SpyLOG

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

В одном из романов К. Воннегута робот - путешественник, везущий приветствие из одной Галактики в другую, попадает в аварию и оказывается на одной из планет Солнечной системы. Ему срочно нужна некая деталь для починки космического корабля. И робот находит способ сообщения своим коллегам, какую деталь необходимо срочно прислать. На планете Земля он создает цивилизацию, которая порождает необходимый сигнал, построив Вестминстерское аббатство, Великую китайскую стену и Московский Кремль... Забавная история? О, нет! - восклицаем мы, не может быть, чтобы жизнь человечества была столь бессмысленной.

И все же Воннегут даже более оптимистичен в описании смысла бытия, чем современная наука. У него хоть есть какие-то Галактики, которые способны принять и понять сигнал. А наука ничего не знает о существовании других цивилизаций и рассматривает человека с его страстями и убеждениями, верой и надеждой как случайное образование. Никакое стремление к истине, добру и красоте, утверждает наука, не предохранит ни одного человека от смерти. И все человеческие свершения, воплощенные в камне, в книгах, в технических конструкциях, в конце концов тоже исчезнут вместе с Солнечной системой и Вселенной. Так зачем же люди столь упорно ищут смысл жизни?

В предлагаемой вашему вниманию книге А.Ю. Агафонова дается, на мой взгляд, ясный ответ. Человек обречен на поиск смысла, потому что его сознание соткано из смыслов. И эти смыслы мы самостоятельно и произвольно созидаем. В этом приписывании смысла всему - себе, миру, даже самому смыслу - заключена великая свобода человеческого сознания. Мы сами вольны выбирать, каков смысл мира, добрый мир или злой; сами призваны отвечать на вопросы: кто есть Я, зачем живу на этом свете? А поэтому и отвечаем перед собой и другими за выбор созданных нами ответов. Как показывает автор, эти вопросы совсем не так давно стали предметом обсуждения в современной психологии. На поиск смысла направлены многие психотерапевтические техники.

А.Ю. Агафонов, однако, ориентирован не столько на практику, сколько на теоретический анализ возникающих при данной интерпретации проблем. Как человек способен узнать, что он вспомнил именно то, что забыл - ведь не может же он помнить забытое? Как вообще работает память, если она опирается только на смысл того, что запоминает? А как человек узнает, что его посетила новая и удачная идея - он заранее знает, какая идея должна его посетить? Автор внимательно рассматривает различные эксперименты, обсуждает возможные методы исследования. И зачастую находит оригинальные решения сложнейших головоломок.

Психология вступает сегодня в новый век. Однако положение дел в психологии мало кого устраивает. Все более в прошлое уходят концепции В. Вундта и З. Фрейда, Д.Н. Узнадзе и Д.Н. Леонтьева. Кто и с чем придет к ним на смену? Психология ждет новых открытий и новых теорий. И я не удивлен, что эти теории прежде всего возникают в России, которая явно переживает нечто подобное эпохе Возрождения. Вспомните Ренессанс в Италии: политическая ситуация отвратительна, лидеры один хуже другого, нравственные ценности осмеиваются, атмосфера насыщена гнусностью, продажностью и убийствами. И на фоне этого творят такие универсальные гении, как Леонардо и Кардано. Может быть, это предчувствие возрожденческого универсализма побуждает Андрея Юрьевича Агафонова смешать в одной книге как жесткие логические конструкции (в тексте они прямо фиксируются: аксиома - следствие), так и описание естественнонаучных экспериментов. Но при этом он откровенно ориентирован на гуманитарный способ рассуждений, а в завершение еще и поднимает свой поэтический бокал.

Автор хорошо понимает неустранимость субъекта из любой человеческой деятельности, в том числе и научной. И справедливо отмечает субъективные компоненты в любой теории. Но все же не настолько же!.. Да, подлинно научные теории никогда не бывают абсолютно правильными. Да, ученый не является носителем абсолютной истины. Но все же он направлен на поиск истины, неизбежно претендует на приближение к ней. Поэтому Агафонов лукавит, когда заявляет, что, мол, абсолютно неважно, являются ли его теоретические построения верными. Согласен, каждый автор должен сомневаться в своей теории - иначе он не сможет ее совершенствовать. Но каждый автор одновременно обязан незыблемо верить в свою концепцию, иначе он не сможет ее созидать.

Надеюсь, что читатель не только получит удовольствие от встречи с концептуальными построениями талантливого молодого ученого А.Ю. Агафонова, но и сможет в них поверить.

 

2. От автора

Введение. Опыт осознания феномена сознания (вводный экскурс).

  1. Кризис современной отечественной психологии выражается в размывании предметной области науки, увеличении дифференциации психологического знания, что приводит к стремительному росту локальных, узконаправленных дисциплин и, как следствие, утрате теоретического единства.
  2. Психология в настоящее время представляет собой, фактически, естественную (опытную) науку, хотя де-юре проходит по ведомству наук гуманитарных.
  3. Одним из симптомов кризиса психологии является инфляция рационализма .
  4. Обретение теоретической целостности психологического знания возможно на пути создания общепсихологической дисциплины, предметом которой является феномен человеческого сознания.
  5. Знание о сознании является ядром теоретической психологии.
  6. В интеллектуальной истории предпринимались различные попытки разрешения загадки происхождения сознания. Сознание предлагалось рассматривать как механизм адаптации к изменению средовых влияний. При этом, возникновение сознания расценивается как следствие биологической слабости, так как роль приспособления к изменению условий существования, согласно данной позиции, принадлежит инстинктивным механизмам. Неэффективность работы последних послужило причиной порождения сознательной формы активности. Сторонники другого подхода усматривают детерминанты происхождения сознания в недрах социальной коммуникации. Сознание производно от совместной, общественно обусловленной, производительной деятельности. Теологический взгляд на истоки человеческого сознания базируется на догматах веры и потому не может быть рационально реконструирован. Вместе с тем, это не лишает данного варианта решения проблемы этической, эстетической или, например, эвристической ценности. Просто доказать или опровергнуть справедливость утверждений, которые опираются на религиозные или теологические основания, средствами логики невозможно.
  7. Человек сознает все, даже если это не осознает и помнит все, даже
  8. Теоретическое представление о сознании должно включать в себя знание о материале, структуре и функциях сознания.

Содержание | Вперед