SpyLOG

В. М. Мельников, Л.Т. Ямпольский

Москва «Просвещение» 1985


Памяти Бориса Герасимовича Ананьева посвящается

ПРЕДИСЛОВИЕ

По-видимому, не найдется человека, склонного от рицать значение исследований личности. В важности этой области знаний нас убеждает не только личный опыт, но и множество солидных психологических теорий. Однако в практической жизни эти теории не играют существенной роли.

Иначе обстоит дело с физико-химическими науками. Повсеместное использование вычислительной техники, полимеров, вакцин и т. п. служит лучшим подтвержде­нием значимости этих наук и истинности их концепций.

Почему же психологические знания не могут исполь зоваться эффективным образом? Несомненно, как пра­ вильно утверждают многие психологи [2; 11; 39; 45; 51; 75]', психика человека является необыкновенно слож­ ным объектом для изучения.

Несомненно и то, что по сравнению с физико-хими ческими науками психология личности очень молода и еще не вышла из периода детства [2; 50; 62; 72; 75; 81]. Однако, сделав все эти оговорки, следует спросить: а не присущ ли психологическим методам исследования какой-либо недостаток, который тормозит практическое развитие психологии личности? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории развития научных представ­ лений о личности.

Систематизация психологических знаний о личности может быть условно разделена на две исторические фа­ зы: клинико-психологическую и экспериментальную.

Клинико-психологическая фаза является фазой организованных наблюдений и вербальных теорий. Она возникла как стремление лечить и корригировать от клоняющиеся формы поведения. Эта фаза оставила нам в наследство много известных имен (таких, как Адлер, Бехтерев, Блейхер, Жанэ, Корсаков, Крепелин. Кречмер, Лазурский, Фрейд, Юнг и др.) и множество самоэф фектов разумнее изучить их самих. Этот принцип и по­ ложен в основу многомерных методов исследования. Многомерный эксперимент требует измерения множест­ ва сопутствующих признаков, независимость которых заранее неизвестна. Анализ связей между изучаемыми признаками позволяет выявить небольшое число скры тых структурных факторов, от которых зависят наблю­ даемые вариации измеряемых переменных. Такой под ход базируется на априорных соображениях, что исход­ ные признаки — это только поверхностные индикаторы, косвенно отражающие скрытые от прямого наблюдения черты личности, знание которых позволит просто и понятно описать индивидуальное поведение. Поскольку скрытых черт значительно меньше, чем поверхностных, то даже полное описание личности остается экономным и удобным для практического использования.

Таким образом, многомерный подход к исследова нию личности может рассматриваться как синтез двух фаз развития личностных исследований. Он позволяет объединить достоинства целостного подхода, свойствен­ ного клиническому методу с достоинствами метрического подхода, присущего двумерному эксперименту. В си­ лу этих особенностей многомерный подход успешно применяется в тех областях, где человеческое поведение рассматривается в естественных условиях. Того, чего невозможно достичь прямой манипуляцией зависимых и независимых переменных, можно добиться с помощью более сложного статистического анализа всего множест­ ва существенных переменных. Главным достоинством многомерного подхода является его эффективность в ис следовании реальных ситуаций без риска их искажений или загрязнения побочными влияниями, возникающи­ ми при создании искусственных экспериментальных условий.

К сожалению, несмотря на очевидные преимущества многомерного эксперимента, психологи еще недостаточ­ но осознают его потенциальные возможности. Это про исходит по двум причинам: во-первых, из-за неспособ­ ности вырваться из привычных стереотипов о правилах проведения исследований, во-вторых, из-за отсутствия серьезных публикаций по теории многомерных исследо ваний. Настоящая работа является первым в отечест венной психологии учебным пособием по многомерной психологии личности. В основу его положен спецкурс битных теорий. Будучи научными по своим целям, эти теории достигли популярности, не имея обоснованности. В них отсутствует экспериментальная основа, имеющая­ ся в других науках. Эксперимент используется в клини ко-психологической фазе исследования лишь имплицит но. Измерение здесь заменено наблюдением, сбор дан ных — отбором показательных случаев, статистическая обработка — содержательной интерпретацией.

Однако такая бедность экспериментальной процеду ры позволяет манипулировать большим числом объяс­ няющих переменных. Важно, что сторонники клиниче ского метода стараются свести в единую систему все переменные, необходимые для формирования понятий о личности, без которых невозможно прийти к установлению реальных закономерностей.

Экспериментальная фаза возникла как реакция на вербальный характер клинико-психологического метода исследования. Эта фаза количественного и эксперимен тального исследования личности с самого начала четко разделилась на два течения: двумерное и многомерное. Оба подхода позволяют изучать взаимосвязи между пе­ ременными, но разными способами.

Двумерный эксперимент является по существу сле пым перенесением в психологию метода исследования, принятого в физических науках. Он предполагает вы деление зависимой и независимой переменных с по­ мощью экспериментального контроля либо с помощью рандомизирующих процедур.

В многомерном же эксперименте одновременно ста тистически учитываются все измеряемые факторы, взятые во всей их жизненной полноте.

Сторонники двумерного экспериментального метода считают, что выделение двух переменных необходимо для изучения психического феномена в чистом виде. По их мнению, при таком подходе устраняются контамини рующие влияния одновременно происходящих процес­ сов, однако упускается из виду тот факт, что изучаемый психический процесс никогда не протекает изолирован­ но. Поведение сложно и определяется множеством внут­ ренних и внешних факторов. По этой причине пытаться сформировать две группы лиц, идентичных во всех отношениях, кроме одного, и поставить их в одинаковые условия невозможно даже в лабораторном эксперименте. Поэтому вместо устранения контаминирующих эф по экспериментальной психологии личности, подготовленный для студентов ГЦОЛИФК. Содержание курса составляют результаты исследований как авторов, так и других психологов.

<...>

Вперед