SpyLOG

Общая характеристика работы.

Актуальность исследования. Последнее десятилетие характеризуется масштабными изменениями в политическом, экономическом, социальном и культурном укладе жизни страны. Адаптация к новым макроусловиям сопро-вождается ростом психического напряжения. Стрессы, фрустрации, социальная и личностная нестабильность сформировали общественную потребность в психологической помощи населению и, прежде всего, семье как важнейшей социальной форме организации бытия индивида. Ответом на этот социальный запрос стало интенсивное развитие служб семьи, возникновение широкого круга учреждений и организаций, ставящих своей целью оказание психологической помощи семье.

В значительной мере это стало возможным благодаря становлению се-мейной терапии как самостоятельной отрасли психологической науки и прак-тики. Различные аспекты семейной психотерапии хорошо изучены и разработаны как в отечественной (А.Я. Варга, Е.М. Вроно, А.И. Захаров, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская, В.А. Петровский, А.В. Черников, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.), так и в зарубежной психологии (N.W. Ackerman, M. Bowen, A. Meneghetti, S. Minuchin, V. Satir, C.A. Whitaker, R. Weiss и др.). Однако, несмотря на это, семейная терапия продолжает испытывать острый дефицит как методологических исследований, так и конкретных терапевтических техник. Особенно актуальны такие исследования в нашей стране, что связано с несколькими чрезвычайно существенными противоречиями.

Семейная психотерапия в России находится на начальном этапе своего развития и, следовательно, не располагает собственными сколько-нибудь значительными теориями и концепциями. В этих условиях отечественные семейные психотерапевты вынуждены использовать западные теоретические модели и методические приемы. Однако западный опыт оказания психологической помощи семье не может быть без изменений перенесен на российскую почву, поскольку российские семьи характеризуются национальной спецификой (А.Я. Варга).

Анализ отечественной и иностранной литературы показывает, что этио-логические факторы нарушений личностного развития, связанные с семьей, могут быть разделены на следующие группы: психическая травма; дефекты семейного воспитания; дисгармония отношений в родительской паре; негативные типы родительско-детских отношений; личностные и психические нарушения кого-либо из членов семьи. Таким образом, психологическая помощь семье в связи с нарушениями личностного развития и поведения может включать в себя индивидуальную работу с членами семьи, работу с отдельными семейными подсистемами и с семьей в целом. При этом в последние десятилетия акценты в большей степени смещаются на организацию работы с семьей как целым для достижения изменений во всей семейной системе. Перспективность такого движения очевидна; вместе с тем, наиболее популярная в настоящее время системная методология в семейной психотерапии содержит в себе системный парадокс (В.Н. Садовский): целое необходимо понимать, исходя из его частей, части могут быть поняты только с точки зрения целого; с другой стороны, целое непостижимо до конца, если исходить из его частей, части непостижимы до конца, если исходить лишь из включающего их контекста. Иными словами, отсутствует ответ на вопрос: как социальное целое (семья) представлено в индивиде и как индивид представлен в социальном целом.

В то же время, наиболее серьезные теоретические обобщения в области системного подхода представляют собой "более или менее хорошо согласо-ванную совокупность гипотез" (К. Бейкер). Однако очевидно, что гипотезы не могут выступать как достаточно надежное основание для практики.

Актуальность исследования взаимовлияния семьи как целого на индивида и индивида на семью как целое усиливается тем, что современные разра-ботки, посвященные развитию ребенка в семье, рассматривают его как процесс, основные параметры которого задаются извне, при этом целое редуцируется до уровня индивида и индивидуальной активности: родительские стили, родительские установки, родительское отношение и т.п. Вопрос о собственной активности ребенка в системе семейных отношений остается открытым. Мы рассматриваем ребенка как активного "архитектора" семейных отношений. В этом заключается наша исследовательская позиция.

В рамках развиваемой В.А. Петровским теории самопричинности личности вводятся, наряду с исходным понятием отраженной субъектности индивида, два новых взаимодополнительных понятия: интерсубъектная отраженность индивида в других и отраженная интерсубъектность других в индивиде. Первое понятие ("интерсубъектная отраженность") означает представ-ленность индивида в общении окружающих его людей своими субъектными чертами (он значим для них в своих субъектных обнаружениях). Второе поня-тие ("отраженная интерсубъектность") означает представленность в сознании и деятельности индивида интеракций значимых для него людей, "погружен-ность" общения между ними во внутреннее пространство его жизни.

В связи с этим целью нашего исследования является изучение особенностей отражения в психике ребенка отношений между его родителями и их влияние на его личностное развитие.

Объектом исследования является личностное развитие ребенка до школьного и младшего школьного возраста в семье.

Предмет исследования - влияние межличностных отношений в супружеской паре на личностное развитие ребенка.

Теоретическая гипотеза исследования: интерсубъектная отраженность ребенка в родителях детерминирует отраженную интерсубъектность родителей в ребенке, что в свою очередь определяет значимые изменения в системе его отношений с миром.

Эмпирическими референтами интерсубъектной отраженности ребенка в родителях являются фиксируемые с помощью наблюдения изменения в характере общения супругов при актуализации в их сознании образа ребенка: изменение уровня эмоциональной напряженности, открытости, согласованно-сти позиций.

Контролируемым условием актуализации образа ребенка в сознании супругов является вовлечение родителей в диалог по поводу детско-родительских отношений (совместная интерпретация супругами картин ТАТ при заданной экспериментатором теме: "Это - родители вместе с ребенком", обсуждение с экспериментатором принципов воспитания детей).

Эмпирическими референтами отраженной интерсубъектности родителей в ребенке является динамика личностных особенностей ребенка вслед за актуализацией в его сознании образа его родителей в процессе их взаимодействия друг с другом: изменение уровня тревожности в семейной ситуации, самооценки, готовности действовать в незнакомой обстановке.

Контролируемым условием актуализации в сознании ребенка образа взаимодействующих друг с другом родителей является общение родителей друг с другом и с третьим лицом - психологом - на глазах у ребенка (при неучастии в разговоре самого ребенка).

Эмпирические гипотезы исследования заключались в следующем:

  1. Могут быть выделены такие родительские пары (о них можно было бы говорить как о родителях, непримиримых в вопросах воспитания - "непримиримых родителях"), для которых характерно повышение эмоциональной напряженности, закрытости, невозможность прийти к компромиссному решению в дискуссиях на тему детско-родительских отношений, в то время, как в тех же парах эти негативные черты общения не проявляются (то есть дискуссия оказывается конструктивной), если обсуждаются семейные проблемы, непосредственно не связанные с детьми.
  2. Дети "непримиримых родителей" характеризуются повышенной тре-вожностью, сниженной и (или) нестабильной самооценкой, общей неуверенностью поведения.
  3. Установление общей точки зрения родителей на позитивные черты ребенка ("примирение родительских мнений") и предъявление её третьему лицу (психологу) в присутствии ребенка ведет к снижению его тревожности, повышению и стабилизации самооценки, росту общей уверенности поведения.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать существующие в психологической литературе представления о специфике супружеских и родительских отношений в семье как источнике развития личности ребенка и нарушений этого развития.
  2. Рассмотреть существующие в современной психологии подходы к коррекции личностного развития детей.
  3. Исследовать эффекты взаимоотраженности (персонализированности) ребенка в родителях и родителей в ребенке.
  4. Разработать приемы опосредствованной коррекции личностного раз-вития ребенка через воздействие на межличностные отношения его родителей.

Методы исследования: стандартизированное наблюдение (методика Р. Бейлза), беседа, эксперимент, проективное тестирование (кинетический ри-сунок семьи - КРС, тест тревожности Р. Теммла, М. Дорки и В. Амена), метод "отраженной субъектности" (В.А. Петровский).

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые предпринята попытка сравнения родительских и супружеских отношений в брачной паре по критериям пластичности, подверженности изменениям в про-цессе семейной психотерапии и субъективной ценности для членов семьи. Предложена трактовка категории отраженной интерсубъектности и ее роли как механизма влияния супружеских отношений на личностное развитие ребенка в семье. Теоретически обоснована возможность количественного описания процесса семейной психотерапии. Разработана комплексная методика коррекции супружеских и родительско-детских отношений. Определены принципы по-строения психокоррекционных методик на основе непрямого воздействия и от-раженной интерсубъектности.

Теоретическая значимость. Наряду с "отраженной субъектностью" (В.А. Петровский, 1984) обосновывается существование "отраженной интер-субъектности" как механизма влияния межличностных отношений родителей на формирование личности ребенка, и "интерсубъектной отраженности" как механизма влияния образа ребенка на отношения между родителями.

Отраженная интерсубъектность понимается нами как отражение в психике человека ситуации межличностного взаимодействия других людей, когда объектом отражения становятся особенности их взаимодействия, а не их индивидуальные черты как таковые. Использование категорий отраженной субъектности и интерсубъектной отраженности расширяет возможности деятельностного подхода в анализе семейных отношений.

Практическая значимость. Установленные в ходе исследования факты и закономерности используются при построении программ коррекционной ра-боты с семьями, имеющими детей старшего дошкольного и младшего школь-ного возраста. На основе полученных результатов разработана комплексная структурированная техника работы с семьями, обращающимися за психологи-ческой помощью. Определены условия эффективности, показания и противо-показания к применению разработанной коррекционной техники.

Материалы исследования могут широко использоваться при создании спецкурсов для студентов психолого-педагогических специальностей.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе консультативного кабинета социально-психологического центра Самар-ского госуниверситета, Центра Практической Психологии г. Самары, районных Центров социально-психологической помощи семье г. Самары. Исследования проводились в период с 1995 по 2000 год.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования вне-дрены в деятельность консультативных психологических центров Самары. Ма-териалы исследования неоднократно докладывались на заседаниях кафедры психологии Самарского госуниверситета, лаборатории персонологии Института дошкольного образования и семейного воспитания, научных конференциях Самарского госуниверситета (1997, 1999, 2000), областных (1998, 1999) и международных (1997, 1999) конференциях по проблемам практической психологии.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Наряду с эффектами отраженной субъектности в межиндивидуальных взаимодействиях могут быть выделены эффекты отраженной интерсубъектности индивида - его идеальной представленности в общении других индивидов.
  2. Отраженная интерсубъектность ребенка в родителях обусловливает дифференциацию семейных отношений на две относительно автономных сферы: супружеские (относительно более пластичные) и родительские (относительно более ригидные) взаимоотношения.
  3. Существуют "бесконфликтные" супружеские пары, способные согласованно обсуждать и разрешать личные проблемы, лежащие в стороне от воспитания ребенка, но становящиеся "непримиримыми" при рассмотрении проблем, касающихся непосредственно ребенка; конкурируя в своем стремлении полноценно "отразиться" в своем ребенке, такие супруги порождают у него тревожность, неуверенность, заниженную или неустойчивую самооценку.
  4. Умение согласовывать свои позиции по поводу позитивных черт личности ребенка и предъявлять ему эти черты в общении является условием позитивного развития ребенка в семье, что может рассматриваться как основа личностной психокоррекции ребенка.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В тексте диссертации 6 таблиц. Материалы диссертационного исследования изложены на 183 страницах. Библиография включает 163 наименования, из них 37 на иностранных языках.

Содержание | Вперед