SpyLOG

Лисецкий К.С. (Самара)

ГЕНЕРАЛИЗОВАННАЯ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАК ФАКТОР НАРКОЗАВИСИМОСТИ

Возрастная периодизация жизни человека является предметом изучения многих известных ученых (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Эриксон, Ж.Пиаже, П.Блонский, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.). Каждый автор определял фазы или стадии развития индивида в соответствии с "исповедуемым" подходом, предлагая свою систему устойчивых различительных признаков периодизации (уровень психосексуального развития, идентификация, ведущий тип деятельности, психическое новообразование и др.). Мы не видим повода оспаривать укоренившиеся в науке представления о возрастных этапах в жизни человека, однако считаем важным сообщить о результатах наших исследований возникновения и развития различного рода психологических зависимостей (ПАВ, азартные игры, деструктивные культы и т.д.), которые имеют общую характеристику, берущую начало в определенной возрастной фазе.

Рассматривая задачу психологической профилактики наркотизма (немедицинского употребления психоактивных веществ), мы обнаружили упрощенность сложившихся официальных представлений о профилактике как о формировании здорового образа жизни в качестве базовой ценности подросткового возраста. Практика показала нерезультативность данного подхода, однако большинство специалистов продолжают пропагандировать не оправдавшую себя точку зрения.

В предшествующих публикациях (Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Изд-во М.: "Институт психотерапии", 2001г.) мы смогли доказать, что донаркотической личности не существует, что у наркомании нет причин, а точнее, причин столько, сколько у человека бывает в жизни проблем - бесконечное множество. Мы доказали, что наркомания - это не бегство от реальности "обессилевшей души", а искушение новыми возможностями по преодолению внутренних, а затем и внешних обстоятельств, препятствующих удовлетворению индивидом жизненно важных потребностей. Мы установили, что употребление ПАВ - это не результат потребностного дефицита (потребность как нужда), а стремление к избыточным возможностям, которые неспецифичны, а потому, подкрепленные собственным результативным поведением, надситуативным авторствованием, способствуют разрешению любой проблемы, любой потребности, сколько бы их не было. Наркотизм - это не влечение к эйфории, а стремление к избыточной возможности совершить запретное без чувства вины. В этом есть нечто большее, чем просто эйфория. В этом смысл эйфории, её зов, "тяга", "охота". В наркотическом состоянии происходит отождествление, слияние культурного, "вырезанного из коммуникативных запретов" тела индивида (А.Ш.Тхостов), с его анатомическим двойником, живущим по законам природной жизни. Возможно, поэтому наркотическое опьянение с трудом поддается интерпретации, рефлексии, описанию. Выходит, что это состояние равно самому себе, поскольку оно не является отраженным, так как отражаться ему не в чем.

Определив зависимость как особого рода устремление (термин В.А.Петровского), мы смогли понять ее сущностные черты, такие, как самоценность, неограниченная воспроизводимость, реализация за пределами типичных для данного индивида способов поведения. Психологическая зависимость проявляется как активность индивида, выходящая за пределы ожидаемого от него поведения в семье, в социуме, в самом себе. Устремление - неотчуждаемая активность, условие субъектности.

Разделяя жизненный путь человека на три периода - детство, период взросления и взрослость, мы понимаем размытость календарных, формальных границ этих стадий. Период взросления мы рассматриваем как фазу, следующую за верхней границей детства, но лежащую ниже границы взрослости, т.е. уже не детство, и еще не взрослость. Но что же?

В период взросления происходит замена авторитетов, возникших в детстве, и утрата уверенности в том, что кто-то должен заботиться о другом больше, чем он сам о себе. "Принцип реальности" все меньше и меньше обеспечивает руками взрослых детский "принцип удовольствия". Если детство принципиально несоизмеримо со взрослостью, то взросление соизмеримо, но не равно. Взрослость стабилизируется, если окружающие считают индивида взрослым, относятся к нему как к взрослому. Однако кроме внешних формальных признаков существуют внутренние неформальные характеристики переживаний индивида в отношении своей взрослости и наиболее важное из них - "доверие к себе" (Т.П.Скрипкина). Уровень доверия к себе определяет творческую активность человека, проявляемую в процессе удовлетворения своих потребностей. Доверие к себе определяет количество избыточных вариантов выбора способов снятия неудовлетворенности.

В период детства неудовлетворенность происходящим и переживаемым дифференцируется и компенсируется воспитывающим взрослым (родителями). Для взрослого человека его неудовлетворенность дифференцирована в соответствии с предметом, со способом удовлетворения и самоотношением. В связи с этим неудовлетворенность взрослого часто не является для него предметом беспокойства, а выступает причиной осознанной мобилизации личностных ресурсов.

В период взросления ("сравним со взрослым, но не равен ему") новые значимые потребности оказываются фрустрированными в силу их "неоспособленности", избытка неопределенности и переживаются индивидом как личностные ограниченности. При этом конкретное содержание потребностей индивидом осознается недостаточно, что является причиной генерализации неудовлетворенности и утраты ею специфического содержания. Генерализованная неудовлетворенность (ГН), как правило, становится фоновой характеристикой жизни индивида в период взросления, и более того, не так редки случаи, когда ГН продолжается значительно дольше, чем физиологическая молодость. Предложенная периодизация - детство, взросление, взрослость - различается по наличию дифференцированной или генерализованной неудовлетворенности.

ГН является источником для преодоления индивидом собственной ограниченности, трансценденции в мир неопределенных предметов, понятий, переживаний и отношений, на основе которого (преодоления) формируется доверие к себе как к целостному субъекту, "генерализованному" носителю активности. В таком случае очевидна положительная роль ГН - сопряжение стимулов, интеграция отдельных разрозненных, операциональных преодолений в целокупное "Я-преодолевающее" и затем в "Я-преодолевшее", скрепленное переживанием "Я! - Могу!". Существенное уточнение: доверие к себе и самоуверенность индивида в условиях преодоления и переживания ограниченности (неопределенности) функционально совпадают - поддержка устойчивости и целостности "образа Я". Однако преодоление собственной ограниченности может быть "оснащено" поддержкой психоактивными веществами (ПАВ), что безусловно помогает действовать увереннее в условиях неопределенности, но не порождает и не развивает доверия к себе и, таким образом, отодвигая наступление взрослости.

Взрослость - это не только умение подчиняться правилам. Взрослеть значит проявлять субъектность и авторствование по поводу своей жизни, расширять пределы своей личности, преодолевать ограниченность, и когда это не получается, люди неизбежно пытаются достигать этого средствами, уводящими их от реальности бытия в реальность небытия.