Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества требует решения насущных проблем, вызванных необходимостью реальных перемен в образовательной сфере. Состояние отечественной системы образования явилось предметом пристального рассмотрения в работах ряда отечественных ученых (Ляудис В.Я., 1992, 1994; Петровская Л.А., 1994; Магомедов Н.М., 1992; Бермус А.Г., 1998; Шибаева Л.В., 1994; Валицкая А.П., 1997; Семенов А.Н., 2000; Розин В.М., 1997; Галаган А.И., 1999; Давыдов В.В., 1996; Денисова Т.Н., 1999; Сергейчик С.И., 1999; Шадриков В.Д., 1993). До настоящего времени не разработана психолого-педагогическая модель, которая могла бы служить заменой той системе принципов обучения и воспитания, что имела доминирующую роль в теории и практике образования традиционного типа. Психолого-педагогические подходы, являющиеся результатом осмысления профессиональной деятельности учителей, увеличиваются с каждым годом.
Авторы инновационных технологий предлагают свои педагогические парадигмы, иное содержание обучения, иной образец профессионального мышления педагога, зачастую кардинально изменяя характер традиционного построения учебно-воспитательного процесса. Однако, до сих пор не определены критерии оценивания работы многочисленных альтернативных школ и инновационных технологий. Вместе с тем, в отечественной психологии показано, что по уровню знаний, умений и навыков как единственному критерию оценивания нельзя судить о качестве работы школы. Поскольку школа производит личность, а не совокупность тех или иных знаний и умений, пусть даже хорошо освоенных, следует ставить вопрос о личности как продукте образовательной системы (Асмолов А.Г.). Какие же личностные показатели следует считать значимыми параметрами для оценки? Так как продуктивность познавательной и социальной активности, во многом, определяется тем, как субъект представляет и оценивает себя, следовательно, Я-концепция может выступать таким релевантным параметром качественной оценки.
Актуальность исследования, так же, обусловлена:
В качестве основания оценивания работы образовательной системы нами было выбрано соответствие Я-концепции учащихся подросткового этапа взросления психологическим особенностям их возраста, если под психологическими особенностями возраста понимать те новообразования, которые специфицируют тот или иной период развития.
Цель исследования: качественная оценка работы образовательных систем с позиции соответствия Я-концепции психологическим особенностям возраста учащихся.
Задачи исследования:
Объект исследования: учащиеся подросткового возраста общеобразовательной и вальдорфской школ.
Предмет исследования: формирование Я-концепции учащихся средних классов общеобразовательной и вальдорфской школ.
Теоретическая гипотеза: характер школьного обучения и воспитания имеет решающее значение для формирования Я-концепции учащихся.
Эмпирическая гипотеза: учащиеся школы вальдорфской ориентации обнаруживают отличие в структурно - содержательных компонентах Я-концепции по сравнению с учащимися общеобразовательной школы. Это отличие выражается в осознании себя более зависимыми от отношения со стороны учителей и родителей, что отражает несоответствие Я-концепции учащихся средних классов школы вальдорфской ориентации психологическим особенностям подросткового возраста.
Теоретическую и методологическую основу данного исследования составляют положения философии, психологии и педагогики о человеке как безусловной ценности и приоритете общественного развития; личностно - деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина; концепция соотношения когнитивных и регулятивных механизмов в подготовке и осуществлении деятельности Р.В. Габдреева; теория отношений В.Н. Мясищева; концепция системного описания психических явлений В.А. Ганзена.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы и методики исследования:
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты углубляют понимание современных тенденций развития системы образования в России; позволяют сформулировать методологически обоснованные положения о строении интегральной структуры Я-концепции; расширяют опыт осмысления теории и практики инновационных типов образования.
Практическая значимость определяется возможностью использования
полученных в результате проведенного экспериментального исследования данных
для качественной оценки любого типа систем школьного обучения и воспитания.
Вследствие этого становится возможным минимизировать вероятность ошибочного
выбора родителями школы для своих детей, что защищает последних от негативных
эмоциональных переживаний при вынужденной смене школы в случае низкой
эффективности ее работы.
Результаты исследования могут быть включены в курсы лекций по возрастной
и педагогической психологии.
Достоверность научных результатов исследования определяется теоретической обоснованностью исходных позиций, многоаспектным рассмотрением проблемы, использованием технологии системного описания изучаемого явления, применением комплекса методов теоретического и методик эмпирического исследования, адекватных его целям, задачам и внутренней логике; экспериментальным доказательством выдвинутых предположений, применением аппарата математической статистики для количественного анализа полученных результатов.
Апробация полученных результатов. Основные положения и результаты диссертационного исследования неоднократно обсуждались на методологических семинарах, научно - практических конференциях, на заседаниях кафедр психологии различных ВУЗов. Некоторые положения работы представлены в качестве выступлений на международной научно - практической конференции "Проблемы интеграции академической и практической психологии" (Самара, 1998 г.) и научно - практической конференции "Гуманитарные горизонты свободного воспитания" (Самара, 2000 г.).
По отдельным положениям исследования опубликованы две работы (из них одна в центральной печати). В настоящее время в стадии публикации находится одна работа.
На защиту выносятся следующие положения:
Структура диссертации. Основными структурными элементами диссертационной работы являются: