Создание игры-тренинга БОС по частоте сердечных сокращений
Введение в БОС
"Дышите глубже", "дышите ровнее", "расслабьтесь", "успокойтесь", "не волнуйтесь" - получить такие инструкции очень легко - достаточно оказаться рядом с людьми, решившими, что с нами что-то не так.
Контролировать дыхание мы учимся с рождения да и сам по себе процесс весьма шумен и осязаем, поэтому произвольные глубокий вдох и медленный выдох даются нам, обычно, без труда.
С "ровнее" сложнее - наш встречный вопрос: "а это как?" - легко ставит в тупик инструктирующего. У "дышите чаще/реже", к слову, аналогичная ситуация - либо мы дышим часто, либо редко, либо спрашиваем: "а позвольте уточнить, соответствует ли выдерживаемый мною период цикла дыхания предполагаемому вами?"
Призывы расслабиться и успокоиться уже способны вызвать обратный эффект - чем критичней ситуация, тем больше они нас напрягают. И в финале - головоломка "не волнуйтесь": если мы способны понять, что нам делать, чтобы не делать что-то другое, то к чему советы посторонних?
Разумеется, люди давно научились подкреплять действием словесные инструкции и хоть как-то контролировать правильность их выполнения: один специалист покажет, как именно требуется дышать, другой проверит пульс, прежде чем дать следующее физическое упражнение, и, конечно же, никто не поверит нашему рыку: "да успокоился я!".
Но подобная приблизительность устраивала не всех. Лавинно увеличивалось количество экспериментов, использующих средства объективного контроля физиологических процессов человека; появились профессии, для которых медицинский осмотр методом "дышите-не дышите, ой, доктор, у вас стетоскоп холодный" оказался принципиально не приемлем.
И настал момент, когда исследователи зафиксировали явление, ранее считавшееся признаком магов и чародеев: некоторые испытуемые, получавшие оперативную информацию о своих физиологических показателях, могли сознательно изменять их величины.
Оказалось, что для волевого изменения собственного пульса не нужно быть графом Калиостро из "Формулы любви"- мы способны осознанно влиять на физиологические показатели нашего организма, если знаем их текущие значения, или же, говоря строго, если получаем объективную обратную связь от самих себя.
Обнаруженное явление так и назвали: биологическая обратная связь - biofeedback. Кратко: БОС.
Почему БОС-тренинги выглядят как игра
В процессе практического применения БОС выяснилось, что метод осваивается лучше, если физиологические показатели представлены какими-либо характеристиками объектов компьютерных программ, а изменение показателей связано с выполнением какой-либо условной задачи.
Оптимальным для взрослых, а для детей - единственно работающим, оказалось представление биологической обратной связи как сюжета простой компьютерной игры. Задания в такой игре могут выполняться либо посредством изменения величины определенного физиологического параметра, либо комбинацией параметра и типовых органов управления (клавиатура, мышь, джойстик, геймпад).
Игровой сценарий, задействующий обычные органы управления может использоваться для достижения определенных целей БОС-тренинга или же для обеспечения сюжетного разнообразия. В первом случае целью может быть, например, освоение навыка саморегуляции в состоянии активного бодрствования. Во втором - качественно облегчается работа с детьми, так как появляется возможность выбора сюжета БОС-игры с сохранением цели тренировки.
Введение
Для проведения БОС-тренинга требуется аппаратура, фиксирующая физиологические показатели, и программное обеспечение. Минимальная цена комплекса - несколько тысяч рублей. При этом программы одного поставщика не совместимы с оборудованием другого, а если появится желание самому разработать БОС-игру, то далеко не каждый производитель оборудования предоставит необходимую информацию о своей аппаратуре.
Мы продемонстрируем, как можно создать собственный программно-аппаратный комплекс БОС из "подручных" материалов, с единственным, но очень важным ограничением - подключать электронную аппаратуру общего назначения "к себе" и к компьютеру можно только если электроника работает от батареек или от компьютера, а компьютер, в свою очередь, "выдернут из розетки", то есть отсоединен от сети переменного тока буквально.
Под руками у нас должно оказаться следующее:
-
Любой клон Arduino Uno (можно и оригинал) - далее мы будем называть ее "плата";
-
Цифровой датчик пульса, например, клипса GROVE MED03212P - далее "датчик" или "клипса", в зависимости от того, что мы будем делать в конкретный момент;
-
Соединительные провода, способные подключить датчик к плате. Для датчика пульса GROVE требуется три соединительных провода "папа-папа" или плата расширения GROVE Base Shield - мы используем провода;
или
- Отключенный от розетки, с заранее заряженным аккумулятором, ноутбук - да, признаемся, мы не умеем пользоваться программным обеспечением обесточенного компьютера;
- USB кабель, подходящий для соединения платы и ноутбука - его использование будет подразумеваться во фразах вроде "подключаем плату к ноутбуку";
- Программное обеспечение для работы с платой - Arduino IDE, при инсталляции будут установлены драйвера, это нормально;
- Программное обеспечение для создания игры - Processing, распаковываем архив куда хотим, запоминаем куда именно.
После того, как мы все соединим и запрограммируем, получится вот такая БОС-игра для тренировки осознанной регуляции сердцебиения. В разумных пределах.
Внимание! При заболеваниях сердечно-сосудистой системы разрешение лечащего врача обязательно. При малейших сомнениях в безопасности процедуры следует отказаться от участия в БОС-тренинге. Цель применения биологической обратной связи - улучшение самочувствия. При возникновении любых неприятных ощущений необходимо немедленно прервать тренировку. Использовать для самолечения чего бы то ни было запрещается.
Рекомендуемая длительность сеанса БОС по частоте сердечных сокращений - 5 минут. Предельная - 10 минут