Актуальность исследования определяется тем, что, несмотря на общепризнанный факт возникновения в семьях наркоманов особого типа внутрисемейных отношений, существенно влияющих на динамику наркомании, описываемых понятием "созависимость", до сих пор ощущается острый дефицит теоретических и практических исследований закономерностей и психологических механизмов взаимовлияния семьи и подростка, употребляющего наркотики. В отечественной и зарубежной психологической литературе представлены исследования семей алкоголиков (М. Битти, Б.С. Братусь, Б.М. Гузиков, Н.Н. Иванец, А.А. Мейроян, В.Д. Москаленко, В.Е. Рожнов, Т.Г. Рыбакова, Э. Смитт, И.Г. Ураков, Э.Г. Эйдемиллер и др. ), в то же время исследования семей наркоманов крайне редки. Существующие на сегодняшний день подходы к пониманию созависимости и ее дефиниции носят либо описательный, либо констатирующий характер. Несмотря на высокую социальную, научную, а главное, практическую значимость психологических исследований роли семьи в возникновении и динамике наркомании, до сих пор отсутствуют попытки теоретического обобщения результатов эмпирических исследований, что не позволяет создать целостную психологическую концепцию наркомании. Наметившаяся в последние годы тенденция к интеграции в системе наук, так или иначе связанных с изучением различных аспектов злоупотребления психоактивными веществами, значительно суживается недостаточностью психологических исследований, особенно в области центрального компонента наркоманического синдрома - психической зависимости и ее влияния на личность и межличностные отношения наркомана. Практически отсутствуют обобщающие исследования роли семьи в возникновении и развитии наркомании.
В связи с этим целью нашего исследования является системное изучение роли семьи в возникновении и динамике психической зависимости у наркоманов периода взросления, разработка принципов терапии созависимости, теоретическое и клиническое обоснование содержания, форм и методов работы с семьями подростков, употребляющих наркотики.
Объектом исследования является наркотическая зависимость и созависимость в семье.
Предмет исследования - психологический механизм и эффективность внутрисемейного взаимодействия, влияющие на особенности патогенеза наркомании.
Теоретическая гипотеза исследования: созависимость в семье наркомана порождает особый тип его личности - "наркотическую личность", характеризуемую деструктурированием собственной жизни на основе ненасыщаемого и иллюзорного "хочу и могу".
Эмпирическими референтами "наркотической личности" являются: противоречивость и конфликтность потребностей, мотивов и целей наркомана, обнаруживаемые с помощью проективных методик (ТАТ, метод портретных выборов Сонди, авторская методика "Рисунок на заданную тему"); манипулятивность в общении и избегание близости посредством игр (качественный анализ процесса взаимодействия наркомана с членами семьи во время семейных сессий); ригидные образы наркомана, запечатленные в сознании его семьи, обнаруживаемые с помощью метода отраженной субъектности (В.А. Петровского).
Эмпирическими референтами "созависимости в семье наркомана" является совокупность фиксируемых в рамках трансактного подхода индексов "симбиоза", а именно существования устойчивых связей в системе Дитя - Родитель и Дитя - Дитя во взаимоотношениях наркомана и его родителей (при исключенном Взрослом). Это: ригидное поведение родителей во взаимоотношениях с наркоманом, когда на социальном уровне у них проявляются гиперконтроль, гиперопека, стремление к навязыванию своих оценок и позиций, сопротивляемость к изменениям (метод клинического наблюдения, клинической беседы, опросник Э. Эйдемиллера). В тоже время на психологическом уровне взаимодействия родителей и наркомана активным является Адаптивный ребенок, что проявляется в обидчивости, ранимости, неуверенности родителей (метод эгограмм Джонгварда). Различия в проявлениях родителей на социальном и психологическом уровнях взаимодействия выявляются с помощью анализа трансакций в их общении с наркоманами (модифицированная методика Розенцвейга).
Эмпирические гипотезы исследования:
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:
Методологическую основу диссертационного исследования составили принципы системной семейной психотерапии, структурные и функциональные положения трансактного анализа, а также концепция отраженной субъектности и принцип неадаптивной активности
Основные методы и база исследования.
Основные эмпирические данные исследования получены в результате обобщения клинической практики автора. В работе использован комплекс психодиагностических и экспериментальных методов, направленных на системное изучение роли и функций семьи в генезисе наркомании у подростков: беседа, наблюдение, тесты-опросники, проективные методики (ТАТ, тест Розенцвейга в авторской модификации, анализ рисунков), генограмма, эгограмма, анализ аудио - и видеоматериалов семейных сессий, ретроспективный анализ семейных отношений, метод отраженной субъектности В.А. Петровского, методы статистической обработки полученных результатов. Исследование осуществлялось на базе реабилитационного центра для наркозависимых "БИОС" г. Самара Исследование проведено на материале опийной наркомании.
Всего было исследовано 289 семей наркозависимых подростков (общее число обследованных - 538 человек)
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что впервые показана роль семьи в патогенезе подростковой наркомании, в формировании психической зависимости от наркотика. Обосновано и введено понятие "болезнь семьи" Анализ наркомании как болезни семьи позволил выделить и дать содержательную характеристику стадиям развития семьи в условиях подростковой наркомании. В работе теоретически обоснована и эмпирически подтверждена адаптивная сущность созависимости и двойственная адаптивно - неадаптивная сущность наркомании Выделен феномен сохранения созависимости в семье после смерти наркозависимого члена семьи. В работе рассмотрены содержательные и организационные основы терапии созависимости Предложенная в работе теоретическая модель психической зависимости и созависимости дает возможность уточнить представления о механизмах развития наркомании. Введено и теоретически обосновано понятие "наркотическая личность" и указаны эмпирические характеристики наркотической личности.
Практическая значимость. Установленные в ходе исследования факты и закономерности используются в работе с семьями наркозависимых подростков. Разработанные организационные и методические приемы используются в процессе терапии созависимости и разрушения психологической зависимости в структуре наркоманического синдрома. Полученные в ходе исследования эмпирические данные позволили разработать альтернативный 12-ти шаговым программам подход к терапии созависимости. Материалы исследования используются в создании спецкурса для студентов - психологов и социальных педагогов.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечиваются содержательным анализом данных, полученных с помощью диагностических процедур и клинической практики автора, достаточностью экспериментальной выборки для получения статистически достоверных результатов, а также высокой эффективностью терапии созависимости, основанной на результатах исследования.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования внедрены в деятельность реабилитационного центра "БИОС". Материалы исследования неоднократно докладывались на заседании лаборатории социально-психологического обеспечения образовательных взаимодействий, кафедры психологии Самарского госуниверситета, областной конференции по проблемам профилактики подростковой наркомании (1998; 1999), международной конференции по проблемам молодежной наркомании: в гг. Самаре (1997) и Москве (1999).
Положения, выносимые на защиту:
1. Взаимоотношения в семье являются источником формирования и условием воспроизводства психической зависимости у наркомана периода взросления.
2. В структуре индивидуальности наркомана формируется специфическая субличность, обозначаемая нами термином "наркотическая личность", важнейшим условием развития которой является семья
3. Устранение симбиоза в родительско-детских отношениях разрушает деструктивную тенденцию "хочу и могу", которая является ядром самовоспроизводящейся активности наркомана и порождает наркотическую личность.
4 Система принципов, форм и методов психотерапии, построенная на основе синтеза концепции отраженной субъектности (В.А. Петровского) и концепции эго-состояний (Э. Берн), позволяет сопряженно решать задачи терапии созависимости в семье и психической зависимости у наркомана.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В тексте диссертации - 14 таблиц. Материалы исследования изложены на 203 страницах. Библиография включает 179 наименований, из них 31-на иностранных языках.