А психологи - люди настолько деликатные, что они даже не будят, если ты захрапишь.
Когда я приехал сюда в 1990 г., я не узнал кафедру. Здесь появилась жизнь, появился динамизм. Николай Михайлович собирал кафедру буквально но крупицам - день за днем из года в год, наращивая темпы. Он подбирал специалистов. Он заставлял всех нас работать, заниматься наукой, защищать диссертации. Мы не просто при нем защитились. Если бы не он, никто бы не защитился. Лисецкий, например, великолепный специалист. Он любит работать с людьми, но посадить его за стол что-то писать мог только Дядя Коля. Сказать мне, что надо писать диссертацию... Я бы никого не послушал, потому что для меня реальная работа с людьми гораздо интереснее эксперимента. Я практический психолог с первого дня своей работы. Заставить Рудневу писать докторскую диссертацию мог тоже только Дядя Коля. Татьяна Ивановна говорила: “Да что вы, это мне не надо, у меня дети”. Он заставил всех защититься, сумел выбрать совершенно свежее направление в научной деятельности кафедры - педагогическая конфликтология.
К слову сказать, до сих нор нет приличных работ по педагогической конфликтологии ни в стране, ни за рубежом. Это - то самое уникальное сочетание, когда люди из разных сфер науки могут заниматься одним общим делом - изучением особенностей конфликта внутри крайне противоречивого образовательного процесса. Это направление очень активно разрабатывалось на кафедре.
По этой теме было защищено две кандидатские диссертации - по педагогике и психологии. С этого начался цикл исследований, и сейчас он продолжается в работах очень многих соискателей и аспирантов Николая Михайловича и, видимо, со временем выльется в докторскую диссертацию Лисецкого. Работы эти нашли свое отражение в монографиях, которые выходили на кафедрах.
Докторская диссертация Николая Михайловича Магомедова посвящена теме свободного воспитания, которая вообще на разрабатывалась в советской педагогике. Она была запретной. Что значит свободное воспитание? У нас вся педагогика основана на концепции формирования. А он предложил концепцию развития. Это совершенно иной подход. У него были очень серьезные проблемы, но нашлись люди и в Москве, и здесь, которые его поддержали и помогали работать.
Николай Михайлович создал совет по защите кандидатских диссертаций. А что такое совет по защите диссертаций? Это перспектива. Перспектива для людей, которые получили высшее образование, которые работают в школах и имеют свой маленький уникальный опыт работы с детьми, их воспитания. С созданием совета у этих людей появилась возможность этот опыт облечь в научную форму и сделать достоянием других учителей.
Николай Михайлович был инициатором, вдохновителем работы на спецфаке. Спецфак - это возможность для людей, имеющих высшее образование, может быть, не обязательно ошибившихся когда-то в молодости (ошибки молодости бывают полезными, если не несешь их до старости), может быть, как-то не совсем удовлетворенных той работой, которой они сейчас занимаются, получить второе высшее образование. Все это делалось по инициативе Николая Михайловича. Он был членом ученого совета Московского государственного педагогического института, ученого совета Института развития личности.
Одним словом, перечислить все, что он сделал за годы работы на кафедре сначала доцентом, а потом профессором - и все эти годы заведующим кафедрой, - просто невозможно.
Я по совместительству читаю лекции в Институте управления. Там я веду несколько циклов психологии управления и управленческой конфликтологии. Считается, что для того, чтобы быть руководителем, нужен некий набор качеств. Обычно включают в него целеустремленность, способность общаться, компетентность, умение пробивать что-то, организаторские способности.
Все это у Николая Михайловича было. Но самое главное, что у него было, - это скромность. Потрясающая человеческая скромность, удивительный такт в общении, во взаимоотношениях с людьми и очень тонкое чувство юмора. Это был человек потрясающего оптимизма, который своим оптимизмом давал будущее. Те. кто был на прощании с ним, а это больше тысячи человек, это люди, у которых была перспектива, пусть маленькая, у кого-то целая жизнь была с ним связана. Сейчас очень много судеб рухнуло. А все держалось на его скромности. А когда он говорил, что “мои студенты самые лучшие”, “лучше моих преподавателей нет”... Что сказать? По поводу студентов - это правда. Студентов никто не любил так, как он. Он мог задавить работой преподавателя, но студент -это святое.
Недавно я беседовал с бывшей его студенткой, она говорила, что мы ведь ходили не на педагогику, мы ходили на Дядю Колю. Николай Михайлович не был конформистом. И это одно из его действительно уникальных качеств. Я думаю, что с его смертью Самара очень многое потеряла. Пол-Самары его знает. Другая половина, возможно, даже никогда не слышала его фамилию. Но и те, и другие потеряли очень многое. Не хочется произносить каких-то громких слов, но никто теперь не скажет, что Koran - плохой организатор народного образования. Не потому, что кто-то испугается, а просто никто не скажет. Николаю Михайловичу доверяли, к нему люди шли. Шли учителя со своими болячками, со своими проблемами. Он был в курсе всех событий в народном образовании, он всегда держал руку “на пульсе”.
Конечно, он был настолько авторитетен, что имел возможность говорить о том, что негативного творится в системе народного образования.
Николай Михайлович никогда не был карьеристом и поэтому вопрос, кто там что про него скажет, подумает, меньше всего его интересовал. Одни из слов, которые он часто повторял, это: “Идите работайте, делайте свое дело честно, и все будет нормально. Что думаешь, то и говори. Не понравится кому-то, ты к нему не в зятья пришел набиваться.
Надо - возьмут, не надо - тебе легче будет”. Совершенно спокойно, без гнева и пристрастия, он говорил правду.
Сергей Березин
Самарский университет, 8 сентября
1998
|
|