Зоткин Н.В. (Самара)
Среди актуальных психолого-педагогических проблем изучения процессов творчества и развития личности особый интерес представляют личность и деятельность людей, формирующих других как творческих и развивающихся субъектов. Личность, "творящая" другую личность, стала предметом нашего исследования, посвященного изучению эффективности деятельности научных руководителей при подготовке дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций. Результатом исследования явилось теоретическое и феноменологическое описание личности, названное нами "со-творческой".
Главная и отличительная черта "со-творческой" личности - создание условий для актуализации творческой субъектности другого человека. Под способностью "создавать условия" мы понимаем личностные, деятельностные, поведенческие и эмоциональные проявления субъекта, постоянно воссоздающие такую ситуацию, в которой у другого субъекта возникают желания и возможности проявить творческую самодеятельность, или, говоря словами В.А. Петровского, происходит трансформация "Я хочу" в "Я могу". Об актуализации творческой субъектности другого можно судить, отмечая готовность человека становиться субъектом своего творческого и личностного развития. Человек становится инициатором проявлений собственной творческой активности и реализации новых личностных качеств и способов поведения.
Идея о существовании "со-творческой" личности основана на констатации творческого влияния в субъект-субъектном взаимодействии, когда активизация творческого потенциала у одного из участников зависит от совместной деятельности и личности другого. Со-творческая личность создает особую развивающую среду, которая открывает возможности для осуществления творческой (других и своей) деятельности и подтверждает субъектность и творческие проявления у окружающих.
Среди личностных качеств со-творческой личности, способствующих проявлению субъектности и творческих способностей у окружающих можно отметить личностную и эмоциональную заразительность, спонтанность и естественность, любознательность, выносливость, логичность, доброту, активность (живость), энергичность, ум и интуицию, оригинальность, умение ценить каждый момент времени, общения и творчества. Из практических действий наиболее ярко проявляются: эффект незавершенности, эмоциональная поддержка, поощрение, сотрудничество, неадаптивность, обратная связь, интерес к процессу, гибкость, подтверждение уникальности каждого, поощрение, взаимодействие на уровне сотрудничества и равенства, яркая выразительная жестикуляция, требовательность, настойчивость. Подобные действия в совокупности выступают как необходимые в субъект-субъектном взаимодействии и соответствуют требованиям развивающего взаимодействия.
Так "эффект незавершенности" приводит к актуализации побуждений, которые заставляют искать средства для их реализации, завершенности. Поиск средств для решения чего-то неразрешенного, означает опробования различных элементов ситуации в качестве потенциальных условий разрешения. В итоге у индивида накапливается резерв нереализованных возможностей, которые избыточны относительно исходного источника. Само состояние незавершенности как бы "заряжено действием" и может реализоваться даже спустя длительное время.
В деятельности со-творческого научного руководителя можно отметить следующие особенности:
1. Основанием начала или продолжения творческого взаимодействия с другим человеком для со-творческого научного руководителя является проявление творческой инициативы у другого, что соответствует начальному этапу становлению субъектности.
2. При построении "поля" работы для окружающих он "максимально" ориентирован на сохранение неадаптивной активности во всех ее проявлениях: способности к неадаптивному раскрытию собственной уникальности, установки на самоценность познавательной деятельности, готовности к непрагматическому риску, несомненности в наличие потенциала креативности у другого.
3. Процесс совместной деятельности включает определенную цикличность, в которой фиксируются переживания, эмоционально значимые для личности. Эмоции выступают фактором неадаптивности, что позволяет другому развиваться творчески, его переживания "я могу" трансформируются в "я хочу" и становятся действующим мотивом.
4. Наличие рефлексии творческого процесса: он регулярно фиксирует внимание другого на факте совместности деятельности, его творческой успешности, на различных особенностях творческого процесса. Он как бы на мгновение останавливает процесс деятельности, чтобы взглянуть на него со стороны, прививая другому навыки саморефлексии, например слова: "Смотри... что мы делаем, что происходит сейчас".
5. Доброжелательное, безоценочное отношение, умение внимательно выслушать, оказывать необходимую поддержку, эмпатия. В сфере общения проявляет терпимость, отсутствует "надменность", не дает советы, включен в процесс, навык свободного владения речью. Умеет занимать в зависимости от ситуации жесткую и мягкую позиции.
6. Терпеливо и до конца выслушивает вопросы; дает ответ шире вопроса, что позволяет другому посмотреть на решаемую проблему еще с одной стороны; специфика его речевого текста: собственная персонификация предлагаемого текста другим, учет индивидуальных особенностей слушателей, дискуссионный характер текста; применение техники "эффективного слушания": использование речевых приемов типа повторения последних слов говорящего ("зеркало"), междометий ("угу-поддакивания"); занимает необходимую профессиональную позицию (слушателя, аналитика); эмпатия, наличие неявного послания: "Вы для меня важны, ваши слова для меня и для всех нас значимы".
7. Со-творческая личность переходит к развивающему взаимодействию путем понимания, принятия, признания (отношение "В" и "Р").
8. Со-творческая личность актуализирует субъектность на другого в три этапа: а) происходит актуализация творческого потенциала (не только научного, но личностного, жизненного и социального); б) оказание поддержки в проявлении данной актуализации; в) перевод внешнего плана действий во внутренний. Тем самым происходит развитие творческой субъектности, при наличии которой индивид становится инициатором проявлений собственной творческой активности, создания и реализации новых личностных качеств и способов поведения.
Таким образом, изучение эффективности деятельности научных руководителей позволило нам описать феномен "со-творческой" личности. Главной ее особенностью является умение создавать необходимые условия для актуализации творческой субъектности другого. Нами описаны личностные, деятельные, поведенческие и эмоциональные проявления со-творческой личности, ведущие к такой актуализации в различных сферах жизни человека, включая научное творчество.