Среди общих методов работы по предлагаемой программе выделяется метод мозгового штурма.
Метод "мозгового штурма" (брейнсторминг), может быть рассмотрен с двух точек зрения:
Рассмотрим "мозговой штурм" в контексте теории малой группы. Малая группа - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого. Отражением сущности процессов возникновения и развития малой группы является групповая динамика. Групповая динамика - совокупность внутригрупповых социально - психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы. К процессам групповой динамики относятся:
Целью нашей работы является раскрытие сущности "мозгового штурма" как этапа процесса группового принятия решений. В этом смысле "мозговой штурм" может рассматриваться не только как этап групповой динамики, но и как метод управления групповыми процессами.
Итак, брейнсторминг - такой тип взаимодействия, задачей которого является продуцирование участниками группы максимального количества идей на предложенную тему.
Целью брейнсторминга является нахождение максимального количества решений какой - то вполне определенной проблемы.
Проблема заключается в активизации мышления участников за счет снижения критичности и самокритичности.
Правила брейнсторминга:
Условия проведения:
Ход "мозгового штурма":
Если подходить к проблеме "мозгового штурма" как к способу развития творческого мышления, то следует учитывать ряд теоретических предпосылок. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход -готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, воспитания и мышления - готовность к самоизменению. В качестве основного принципа развития творческого потенциала личности можно считать принцип трансформации интеллектуальной проблемы в эмоциональную. В соответствии с этим, проблемой становится не выполняемое человеком задание, а его эмоциональное отношение к этому заданию и соотнесение его с общепринятым отношением. Это эмоциональное отношение принимается как самодостаточное проявление индивидуальности. Но для того, чтобы свободно проявить свое эмоциональное отношение, человек должен чувствовать себя в психологической безопасности. В "мозговом штурме" психологическая безопасность обеспечивается условиями и правилами его проведения, т.е. безоценочностью, равноправием участников, отсутствием критики со стороны руководителя, а также доброжелательностью и непринужденностью обстановки, в которой проводится сама процедура.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Другим методом работы является деловая игра. Деловая игра - моделирование процессов и механизмов принятия решений. В деловой игре процесс выработки решений происходит в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, поступающей дополнительно и вырабатываемой в ходе игры. В процессе игры участники анализируют ситуацию, принимают и обсуждают решения, а также вступают между собой в определенные отношения, которые могут носить характер соперничества, сотрудничества, формального взаимодействия и т.д.
Для деловых игр характерно:
Деловая игра дает участникам возможность увидеть результаты своих действий, сравнить их с результатами других участников и в случае необходимость скорректировать свое решение.
Порядок проведения деловой игры.
В деловой игре выделяют следующие этапы:
Введение в игру: этот этап помогает участникам понять цель игры и основные правила ее проведения
Разделение участников на группы: оптимальный размер группы - 3 - 5 человек. Желательно, чтобы участники группы были равны по социальному статусу, интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы
Изучение ситуации: для изучения ситуации участники получают необходимую информацию от ведущего, а также обеспечиваются дополнительной информацией (например, правовыми или экономическими документами).
Обсуждение ситуации в группах: в процессе этого этапа задача ведущего - управлять работой групп, помогая отстающим группам, консультируя участников по вопросам, возникающим у них в процессе обсуждения. Для содействия в управлении группами ведущий может прибегнуть к помощи наблюдателей (ассистентов, консультантов), которые бы фиксировали особенности поведения участников и помогали бы им эффективно взаимодействовать. Важным моментом является фактор времени. Конечно, не стоит постоянно напоминать участникам, сколько времени осталось, однако разумно, если в кабинете, где проводится игра, будут висеть часы.
Игровой процесс: после изучения ситуации начинается сам процесс игры, заключающийся в продуцировании участниками возможных решений поставленной задачи, их анализе, выработке общего заключения.
Вся информация, отражающая деятельность групп, по необходимости заносится в специальные протоколы, которые после игры обрабатываются и анализируются ведущим и ассистентами. Например, анализируются стратегии взаимодействия, эффективность взаимодействия, количество выдвинутых решений, степень реалистичности решений и т.д.
Подведение итогов игры: на этом этапе проводится анализ деятельности групп и оценка принятых ими решений. Группы сравнивают свою стратегию и стратегию конкурентов, на собственном опыте видят эффективность разных стратегий принятия решений.
Разбор оптимального варианта: после анализа деятельности групп важным является вынесение единого, правильного (эффективного) решения конкретной ситуации, соотнесение его с реальными обстоятельствами, обоснование принятия этого решения.
Общая дискуссия: целью дискуссии является закрепление принятого решения, а также заострение внимания участников на возможности переговоров, взаимодействия в решении многих актуальных проблем.
Роль ведущего в деловой игре.
Роль ведущего при проведении игры весьма многогранна: до игры - он инструктор, в процессе игры - консультант, по ее окончании - судья, и наконец - руководитель дискуссии. Все это требует от ведущего соответствующих знаний, умений и навыков.
Ведущий должен чувствовать специфику данной формы групповой работы. Игра - это живое моделирование реально происходящих процессов и ситуаций жизни и здесь инструкциями и правилами ход игры предусмотреть невозможно. Каждый раз одна и та же игра (по сюжету и правилам) проходит иначе, и главная роль в этом - роль ведущего.
Несмотря на то, что ведущий должен управлять процессом, ему не следует вмешиваться в игру. Следует предоставить участникам допустимую самостоятельность. Лишь в тех случаях, когда игра заходит в тупик, можно дать совет, устранить неясность, но не стоит помогать участникам принимать решения.
Игра должна проходить в атмосфере творчества, эмоционального подъема, психологической безопасности, поскольку она является ценным опытом межличностного и межгруппового взаимодействия, усвоение которого может стать очередным шагом к выработке навыков эффективного существования в социуме.
Назад | Содержание | Вперед