В. М. Мельников, Л.Т. Ямпольский
Москва «Просвещение» 1985
Памяти Бориса Герасимовича Ананьева посвящается
По-видимому, не найдется человека, склонного от рицать значение исследований личности. В важности этой области знаний нас убеждает не только личный опыт, но и множество солидных психологических теорий. Однако в практической жизни эти теории не играют существенной роли.
Иначе обстоит дело с физико-химическими науками. Повсеместное использование вычислительной техники, полимеров, вакцин и т. п. служит лучшим подтверждением значимости этих наук и истинности их концепций.
Почему же психологические знания не могут исполь зоваться эффективным образом? Несомненно, как пра вильно утверждают многие психологи [2; 11; 39; 45; 51; 75]', психика человека является необыкновенно слож ным объектом для изучения.
Несомненно и то, что по сравнению с физико-хими ческими науками психология личности очень молода и еще не вышла из периода детства [2; 50; 62; 72; 75; 81]. Однако, сделав все эти оговорки, следует спросить: а не присущ ли психологическим методам исследования какой-либо недостаток, который тормозит практическое развитие психологии личности? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории развития научных представ лений о личности.
Систематизация психологических знаний о личности может быть условно разделена на две исторические фа зы: клинико-психологическую и экспериментальную.
Клинико-психологическая фаза является фазой организованных наблюдений и вербальных теорий. Она возникла как стремление лечить и корригировать от клоняющиеся формы поведения. Эта фаза оставила нам в наследство много известных имен (таких, как Адлер, Бехтерев, Блейхер, Жанэ, Корсаков, Крепелин. Кречмер, Лазурский, Фрейд, Юнг и др.) и множество самоэф фектов разумнее изучить их самих. Этот принцип и по ложен в основу многомерных методов исследования. Многомерный эксперимент требует измерения множест ва сопутствующих признаков, независимость которых заранее неизвестна. Анализ связей между изучаемыми признаками позволяет выявить небольшое число скры тых структурных факторов, от которых зависят наблю даемые вариации измеряемых переменных. Такой под ход базируется на априорных соображениях, что исход ные признаки — это только поверхностные индикаторы, косвенно отражающие скрытые от прямого наблюдения черты личности, знание которых позволит просто и понятно описать индивидуальное поведение. Поскольку скрытых черт значительно меньше, чем поверхностных, то даже полное описание личности остается экономным и удобным для практического использования.
Таким образом, многомерный подход к исследова нию личности может рассматриваться как синтез двух фаз развития личностных исследований. Он позволяет объединить достоинства целостного подхода, свойствен ного клиническому методу с достоинствами метрического подхода, присущего двумерному эксперименту. В си лу этих особенностей многомерный подход успешно применяется в тех областях, где человеческое поведение рассматривается в естественных условиях. Того, чего невозможно достичь прямой манипуляцией зависимых и независимых переменных, можно добиться с помощью более сложного статистического анализа всего множест ва существенных переменных. Главным достоинством многомерного подхода является его эффективность в ис следовании реальных ситуаций без риска их искажений или загрязнения побочными влияниями, возникающи ми при создании искусственных экспериментальных условий.
К сожалению, несмотря на очевидные преимущества многомерного эксперимента, психологи еще недостаточ но осознают его потенциальные возможности. Это про исходит по двум причинам: во-первых, из-за неспособ ности вырваться из привычных стереотипов о правилах проведения исследований, во-вторых, из-за отсутствия серьезных публикаций по теории многомерных исследо ваний. Настоящая работа является первым в отечест венной психологии учебным пособием по многомерной психологии личности. В основу его положен спецкурс битных теорий. Будучи научными по своим целям, эти теории достигли популярности, не имея обоснованности. В них отсутствует экспериментальная основа, имеющая ся в других науках. Эксперимент используется в клини ко-психологической фазе исследования лишь имплицит но. Измерение здесь заменено наблюдением, сбор дан ных — отбором показательных случаев, статистическая обработка — содержательной интерпретацией.
Однако такая бедность экспериментальной процеду ры позволяет манипулировать большим числом объяс няющих переменных. Важно, что сторонники клиниче ского метода стараются свести в единую систему все переменные, необходимые для формирования понятий о личности, без которых невозможно прийти к установлению реальных закономерностей.
Экспериментальная фаза возникла как реакция на вербальный характер клинико-психологического метода исследования. Эта фаза количественного и эксперимен тального исследования личности с самого начала четко разделилась на два течения: двумерное и многомерное. Оба подхода позволяют изучать взаимосвязи между пе ременными, но разными способами.
Двумерный эксперимент является по существу сле пым перенесением в психологию метода исследования, принятого в физических науках. Он предполагает вы деление зависимой и независимой переменных с по мощью экспериментального контроля либо с помощью рандомизирующих процедур.
В многомерном же эксперименте одновременно ста тистически учитываются все измеряемые факторы, взятые во всей их жизненной полноте.
Сторонники двумерного экспериментального метода считают, что выделение двух переменных необходимо для изучения психического феномена в чистом виде. По их мнению, при таком подходе устраняются контамини рующие влияния одновременно происходящих процес сов, однако упускается из виду тот факт, что изучаемый психический процесс никогда не протекает изолирован но. Поведение сложно и определяется множеством внут ренних и внешних факторов. По этой причине пытаться сформировать две группы лиц, идентичных во всех отношениях, кроме одного, и поставить их в одинаковые условия невозможно даже в лабораторном эксперименте. Поэтому вместо устранения контаминирующих эф по экспериментальной психологии личности, подготовленный для студентов ГЦОЛИФК. Содержание курса составляют результаты исследований как авторов, так и других психологов.
<...>