SpyLOG

Введение

Идея собственно личностного, или, как говорил Л.С. Выготский, “человеческое в человеке” никогда не теряла своей актуальности в истории становления психологической мысли в нашей стране. Менялись лишь место и осознаваемая злободневность это проблемы в широком контексте психологических исследований. В 70-е годы она выступила для нас в форме вопроса о существовании явлений неадаптивности в поведении человека (исследование “бескорыстного риска”, 1971; разработка метода “надситуативной активности”, 1976; развитие идеи “движения деятельности, 1977 и др.). “На старте” разработки проблемы интерес исследователя к неадаптивным проявлениям активности был обусловлен, помимо собственно научных импульсов, внутренним неприятием известных тенденций общественной жизни; заключал в себе аргумент против: "полного единомыслия" в сфере идеологии; представлений о возможности вывести подлинные цели бытия каждого отдельного человека из правильно осмысленных целей общественной жизни; декларируемой гармонии личных и общественных интересов и т.д. Этот протест заключал в себе особую эстетику отрицания: "... Созидание одно не знает границ..." (А.Н. Леонтьев); "Психика не административное учреждение" (В.П. Зинченко); жизнь человеческой культуры и человека в ней как "диалогика" (В.С. Библер); "не человек принадлежит телу, а тело человеку" (Г.С. Батищев); "индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают" (А.Г. Асмолов). Формировался особый взгляд на человека как преодолевающего барьеры своей природной или социальной ограниченности существа.

Следующий шаг в разработке проблемы личностного был обусловлен прежде всего логикой самого исследования и заключался в анализе ближайших и отделенных последствий активности человека, выходящих, возможно, за пределы изначально принятых им целей. В центре внимание, таким образом, оказывались "вклады", которые человек объективно вносит в жизнь других людей и за которые ответственен. Личностное при этом открывалось как погруженность человека в жизненные миры других людей, как формы идеальной представленности человека в человеке (идея "личностности" как инобытия человека в других людях, В.А. Петровский, 1981; гипотеза о существовании способности и потребности "быть личностью", А.В. Петровский, В.А. Петровский, 1982; метод отраженной субъектности в психологически анализе личности, В.А. Петровский, 1985 и др.).

Идеи неадаптивной активности и отраженной субъектности давали возможность существенно переосмыслить феномен развития личности, выразить его в терминах самодвижения, что отличает развитие от процессов эволюции, роста и т.п. Личность человека предстает в качестве саморазвивающейся системы, включающей в орбиту своего движения других людей как носителей его идеальной представленности и продолженности (разработка модели перехода от детства к взрослости, В.А. Петровский и др., 1984; разработка личностно-ориентированной концепции воспитания в дошкольном детстве, В.А. Петровский и др., 1988; создание методических основ оценивания и порождения самоценных форм активности детей-школьников, В.А. Петровский, 1991).

Если первоначально, в 70-е годы в личностном была зашифрована для нас идея свободы, то теперь. в 90-е оно все теснее ассоциируется с идеей ответственности человека а реальные, а не только желаемые последствия его действий, за эффекты его собственного развития и развития других людей.

Новизна исследования. Впервые выделена в ее обобщенной форме господствующая в психологии теологическая схема интерпретации поведения и сознания человека: взгляд на него как на адаптивное существо, наделенное целью и сообразующее с ней свою активность. Рассматривается альтернатива постулату сообразности взгляд на человека как неадаптивное существо, выходящее за границы заданного. Показана универсальность неадаптивных проявлений активности человека в его деятельности, общении, самосознании. Выявлена самопротиворечивость постулата сообразности в его исторически сложившихся формах (гомеостатической, гедонистической, прагматической).

На основе сопоставления адаптивной и неадаптивной трактовок активности поставлен ранее не поднимавшийся вопрос о самой правомерности понимания человеческого индивида как субъекта возможности интерпретации его как causa sui ("причины себя"). Выдвинуто предположение о существовании активно-неадаптивных действий, в которых человек свободно и вместе с тем ответственно выходит за границы предустановленного. Разработан метод анализа активной неадаптивности человека метод "виртуальной субъектности", реализованный в оригинальных методиках. На основе данного метода очерчен круг явлений активной неадаптивности: "бескорыстный риск", "презумпция существования решения", "выход за границы прогнозируемого" и др., в которых человек объективно полагает себя как субъект.

Поставлен вопрос о возможностях и формах существования человека как субъекта активности за пределами его собственной жизнедеятельности. Разработан метод исследования эффектов идеальной представленности человека в других людях метод "отраженной субъектности". С опорой на этот метод установлен класс ранее неизвестных феноменов: возрастание оригинальности мышления в присутствии творческой личности; изменение уровня бескорыстного риска при актуализации образа рискующего человека; возрастание флексибильности учащихся в присутствии "гибких" учителей. Феномены отраженной субъектности не исчерпываются эффектами репродукции. Охарактеризованы парадоксальные формы идеального участия одного человека в жизни другого: изменение порога возникновения зрительных иллюзий в присутствии "значимого другого"; стимуляция слабыми учениками сильных в решении задач на сообразительность; изменение типа и направленности фрустрационного реагирования при актуализации образа другого. Установлены факты несовпадения личностных влияний в общении с ролевыми и, в частности, эфект обезличенного влияния роли ("эффект нейтрино").

Предложена концептуальная модель становления субъектности человека, объединяющая в себе моменты его активно неадаптивности и отраженности в людях.

Практическое значение исследования. На основе метода виртуальной субъектности разработаны методики диагностики склонности к риску у представителей опасных процессий (монтажники высоковольтных сетей, пожарники, летчики), имеется авторское свидетельство на разработку прибора, измеряющего уровень склонности к риску рискометра. На основе метода отраженной субъектности ведется диагностика эффективности педагогического общения в системе воспитывающий взрослый ребенок, решающая задачу психологической аттестации воспитателей и учителей. Теоретические положения работы фундамент "Концепции дошкольного воспитания", подготовленной под руководством автора диссертации (утверждена Коллегией Госкомитета по народному образованию СССР, июль 1989 г.). Разработки диссертанта используются в педагогическом процессе при подготовке студентов-психологов МГУ и учащихся педагогических вузов.

Объект исследования: личность человек как субъект активности.

Предмет исследования: область проявлений субъектности человека, бытия его как личности.

Гипотеза исследования: существуют такие формы проявления активности человека, в которых его субъектность выступает непосредственно (явным образом), обнаруживаясь в качестве самодействующей причины его бытия в мире.

Задачи исследования: очертить область психологических разработок, имеющих единый объект личность человека как особое качество его бытия в мире; соотнести существующие в современной культуре представления о личности как активном существе ("субъект") и имеющиеся в эмпирической психологии представления о детерминации поведения человеческого индивида; разработать методы исследования, позволяющие установить собственно субъектные проявления бытия человека как личности и наметить пути интерпретации соответствующего круга психологических феноменов.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1.Господствующий в психологии, но в должной мере не оснащенный исследователями, взгляд на человека как существо, в конечном счете, адаптивное, наделенное целью и устремленное к ней, существенно ограничивает возможность понимая человека как субъекта активности.

2.В результате анализа многообразных проявлений активности человека удается выявить класс явлений неадаптивности: несовпадения, вплоть до противоположности, целей человека и достигаемых результатов; неадаптивность пронизывает всю сферу бытия человека, обнаруживая себя в его витальных отношениях с миром, предметной деятельности, общении, самосознании.

3.Альтернативу адаптивной и неадаптивной моделям понимания человека образует взгляд на него как на "активно-неадаптивное" существо, свободно и вместе с тем ответственно выходящее за границы предустановленного, когда побудительна сама неадаптивность возможных последствий собственных действий.

4.Возможность исследования активной неадаптивности дает предлагаемый в работе методы виртуальной субъектности, позволивший выявить ряд ранее неисследованных феноменов выхода человека за границы предустановленного, таких как неадаптивных риск, презумпция существования решения, опровержение прогнозов и др.

5.Полагая себя как субъект, человек отражается в других людях, обретая в них свою идеальную представленность и продолженность.

6.Возможность исследования эффектов идеальной представленности и продолженности в людях открывает предложенный в работе метод отраженной субъектности, позволивший установить класс феноменов "трансляции" человеком своих субъектных черт другим людям.

7.Порождение и воспроизводство человеком себя как субъекта образует единый цикл самоценной активности; в переходах виртуальной, отраженной и возвращенной субъектности человек выступает как личность свободная, целостная, развивающаяся.

АПРОБАЦИЯ. Материалы исследования отражены в работе Международного конгресса психологов (Париж, 1976), III, IV, V, VI, VII Всесоюзных съездов Общества психологов СССР, многочисленных конференций и симпозиумов; диссертационные материалы обсуждались также в лаборатории нравственного воспитания личности НИИ дошкольного воспитания, лаборатории саморегуляции личности НИИ общей и педагогической психологии.

Под руководством автора был выполнен целый ряд дипломных и диссертационных работ.

Содержание | Вперед