SpyLOG

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества требует решения насущных проблем, вызванных необходимостью реальных перемен в образовательной сфере. Состояние отечественной системы образования явилось предметом пристального рассмотрения в работах ряда отечественных ученых (Ляудис В.Я., 1992, 1994; Петровская Л.А., 1994; Магомедов Н.М., 1992; Бермус А.Г., 1998; Шибаева Л.В., 1994; Валицкая А.П., 1997; Семенов А.Н., 2000; Розин В.М., 1997; Галаган А.И., 1999; Давыдов В.В., 1996; Денисова Т.Н., 1999; Сергейчик С.И., 1999; Шадриков В.Д., 1993). До настоящего времени не разработана психолого-педагогическая модель, которая могла бы служить заменой той системе принципов обучения и воспитания, что имела доминирующую роль в теории и практике образования традиционного типа. Психолого-педагогические подходы, являющиеся результатом осмысления профессиональной деятельности учителей, увеличиваются с каждым годом.

Авторы инновационных технологий предлагают свои педагогические парадигмы, иное содержание обучения, иной образец профессионального мышления педагога, зачастую кардинально изменяя характер традиционного построения учебно-воспитательного процесса. Однако, до сих пор не определены критерии оценивания работы многочисленных альтернативных школ и инновационных технологий. Вместе с тем, в отечественной психологии показано, что по уровню знаний, умений и навыков как единственному критерию оценивания нельзя судить о качестве работы школы. Поскольку школа производит личность, а не совокупность тех или иных знаний и умений, пусть даже хорошо освоенных, следует ставить вопрос о личности как продукте образовательной системы (Асмолов А.Г.). Какие же личностные показатели следует считать значимыми параметрами для оценки? Так как продуктивность познавательной и социальной активности, во многом, определяется тем, как субъект представляет и оценивает себя, следовательно, Я-концепция может выступать таким релевантным параметром качественной оценки.

Актуальность исследования, так же, обусловлена:

  1. несоответствием существующих образовательных технологий современным общественным требованиям и внутренней логике развития самой системы образования;
  2. незначительным опытом осмысления результатов внедрения инновационных педагогических систем в школьную практику, в частности реализации антропософских идей Р. Штейнера в образовательном процессе;
  3. важностью формирования Я-концепции для регуляции всех форм активности, организации поведения, коммуникации, деятельности, включая познавательную деятельность;
  4. проблемой зависимости содержания Я-концепции учащихся подросткового периода взросления от принципов построения школьного обучения и воспитания;
  5. отсутствием экспериментальных исследований, направленных на выявление характера связи между различными образами Я в единой структуре Я-концепции.

В качестве основания оценивания работы образовательной системы нами было выбрано соответствие Я-концепции учащихся подросткового этапа взросления психологическим особенностям их возраста, если под психологическими особенностями возраста понимать те новообразования, которые специфицируют тот или иной период развития.

Цель исследования: качественная оценка работы образовательных систем с позиции соответствия Я-концепции психологическим особенностям возраста учащихся.

Задачи исследования:

  1. Произвести психолого-педагогический анализ современного состояния системы образования в России и теоретических позиций идеологов инновационных направлений в педагогике.
  2. Обосновать и описать структуру Я-концепции с позиции системного подхода. Произвести анализ современных методов исследования Я-концепции.
  3. Произвести психолого-педагогический анализ значимых отношений подростка и психологической специфики возраста.
  4. Разработать и использовать методику исследования Я-концепции у учащихся подросткового возраста.
  5. Произвести сравнительный анализ Я-концепции учащихся средних классов общеобразовательной и вальдорфской школ.

Объект исследования: учащиеся подросткового возраста общеобразовательной и вальдорфской школ.

Предмет исследования: формирование Я-концепции учащихся средних классов общеобразовательной и вальдорфской школ.

Теоретическая гипотеза: характер школьного обучения и воспитания имеет решающее значение для формирования Я-концепции учащихся.

Эмпирическая гипотеза: учащиеся школы вальдорфской ориентации обнаруживают отличие в структурно - содержательных компонентах Я-концепции по сравнению с учащимися общеобразовательной школы. Это отличие выражается в осознании себя более зависимыми от отношения со стороны учителей и родителей, что отражает несоответствие Я-концепции учащихся средних классов школы вальдорфской ориентации психологическим особенностям подросткового возраста.

Теоретическую и методологическую основу данного исследования составляют положения философии, психологии и педагогики о человеке как безусловной ценности и приоритете общественного развития; личностно - деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина; концепция соотношения когнитивных и регулятивных механизмов в подготовке и осуществлении деятельности Р.В. Габдреева; теория отношений В.Н. Мясищева; концепция системного описания психических явлений В.А. Ганзена.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы и методики исследования:

  1. теоретический анализ философской, методологической, психологической и педагогической научной литературы по анализируемой проблеме;
  2. наблюдение за взаимоотношениями учащихся средних классов и учителей в ходе учебно - воспитательного процесса в общеобразовательной и вальдорфской школах;
  3. беседа, ориентированная на выявление отношения к себе у подростков общеобразовательной и вальдорфской школ;
  4. метод ранжирования личностных качеств и характеристик;
  5. методика "Лесенка" для исследования самооценки у детей 6 - 8 лет;
  6. авторская методика исследования Я-концепции подростков (модификация оценочной репертуарной решетки);
  7. методы статистической обработки данных;
Научная новизна исследования заключается в следующем:
  1. впервые теоретически обоснована и разработана модель описания Я-концепции с позиции системного подхода;
  2. разработана и применена релевантная задачам исследования методика изучения Я-концепции, позволяющая показать внутреннюю связь отдельных образов Я в интегральной структуре Я-концепции;
  3. впервые была экспериментально изучена Я-концепция у подростков, обучающихся в школе вальдорфской ориентации;
  4. обоснована и экспериментально подтверждена возможность использования Я-концепции учащихся как инструмента качественной оценки работы различных образовательных систем.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты углубляют понимание современных тенденций развития системы образования в России; позволяют сформулировать методологически обоснованные положения о строении интегральной структуры Я-концепции; расширяют опыт осмысления теории и практики инновационных типов образования.

Практическая значимость определяется возможностью использования полученных в результате проведенного экспериментального исследования данных для качественной оценки любого типа систем школьного обучения и воспитания. Вследствие этого становится возможным минимизировать вероятность ошибочного выбора родителями школы для своих детей, что защищает последних от негативных эмоциональных переживаний при вынужденной смене школы в случае низкой эффективности ее работы.
Результаты исследования могут быть включены в курсы лекций по возрастной и педагогической психологии.

Достоверность научных результатов исследования определяется теоретической обоснованностью исходных позиций, многоаспектным рассмотрением проблемы, использованием технологии системного описания изучаемого явления, применением комплекса методов теоретического и методик эмпирического исследования, адекватных его целям, задачам и внутренней логике; экспериментальным доказательством выдвинутых предположений, применением аппарата математической статистики для количественного анализа полученных результатов.

Апробация полученных результатов. Основные положения и результаты диссертационного исследования неоднократно обсуждались на методологических семинарах, научно - практических конференциях, на заседаниях кафедр психологии различных ВУЗов. Некоторые положения работы представлены в качестве выступлений на международной научно - практической конференции "Проблемы интеграции академической и практической психологии" (Самара, 1998 г.) и научно - практической конференции "Гуманитарные горизонты свободного воспитания" (Самара, 2000 г.).

По отдельным положениям исследования опубликованы две работы (из них одна в центральной печати). В настоящее время в стадии публикации находится одна работа.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Форма, содержание, образовательные технологии и организация учебно - воспитательного процесса, также как и традиционный запас ЗУН не могут выступать в качестве адекватного основания для оценки работы образовательной системы.
  2. Одним из эффективных критериев качественной оценки работы образовательной системы (в том числе инновационной) является соответствие Я-концепции учащихся психологическим особенностям их возраста (специфике возрастных новообразований).
  3. Анализ структуры Я-концепции учащихся подросткового возраста позволяет выявить зависимость самоотношения от отношения со стороны значимых других.
  4. Учащиеся средних классов школы вальдорфской ориентации обнаруживают большую степень зависимости самоотношения от оценок со стороны учителей и родителей по сравнению со сверстниками, обучающимися в школе общеобразовательного профиля.

Структура диссертации. Основными структурными элементами диссертационной работы являются:

Содержание | Вперед