Зоткина Е.А. (Самара)
В коммуникативных профессиях, в том числе - психолога, голос становится инструментом воздействия на другого человека. Использование голоса, наряду с мимикой, жестами, движениями, правильной артикуляцией, четкой дикцией и интонационной выразительностью позволяет психологу эффективно использовать в психологическом консультировании различные техники присоединения и ведения клиента, способствуют изменению его актуального состояния.
Профессионально поставленный голос является голосом на дыхательной опоре с использованием мягкой атаки звука, обеспечивающим эффективность речевого общения; приятным на слух; обладающим балансом ротового и носового резонанса (то есть не имеющий чрезмерного носового оттенка или же его недостаточности); характеризующимся достаточной громкостью и полетностью, модуляциями, включающими высоту тона и громкость. Высота основного тона должна соответствовать возрасту, размерам тела и полу. Темп речи не должен нарушать этих основных характеристик. Профессиональное владение голосом предполагает сохранение его качеств в меняющихся внешних условиях, сопровождаемых изменениями эмоциональных состояний человека.
Студенты-психологи высших учебных заведений г. Самары, прошедшие за последние семь лет тренинг голосового общения, мотивировали свое участие профессиональной необходимостью, желая приобрести качества поставленного голоса. Наиболее частым стремлением было: обретение умения долго говорить без ухудшения качеств голоса и не уставать; использовать знание своих голосовых особенностей с целью организации более эффективного психологического воздействия на другого человека или на группу в целом. После прохождения тренинга идея "воздействия на другого" человека заменялась идеей "взаимодействия с другим", что, в свою очередь, значительно способствовало нахождению участниками группы своего природного голоса и его рациональному использованию в профессиональной коммуникации.
Каждый из студентов в процессе тренинговой работы решал ряд частных задач, связанных с его индивидуально-типологическими особенностями. Например, при выраженной экстравертированности темп речи мог быть очень быстром (вплоть до тахилалии), что являлось причиной недостаточной интонированности речи и общей ее смазанности. При интроверсии темп речи был крайне замедленным (вплоть до брадилалии). Такая речь не могла использоваться как эффективное средство коммуникации. Неправильное использование голосового аппарата и эмоциональные перегрузки часто приводили к нарушениям тембра голоса: голос грубел, становился дрожащим, неприятным, сдавленным и резким; обладал недостаточной громкостью, могли появиться придыхание и охриплость. Жалобы на ухудшение голоса в условиях повышенной голосовой нагрузки присутствовали у всех участников тренинга.
Одна треть из опрашиваемых страдали хроническими заболеваниями гортани и носоглотки, которые несовместимы с длительной речевой активностью, с обладанием нормальными голосовыми характеристиками и эмоциональной выразительностью речи. Например, при ларингитах голос становился охриплым, появлялось придыхание и сужался голосовой диапазон. Наблюдалось резкое снижение полетности голоса, и психолог не мог общаться с большой аудиторией. У одной трети опрашиваемых наблюдался страх потери голоса в эмоционально значимых ситуациях. Для этих людей фонопедическая работа становилась условием для дальнейшей реализации в профессиональной деятельности.
Две третьих работали над голосом с целью достижения конгруэнтности самим себе, чувствуя острую необходимость самовыражения через голос. Практически все студенты говорили о недостаточной выразительности голоса, мешающей передаче смены настроений и оттенков переживаний. Тренинг помог участникам ответить на вопросы том, как ведет себя голос при волнении, что происходит с организмом, даже если его звучание почти не изменяется, откуда берутся головные боли к концу рабочего дня и почему внезапно пропадает голос?
Необходимо указать и на наиболее часто встречающиеся зависимости возникающих функциональных голосовых расстройств от личностных особенностей человека и психотравмирующей ситуации в целом.
Психотравмирующая ситуация оказывает негативное влияние на качества голоса через нерациональное напряжение мышц голосового аппарата и дыхательной мускулатуры. Любая психотравма на телесном уровне реализуется в виде мышечных зажимов или мышечной брони, что становится причиной формирования патологических способов голосоведения и возникновения гипотонусной, гипертонусной и спастической дисфоний. При отсутствии своевременной коррекции функциональных нарушений голоса происходят вторичные изменения в тканях голосового аппарата и возникают органические нарушения голоса, такие как фарингиты и ларингиты. Например, при гипертонусе мышц голосовых складок могут образовываться "узелки" голосовых складок при постоянном форсировании голоса. Улучшение качеств голоса при этих заболеваниях зависит от разрешения психотравмирующей ситуации и снятия мышечных зажимов, то есть от решения проблемы на психологическом и телесном уровнях.
Акцентуации личности в состоянии компенсации часто являются предрасполагающим фактором к возникновению нарушений голоса. Изучение личностных особенностей позволяет отнести большинство акцентуированных лиц к тревожно-мнительному типу реагирования. Многие отмечают, что у них был слабый, быстро утомляемый голос, но до возникновения дисфонии они успешно справлялись с голосовой нагрузкой. Дисгармонический склад личности можно рассматривать как "почву", необходимую для развития невротического состояния. Пусковым механизмом, нарушающим состояние психической адаптации, могут быть простуда, утомление голоса или психотравмирующая ситуация. Невротические и психотические расстройства в сочетании с общей ослабленностью могут приводить к фонастении (голосовой слабости).
В рамках тренинга голосового общения, наряду с обучением навыкам правильного голосоведения, обращается внимание на черты личности, предрасполагающие к возникновению голосовых расстройств, которые имеют высокую корреляцию с определенными трудностями в овладении голосом. Особое значение эта работа приобретает для акцентуированных личностей. Таким образом, при овладении навыками правильного голосоведения особое значение для психолога-практика приобретает работа по составлению и реализации индивидуальных программ для каждого из участников группы, с учетом тех особенностей личности, которые могут стать предрасполагающими факторами к возникновению голосовых расстройств и потере работоспособности. Основной задачей являлось нахождение естественного природного голоса и выход на его профессиональную постановку.
Базовая программа тренинга-семинара включает, наряду с постановкой голоса, также личностный тренинг, который может быть определен и как групповой динамический тренинг, и как тренинг сензитивности, и как тренинг личностного роста. Таким образом, его целью является и совершенствование способности участников воспринимать и понимать самого себя и других людей в контексте группового взаимодействия.