Проблемы развития системного подхода
в психологии личности
Р.Х. Тугушев,
Системный подход, поддержанный Б.Ф. Ломовым, опирающийся на классические положения Л. Берталанфи, М. Месаровича и др., несмотря на кажущуюся простоту и завершенность, является лишь приглашающим тезисом для реализации столь сложного междисциплинарного механизма в еще более сложной структуре психологии. Философские аспекты этой проблемы поднимались задолго до современных исследователей. Это и объективный идеализм Платона, и идеи Анаксагора об упорядоченности мира благодаря уму, и учение Пифагора, а впоследствии У. Оккама о знаковых и числовых элементах, на основе которых строится целое. Впоследствии были высказаны идеи объединения понятий различных наук для объяснения сложных, по сути системных явлений. Велика роль ученых XVI-XIX веков Ф. Бэкона, В. Лейбница и Ж.Ж. Руссо. Они предвосхитили учения о рефлексе, об обратных связях, о противоречивости и целостности внутренней жизни человека. Отдельные подсистемы интегрального характера, психического узнавались и начинали изучаться многими учеными из разных областей знания. Здесь и развитие математических методов, начинающих все более активно применяться в психологии, и идеи типологизации сложных психических образований в работах Гаусса, Г.Т. Фехнера, Ф. Гальтона, В. Вундта, З. Фрейда, К. Юнга и целой плеяды других ученых, по кирпичику вносивших свой вклад в здание психологии, которое по самой своей природе - система.
Элементы системного подхода присутствуют в результатах исследований многих ученых ХХ века - Л.С. Выготского, А.Ф. Лазурского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и их учеников и последователей. Поистине грандиозную попытку системного изучения личности через лонгитюдные исследования сделал Б.Г. Ананьев. Исследования с опорой на факторный анализ, методы многомерного шкалирования, современные методы психофизики, теории личности, психодиагностику, психофизиологию и междисциплинарный подход внесли в теорию и практику психологии много существенно нового и полезного. Нельзя отрицать, что все эти исследования системные, т.е. системный подход в психологии есть давно и он развивается. Другое дело, что его реализация на достаточно высоком формализованном уровне требует новых исследований, результаты которых могли бы создать сплав качества, количества и их единства в воспринимаемой форме и стройном формульном аппарате. Решение этих задач потребует усилий многих ученых, но уже и на данном моменте можно говорить об основных направлениях системного подхода в психологии личности.
В ряде своих предыдущих работ мы касались некоторых разделов этой проблемы. Не случайно в одном списке оказались исследования по изучению связей в системе свойств личности в разных фазах онтогенеза и включенной в различные виды деятельности, разработка математических моделей ортонормированного базиса, анализ и синтез данных в психодиагностике личности, задачи психодиагностики, различные концепции целостности личности, психологического портрета, интеллекта и способностей, искусственного интеллекта и др. Несмотря на значимость тем и достоверность полученных результатов, исследования имели характер высвечивания отдельных подсистем из огромной системы, очертания которой если и просматривались, то лишь весьма обще, лишь с опорой на описательные модели.
Попытки продвинуться в направлении более глубокого системного подхода привели нас к модели из 14 подсистем, впоследствии скорректированной до 15 подсистем психики личности.
Модель достаточно компактна, но вобрала в себя все необходимые категории,
вместе с многомерными динамическими связями. Она способна объяснить системное
взаимодействие психических процессов, состояний, свойств и особенности
взаимодействия личности с окружением. При этом легко объясняются противоречия
между различными "враждующими" теориями личности, а некоторые,
как теория поля, получают дополнительные аргументы в пользу необходимости
своего присутствия в теориях психологии.
Интерес представляет вывод о необходимости присутствия вихревых составляющих
в процессах взаимодействия 14 подсистем с подсистемой бессознательного.
Именно они определяют цикличность и волновую природу явлений психического,
на что указывал и В.М. Бехтерев, а впоследствии Л.М. Попов.
В связи с тем, что есть постоянный обмен информацией между сознанием и бессознательным, причем он далеко не явный, можно было предположить, что это взаимодействие носит взаимоиндуктивный характер. Косвенно на это указывает и теория И.П.Павлова, говоря об активизации или торможении центров через индукцию.
Опираясь на междисциплинарный подход, в частности, на теорию электромагнитного поля, мы обратили внимание на главное условие образования этого поля в природе. Оказалось, что колебательная природа поля - неотъемлемая характеристика любых циклических изменений - требует наличия вихрей или роторов векторного поля. Это такая характеристика любой вращающейся системы, которая равна угловой скорости вращения и перпендикулярна к плоскости вращения.
Условием возникновения колебательных волн от такой системы является необходимость наличия второго поля, перпендикулярного первому и способную его вызывать по индукции. Т.е. вектор ротора первого поля вызывает вихрь второго поля по индукции, этот вихрь вызывает вектор ротора первого поля и т.д. Эти два поля, меняясь во времени по гармоническому закону, распространяются пространственно.
К гипотезе о возможности привлечения этой аналогии в психологическую теорию поля мы пришли по следующим соображениям:
Эти гипотезы имеют и свои слабые стороны. В отличие от ситуации в физике, где в преддверии теории был накоплен огромный экспериментальный материал, подтвержденный приборными измерениями, в психологии экспериментальные измерения носят лишь косвенный характер. Измеряется не само психическое явление, а лишь сопровождающее его материальное. Отсюда все колоссальные трудности теории. Фактически психологи имеют дело не с измерением психического, а анализом его информационных проявлений.
Вполне вероятно, что, говоря о теории поля в психологии, нужно иметь в виду информационное поле. В пользу этого говорит и весьма малая зависимость самой информации от ее носителей. Например, биологический субстрат такого носителя и интегратора психической информации - мозг человека - свою деятельность осуществляет энергетической мощностью порядка 10 вт. Если отсюда вычесть энергию биохимических процессов, то на долю информационных связей 1010 клеток коры мозга придется вовсе мизерная часть этой мощности. А это значит, что информация почти не нуждается в энергии, разве что в незначительной степени, лишь для поддержания информационных связей на слабом полевом уровне. Как знать, не в этом ли заключается возможное бессмертие души или психики?
Литература: