ВЫВОДЫ:
1. Социальная ситуация развития старшеклассника объективно требует от
него усиления роли собственного "Я" в построении взаимоотношений
с миром, что предполагает насущную необходимость 'решения двух взаимосвязанных
задач:
- ограничения роли его собственных представлений и установок, приобретенных
в детстве ("инфантильный опыт");
- ограничение роли некритически воспринятых указаний, исходящих от
его социального окружения ("заимствованный опыт").
2. Адекватный путь становления субъектной позиции в решении задачи выбора
жизненного пути - освоение старшеклассниками схем трансактного анализа.
3. Саморефлексия, рождающаяся в условиях тренинга транзактного анализа,
содействует необходимой реорганизации эго-структуры личности старшеклассников,
что проявляется в становлении таких способностей, как:
- самодетерминация (повышение уверенности в себе, расширение возможности
самоконтроля, усиление определенности суждений и внутреннего локуса
контроля);
- ориентация на актуальные обстоятельства своей жизни (действование
в соответствии с принципом "здесь и теперь" - Взрослое "исполнительное
Я")
4. Реализация процедур трансактного самоанализа повышает возможность
профессионального самоопределения старшеклассников, создавая предпочтительные,
по сравнению с традиционными для школ, условия осуществления самостоятельного
(внутренне мотивированного, продуманного), а также состоятельного (внутренне
обоснованного, подтверждаемого будущими успехами) выбора профессии.
Список публикаций по теме диссертации:
- Психолого-педагогическая практика; Методические указания, Долгополова
А.В., Пыжикова Ж.В., Шапатина О.В.; Изд. СГУ, Самара, 1999 г.; 1,4 усл.-печ.
л..
- Пыжикова Ж.В., Осоргин Е.Л., Инновационная деятельность Самарского
индустриально- педагогического колледжа в новых условиях; журнал "Наше
образование", Самара, 1999г., 1 с..
- Пыжикова Ж.В., Осоргин Е.Л.; Преобразование колледжа в центр непрерывного
образования; Сборник "Новые тенденции развития профессионального
и дополнительного образования"" Министерство общего и профессионального
образования РФ, Тольятти, 1998г. 2с.
- Организация воспитательной работы на педагогической практике; Методические
указания для студентов; Хисматуллина Л.Я., Пыжикова Ж.В., Куриленко
Л.В., Изд. СГУ, 1996г., 2,75 уч.-изд.л..
- Пыжикова Ж.В. Психологические аспекты жестокого обращения с детьми;
сб. "Проблемы жестокого обращения с детьми" по материалам
городской конференции; Самара, 1996г., 11с.
Назад | Содержание