Объективные тесты с их ориентацией на измерение поведения, как такового, без обращения к самооценкам или оценкам экспертов представляют собой радикально новый подход к исследованию структуры личности. Кэттелл считает уместным уподобить сдвиг в исследо вании личности от « L »- и «- Q ^-данных к «Т.»-данным «прохождению звукового барьера в авиации или с любым другим прорывом в науке в область новых принципов» [70; 229].
Однако пока лишь небольшое число исследователей посвятило себя этой области, хотя их число постоянно возрастает. К ним можно отнести Айзенка, Зейгарник, Божович, Мерлина, Варбуртона, Вяткина, Кречмера, Кэттелла, Паулика, Терстоуна, Хандлеби и др. [10; 11; 40-— 42; 77; 88]. Вероятно, основное препятствие на пути развития объективных тестов состоит в трудности создания модельных жизненных ситуаций, достаточных для проявления свойств личности. Это подтверждается тем, что 90% попыток создания таких ситуаций и объективных тестов свелось к проективным конструкциям или даже опросникам, создавать которые гораздо проще.
Тщательно скоординированная серия более чем трид цати крупномасштабных исследований была осущест влена в последние 30 лет под руководством Р. Б. Кэт телла. Эти исследования были начаты с давно извест ных объективных тестов, таких, как, например, внушаемость, ригидность, стиль деятельности и др., и привели к разработке и каталогизированию более чем 400 тестов для измерения личности и мотивации [77]. Концептуальной схемой для исследований личности с помощью объективных тестов служили факторы, выделенные с помощью « L »- и « Q »-данных. В настоящее время можно считать, что в руках психологов находится 18— 20 устойчиво выделяемых факторов. Девять из них подтверждены в 6—10 исследованиях, а остальные — в 3— 5 исследованиях. Всем выделенным факторам присвое на универсальная индексация (У.И.) с номерами от 16 до 36. (Универсальные индексы с номерами от 1 до 15 по решению психологического конгресса присвоены факторам интеллекта, описанным Терстоуном, Гилфордом, Верноном и др.) Индексированная система обозначения факторов в объективных тестах имеет вид
У.И.(Г)№,
где У.И., как и ранее, — сокращение от «универсальный индекс»; Т — обозначение типа данных; № — номер фак тора, меняется от 16 до 36.
Помимо универсального индекса, описание каждого фактора содержит название и краткую интерпретацию.
В связи с тем что «Т»-данные слабо вербализованы, интерпретация факторов в объективных тестах более сложна, чем в « L »- и « Q ^-данных. С этой целью необходимо:
а) измерить степень связи факторов, извлеченных « T »-данных, с факторами в « L »- и «- Q - o -данных. Это укажет направление для интерпретации;
б) оценить прогностическую валидность факторов, чтобы отделить жизненно значимые факторы от «лабо раторных эмбрионов»;
в) исследовать характер изменений факторных нагрузок в специальных группах: клинических, возрастных, профессиональных и др.
В настоящее время исследования по интерпретации факторов, извлеченных из « T »-данных, не закончены, поэтому может быть предложена лишь ограниченная их интерпретация.
1. Фактор У.И.(Т)16: неограниченное самоутверждение — дисциплинированность. Фактор характеризует склонность к быстрым, решительным, эффективным действиям и стремление к самовыражению. На одном по люсе фактора находится потребность в достижении успеха, на другом — стремление к самоконтролю, избега нию ошибок и неудач.
Лицам с высокими оценками по данному фактору свойственно стремление к лидерству, склонность к рискованным действиям, несмотря на осознание опасности, низкая внушаемость, высокая устойчивость в стрессовых ситуациях.
В тестах они показывают высокую скорость ответов, низкую персеверативную тенденцию, быстрое закрытие гештальта, точность выполнения простых интеллектуальных операций, высокую продуктивность в интерпретации незаконченных изображений и т. п. Психиатры отмечают у них низкий уровень беспокойства и тревожности.
На отрицательном полюсе фактора ведущую роль играют такие качества, как эмоциональность, меч тательность, несдержанность, склонность к беспокойству. Лица с низкими оценками легко выводятся из ду шевного равновесия, легко расстраиваются, плохо ориентируются в практических вопросах, не умеют выпол нять работу быстро и эффективно.
В целом, положительный полюс характеризуется решительным самоутверждением, а отрицательный — эмоциональностью и мечтательностью. В исследованиях связей факторов объективных тестов с факторами « L »- и « Q » -данных имеется значительная корреляция только с фактором / ( premsia — harria ). Тем не менее факторы У.И.(Г) 16 и y . H .( L , Q )9 не следует отождествлять. Общим для них является только характер эмоциональной чувствительности. Фактор У.И.(£,<2)9 не распространяет своего влияния на эффективность деятельности, в то время как фактор У.И.(Г) 16 имеет прогностическое значение для деятельностей, требующих быстрых и решительных личных действий. Оценка по фактору поло жительно коррелирует с успешностью овладения про фессиями летчика, оператора и др.
2. Фактор У.И.(Т)17: торможение, робость — недостаток торможения. Основная интерпретация этого фактора сводится к конституциональной предрасположенности к тормозным реакциям (ингибиции).
Высокие оценки по фактору означают осторожность и самокритичность, тенденцию действовать медленно, но правильно.
По тестам отмечается сильная реакция на угрозу, замедленное реагирование в сложных ситуациях, незна чительное расширение зрачков при стрессе, снижение успешности решения задач при наказаниях за непра вильное решение, большое число угрожающих толкований неструктурированных изображений, отсутствие не одобряемых вкусов при чтении. Легко убедиться, что, несмотря на разнообразие тестовых показателей, общим для них является то, что все они измеряют степень робости, торможения или ингибиции. Поэтому низкие оценки по фактору говорят о смелости, беспечности, самоуверенности, несдержанности, нечувствительности к угрозам и наказаниям.
Интерпретация фактора У.И.(Г)17 как фактора торможения подтверждается по его связям с факторами в « L »- и « Q »-данных. Он отрицательно коррелирует с факторами F ( surgency — desurgency ) и Я ( parmia — threc - tia ) и положительно — с фактором Q 3 (самоконтроль — импульсивность). Наиболее устойчивыми и повторяю щимися являются корреляции с фактором Я. Все это указывает на необходимость выбора между двумя объ ясняющими гипотезами повышенной ингибиции: является ли она результатом повышенной робости, чувстви тельности к угрозе или результатом воспитания в условиях больших ограничений и дисциплины?
Показано, что этот фактор выше нормы в группе невротиков и ниже в группе асоциальных психопатов. Иными словами, норма находится между чрезмерно затормо женным невротиком и бесконтрольным психопатом. Однако не доказано, что высокий уровень фактора непременно ассоциируется с неврозом.
Исследования прогностической валидности данного ф актора показали, что он положительно коррелируете с успешностью выполнения тех видов деятельности, где требуются аккуратность, четкость и исполнительность, в частности связанных с набором, корректурой и сче том, тогда как для деятельности руководителя отношения обратные.
3. Фактор У.И.(Т)18: проворность, живость — пассивность. Этот фактор имеет сложную структуру. С одной стороны, он демонстрирует повышенную психическую возбудимость, а с другой — очевидную физиологи ческую невосприимчивость к тревоге. Об этом свидетельствует небольшая реакция КГР на угрозу, медленное время реакции при угрозе удара электрическим током и низкое мышечное напряжение.
Психологические тесты, имеющие высокие нагрузки по данному фактору, выявляют большую долю неэмо циональных слов в воспроизведении, высокий показатель отношения самокритики и удовлетворенности собой, тенденцию разделять мнение людей, достигших успеха, значительное уменьшение амплитуды голоса и артикулярных движений при прослушивании своей речи с задержкой, повышение осторожности в вождении автомобиля после просмотра фотографий автокатастроф и т. п. Видно, что самые разнообразные тесты ус тойчиво описывают однородную картину поведения.
Лица с высокой оценкой по фактору характеризуются самокритичностью, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, что компенсируется хорошими двигательными способностями и быстротой формирования на выков. Им свойственны забота о своем успехе, внешности, производимом впечатлении, быстрота и точность при решении задач. Внешние действия отличаются ловкостью и напористостью.
Человек с низкой оценкой по фактору — пуританин с высоким уровнем моральных требований. Он больше заботится о выполнении этических норм и правил поведения, чем об успешности деятельности. Для Успеха в делах ему не хватает гибкости, предприимчивости, собственной активности и инициативы.
Фактор значимо коррелирует с успешностью приспособления к воинской жизни и, вероятно, связан с успехом в видах деятельности, требующих высокой степени активности.
4. Фактор У.И.(Т)19: независимость («прометеева воля») — подчиненность. Данный фактор соответствует критичности, независимости, сдержанности, тенденции избегать ошибок. Эксперименты показывают высокую точность в выполнении перцептивных тестов, короткое время реагирования на нерегулярную последователь ность сигналов, повышение результатов при введении соревновательного момента, высокую социальную кри тичность и т. п. Выражение «направленная на достижение цели критичность», вероятно, лучше всего обобщает содержание всех тестов, формирующих этот фактор. Такая интерпретация подтверждается и корреляциями с факторами G (сила — слабость «сверх-я») и M ( autia — praxernia ) в « L »- и « Q »-данных.
Коэффициент корреляции у фактора У.И.(Г)19 с фактором G положителен, а с фактором М отрицате лен. В свете этих корреляций фактор может быть интепретирован как проявление «сверх-я» в практической области.
Высокие оценки по фактору характерны для лиц надежных, принципиальных, стремящихся к достижению высоких практических результатов.
Низкие оценки свидетельствуют о вялости, покорности, сильной зависимости поведения от обстоятельств и случайных факторов.
Исследования прогностической валидности показали, что данный фактор благоприятствует успеху в ин теллектуальных видах деятельности. Имеются указания на то, что этим людям более близки наука и техника, чем отношения с людьми. В коллективе они ощущают чрезмерное напряжение, не могут расслабиться. Поэто му фактор рассматривается как прогностический только в отношении индивидуальной творческой деятель ности.
5. Фактор У.И.(Т)20: культурная зависимость — субъективизм. Настоящий фактор назван Брогденом и др. [70] «честность» или «принятие социальных и этических норм». Высокие оценки по фактору характерны для лиц экспрессивных, импульсивных, эмоцион ально зависимых от группы. Термин « comention » был изобретен для того, чтобы отразить это качество.
Тесты, имеющие высокую нагрузку по этому фактору включают скорость восстановления исходного уровня КГР после удара электротоком, продуктивность непроизвольного запоминания, интенсивность слюноотде ления, уровень тревожности в оценках психиатров и др.
По-видимому, центральной особенностью фактора является спокойная готовность принять культуру и ее тре бования. В этом смысле фактор У.И. (Т) 20 идентичен фактору /(( comention — abcultion ). Эта отождествлен ность подтверждается не только содержательно, но и статистически. Из всех факторов в « L »- и «- Q »-данных с фактором У.И. (Г)20 максимально коррелирует именно фактор К. Поэтому интерпретации высоких и низких оценок по этим факторам совпадают.
Лица с высокими оценкам» по фактору склонны соглашаться с общекультурными требованиями, уважают мнение авторитетов, имеют хороший контакт с реальностью, не конфликтуют и не нарушают общественных норм.
На полюсе низких оценок существенное значение имеют такие черты, как негативизм, нарушения дисцип лины, групповых и общественных требований.
В детском возрасте низкие оценки по фактору коррелируют с трудностями социализации, которые чаще всего соответствуют ранним проявлениям психопатических тенденций.
6. Фактор У.И.(Т)21: энергичность — сдержанность, подавленность. Согласно распространенному мнению, данный фактор измеряет психоэнергетический уровень личности, который отличает предприимчивых, активных, стеничных людей, постоянно стремящихся к практическим достижениям и успеху, от лиц с противоположными характеристиками.
Высокие нагрузки по фактору имеют такие признаки, как скорость метаболических процессов, продуктивность памяти, быстрота суждений, скорость и эффективность в разнообразных видах деятельности. Отмечаются также высокий личный темп, хорошая способность Решать задачи в уме, быстрота реагирования на нерегу лярную последовательность сигналов, упорствование собственном мнении, ничем не ограниченный выбор кни г для чтения, быстрое, но не точное закрытие гештальта. Все перечисленные признаки характеризуют об щую картину полноты сил, бодрости, энергии, упорства и быстроты движений. Поэтому лица на полюсе высо ких значений отличаются стеничностью, высокой активностью, инициативностью, быстротой соображения, широким кругозором, разнообразием интересов, повы шенной выносливостью к физическим и психическим нагрузкам.
На противоположном полюсе доминируют скудность и замедленность движений и речи, вялость, сужение круга интересов, снижение активности и инициативы, отсутствие бодрости, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения.
Среди личностных факторов в « L »- и « Q »-данных данный фактор на значимом уровне коррелирует только с фактором F ( surgency — desurgency ). Однако эта корреляция не достигает такого уровня, чтобы утверждать тождественность этих двух факторов.
Сведения по прогностической валидности фактора У.И.(Г)21 показывают, что он положительно коррелирует с успешностью выполнения видов деятельности, требующих длительного проявления активности.
7. Фактор У . И .( Т )22: cortertia — pathemia. Исследования показали, что этот фактор следует интерпрети ровать как фактор скорости протекания нервнопсихических процессов. Признаки, сформировавшие фактор, четко делятся на две группы: физиологическую и психологическую. Среди физиологических признаков высо кие факторные нагрузки приходятся на частоту основных ритмов в ЭЭГ, содержание щелочи в слюне, коли чество холинэстеразы в сыворотке крови, среднюю температуру тела и т. п. Данная группа физиологических признаков характеризует интенсивность процессов мозгового метаболизма.
Наряду с физиологическими признаками в фактор вошла целая группа психологических признаков ско ростного характера: время реакции, критическая частота слияния мельканий, частота смены перспективы, ско рость мышления и восприятия. Сюда же относятся показатели, которые могут быть интерпретированы как не достаток сдержанности: большой процент реакций на ложные сигналы, терзание, неусидчивость при выполне нии заданий.
Таким образом психологические признаки, составивляющие фактор, являются показателями идеомоторной скости Весь комплекс физиологических и психологических показателей характеризует «...скорость центральной обработки информации, от которой, как можно пола гать, не в последнюю очередь зависят скоростные пара метры процесса принятия решений» [70, 306].
Лица с высокими значениями этого фактора хорошо адаптируются, имеют низкие показатели ригидности, активны, жизнерадостны, уверены в себе и в своих способностях, не теряются при столкновении с труд ностями и осложнениями, все проблемы решают быстро, без долгих обдумываний, не терпят оттяжек и от срочек, замыслы стремятся реализовать немедленно, не ожидая благоприятного момента или удобного случая,
На полюсе низких значений фактора располагаются лица, отличающиеся сниженным фоном настроения, чувством неполноценности, замедленностью, бедностью речи и мышления, склонностью к эмоциональным, неадаптивным формам реагирования.
В исследованиях связей фактора с факторами в « L »- и данных обнаружены пять значимых корреляций с факторами первого порядка ( A , G , H , L , О) и одна значимая корреляция с фактором второго порядка QIII . Последняя настолько существенна, что позволяет считать факторы QIII и У.И.(Г)22 идентичными, измеряю щими одно и то же свойство. Эта общность факторов отражена в их названии и интерпретации.
Фактор У.И. (Г)22 имеет наибольшее прогностическое значение среди факторов личности для предсказаний успеха в обучении профессии летчика и другим профессиям, требующих быстрых и решительных действий.
8. Фактор У.И.(Т)23: мобилизация энергии — невротическая регрессия. Он определяет меру мобилизацион ных возможностей. Отсутствие или снижение возможности к мобилизации имеющегося у человека репертуара умений и навыков для достижения определенной цели, называется регрессией или истощением, но не в смысле физического утомления, а как нервно-эндокринный продукт психического стресса.
Главными проявлениями низких оценок по фактору являются отвлекаемость, неустойчивость внимания, сни жение качества выполнения заданий под воздействием помех, вербальная и моторная ригидность, более сильн ая реакция на символические угрозы (защита «Я») сравнительно с реакцией на реальные угрозы, плохая двуручная координация, повышенная внушаемость, низкая способность к пространственной интеграции и другие показатели, характеризующие распад деятельности или резкое снижение продуктивности под влиянием сбивающих факторов.
Данный фактор был выделен при изучении понятия невротизма. Это понятие введено в сферу личностных характеристик Г. Айзенком [79—81]. В своем определении невротизма как черты личности он исходил из кли нического представления о неврозе и считал необходи мым выделить для описания личности только один фак тор, дифференцирующий здоровых от больных неврозом!
Кэттелл, придерживаясь при анализе понятия невротизма других позиций, считал необходимым вначале произвести анализ структуры связей личностных признаков, выделить факторы, пригодные для описания личности как здоровых, так и больных неврозом, а из выделенных факторов отобрать те, которые хорошо диф ференцируют здоровых от больных.
Исследования Кэттелла показали, что фактор невротизма Г. Айзенка является смесью двух факторов: У.И.(Г)23 (мобилизация энергии) и У.И.(Г)24 (тре вожность).
Фактор У.И.(Г)23 уже, чем фактор невротизма Г. Айзенка, и ближе к тому, что в клинической терминологии называется неврастенией. Соответственно фактор Г. Айзенка шире, так как он включает такие харак теристики, как, например, комплекс неполноценности, беспокойство и др., которые относятся к фактору У.И.(Г)24 (тревожность).
В процессе исследований фактора У.И. (Г)23 и уточнения его содержания выявлены статистические значи мые связи с пятью факторами в « L »- и « Q »-данных. Положительно с фактором У.И.(Г)23 коррелируют факторы G (сила — слабость «сверх-я») и Н ( parmia —• threctia ), а отрицательно —факторы / ( premsia — har ria ), M ( autia — praxernia ) и О (гипотимия — гиперти- мия). Эти корреляции позволяют уточнить и расширить интерпретацию данного фактора.
Высокие оценки по фактору свидетельствуют о свободе от тревог, избытке сил, уверенности в себе, способности к мобилизации энергии для преодоления препятствий. Эти лица отличаются хорошим контактом c реальностью, свободой, естественностью поведения, ровным, спокойным настроением, гармонией возможно стей и желаний.
Низкие оценки по фактору отражают истощение и ослабление психической активности. Работоспособность резко снижена, имеются затруднения в концентрации внимания, легкая астенизация, особенно при воздейст вии помех и эмоциональном напряжении. Отдых и общеукрепляющие мероприятия улучшают самочувствие только на короткий период. Вся жизнь и деятельность этих лиц протекают с чувством чрезмерного напряже ния, отсутствием радости и удовольствия от замыслов и свершений.
9. Фактор У.И.(Т)24: тревожность — приспособленность. Тревожность может быть и состоянием и чертой. Это означает, что уровень тревожности обусловлен ситуационно, но его колебания существенно зависят от некоторого исходного уровня. Ситуационные колебания тревожности являются характеристикой состояния, а исходный уровень — личностной чертой.
Несмотря на популярность понятия тревожности, измерение его было совершенно неудовлетворительно с научной точки зрения. Тесты для измерения тревожности были составлены без ответа на такой фундаменталь ный вопрос, как: является ли тревожность одномерной величиной или существует несколько разновидностей тревожности? Например, психиатры говорят о «свободноплавающей» и «связанной» тревожности, как о двух видах тревожности, которые могут иметь различные проявления и различную степень выраженности у одного и того же человека [6; 29; 89].
Некоторые психиатры отождествляли тревожность с реакцией стресса, другие рассматривали ее как форму страха, третьи — как атипичную депрессию. 3. Фрейд предполагал, что тревожность является формой сексу ального влечения, трансформированного в невроз, т. е. он , как и Г. Айзенк, не различал невротизма и тревож ности, рассматривал их как нерасчленимые понятия.
Факторно-аналитические исследования Р. Б. Кэттелл а и И. Шайера [73] показали, что существует единст венный вид тревожности, отличный от реакции стресса, Депрессии и невротизма.
Значительные нагрузки по фактору тревожности приходятся на тесты, измеряющие степень признания за собой «мелких грешков», тенденцию к соглашательству, раздражительность, эмоциональность комментариев, степень уверенности в успешном завершении дел, опыт выполнения которых мал, и др.
Кроме психологических тестов высокие нагрузки по фактору имеют некоторые физиологические показатели: колебания мышечного тонуса, уровень метаболизма, чувствительность сердечно-сосудистой системы к стрес совым воздействиям и др.
Интерпретация фактора была произведена по двум следующим основаниям.
Во-первых, в пяти независимых исследованиях выявлена высокая корреляция оценок по данному фактору с оценками по хорошо организованному фактору второго порядка QII (тревожность) в « Z ,»- и «ф»-данных.
Во-вторых, И. Шайер показал, что существует связь фактора У.И.(Г)24 с внешними ситуациями и с экспертными оценками психиатров.
С практической точки зрения важность результатов этих исследований заключается в том, что они позволяли создать батарею объективных тестов для чистого измерения факторов тревожности и невротизма.
Теоретическое значение исследований заключается в разведении понятий тревожности и невротизма, прида нии каждому из них самостоятельного смыслового содержания.
Лица с высокими оценками по фактору характеризуются возбудимостью, высокой эмоциональностью, стремлением избегать неудач, неуверенностью в отношении новых видов деятельности, ухудшением резуль татов деятельности в напряженных условиях и при воздействии помех.
Эти лица чрезвычайно чувствительны и впечатлительны, причем не столько в отношении происходящих событий, сколько в отношении того, что только предположительно может случиться или произойти. Для пред отвращения возможных неудач в будущем они принимают профилактические меры, продумывают свое буду щее поведение, стараются заранее все предвидеть и предусмотреть. Однако, несмотря на это, случившиеся события застают их врасплох, они легко теряются, оказываются неподготовленными и беспомощными в борь бе с трудностями. Поэтому все новое, незнакомое и непривычное их пугает. Тяготеют к размеренной, регла ментированной жизни без неожиданностей и перемен.
Отрицательный полюс фактора носит название адаптивность, что соответствует представлению о тре вожности как об интегративном проявлении дезадаптации.
Низкие оценки по фактору свидетельствуют о спокойствии, уравновешенности, уверенности в себе и в своих способностях решать жизненные проблемы. Эти лица обычно хорошо адаптированы, социально успеш ны, деловиты, активны и предприимчивы. Их интересы широки и разнообразны. Они стремятся ко всему новому и необычному, при встрече с неожиданными трудностями проявляют энергию, настойчивость и сообрази тельность. В выполнении повседневных обязанностей могут проявлять небрежность и незаинтересованность, но в экстремальных случаях эффективность их деятельности резко возрастает.
10. Фактор У.И.(Т)25: реализм — психотическая тенденция. Фактор «психотизм» является одним из трех факторов модели личности Г. Айзенка [79—81]. В этом факторе группируются признаки, дифференцирующие больных с психозами от здоровых испытуемых и больных неврозами.
Догадки о значимости этого измерения для описания личности здорового человека неоднократно выска зывались в художественной литературе. Например, Г. К Честертон писал, что «безумие, подобное забыв чивости, есть просто качество, которое в большей или меньшей мере присуще всем человеческим существам» [цит. по 70, 258].
Исследования показали, что психотизм является понятием, независимым от невротизма, и позволили сформировать батарею тестов для его измерения. При этом следует помнить, что такая интерпретация факто ра является условной потому, что тесты сами по себе не измеряют психических расстройств.
Положительный полюс фактора имеет название «спокойная решительность» или «реализм». Согласно тестам он характеризуется более реалистичным, более Дисциплинированным мышлением и поведением. У лиц с высокими оценками по фактору отмечается вы сокая точность выполнения арифметических опера ций, чтения, памяти, оценок временных интервалов, у них хорошая концентрация и устойчивость внимания, поэтому они хорошо справляются с работой, требую щей бдительности и наблюдательности. Для отрицательного полюса (психотическая тенденция) характерны богатство воображения и фантазии, негибкая субъективность, недостаточный учет объективных требований действительности. Лица с низкими оценками по этому фактору в неструктурированных изображениях видят много угрожающих объектов; в ситуациях, вызывающих страх, они обнаруживают тенденцию переоценивать длительность временных интервалов, обладают высокой вербальной ригидностью, низкой точностью моторных действий, плохо вырабатывают установку и не соблюдают инструкций. Все это контрастирует с более высокой продуктивностью в творческих свободных тестах: высокие результаты в закрытии гештальта, живость ассоциаций, большое число необычных сравнений и обобщений, большая скорость в перцептивном воображении.
Анализ связей данного фактора с факторами в « L »- и « Q »-данных обнаружил четыре статистически значи мых коэффициента корреляции: высокие положительные корреляции с факторами О (склонность к чувству вины — самоуверенность) и Q 4 (напряженность —расслабленность) и меньшие по абсолютной величине отрицательные корреляции с факторами F ( surgency — desurgency ) и Н ( parmia — threctia ). Эти корреляции указывают на близость фактора психотизма с факто ром тревожности. Этот вывод подтверждается наличием высокой отрицательной корреляции между этими факторами. Вероятно, тревожность постоянно сопутствует как невротическим, так и психотическим расстройствам.
11. Фактор У.И.(Т)26: высокий — низкий уровень самоощущений. Это третий по значимости фактор,' помимо интеллекта и тревожности, для прогноза успешности обучения и деятельности. В его основе лежит комбинация эгоцентризма и самоконтроля.
Высокие нагрузки по фактору имеют тесты, измеряющие разброс в оценках настроения, вербальную «живость», изменения в успешности выполнения заданий после фрустрации, память на мотивы поведения, беглость в описании личных проблем, изменения речев ой артикуляции в условиях задержки обратной связи, интерес к поэтическим суждениям и т. п. Приведенный список тестов описывает две различные сферы: степень интереса к себе, концентрация на собственной личности, с одной стороны, и степень усилий, прилагаемых для сохранения эффективной деятельности в условиях помех, с другой. Поэтому данный фактор часто называют «нарцистическим самоощущением».
Высокие оценки по фактору характерны для лиц демонстративных, стремящихся к успеху и признанию. Они делают все возможное, чтобы привлечь к себе внимание: следят за модой, участвуют в конкурсах, занимаются общественной работой и т. п. Среди них довольно много людей с определенными сценическими талантами, умеющими не только произвести хорошее, выгодное для себя впечатление, но и, если нужно, увлечь людей на свою сторону.
Низкие оценки по фактору наблюдаются у лиц, стремящихся остаться в тени, не жаждущих признания, не беспокоящихся об успехе и продвижении. Они объ ективно оценивают себя и окружающих людей, не стремятся произвести впечатление своей внешностью, одеждой или мировоззрением.
Этот фактор положительно коррелирует с тремя факторами в « L »- и « Q »-данных: С (эмоциональная стабильность — неустойчивость), G (сила — слабость «сверх-я») и /С ( comention — abcultion ). Все три корре лирующих фактора отражают степень осознания и принятия социальных норм и умения соблюдать их в ин дивидуальном поведении. Однако эти корреляции полностью не покрывают всего содержания фактора; они только указывают на некоторый способ включения самоощущений в орбиту социальных требований. Be роятно, по этой причине данный фактор способствует Успеху деятельности в социальной сфере, особенно в тех видах деятельности, где требуются выдержка и Умение произвести впечатление, как, например, админи стративная деятельность и экзаменационные успехи.
12. Фактор У.И.(Т)27: скептическая апатия — инициативность, энтузиазм. С высокими оценками по фактору связаны низкий уровень притязаний, низкая самооценка, слабая реакция на юмор, цинизм, подозрительность в отношении причин успехов других людей, лучшее запоминание побочного материала по сравнению с тем, на который было направлено внимание, высокая статическая атаксия, плохая двуручная координация и другие признаки снижения активности, инициативы, заинтересованности и качества выполнения заданий.
Поэтому высокие оценки по фактору характерны для людей пассивных, бездеятельных, малоинициативных. Они не проявляют интереса к достижениям, уклоняются от выполнения своих обязанностей, охотно перекладывают их на других людей, остаются равнодушными к качеству выполняемой работы.
Имеется значимая связь фактора с низким социометрическим статусом. Этот факт указывает на то, что «скептическая апатия» является не состоянием, а чертой личности.
Низкие оценки по фактору наблюдаются у лиц активных, энергичных, полных сил. Они не любят сидеть без дела, всегда находят себе какое-нибудь занятие, полученную работу стараются выполнить качественно и в срок.
13. Фактор У.И.(Т)28: астения «сверх-я» — беспечная самоуверенность. Это своеобразная астеническая черта, в которой общительность сочетается с честолюбивыми личными устремлениями. Высокие нагрузки по фактору имеют подчинение мнению авторитетов, выраженное несогласие с мнениями дезадаптированных лиц, восприимчивость к групповому давлению, тревожность, раздражительность, резкая однобокость взглядов, вы сокое отношение оценок длительности рабочего времени к времени отдыха, рассмотрение удаленных целей как достижимых, высокая беглость речи при описании собственных успехов и другие характеристики, свиде тельствующие об озабоченности личной социальной адаптацией.
Можно думать, что степень выраженности этой черты детерминирована условиями среды и прежде всего отношениями в семье.
Существует значимая связь с фактором / ( coasthe nia — zeppia ) в « L »- и «(?»-данных. Термин «астения» в названии фактора как раз и должен указывать на связь с фактором /.
Лицам с высокими оценками по данному фактору свойственны сомнения, неуверенность и внутренние противоречия. Поэтому фактор на своем положительном полюсе иногда называется «фактором Гамлета», Данное название подчеркивает внимание этих лиц к моральным проблемам, их стремление к справедливости, наличие внутреннего конфликта между чувством и долгом.
На полюсе низких оценок выступают такие черты, как беззаботность, безмятежность и ощущение счастливого существования в полном согласии с самим собой.
14. Фактор У.И.(Т)29: быстрая — замедленная реактивность. Сущность высоких значений фактора за ключается в способности быстро входить в ситуацию и немедленно реагировать на предъявляемые требования. Эта интерпретация основывается на следующих тестах: высокая скорость исполнения заданий, низкая моторная ригидность, хорошее запоминание материала, незначительное ухудшение выполнения заданий при шоке, низкое отношение времени реакции в условиях регулярного следования сигналов сравнительно с нерегулярными, малое замедление скорости прохождения лабиринта при внесении помех, высокое отношение продуктивности выполнения заданий при похвале сравнительно с выполнением при порицании, большой подъем КГР при отдыхе, много лишних реакций на ложные сигналы и т. п.
В общем, видна благоприятная картина немедленной мобилизации в ответ на команды экспериментатора и стремление сохранить высокую продуктивность деятельности при воздействии помех и сбивающих факторов. С другой стороны, высокая скорость сочетается со склонностью к ошибочным реакциям, с неудачами, пропусками сигналов, когда они следуют без предупреждения, тенденцией быстро входить в работу и быстро расслабляться. Поэтому данный фактор более точно можно назвать чрезмерной реактивностью на требования непосредственной ситуации.
Лица с высокими оценками по фактору легко входят в работу и быстро ее осваивают. В жизненных проблемных ситуациях они действуют быстро и достаточно точно, проявляют хорошее соображение, память и понимание, живо откликаются на все предъявляемые требования, искренне стараются получить одобрение и похвалу. Однако по собственной инициативе интереса в Делах не проявляют, и только постоянный контроль побуждает их к деятельности и активности. Лица с низкими оценками по данному фактору больше заботятся об отдаленных целях, чем о текущих делах, не ищут одобрения и поддержки со стороны окружающих, в поведении руководствуются собственны ми планами и оценками.
Данный фактор отрицательно коррелирует с успехами в учебной и практической деятельности, в част ности с успешностью летной деятельности.
15. Фактор У.И.(Т)30: зрелая флегматичность — диссоциация фрустрации. Высокие оценки по фактору указывают на хорошее осознание неприятных фактов,в том числе собственных недостатков, на независимость от социального давления и полное отсутствие потребности в авторитетах; авторитеты уважаются, но они не влияют на мнение и поведение. Фактору соот ветствуют следующие тесты: темп вращательных движений руки, темп вращательных движений ноги, процент согласий с мнением авторитетов, флуктуация установок, процент эмоциональных ассоциаций, процент отрицательных самооценок, отношение числа приятных ассоциаций к неприятным, осведомленность об ошибках при выполнении задания на двуручную координацию и т. д. Видно, что названные тесты в основном характеризуют две сферы: идеомоторный темп и самокритичность.
Высокие оценки по фактору характерны для людей-скептиков, медлительных и флегматичных. Они хорошо понимают мотивы своего и чужого поведения, отдают себе полный отчет в возникших трудностях, не склонны закрывать глаза на свои или чужие недостатки.
Полюс низких оценок по данному фактору назван «диссоциацией фрустрации», потому что такие лица склонны к конфликтности и имеют тенденцию разрешать конфликты путем диссоциации травмирующих переживаний.
Фактор коррелирует с двумя внешними факторами: ' фактором замедленного темпа, найденном Римольди специально в сфере измерений темпа [70], и фактором G (сила—-слабость «сверх-я») в « L »- и «С?»-данных.
16. Фактор У. И. (Т)31: благоразумие — импульсивность. Настоящий фактор проявляет себя в разбросе
(дисперсии) оценок временных интервалов, отсутствии
или наличии крайних точек зрения, степени уверенности в точности проведения вычислений, общем числе возможных вариантов, рассмотренных за некоторый период времени, флуктуации установок, умении анализировать логические отношения.
Высокие оценки по фактору свидетельствуют о точности и логической ясности мышления, обдуманности действий, твердости, устойчивости взглядов и постоянстве в отношениях.
Низкие оценки проявляют себя противоположными свойствами: непостоянством взглядов, неточностью, не продуманностью суждений, импульсивностью, бездумностью поведения.
Фактор коррелирует с успешностью длительного обучения.
17. Фактор У.И.(Т)32; экстра-интроверсия. Многие исследователи предполагают, что существует единая черта экстра-интроверсии. Однако до последнего времени экспериментальных доказательств этого не суще ствовало. Фактор второго порядка в « L »- и «(2»-данных У. И. ( L , Q ) l и фактор первого порядка в объективных тестах У. И. (Г)32 как раз и являются такими операциональными определениями экстра-интроверсии.
Фактор У. И. ( L , Q ) l объединяет информацию от четырех факторов первого порядка: А (аффектотимия —• сизотимия), F ( surgency — desurgency ), H ( parmia — threctia ), M ( autia — praxernia ).
Если мы взглянем на отдельные факторы, формирующие понятие экстра-интроверсии в вопросниках, то мы увидим, что сизотимов (А — ) характеризует холодность, десургенты ( F —) озабочены своими ме'жличност- ными отношениями, робкие (Я — ) скованы в общении, мечтательные (М + ) загружены своими внутренними переживаниями и фантазиями. Проще всего рассматривать фактор У.И.(1, Q ) l как совокупность влияний отдельных факторов первого порядка. Однако развиваемый здесь подход приводит нас к пониманию фак торов второго порядка как единственной причины, объясняющей все разнообразие входящих в него факторов первого порядка. Единая формула, которая обобщает факторы первого порядка, имеет двойственную структуру: одна группа факторов описывает степень угнетения внешней реактивности ( F , H ); другая — внимание к внутренним стимулам и идеям (А,М). Если в качестве нственной причины уровня экстра-интроверсии рассматривается степень угнетения реакций на внешние стимулы, то будет забыт второй компонент —интерес к внешним стимулам. Этот недостаток присущ модели Г. Айзенка, который объясняет экстра-интровертировац. ность уровнем реактивного торможения. Если в качестве единственной причины взят аутизм, то будет поте ряна информация о реактивности на внешние стимулы. Этот дефект присущ исходной гипотезе К. Юнга и большинству современных клинико-психологических представлений об экстра-интровертированности [29; 32]. Поэтому для измерения экстра-интровертированности требуется более полная концепция, основой которой является понимание экстра-интровертированности как отношения внутренней реактивности к внешней.
Эта концепция воплощена в факторе У.И.(Г)32. Высокие нагрузки по фактору имеют следующие тесты: опора на память или на внешние признаки при решении задач, количество и точность завершения неоконченных рисунков, быстрота называния собственных характеристик, отношение благоприятных самооценок к неблагоприятным, быстрота называния характеристик других людей, степень уверенности в успешном выпол нении дел, опыт выполнения которых мал, интерес к необычным драматическим сюжетам, восприимчивость к мнению авторитетов и т. п.
Если же мы взглянем на приведенный перечень тестов, то снова увидим те же две группы признаков, одна из которых обобщенно может быть названа «самоуверенность в отношении внешних реакций», а другая — «невнимание к внешним требованиям» (аутизм). Уровень экстра-интроверсии определяется отношением этих двух составляющих (самоуверенности и аутизма) в структуре данного фактора.
Объективные тесты свидетельствуют о том, что экстраверты (высокие оценки по фактору) отличаются общительностью, любят развлечения и коллективные мероприятия, имеют большой круг друзей, ощущают потребность в общении с людьми, с которыми можно поговорить и приятно провести время, стремятся к праздности и развлечениям, не любят себя утруждать, тяготеют к острым, возбуждающим впечатлениям, часто рискуют, действуют импульсивно, необдуманно, по первому побуждению. Контроль над чувтвами и поступками ослаблен, склонны к агрессивнос- L ц вспыльчивости.
На противоположном полюсе (интроверсия) основными особенностями являются отсутствие уверенности в отношении правильности своего поведения и невнимание к происходящим вокруг событиям; большая опора на собственные взгляды и желания, чем на взгляды Других людей. Интроверты обладают ровным, несколько сниженным фоном настроения, озабочены личными проблемами, сдержанны, замкнуты, избегают рассказывать о себе и своих переживаниях, а переживаниями окружающих не интересуются, книги предпо читают людям. Любят строить планы на будущее, тщательно обдумывают свои поступки, не доверяют побуждениям и увлечениям, строго контролируют свои чувства, редко бывают несдержанны и возбуждены.
18. Фактор У.И.(Т)33: пессимизм — оптимизм. Содержание фактора представляет собой комбинацию сдержанности и пессимизма. Максимальные- нагрузки по фактору имеют следующие тесты: отношение поло жительных самооценок к негативным, уровень оптимистичности в оценке будущих социальных изменений, моторная ригидность, скорость выполнения простых интеллектуальных операций, уровень вербального интел лекта, уровень арифметических способностей, размер .мкокинетических движений, степень ухудшения выпол нения классификации при шоке, отношение величины реакции К.ГР на вербальные стимулы к величине реакции на физические стимулы и др.
Лица с высокими оценками по фактору считают, что большинство событий будет иметь на них неблагоприятное влияние. Они медленно осваивают новые виды Деятельности, с трудом привыкают к переменам, часто тревожатся, склонны к иррациональным страхам и навязчивостям. Однако вследствие серьезности и вдумчивости проявляют успешность в интеллектуальных видах Деятельности.
Лица с низкими оценками оптимистически оцени вают происходящие перемены, никогда не унывают, веселы, жизнерадостны, довольны жизнью, уверены в Успехе, не заботятся о будущем.
Итак, мы ознакомились с 18 основными факторами в «Г»-данных. Результаты ознакомления показывают, то эти факторы психологически осмысленны и имеют