SpyLOG

Евдокимова Ю.Б. (Самара)

ИДЕАЛЬНАЯ ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПСИХИКЕ РЕБЕНКА-СИРОТЫ

В работе изучается идеальная представленность родителей в психике ребенка-сироты. Проверяется предположение о том, что для подростков, воспитывающихся вне семьи, характерен неадекватно завышенный, идеализированный образ родителей, что, возможно, является фактором девиантного поведения детей-сирот.

Проблема адаптации человека к постоянно меняющимся условиям окружающей среды была и остается очень острой. В последние годы она особенно актуальна в связи с масштабными изменениями в политическом, экономическом, социальном и культурном укладе жизни страны. Возрастание психического напряжения, социальная и личностная нестабильность заставляют искать новые эффективные формы психологической помощи населению, и в первую очередь - его неблагополучным слоям. Среди последних, пожалуй, более других нуждаются в психологической поддержке дети-сироты, уже - подростки, воспитывающиеся вне семьи. Их психические и личностные особенности, специфическая социальная ситуация развития, отсутствие семьи требуют соответствующих, адекватных им форм психологической работы. Однако, в психологии наблюдается острый дефицит как теоретических знаний, так и конкретных практических техник для оказания психологической помощи детям-сиротам в процессе социализации и адаптации к новым условиям среды.

Важнейшую роль в овладении социальными навыками для развивающегося ребенка играет семья, где он научается основным формам, приемам, способам межличностного взаимодействия. Родители в данном случае выполняют роль образца, эталона, взаимоотношения с ними во многом определяют эффективность во взаимодействии ребенка.

Целью нашего исследования является изучение особенностей отражения в психике подростка-сироты образов его родителей и их влияния на его поведенческие и личностные особенности.

Известно, что воспитанники детских домов, интернатов, спец.школ часто характеризуются как "трудновоспитуемые", "проблемные" и т.п. Мы предполагаем, что идеализированный, не соответствующий реальному образ родителей - один из факторов отклоняющегося поведения подростка - сироты. В первую очередь мы должны проверить следующие эмпирические гипотезы: 1. Для подростков, воспитывающихся вне семьи, характерным является идеализация образов родителей, неадекватно завышенные представления о них. 2. Идеализация образов родителей является одним из механизмов компенсации негативных родительско-детских отношений. 3. Формирование у подростков адекватного образа родителей способствует снижению тревожности, агрессивности, общей неудовлетворенности жизнью.

Экспериментальное исследование проводилось в два этапа.

Первый этап. В исследовании принимало участие около 50 подростков и юношей, воспитывавшихся в интернатах и детских домах Самарской области, а в настоящее время обучающихся в ПТУ № 11 г. Самары. Возраст испытуемых: 15-19 лет. Большинство из них - социальные сироты, чьи родители лишены родительских прав.

Из личного опыта работы с испытуемыми в течение одного года, а также из бесед с педагогами и по данным личных дел воспитанников известно, что последние характеризуются как "трудновоспитуемые", "проблемные", склонные к асоциальным поступкам и т.п. Мы уже описывали тот факт, что для воспитанников учреждений закрытого типа характерно негативное отношение к людям "не их круга", когда мир разделяется на "Мы" и "чужие". Свой отпечаток на такое отношение к людям накладывает и имеющийся негативный опыт общения (в том числе в бывшей семье, с родителями).

И тем не менее ребенок-сирота наделяет своего родителя гораздо лучшими личностными качествами (добротой, справедливостью, заботливостью, трудолюбием и целеустремленностью), менее жестким стилем взаимоотношений с людьми, более высокими моральными качествами. Негативный характер такой "переоценки" заключается в том, что в своем поведении ребенок ориентируется на те ценности и нормы поведения, которые транслируют его родители, не осознавая, что система социальных отношений за пределами его "семьи" функционирует по абсолютно другим правилам. И то, что запрещается, отрицается, наказывается его родителями, то, из-за чего ребенок чувствует вину, то, чего он боится,- может оказаться крайне необходимым для адаптации во взрослой, самостоятельной жизни вырастающего ребенка.

Таким образом, следующей задачей нашего исследования являлись осознание ребенком несоответствия в представлениях о своих родителях их реальному поведению и коррекция этих представлений.

Перед тем, как приступить к следующему этапу исследования, нами была проведена диагностика уровня тревожности в сфере межличностных отношений и уровня агрессивности испытуемых с тем, чтобы сравнить результаты по этим показателям до и после исследования.

Второй этап. Для достижения вышеозначенной цели нами была использована проективная методика "Тематический апперцептивный тест" (ТАТ), модифицированная под нашу задачу. Для оценки эффективности нашей работы мы разделили испытуемых на две группы: экспериментальную и контрольную. Последняя группа не участвовала в работе с методикой ТАТ.

В первой серии эксперимента участникам экспериментальной группы (28 человек) предъявлялись картинки с изображенными на них ситуациями взаимодействия двух человек, между которыми происходит некий диалог. Реплика одного известна (она записана на рисунке), за второго собеседника предлагается ответить испытуемому.

Инструкция испытуемому: "Вам предлагается рассмотреть несколько картинок с изображенными на них различными ситуациями из жизни. Опишите, пожалуйста, что вы видите на картинке, и подумайте, как ответит человек на такую ситуацию".

Во второй серии эксперимента испытуемым предлагались те же самые картинки, но с тремя участниками: добавлялся один из родителей испытуемого, который отвечал на вопросы снова, но уже в "присутствии родителя". В результате получившееся расхождение в реакции подростка на различные ситуации без родителя и в его присутствии показывали характер влияния образа родителей на поведение подростка.

Дальнейший этап исследования представлял собой индивидуальное и групповое обсуждение результатов с испытуемыми. Мы стремились создать такую ситуацию, чтобы подросток самостоятельно обнаружил, насколько различается его поведение при актуализированном образе родителя и без него. Как правило, это становится значительным открытием для ребенка и первым шагом на пути психокоррекции.