Общие выводы по результатам исследования
Становление личности представляет собой сложно детерминированный процесс,
который включает в себя различные этапы, где происходят наиболее значительные
по глубине изменения. Следствием этих изменений являются психологические
новообразования, которые типичны для каждого этапа развития личности.
Личность школьника на подростковом этапе взросления в этой связи является
предметом изучения разных научных дисциплин, в том числе и педагогической
психологии. В настоящей диссертационной работе исследовался лишь один
аспект этого сложного явления, а именно: Я-концепция, понимаемая как теория
себя и, вместе с тем, мощнейший регулятор внешней активности. При этом
сама Я-концепция рассматривалась в качестве релевантного средства качественной
оценки работы образовательной системы. Предложен методологически обоснованный
способ оценивания работы образовательных систем, включая инновационные
системы, который заключается в установлении соответствия Я-концепции учащихся
средних классов специфике их возраста, или, иначе, характеру тех психологических
новообразований, которые показательны для психосоциального развития в
период отрочества. В результате проведенного исследования удалось не просто
формализировать представление о Я-концепции как синтезе различных образов
Я, но и разработать методический инструмент для выявления особенностей
Я-концепции учащихся средних классов, обучающихся в общеобразовательных
и инновационной (вальдорфской) школах.
Теоретический анализ позволил описать специфику Я-концепции в подростковом
возрасте и определить те существенные для формирования самосознания подростка
отношения, через призму которых он воспринимает собственное Я. Это: отношения
с родителями, со сверстниками, с учителями в ходе учебной деятельности.
Экспериментальное исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста
явилось продолжением теоретического осмысления проблематики "Я",
в поле которой включается проблема определения и описания Я-концепции.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование позволяет сделать
следующие выводы:
- Состояние отечественной системы образования в России характеризуется
наличием двух главных тенденций, которые выражаются в процессах сохранения
сложившейся в течение десятилетий в России системы образования и обновления
содержания, форм, методов и целей общего образования. В связи с этим
возникновение многочисленных инновационных школ делает необходимой оценку
эффективности их работы. Собственно педагогический критерий такой оценки
не может быть использован, так как он "работает" только в
границах определенной образовательной системы. В ходе исследования доказана
возможность использования в качестве значимого параметра оценивания
работы образовательной системы соответствие Я-концепции учащихся подросткового
периода развития особенностям психологических новообразований их возраста.
Такой критерий оценивания является инвариантным для образовательных
систем любого типа, так как он не зависит от специфики конкретной педсистемы.
- Структурная модель Я-концепции включает в себя: "образ телесного
Я", "образ когнитивного Я", "образ социального Я"
и "образ духовного Я". Данная модель Я-концепции разработана
в соответствии с принципами системного описания и удовлетворяет требованию
"необходимости и достаточности" элементов. Структурные составляющие
Я-концепции допускают более дробную классификацию.
В силу того, что самосознание человека имеет смысловую природу, наиболее
перспективной с точки зрения изучения структурно-содержательных компонентов
Я-концепции является психосемантическая экспериментальная парадигма,
которая дает возможность экспериментатору разрабатывать методические
приемы и техники под свои исследовательские задачи.
Разработанная на основе репертуарной решетки Дж. Келли, авторская методика
исследования Я-концепции учащихся подросткового возраста позволяет использовать
собственные оценочные основания подростков, не навязывая те критерии,
которые могут считаться значимыми для экспериментатора, но для испытуемого
не иметь никакой аксиологической силы.
- Учитывая традиционные положения возрастной психологии относительно
"психологических новообразований" на разных этапах онтогенеза,
в исследовании установлено, что "чувство взрослости" находит
свое отражение в Я-концепции подростка, самоотношение которого базируется
на осознании себя как независимого существа, свободного от родительской
опеки, что и придает отрочеству характер кризисного этапа развития личности.
Вместе с тем, наличие и продуктивное разрешение этого кризиса является
важным условием для обретения полноценной самостоятельности при решении
жизненных задач в будущем.
- Результаты сравнительного экспериментального исследования учащихся
подросткового возраста из общеобразовательных школ и школы вальдорфской
ориентации убедительно показали различия в Я-концепции учащихся сравниваемых
групп. Эти различия заключаются в следующем:
- В построении Я-концепции учащиеся средних классов вальдорфской
школы используют гомогенную систему самооценок, что выражается в
однородном выборе этических оснований оценивания ("справедливый",
"отзывчивый", "честный", "добрый")
в качестве приоритетных. В то время, как у подростков общеобразовательных
школ существующая система самоотношения базируется на гетерогенных
основаниях ("честный", "умный", "здоровый",
"самостоятельный"). Данный экспериментальный факт позволяет
утверждать, что Я-концепция подростков, обучающихся в общеобразовательных
школах является более устойчивой и более эффективной с точки зрения
регуляции поведения, общения и деятельности, включая учебную деятельность.
- Для учащихся средних классов общеобразовательных школ характерно
более позитивное отношение к собственному Я, по сравнению со сверстниками
из вальдорфской школы. (Данный вывод опирается на анализ результатов
оценивания следующих модусов Я: "Я в настоящем", "Я
в будущем", "Я глазами родителей", "Я глазами
друзей".)
- Учащиеся средних классов вальдорфской школы имеют большую степень
зависимости самоотношения по сравнению с подростками из общеобразовательных
школ. Эта зависимость Я-концепции подростков из вальдорфской школы,
главным образом, определяется характером отношений с родителями
и отношением со стороны учителей. Самоотношение у учащихся - подростков
общеобразовательной школы зависит от оценочных отношений со стороны
учителей и со стороны друзей, что подтверждает положение Д.Б. Эльконина
об учебной деятельности как основной и интимно - личностном общении
как деятельности ведущей на подростковом этапе развития.
- Результаты сравнительного анализа позволяют с уверенностью утверждать,
что Я-концепция учащихся подросткового возраста общеобразовательных
школ по сравнению с Я-концепцией сверстников из вальдорфской школы в
значительно большей степени соответствует психологическим особенностям
(специфике новообразований) подросткового периода взросления. "Чувство
взрослости" у учащихся вальдорфской школы в период отрочества не
является определяющим для самосознания. В силу этого, следует признать,
что качество работы традиционных общеобразовательных школ является более
высоким по сравнению с работой вальдорфской школы, хотя это, безусловно,
не отрицает необходимость реформирования школы традиционного образца.
Соответствие Я-концепции учащихся психологическим особенностям их возраста,
как показало диссертационное исследование, может выступать адекватным
и одним из надежных критериев оценки качества работы любой образовательной
системы. Данный вывод не только получил теоретическое обоснование, но
и основан на результатах экспериментальной проверки.
Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:
- Смысл как единица анализа психического. // Вестник самарского государственного
Университета. № 3 (9), Изд.: "Самарский Университет", 1998.
с.142 - 151.
- К вопросу о составе психического. // Тезисы международной конференции
"Проблемы интеграции академической и практической психологии".
Тезисы докладов. Самара. Изд.: "Самарский Университет",
1999. с. 107-111.
- Руководство к практическим занятиям по психофизиологии. Учебное
пособие. Самара. НВФ "СМС", 1999. с. 162. (В соавт. с Айдакиным
В.И., Лавровой О.В., Пашкиной Е.Н., Пятиным В.Ф.)
- Человек как смысловая модель мира.
Самара. Изд.: "Бахрах-М", 2000. с. 336.
- Человек парадоксальный: штрихи к портрету. // Вестник Университета
Российской Академии Образования. №1. Москва. Изд.: УРАО, 2000. с.
35 - 52.
- Я-концепция учащихся подросткового возраста как индикатор качества
образования (на примере инновационной школы). // Тезисы научно-практической
конференции "Гуманитарные горизонты свободного воспитания".
Самара. Изд.: "Самарский Университет", 2000. с. 8-10.
Назад | Содержание