SpyLOG

Коронцевич О.А. (Самара)

ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

Уникальность феномена "человек", для которого характерно единство законов природы и общества, создает ему особое положение как предмета научного исследования. В этой области смыкаются интересы гуманитарных, естественных и частично технических наук.

Одной из характерных тенденций любого исторического этапа (впрочем, и современного этапа) развития наук о человеке является все возрастающая дифференциация. Дифференциация наук о человеке является закономерным, неизбежным и, самое главное, прогрессивным процессом в развитии научного знания. Это позволяет изучить более глубоко какой-либо один аспект человеческого.

Однако, существует и отрицательный эффект такой нарастающей дифференциации наук о человеке. Каждая из научных дисциплин изучает только одну часть, аспект - такое исследование односторонне и таит опасность потери целого. Изучение человека в рамках одной какой-либо дисциплины должно строится на общеметодологических, междисциплинарных основаниях, а не только на подходах в рамках данной дисциплины. В противном случае полученное знание о человеке будет подобно изображению в кривом зеркале. Однако, на данный момент таких общеметодологических оснований нет, так как и в общенаучном пространстве и внутри многих дисциплинах господствует методологический плюрализм.

Если иметь в виду общий объем достаточно надежных сведений о человеке, накопленных в разных науках, то он не так уж мал. Но собрать из них целостную, логическую, когерентную картину пока не удается. Она получается мозаичной, несбалансированной, с массой диспропорций и "белых пятен".

Каждая научная дисциплина пользуется в исследовании человека своим специфическим понятийным аппаратом, своими специфическими методами, реализует сложившиеся в ней подходы и принципы. Поэтому сопоставление результатов, полученных в разных дисциплинах, их синтез, оказывается весьма сложной задачей. Хотя бы, для начала, необходимо сформулировать единый понятийный язык, то есть язык метапонятий, включающий все понятийное пространства наук о человеке.

Таким образом, задача синтеза знаний о человеке, накапливаемых в различных науках, является приоритетной. От того, как сложится синтетическая картина человека, зависит дальнейшее направление изучения человека, в том числе развитие специальных дисциплин.

Синтетическая картина человека должна строится на корректных основаниях - принципах системного подхода. Системный подход позволяет проявить самое главное - общие законы строения, функционирования, развития системы - человека, которые обнаруживают себя именно во взаимосвязях между знаниями различных наук о человеке. Строгость системного подхода, с одной стороны, не позволит вульгаризировать принцип изоморфизма, с другой - выводить некорректные закономерности на основе "рядоположенности". Последних в рамках психологического знания достаточно. Например, попытки объяснения личностных особенностей человека исходя из особенностей функционирования центральной нервной системы или телосложения.

В рамках системного подхода могут быть решены (и решаются) многие "вечные" проблемы. Например, проблема соотношения биологических и социальных детерминант в развитии человека. Попытки решения этой проблемы с точки зрения "линейной детерминации" неизбежно приводят к формированию концепций двух факторов, двух уровней процессов, либо развертывающихся параллельно, либо взаимодействующих, двух линиях развития, переходящих одна в другую и т.п. Но действительная картина намного сложнее. Чтобы раскрыть ее, необходимо преодолеть представление о "линейной детерминации" и перейти к пониманию организации детерминант как системы, которая включает не только связи "причина - следствие", но так же "условие - обусловленное", общие и специальные предпосылки, внешние и внутренние факторы, опосредующие звенья и т.д.

В рамках общей тенденции системной интеграции знаний наук о человеке, к сожалению, недооценивается место психологии. Разработка очень многих, может быть, даже большинства проблем психологической науки требует опоры на данные как естественных (прежде всего биологических), так и общественных наук. В самой истории психологической науки отчетливо прослеживаются две ветви. Одна ориентирована на естественные науки: сюда относятся психофизика, психофизиология, зоопсихология, сравнительная психология; другая - на общественные науки: это, прежде всего социальная психология и другие, примыкающие к ней дисциплины.

Психология все чаще начинает выполнять роль связующего звена между естественными и общественными науками, по крайней мере, в той области, которая относится к человеку. Во всяком случае, многие линии связей между разными науками, изучающими человека, проходят через психологию. Характеризуя науки о человеке как систему, следует отметить некоторые фундаментальные проблемы, разработка которых требует объединенных усилий: это проблемы антропогенеза, проблема человека как индивида, проблема "организма и личности" и т.д.

Одна из важнейших задач сейчас состоит в том, чтобы сопоставить известные законы развития человека, определить сферу и границы действия каждого из них и, главное, раскрыть взаимосвязи между этими законами.

Важно проследить "цепочки" проблем, объединяющих различные науки о человеке, науки, которые в течение длительного времени развивались относительно независимо друг от друга. Возникает необходимость создания "дерева проблем" и соответственно перспективной программы конкретно-научных разработок, которые должны раскрыть системную связь исследований человека в разных аспектах, связях и отношениях. Важным шагом на этом пути могло бы быть четкое формулирование "заказов" каждой науки, изучающей человека, в адрес других, пограничных с нею.