С.137-143.
  26. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности.// Психология личности. Тексты. М., 1982. - С. 28-35.
  27. Системная персонология: количественный и качественный анализ. Саратов, 1998 - 15,0 п.л.
  28. Системные исследования когнитивных процессов субъекта деятельности. Саратов-Казань - 1999, 6,2 п.л. (соавтор Габдреев Р.В.).
  29. Сознание и его системные составляющие // Психологические этюды: проблемы взаимодействия подсистем психики. Саратов, 1999.- С.76-125. (в соавторстве с С.В. Маньковой).
  30. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. // Психология индивидуальных различий. Тексты. - С. 32-38.
  31. Ханцеверов Ф. Энеология. Таганрог, 1995. Кн. 1. - С. 25-130.
  32. Шмелев А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных. Вопр. психол., 1982. № 5, С. 36-46.
  33. Экспериментальное изучение пространства свойств личности // Проблема психологии субъективных суждений и оценок. Саратов, 1984.- С.86-94.
  34. Экспериментальный анализ свойств интеллекта в дошкольном возрасте // Тезисы докладов III Всесоюзной конференции по педагогической психологии. Москва-Волгоград, 1990. - С.92-93. (соавтор - О.М. Клементьева).