МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Утверждено редакционно-издательским советом университета
в качестве методических указаний по направлению 030300.62 «Психология»
Самара
Издательство «Самарский университет»
2014
УДК 15.0
ББК 88
Рецензент: заведующий кафедрой общей психологии Самарского государственного университета, доктор психологических наук, профессор К.С.Лисецкий.
Выпускная квалификационная работа: методические указания по направлению 030300.62 Психология / сост. Н.В. Зоткин – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. – 30 с. |
Методические указания содержат основные требования и рекомендации по подготовке, написанию и оформлению выпускных квалификационных работ по направлению 030300.62 «Психология», в них изложены правила подготовки и проведения защиты выпускных квалификационных работ.
Предназначены для студентов-бакалавров психологического факультета всех форм обучения.
УДК 15.0
ББК 88
© Зоткин Н.В., составление, 2014
© ФГБОУ ВПО «Самарский
государственный университет», 2014
Логика научного познания позволяет выделить ряд необходимых умений, которыми должен овладеть молодой специалист – конструирование и проектирование исследовательского процесса; осознание, формулирование и творческое решение практических задач; методологическая рефлексия; методическая культура. Методическая культура – это определенная логика научного исследования. Она включает знание теоретических норм и правил научного познания, умение применять их в процессе решения исследовательских и практических задач и грамотно разрабатывать программу исследования, умение адекватно и ясно описывать его. Исследовательская деятельность ученого заканчивается написанием научного отчета, в котором отражается, наряду с результатами научной работы, уровень владения методической культурой. Выпускная квалификационная работа является формой научного отчета. Ее выполнение – это освоение практики написания и оформления научных исследовательских отчетов, а также приобретение умений видеть психологические проблемы в практической деятельности, соотносить с ними фактический культурно-исторический и современный научный материал, выдвигать и доказывать гипотезы, создавать исследовательские программы, анализировать результаты и давать рекомендации. Выпускная квалификационная работа является, как правило, развитием выполненных ранее курсовых работ и завершает освоение профессиональных образовательных программ.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 37.03.01 Психология, итоговая аттестация бакалавров включает защиту выпускной квалификационной работы по специальности.
Согласно Государственному стандарту, «выпускная квалификационная работа по направлению 37.03.01 Психология представляет собой законченную разработку, включающую результаты экспериментального исследования, обследования, или апробированный (предложение) проект коррекционного, тренингового или методического характера. В исследовании должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная прикладная работа.
Выпускная квалификационная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Объем ее должен быть в пределах 35-50 страниц стандартного печатного текста (без приложений).
Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результатам защиты выставляется государственная аттестационная оценка».
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, быть ориентированной на практическую деятельность по профилю избранной специальности. Студенту предоставляется право выбора темы квалификационной работы; он может также предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
Выпускная квалификационная работа выпускника должна отражать новизну рассматриваемой тематики, ее актуальность и оригинальность в решении проблемы; быть связана с решением недостаточно изученных вопросов или проверкой и уточнением данных, полученных в исследованиях других ученых; раскрывать многообразие подходов к решению проблемы в свете современных научных воззрений; содержать четкую формулировку целей, задач и гипотезы, определение предмета и объекта исследования; отвечать всем требованиям к организации и проведению исследования, а также к оформлению работы.
Выпускная квалификационная работа показывает, в какой степени студент овладел теоретическими знаниями и практическими навыками по специальности. Выпускная квалификационная работа является отчетом студента, в котором отражается степень его готовности к исследовательской деятельности, показывает, как он умеет видеть проблему, как владеет методикой исследования, понятийным аппаратом науки, как ориентируется в литературе. При выполнении квалификационной работы студент должен показать умения: обнаружить и сформулировать проблему; собрать нужный для решения проблемы теоретический и эмпирический материал; разработать и провести экспериментальное исследование; правильно обработать полученные данные и сделать достоверные выводы; изложить результаты исследования; сопоставить полученные в эксперименте данные с имеющимися в научной литературе; сделать обоснованные выводы, логически вытекающие из содержания работы.
СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Структурными элементами выпускной квалификационной работы являются:
1. Титульный лист.
2. Реферат
3. Содержание.
4. Введение.
5. Основная часть.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.
8. Приложения.
Титульный лист.
Титульный лист является первой страницей квалификационной работы и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Титульный лист оформляется по образцам, данным в приложениях.
Реферат.
Реферат – краткое изложение содержания работы с основными фактическими сведениями и выводами. Он акцентирует внимание на новые сведения, отражает сущность выполненной работы и определяет целесообразность работы.
Реферат должен содержать: цель работы; объект; предмет; сведения об объеме, количестве иллюстраций, таблиц, количестве используемых источников; полученные результаты, их практическую значимость и новизну, сведения об апробации работы, область применения. Объем реферата не должен превышать одной страницы.
Содержание.
Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников, приложение с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала. Оформление текста рекомендуется выполнять в соответствии с примером:
Содержание
ВВЕДЕНИЕ …..
Раздел 1 Название раздела ….
(дается название теоретической части квалификационной работы)
1.1 Название первого подраздела ….
1.2 Название второго подраздела ….
1.3 ….
1.4 Выводы по первому разделу ….
Раздел 2 Название раздела ….
(дается название экспериментальной части квалификационной работы)
2.1 Обоснование гипотезы ….
2.2 Методика исследования ….
2.3 Анализ и обсуждение результатов ….
2.4 Выводы по второй главе ….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….
Список использованных источников ….
Приложение ….
Количество разделов и подразделов может быть иным. Наименования квалификационной работы, разделов и подразделов не должны повторять друг друга.
Введение.
«Введение» должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-практической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы. «Введение» предполагает описание ситуации, которая побудила дипломанта приступить к исследованию данной темы. Содержит четкое и краткое обоснование темы исследования, ее актуальность и новизна, степень разработанности проблемы исследования на современном этапе, объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи, строятся гипотезы (основная и частные, рабочие). Описывается использование методов, которые применяются в исследовании, способы обработки данных, база исследования. «Введение» содержит краткое ознакомление с основным содержанием работы и сжатую характеристику самого исследования.
Введение начинается с обоснования актуальности исследования. Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач. Здесь приводится краткая характеристика состояния интересующей области исследований (что уже сделано в науке в этом направлении и что осталось нераскрытым) с последующим формулированием проблемы в форме явного противоречия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний. Актуальность отвечает на вопрос: «Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?».
На основании выявленного противоречия формулируется проблема. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов психологической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям. Таким образом, постановка проблемы это констатация пробела, области неизвестного в современном психологическом знании по данной теме.
Проблема квалификационного исследования часто формулируется в виде вопроса. Проблема должна найти отражение в названии темы исследования.
Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет. Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: «что рассматривается?». Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет является частью объекта. Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения объекта, который исследователь выделяет в качестве того, что он намерен исследовать. Предмет квалификационного исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.
Объектом исследования в психологии чаще всего выступают психологические закономерности развития, психологические явления, феномены, поведение, процессы взаимодействия и т.д. Предметом исследования выступают уровни интеллектуального развития, создание предпосылок применения или использования методов, деятельность, общение, профессиональное взаимодействие, психологическая помощь и т.д.
На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель. Цель – это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы. В качестве цели исследования в квалификационной работе необходимо сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель исследования должна быть сформулирована так, чтобы был понятен тот вклад, который вносится исследователем в преодоление сформулированного в актуальности противоречия и порождаемой им проблемой.
Одним из самых важных моментов в исследовании является построение гипотезы.
Гипотеза – основное научное предположение о результатах исследования, вытекающее из предшествующего теоретического анализа, в котором в лаконичной форме сформулированы предполагаемые результаты исследования. Гипотеза – это научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению; это вероятное решение, требующее теоретического обоснования или экспериментального подтверждения. Гипотеза требует доказательства и, поэтому, не может быть тривиальной; она, скорее, носит парадоксальный характер. По содержанию выделяют гипотезы о наличии, существовании явления; гипотезы о связи между явлениями; гипотезы о причинной зависимости одного явления от другого.
Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют его задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Задачи исследования – это последовательность конкретных действий, которые должны быть реализованы для достижения поставленной цели. Поэтому формулировка задач начинается словами: изучить, проанализировать, сопоставить, описать, установить, выявить, раскрыть и т.п. В квалификационном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования.
Желательным (но не обязательным) является определение новизны исследования, которая определяется отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки задачи, цели, гипотезы.
При наличии публикаций по теме исследования, они приводятся в завершении этого раздела.
Объём раздела «Введения» занимает не более трёх страниц.
Основная часть.
Основная часть выпускной квалификационной работы обычно состоит из двух-трёх теоретических и экспериментальных (практических) разделов, при этом каждый раздел – из двух-трёх подразделов и выводов по разделу. Формулировка разделов и подразделов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание выпускной квалификационной работы. Формулировки названия квалификационной работы в целом и отдельных разделов и подразделов должны быть разные и не повторяться.
Первый раздел представляет собой аналитический (теоретический) обзор по проблеме, рассматриваемой в выпускной квалификационной работе. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы их решения, дается их критический анализ, излагается собственная позиция исследователя. В этом разделе излагаются теоретические основы и краткая история изучаемого вопроса; выявляются нерешенные, слабо изученные или требующие решения проблемы. В разделе обосновывается наличие противоречия или пробела в существующем психологическом знании, «белых пятен» в какой-либо теоретической или практической области и заканчивается постановкой проблемы, на основе которой во второй, практической части, формулируется гипотеза экспериментального исследования.
Первый раздел заканчивается проблематизацией данной области исследования, т.е. происходит постановка (формулировка) какой-либо нерешенной проблемы, выделяемая на основе всего предыдущего анализа существующих литературных источников. На основе поставленной проблемы в следующем разделе квалификационной работы формулируется гипотеза исследования.
Следующий раздел посвящен экспериментальной (эмпирической) части исследования. В нем описывается гипотеза и методика исследования, представляются, анализируются и обсуждаются результаты, в конце делаются выводы по результатам исследования. Этот раздел показывает умение студента планировать и проводить экспериментальное или эмпирическое исследование.
В подразделе «Обоснование гипотезы» на основании предыдущего теоретического обзора и постановки проблемы формулируется гипотеза экспериментального (эмпирического) исследования.
В подразделе «Методика исследования» описываются (1) выборка испытуемых (пол, возраст, социально-демографические характеристики), место исследования; (2) сама методика, которая может включать описания метода исследования, тип и схему эксперимента, характеристику конкретных психодиагностических методик. При создании новой методики, она должна быть подробно изложена, либо это описание переносится в приложение. Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылки на соответствующую литературу. Необходимо обосновать выбор используемых методов и методик.
В подраздел «Анализ и обсуждение результатов» результаты приводятся в форме, удобной для быстрого и достаточно подробного ознакомления, и должны быть снабжены пояснениями, но без подробного их обсуждения. Результаты оформляются в таблицы или представляются иным способом. В случае большого объема итоговых данных, они выносятся в приложение. Далее дается всесторонний и объективный анализ и интерпретация полученных результатов, которые представляются в виде таблиц, графиков, рисунков, математических расчетов. Они должны демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования или эксперимента данных.
Цель подраздела «Обсуждение результатов» - связать воедино содержание теоретической и практической частей исследования и обосновать выводы из проделанной работы. Здесь необходимо ответить на вопрос: почему так получилось, в чем причины, как можно объяснить тот или иной факт? В ходе обсуждения необходимо сопоставить полученные результаты с первоначальной гипотезой и ответить на вопросы: как эти результаты соотносятся с гипотезой, в какой мере эта гипотеза подтверждается результатами, как полученные данные соотносятся с имеющимися данными по научным публикациям, к каким выводам подводит это сопоставление и т.п. На этом этапе привлекаются теоретические и практические данные, полученные другими авторами, анализируется соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дается объяснение полученным данным. Если в ходе обсуждения появляются новые гипотезы, не имеющие пока подтверждения, можно изложить их и указать возможные пути их подтверждения. Если получаются отрицательные результаты, не подтверждающие гипотезу, их также необходимо изложить. Это придает достоверность и убедительность работе.
Выводы по каждому разделу должны быть краткими, с конкретными данными о результатах. Из формулировок должны быть исключены общие фразы, ничего не значащие слова.
Методические рекомендации по проведению психологического исследования достаточно подробно описаны в книге Л.В.Куликова «Психологическое исследование» (СПб.: Речь, 2001). Проведение экспериментального исследования и математическая обработка его результатов изучаются студентами в соответствующих учебных курсах и поэтому в данной работе не рассматриваются.
Требования к письменному научному тексту. Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять излишне пространные и сложно построенные предложения и чрезмерно краткие, лаконичные фразы, слабо связанные между собой, допускающие двойное толкование. Все части текста, не соответствующие заявленной цели и нерешающие поставленную в работе задачу, должны быть исключены из него.
Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать в научном тексте местоимение «мы»: «по нашему мнению», «мы считаем», «на наш взгляд», но можно обойтись и без него. Можно выразить ту же мысль в безличной форме: «наблюдаем», «устанавливаем», «на основе выполненного анализа можно утверждать», «проведенное исследование подтвердило» и т.п.
Писать следует научным стилем (который явно отличается от языка популярных книг и стиля изложения учебников), в котором есть определенные устойчивые структуры и обороты-«клише», строгие однозначные понятия. Необходимо применять синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (в начале, прежде всего, затем, далее, во-первых, во-вторых и др.), причинно-следственное отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого…), итоги и выводы (итак, таким образом, в заключение отметим, подводя итог, следует сказать…). Обязательно нужно указывать на источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит та или иная цитата. Для этого используются вводные словосочетания (по мнению, по словам, по сообщению, по данным…).
В выпускной квалификационной работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка. Также необходима однозначная трактовка ключевых для данной работы понятий.
Заключение.
В «Заключение» в сжатой форме излагаются основное содержание и результаты проведенного исследования, перечисляются выводы, обоснованные и сформулированные при обсуждении результатов, дается оценка полученным результатам. Объём заключения не должен превышать полутора-двух страниц.
Список использованной литературы.
Список представляет собой перечень использованной в процессе подготовки квалификационной работы литературы. Этот список отражает осведомленность студента в имеющейся литературе по теме. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов (сначала литература на русском языке, затем иностранная). В список не включаются те источники, на которые нет ссылок в тексте и которые не были использованы студентом. В библиографическом списке не должно быть учебников и учебных пособий.
Приложения.
В приложении дается вспомогательный и справочный материал: таблицы цифровых данных, схемы, рисунки, инструкции и методический материал, иллюстрации вспомогательного характера, формы отчетности и другой экспериментальный материал. Приложения оформляются как продолжение дипломной работы на последующих её страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте.
Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием вверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначение. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Если приложение одно, оно обозначается «Приложение А». Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Работа должна быть выполнена на компьютере (размер шрифта 12-14 пунктов, полуторный или двойной междустрочный интервал) в редакторе Word и напечатана на принтере в режиме качественной печати на одной стороне лист белой бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60 (297x211 мм). Иллюстрации и таблицы могут быть оформлены на листах формата АЗ (594x422 мм).
Должны соблюдаться следующие размеры полей: левое – 25 мм., правое – 10 мм., верхнее – 20 мм., нижнее – 20 мм.
Выпускная квалификационная работа бакалавра не должна превышать 50-60 страниц (без приложения).
Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа прописными буквами без точки в конце. Перенос слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки не подчеркивают. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 7-10 мм. (3-4 интервала). Заголовки подразделов, пунктов, подпунктов печатаются с абзаца строчными буквами, кроме первой прописной. Подчеркивать заголовки не допускается.
Все сокращения должны быть расшифрованы, за исключением небольшого числа общеупотребительных.
Опечатки, описки, графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашивание белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста. Не допускаются рукописные вкладки и вклейки. Отдельные слова, формулы, условные обозначения разрешается вписывать в текст от руки чертежным шрифтом черным цветом. Опечатки, описки, неточности исправляются ручкой черного цвета. Подписи и пояснения к рисункам и графикам должны быть на лицевой стороне.
Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки в конце. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется. Каждый раздел – «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список использованной литературы», «Приложение» – начинается с новой страницы. Таблицы, схемы и иллюстрации, расположенные на отдельных листах и распечатки с компьютера на листе формата А3, входят в общую нумерацию страниц.
Приложения следует оформлять как продолжение квалификационной работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху страницы слова «Приложение» и его обозначения. Каждое приложение начинают с новой страницы и располагают в порядке появления ссылок на них в тексте.
Разделы должны иметь нумерацию в пределах основной части работы арабскими цифрами без точки с абзацного отступа. Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой, например, 1.2 (второй подраздел первого раздела).
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) располагают в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Фотоснимки размером меньше А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.
Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименования и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1. Изображение, предъявляемое испытуемым. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами в пределах всей работы, либо в пределах раздела, например. Рисунок 2, либо Рисунок 2.3 – рисунок 3 в разделе 2.
Если в работе только одна иллюстрация, то она обозначается «рисунок».
Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует выполнять в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы, либо в пределах раздела. Название таблицы следует размещать над таблицей слева без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Если в работе одна таблица, то она должна обозначаться « Таблица 1», или «Таблица В1», если она приведена в приложении В. При переносе части таблицы название помещают только над первой части таблицы, нижнюю горизонтальную ограничительную черту не проводят. Над другими частями пишут слово «Продолжение», например, «Продолжение таблицы 1». Оформление таблиц по ГОСТ 2.105-95.
Формулы и уравнения. Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует проводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной строки.
Формулы в работе следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы, либо раздела в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
Формулы помещаемые в приложении должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В1). Если в работе приведена одна формула, ее нумеруют (1).
Единицы физических величин. В курсовых и дипломных работах обязательно применение Международной системы единиц СИ, а также кратных и дольных от них по ГОСТ 8.417-81.
Чистовой вариант квалификационной работы надо тщательно выверить. В нём должны быть исправлены все ошибки, опечатки, внесены необходимые поправки, тщательно сверены фамилии, цитаты, названия.
За правильность приводимых в квалификационной работе данных, выводов и доказательств отвечает студент - автор работы.
Выпускная квалификационная работа должна быть сброшюрована в твердой обложке или переплетена. Допускается напечатание квалификационной работы в виде брошюры.
ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Книга под фамилией одного, двух, трех авторов:
Литягина, Е.В. Психосемантика. Основы курса и фрагменты первоисточников [Текст]: учебное пособие / Е.В.Литягина. – Самара: Универс-групп, 2009. – 260 с.
Самыкина, Н.Ю. Динамика ценностно-смысловой сферы личности в процессе наркотизация [Текст]: монография / Н.Ю.Самыкина, М.Е.Серебрякова. – Самара: Универс-групп, 2007. – 148 с.
Березин, С.В. Само-проектирование профессиональной карьеры. Практический курс [Текст] / С.В.Березин, К.С.Лисецкий, О.А.Ушмундина. – Самара: Универс-групп, 2005. – 64 с.
Книга под фамилией четырех и более авторов:
Технология формирования социальных навыков [Текст] / С.В.Березин, К.С.Лисецкий, Н.Ю.Самыкина, А.В.Макаров, С.К.Лисецкий, Е.В.Рузанова; под общ. ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого. – Самара: Универс-групп, 2005. – 224 с.
или:
Технология формирования социальных навыков [Текст] / С.В.Березин [и др.]; под общ. ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого. – Самара: Универс-групп, 2005. – 224 с.
Статья из журнала:
Агафонов, А.Ю. Сознание: где искать «черный ящик»? [Текст] / А.Ю.Агафонов // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. Вып. 1. С. 151-165.
Статья из сборника:
Зоткина, Е.А. Работа с голосом в психологической практике [Текст] / Е.А.Зоткина // Психологические исследования: Сб. науч. трудов. Вып. 2. / Под ред. А.Ю. Агафонова, В.В. Шпунтовой. – Самара: Универс-групп, 2005. С. 212-217.
Статья (доклад, тезисы) из сборника по материалам конференции, съезда, семинара:
Зоткин, Н.В. Феномен «со-творческой личности» [Текст] / Н.В.Зоткин // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского госуниверситета, 2003. С. 477-480.
Статья из собрания сочинений:
Выготский, Л.С. Инструментальный метод в психологии [Текст] / Л.С.Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика. 1982. Т.1. С. 103-108.
Статья из энциклопедии и словаря:
Петровский, В.А. Мультисубъектная теория личности [Текст] / В.А.Петровский // Общая психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 62-65.
Диссертация и автореферат диссертации:
Лисецкий, К.С. Психологические основы профилактики наркотической зависимости личности [Текст]: Дисс… докт. психол. наук: 19.00.07 / К.С.Лисецкий. М., 2008. – 384 с.
Зоткин, Н.В. Смыслополагание в ситуации неопределенности [Текст]: Автореф. дисс… канд. психол. наук: 19.00.11 / Н.В.Зоткин. М., 2000. – 23 с.
Программы и учебно-методические комплексы:
Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебно-методический комплекс для специальности 030301.65 Психология / Авторы-составители О.В.Шапатина, Е.А.Павлова. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2004. – 208 с.
Ресурсы удаленного доступа:
Агафонов, А.Ю. Сознание: где искать «черный ящик»? [Электронный ресурс] / А.Ю.Агафонов. – URL: http://www.cogpsy.ru/downloads/articles/ agafonov-avtoref-doctor.pdf (дата обращения: 18.10.2014).
Работы на иностранных языках:
Agafonov A.Ju. Priming Effect as a Result of the Nonconscious of Consciousness / A.Ju.Agafonov // Journal of Russian and East European Psychology. Vol. 48. No. 3. May-June 2010. pp. 17-32.
Запись под заглавием:
Об образовании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон [Принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.; одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.] // Российская газета. № 5976. 31.12.2012.
ОФОРМЛЕНИЕ ССЫЛОК НА СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В ТЕКСТЕ РАБОТЫ
Каждая [ссылка] в тексте обязательно ведет к пункту в списке литературы.
В квадратных скобках указывается фамилия автора (авторов) либо название источника, а также год издания. Сведения разделяются запятой:
[Агафонов, 2009]
[Самыкина, Серебрякова, 2007]
При наличие трех или более авторов добавляется «и др.»:
[Березин и др., 2005]
Разные группы сведений разделяются точкой с запятой:
[Лисецкий, 2008; Самыкина, Серебрякова, 2007; Березин и др., 2005]
Если упоминаются «и другие» источники:
[Зоткин, 2003; Петровский, 2005; и др.]
Точка с запятой перед «и др.» указывает, что ссылаются не на другие работы Петровского, а на работы других авторов.
Для цитат через запятую указывается страница:
[Зоткина, 2005, с. 215]
[Самыкина, Серебрякова, 2007, с. 92]
При указании диапазона страниц пробелы до и после тире отсутствуют, цифрам предшествует пробел:
[Агафонов, 2009, с. 159-161]
[Agafonov, 2010, p. 18-21]
Работы одного автора (авторов) и одного года помечают латинской буквой при годе издания, без пробела после указания года:
[Литягина, 2009a]
[Литягина, 2009b]
Слишком длинное название можно сократить:
[Психология развития … , 2007]
Пробел ставится до и после многоточия, заменяющего часть названия. Урезанные названия разных источников не должны совпадать между собой.
При цитировании многотомного издания указывается номер тома (книги, части, выпуска и т.п.):
[Выготский, 1982, Т.1]
Если в источнике, например, интернет-издании не указан год издания:
[Агафонов, б.г.]
[Agafonov, n.d.]
б.г. – без года, n.d. – no date.
Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу:
[Цит. по: Литягина, 2009, с. 229]
Если дается не цитата, а упоминание чьих-то взглядов, мыслей, идей, но с опорой не на первоисточник:
[Приводится по: Выготский, 1982, Т.1]
Ссылки «цит. по» и «приводится по» рекомендуется не использовать без крайней необходимости.
При повторном расположении отсылок в тексте вторую заменяют словами «Там же» или «Ibid.» (от «Ibidem», для текстов на латинице) – пока не встретится ссылка на другой источник. После «Там же» ставится точка, страница обозначается заглавной «С.» или «P.», а не строчной как в основной отсылке:
основная отсылка [Зоткин, 2000, с. 11], повторная отсылка [Там же. С. 15];
другая основная отсылка [Agafonov, 2010, P. 21], повторная отсылка [Ibid. P. 24];
Отсылки могут быть включены во внутритекстовые пояснения или в концевые сноски, например: (см. статью [Зоткин, 2003]); (см., например, [Березин и др., 2005]); (подробнее см. [Лисецкий, 2008]).
ПОДГОТОВКА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Выбор темы и содержания выпускной квалификационной работы студент осуществляет совместно с научным руководителем. Сделав выбор, студент подает заявление на кафедру с просьбой утвердить тему выпускной квалификационной работы и назначить научного руководителя. Тема квалификационной работы утверждается на заседании кафедры, и студент прикрепляется к научному руководителю.
После выбора темы студентом и его научным руководителем составляется рабочий план выполнения квалификационной работы, календарный график работы над квалификационной работой и план-структура квалификационной работы.
Научный руководитель выпускной квалификационной работы:
- выдает студенту задание на квалификационную работу и перечень материала для сбора к ней в период выполнения работы на практике;
- оказывает студенту помощь в разработке календарного графика работы на весь период выполнения квалификационной работы;
- рекомендует студенту необходимую основную литературу, справочные материалы и другие источники по теме квалификационной работы;
- проводит систематические консультации со студентом по выполнению квалификационной работы: подбор литературы, методик, выбор базы исследования, количества испытуемых и т.д.;
- проверяет выполнение работы (по частям и в целом); если представленный материал не отвечает требованиям, научный руководитель делает необходимые замечания и возвращает его студенту на доработку;
- по окончании работы дает письменный отзыв-характеристику деятельности студента при выполнении квалификационной работы и рекомендует квалификационной работу к защите.
Работа над квалификационным исследованием осуществляется по календарному плану, конкретизированному по семестрам. Каждый студент отчитывается ежемесячно перед научным руководителем о ходе выполнения плана работы.
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ
Выпускная квалификационная работа, подготовленная к защите, должна быть представлена на кафедру в двух экземплярах за месяц до установленного срока ее защиты и проходит предзащиту на кафедре, не позднее, чем за две недели до срока защиты. Законченная работа представляется научному руководителю, который после просмотра и одобрения квалификационной работы вместе со своим письменным отзывом представляет её заведующему кафедрой.
Заведующий кафедрой решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом соответствующую запись на квалификационной работе. На заседании кафедры назначается день защиты и организуется предварительное прослушивание всех утвержденных на кафедре квалификационных работ.
Квалификационные работы, допущенные кафедрой к защите, направляются деканом факультета на рецензирование. В качестве рецензентов могут привлекаться преподаватели других высших учебных заведений или Самарского госуниверситета (если они не работают на выпускающей кафедре), преподаватели школ и других средних учебных заведений, практические психологи, специализирующиеся не менее трёх лет в области, соответствующей тематике дипломной работы.
Рецензент обязан тщательно ознакомиться с квалификационной работой и дать развёрнутую письменную рецензию с критической оценкой и предложением конкретной оценки квалификационной работы. Рецензия должна быть представлена в двух экземплярах не позднее, чем за неделю до защиты.
После защиты первый экземпляр квалификационной работы сдаётся на кафедру и хранится в архиве.
К защите квалификационной работы допускаются только те студенты, которые полностью выполнили учебный план, прошли все предусмотренные планом практики.
РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В рецензии на квалификационную работу (объемом 1-2 напечатанных страницы) должны быть освещены следующие вопросы:
1. Оценка актуальности темы квалификационной работы.
2. Пути и методы решения поставленных в работе задач.
3. Уровень теоретического анализа исходных вопросов темы.
4. Корректность проделанных экспериментов, используемых методов исследования и обработки данных.
5. Качество и достоверность полученных результатов, умение их анализировать и использовать для последующих выводов.
6. Обоснованность и реальность сформулированных в работе выводов.
4. Оценка оригинальности и значимости полученных в работе результатов и дипломной работы в целом.
5. Недостатки работы. Критические замечания должны быть сделаны таким образом, чтобы по ним была возможна дискуссия на защите. Рецензент должен отмечать конкретные недостатки квалификационной работы (например, недостаточная обоснованность утверждений, выводов, ошибки методики, необоснованность приближений или точности измерений и т.д.) все замечания должны быть подтверждены примерами из рецензируемой работы. В случае если рецензент критикует автора за отсутствие чего-либо в квалификационной работе, то должно быть указано, как такое отсутствие влияет на основные выводы работы.
6. Рецензент может также изложить свои замечания по поводу языка и оформления работы.
7. Заключение рецензии должно содержать оценку квалификационной работы и констатацию факта, что студент заслуживает (не заслуживает) присвоения квалификации.
ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Дата, время и место защиты устанавливается деканом факультета по согласованию с председателем Итоговой аттестационной комиссии (ИАК).
На каждого студента, допущенного к защите выпускной квалификационной работы, факультет представляет в ИАК 1 экземпляр квалификационной работы, отзыв научного руководителя, отзыв рецензента (все документы поступают в ИАК) за 2-3 дня до защиты квалификационной работы.
Защита квалификационной работы проходит публично на заседании Итоговой аттестационной комиссии с участием научных руководителей, рецензентов, официальных оппонентов и студентов.
К защите студент должен подготовить доклад и необходимый иллюстративный материал (таблицы, схемы), которыми он предполагает воспользоваться в ходе защиты.
Процедура защиты квалификационной работ включает в себя:
1. Сообщение дипломника о содержании работы (10 минут).
2. Вопросы к автору работы и ответы на них.
3. Выступление научного руководителя квалификационной работы.
4. Выступление официального оппонента и рецензента.
5. Выступление присутствующих на защите и дискуссия.
6. Заключительное слово студента.
Для доклада основных положений квалификационной работы, обоснования выводов и предложений студенту предоставляется 10 минут. Сообщение студента о содержании работы должно быть заранее продумано, желательно написано. Выступление должно быть кратким, логически стройным и убедительным. Научный доклад должен быть подготовлен так, чтобы в короткий промежуток времени сказать все необходимое и убедить членов экзаменационной комиссии в высоком качестве выполненной работы и в собственной компетентности. С текстом выступления желательно познакомить руководителя.
В структурном отношении доклад можно разделить на три части. Первая часть доклада в основных моментах повторяет введение квалификационной работы: характеризуется актуальность выбранной темы, дается описание научной проблемы, а также формулировка цели и задач работы. Здесь же необходимо указать методы, при помощи которых получен фактический материал квалификационной работы, а также охарактеризовать общую структуру.
Вторая часть, самая большая по объему, в последовательности исследования характеризует каждую главу квалификационной работы, особое внимание обращается на итоговые результаты.
В заключительной части необходимо перечислить общие выводы из заключения квалификационной работы и собрать воедино основные рекомендации.
После доклада студенту задают вопросы рецензент, члены ИАК, все желающие. Ответить на них он может сразу или взять время для подготовки ответа.
Затем слово предоставляется научному руководителю.
В отзыве научного руководителя должны быть освещены следующие вопросы:
1. Описание задачи, поставленной в квалификационной работе.
2. Степень выполнения дипломником поставленной задачи (полностью, частично и т.д.).
3. Качества, проявленные студентом при выполнении работы, уровень профессиональной подготовки студента.
4. Оценка квалификационной работы.
Далее выступает рецензент и дает свой отзыв о работе. В выступлении должны обязательно прозвучать все замечания и пожелания, которые отражены в его письменном отзыве, должна прозвучать оценка работы.
Все желающие принимают участие в обсуждении работы. Это может быть дискуссия по защищаемой работе, в которой дается оценка проделанной студентом работы, оценивается уровень его квалификации.
Защита квалификационной работы иногда выливается в дискуссию. Студент должен быть готов вести полемику, научно обосновывать свою точку зрения, аргументировано доказывать свои положения и опровергать суждения, с которыми не согласен. Ответы на критику со стороны оппонентов следует давать в сдержанной корректной форме.
В заключительном слове студент отвечает на замечания официального оппонента, рецензента и других выступающих, дает обоснование своего согласия или несогласия с высказанными замечаниями.
Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка выпускной квалификационной работы дается членами ИАК на ее закрытом заседании. Решения принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвовавших в заседании. При равном числе голосов, голос председателя является решающим. Комиссией принимается во внимание содержание работы, качество статистической обработки, обоснованность выводов и предложений, содержание доклада студента, отзывы и рецензия на квалификационной работу, уровень теоретической, научной и практической подготовки студента. Критерии оценки приведены в Приложении В.
Оценки квалификационной работ объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии.
ИАК совместно с кафедрой решает вопрос о рекомендации квалификационной работы к публикации, выдвижения на конкурсы, а также о рекомендации студента в аспирантуру.
Если защита квалификационной работы признаётся неудовлетворительной, ИАК решает вопрос о представлении студенту права защитить ту же работу повторно, с соответствующей доработкой, или разрабатывать новую тему.
Студент допускается к повторной защите в течение трёх лет после окончания факультета, при этом обязан представить характеристику с места работы. Если студент в течение трёх лет не защищает квалификационной работу вторично, ему не присваивается квалификация «психолог» и он лишается права на получение диплома. В этом случае ему выдается свидетельство, в котором указывается время пребывания на факультете, перечисляются дисциплины, сданные по учебному плану.
Приложение А
Титульный лист квалификационной работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра (название)
Направление: психология
Название дипломной работы
Выпускная квалификационная работа
Выполнил(а) студент
курса_____группа
(Фамилия, имя, отчество)
(подпись)
Научный руководитель
(ученая степень, ученое звание)
(Фамилия, инициалы)
(подпись)
Допустить к защите Работа защищена
Зав кафедрой « » _____ 201__г.
(уч. степень, уч. звание) Оценка_____________
(Фамилия, инициалы)__ Председатель ИАК (уч. степень, уч. звание
(подпись) (Фамилия, инициалы)
« »_____ 201_г. (подпись)
Самара
201__
Приложение Б
Пример оформления титульного листа квалификационной работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра общей психологии
Направление: психология
Название работы
Выполнил студент
4 курса 13401.50 группы
Иванова Ирина Ивановна
________
Научный руководитель
кандидат психологических наук,
доцент кафедры общей психологии
Петров В.В.
________
Допустить к защите Работа защищена
Зав. кафедрой « » июня 2015 г.
общей психологии д.пс.н., профессор Оценка___________________
Агафонов А.Ю. Председатель ГЭК, д.пс.н., профессор
__________ Виноградова Г.А.
«____» ________ 2015 г. _________
2015
Приложение В
Оценка итоговой квалификационной работы студента
Критерии оценки:
5 (отлично) - соответствует требованиям (все необходимое сделано), существенных замечаний нет;
4 (хорошо) - соответствует требованиям, но есть существенные замечания и недочеты;
3 (удовлетворительно) - требования выполнены недостаточно;
2 (неудовлетворительно) - отсутствует или не соответствует требованиям (необходимое не сделано).
ВВЕДЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
1. Обоснование актуальности темы |
2. Формулировка цели, объекта, предмета, задач исследования |
3. Формулировка гипотезы (гипотез) исследования |
4. Наличие практической и/или теоретической значимости исследования |
5. Оригинальность идеи, новизна |
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ |
6. Проведение анализа литературы по теме исследования (30-40 источников; наличие журнальных статей; количество источников за последние пять лет) |
7. Логика и системность изложения |
8. Формулировка проблемы и лежащего в ее основе противоречия |
9. Непротиворечивость понятийного аппарата исследования |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ |
10. Выбор и обоснование методов и методик исследования |
11. Корректность применения используемых методик |
12. Организация исследования, базы исследования, проведения эксперимента |
13. Правильность составления методики эксперимента, тренинговых или коррекционных программ |
14. Оценка достоверности результатов эксперимента, эффективности тренинговых и коррекционных программ |
15. Использование математического аппарата при обработке результатов |
16. Проведение анализа и интерпретации результатов |
17. Связь экспериментальных и теоретических результатов с гипотезой |
ЗАЩИТА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ |
18. Логичность и аргументированность изложения материала |
19. Наличие и оформление наглядных материалов |
20. Умение вести дискуссию |
21. Владение профессиональным языком и терминологическое соответствие |
22. Грамотность текста квалификационной работы |
23. Наличие печатных работ по материалам исследования |
Методические рекомендации подготовлены на основе СТП СамГУ 001-02 «Стандарт предприятия. Структура и правила оформления курсовых и дипломных работ», введенные в действие приказом ректора от 25 декабря 2002 года № 394-01- 6 и на основе межгосударственного стандарта ГОСТ 7.32–2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», введенного в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 4 сентября 2001 года №367-ст и действующего в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2002 г. Стандарт и методические рекомендации обязательны для использования студентами, руководителями, консультантами курсовых и дипломных работ.
Стандарт разработан на основе нормативных документов:
ГОСТ 2.105-95. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.
ГОСТ 2Л06-96. ЕСКД. Текстовые документы.
ГОСТ 7.1-84. СИБИД. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.
ГОСТ 7.12-93.СИБИД. Сокращение русских слов и словосочетаний библиографического описания.
ГОСТ 7.9-95. СИБИД. Реферат и аннотация.
ГОСТ 7.32-01.СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
ГОСТ 8.417-81. ГСИ. Единицы физических величин.
ГОСТ 9327-60. Форматы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………......... 3
Выпускная квалификационная работа …………………………………. 3
Структура выпускной квалификационной работы ……………………. 5
Правила оформления выпускной квалификационной работы …….…13
Оформление списка литературы ……………………………………….16
Оформление ссылок на список литературы в тексте работы ………...18
Подготовка выпускной квалификационной работы …………………..19
Подготовка к защите …………………………………………………… 20
Рецензирование квалификационной работы …………………………..21
Порядок защиты квалификационной работы………………………….22
Приложение А. Титульный лист квалификационной работы ………. 25
Приложение Б. Пример оформления титульного листа
квалификационной работы ………………………..…..26
Приложение В. Оценка итоговой квалификационной работы
студента ..........................................................................27
Учебное издание
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Методические указания
Составитель Н.В. Зоткин
Публикуется в авторской редакции
Титульное редактирование Т. И. Кузнецовой
Компьютерная верстка, макет Т. В. Кондратьевой
Подписано в печать 24.11.14. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Печать оперативная.
Усл.-печ. л. 1,86; уч.-изд. л. 2,0. Гарнитура Times.
Тираж 100 экз. Заказ № 2566
Издательство «Самарский университет», 443011, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Тел. 8 (846) 334-54-23.
Отпечатано на УОП СамГУ.