SpyLOG

Общие выводы по результатам исследования

Становление личности представляет собой сложно детерминированный процесс, который включает в себя различные этапы, где происходят наиболее значительные по глубине изменения. Следствием этих изменений являются психологические новообразования, которые типичны для каждого этапа развития личности. Личность школьника на подростковом этапе взросления в этой связи является предметом изучения разных научных дисциплин, в том числе и педагогической психологии. В настоящей диссертационной работе исследовался лишь один аспект этого сложного явления, а именно: Я-концепция, понимаемая как теория себя и, вместе с тем, мощнейший регулятор внешней активности. При этом сама Я-концепция рассматривалась в качестве релевантного средства качественной оценки работы образовательной системы. Предложен методологически обоснованный способ оценивания работы образовательных систем, включая инновационные системы, который заключается в установлении соответствия Я-концепции учащихся средних классов специфике их возраста, или, иначе, характеру тех психологических новообразований, которые показательны для психосоциального развития в период отрочества. В результате проведенного исследования удалось не просто формализировать представление о Я-концепции как синтезе различных образов Я, но и разработать методический инструмент для выявления особенностей Я-концепции учащихся средних классов, обучающихся в общеобразовательных и инновационной (вальдорфской) школах.

Теоретический анализ позволил описать специфику Я-концепции в подростковом возрасте и определить те существенные для формирования самосознания подростка отношения, через призму которых он воспринимает собственное Я. Это: отношения с родителями, со сверстниками, с учителями в ходе учебной деятельности. Экспериментальное исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста явилось продолжением теоретического осмысления проблематики "Я", в поле которой включается проблема определения и описания Я-концепции.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Состояние отечественной системы образования в России характеризуется наличием двух главных тенденций, которые выражаются в процессах сохранения сложившейся в течение десятилетий в России системы образования и обновления содержания, форм, методов и целей общего образования. В связи с этим возникновение многочисленных инновационных школ делает необходимой оценку эффективности их работы. Собственно педагогический критерий такой оценки не может быть использован, так как он "работает" только в границах определенной образовательной системы. В ходе исследования доказана возможность использования в качестве значимого параметра оценивания работы образовательной системы соответствие Я-концепции учащихся подросткового периода развития особенностям психологических новообразований их возраста. Такой критерий оценивания является инвариантным для образовательных систем любого типа, так как он не зависит от специфики конкретной педсистемы.
  2. Структурная модель Я-концепции включает в себя: "образ телесного Я", "образ когнитивного Я", "образ социального Я" и "образ духовного Я". Данная модель Я-концепции разработана в соответствии с принципами системного описания и удовлетворяет требованию "необходимости и достаточности" элементов. Структурные составляющие Я-концепции допускают более дробную классификацию.
    В силу того, что самосознание человека имеет смысловую природу, наиболее перспективной с точки зрения изучения структурно-содержательных компонентов Я-концепции является психосемантическая экспериментальная парадигма, которая дает возможность экспериментатору разрабатывать методические приемы и техники под свои исследовательские задачи.
    Разработанная на основе репертуарной решетки Дж. Келли, авторская методика исследования Я-концепции учащихся подросткового возраста позволяет использовать собственные оценочные основания подростков, не навязывая те критерии, которые могут считаться значимыми для экспериментатора, но для испытуемого не иметь никакой аксиологической силы.
  3. Учитывая традиционные положения возрастной психологии относительно "психологических новообразований" на разных этапах онтогенеза, в исследовании установлено, что "чувство взрослости" находит свое отражение в Я-концепции подростка, самоотношение которого базируется на осознании себя как независимого существа, свободного от родительской опеки, что и придает отрочеству характер кризисного этапа развития личности. Вместе с тем, наличие и продуктивное разрешение этого кризиса является важным условием для обретения полноценной самостоятельности при решении жизненных задач в будущем.
  4. Результаты сравнительного экспериментального исследования учащихся подросткового возраста из общеобразовательных школ и школы вальдорфской ориентации убедительно показали различия в Я-концепции учащихся сравниваемых групп. Эти различия заключаются в следующем:
    • В построении Я-концепции учащиеся средних классов вальдорфской школы используют гомогенную систему самооценок, что выражается в однородном выборе этических оснований оценивания ("справедливый", "отзывчивый", "честный", "добрый") в качестве приоритетных. В то время, как у подростков общеобразовательных школ существующая система самоотношения базируется на гетерогенных основаниях ("честный", "умный", "здоровый", "самостоятельный"). Данный экспериментальный факт позволяет утверждать, что Я-концепция подростков, обучающихся в общеобразовательных школах является более устойчивой и более эффективной с точки зрения регуляции поведения, общения и деятельности, включая учебную деятельность.
    • Для учащихся средних классов общеобразовательных школ характерно более позитивное отношение к собственному Я, по сравнению со сверстниками из вальдорфской школы. (Данный вывод опирается на анализ результатов оценивания следующих модусов Я: "Я в настоящем", "Я в будущем", "Я глазами родителей", "Я глазами друзей".)
    • Учащиеся средних классов вальдорфской школы имеют большую степень зависимости самоотношения по сравнению с подростками из общеобразовательных школ. Эта зависимость Я-концепции подростков из вальдорфской школы, главным образом, определяется характером отношений с родителями и отношением со стороны учителей. Самоотношение у учащихся - подростков общеобразовательной школы зависит от оценочных отношений со стороны учителей и со стороны друзей, что подтверждает положение Д.Б. Эльконина об учебной деятельности как основной и интимно - личностном общении как деятельности ведущей на подростковом этапе развития.
  5. Результаты сравнительного анализа позволяют с уверенностью утверждать, что Я-концепция учащихся подросткового возраста общеобразовательных школ по сравнению с Я-концепцией сверстников из вальдорфской школы в значительно большей степени соответствует психологическим особенностям (специфике новообразований) подросткового периода взросления. "Чувство взрослости" у учащихся вальдорфской школы в период отрочества не является определяющим для самосознания. В силу этого, следует признать, что качество работы традиционных общеобразовательных школ является более высоким по сравнению с работой вальдорфской школы, хотя это, безусловно, не отрицает необходимость реформирования школы традиционного образца.

Соответствие Я-концепции учащихся психологическим особенностям их возраста, как показало диссертационное исследование, может выступать адекватным и одним из надежных критериев оценки качества работы любой образовательной системы. Данный вывод не только получил теоретическое обоснование, но и основан на результатах экспериментальной проверки.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:

  1. Смысл как единица анализа психического. // Вестник самарского государственного Университета. № 3 (9), Изд.: "Самарский Университет", 1998. с.142 - 151.
  2. К вопросу о составе психического. // Тезисы международной конференции "Проблемы интеграции академической и практической психологии". Тезисы докладов. Самара. Изд.: "Самарский Университет", 1999. с. 107-111.
  3. Руководство к практическим занятиям по психофизиологии. Учебное пособие. Самара. НВФ "СМС", 1999. с. 162. (В соавт. с Айдакиным В.И., Лавровой О.В., Пашкиной Е.Н., Пятиным В.Ф.)
  4. Человек как смысловая модель мира. Самара. Изд.: "Бахрах-М", 2000. с. 336.
  5. Человек парадоксальный: штрихи к портрету. // Вестник Университета Российской Академии Образования. №1. Москва. Изд.: УРАО, 2000. с. 35 - 52.
  6. Я-концепция учащихся подросткового возраста как индикатор качества образования (на примере инновационной школы). // Тезисы научно-практической конференции "Гуманитарные горизонты свободного воспитания". Самара. Изд.: "Самарский Университет", 2000. с. 8-10.

Назад | Содержание