Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, опреде-ляются цель, объект и предмет, формулируются гипотезы, основные задачи и положения, выносимые на защиту, описываются методы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость; представлены данные по апробации и внедрению результатов в образовательную и психотерапевтическую практику.
В первой главе - "Нарушения личностного развития ребенка и их коррекция" - обсуждаются современные представления о причинах нарушений психического и личностного развития ребенка в семье; анализируются соотношения понятий "семейная терапия", "семейное консультирование" и "психологическая коррекция"; рассматриваются модели психологической помощи семье; показаны границы возможностей семейного консультирования; теоретически обосновывается единица анализа динамики семьи в условиях семейной терапии.
Проблема нарушений личностного развития ребенка в семье является традиционной для нескольких смежных психологических дисциплин: психоло-гии развития, психологии личности, возрастной и педагогической психологии. Наиболее распространенным подходом к решению данной проблемы является поиск детерминант, вызывающих те или иные нарушения. Все большее подтверждение находит положение о множественной детерминации нарушений в личностном развитии ребенка. Практически общепризнанной является точка зрения, в соответствии с которой контекстом, определяющим возможность возникновения нарушений в личностном развитии ребенка, является семья как система внутрисемейных отношений и семейного воспитания.
Однако, несмотря на существующее сегодня разнообразие моделей (А.А. Бодалев, В.В. Столин) и направлений (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) в семейной терапии и консультировании, практические возможности психологи-ческой помощи семье ограничены теоретической неопределенностью основных категорий: система, отношение, а также воспитание как субъект-субъектное взаимодействие.
Разрешение существующего в рамках системного направления парадок-са "часть - целое" на практике приводит либо к игнорированию системных аспектов семьи, либо к игнорированию изменений на личностном уровне. В ра-боте показано, что разрешение указанного парадокса как на теоретическом, так и на практическом уровне может быть осуществлено, если для описания механизмов взаимовлияния в семье использовать понятие отраженной субъектности и взаимодополнительные понятия отраженной интерсубъектности и интерсубъектной отраженности. Понятие отраженной субъектности, введенное В.А. Петровским, может быть использовано для анализа и диагностики межличностного влияния в семье. Введение понятия отраженной интерсубъектности позволяет ответить на вопросы о механизмах влияния на личность целостных ситуаций межличностного взаимодействия, в которые она (личность) непосредственно не включена.
Смысл понятия "отраженная интерсубъектность" (по аналогии с от-раженной субъектностью) заключается в продолженности ситуации интерсубъектного взаимодействия одних людей в жизни другого человека, присутствовавшего в отраженной им ситуации. Речь идет об отражении в психике человека черт ситуации межличностного взаимодействия других людей, когда объектом отражения становятся не их личностные или субъектные черты, а черты и особенности их взаимодействия.
Рис.1. Соотношение понятий интерсубъектная отраженность
и отраженная интерсубъектность
В качестве примера могут быть упомянуты феномены восприятия человеком ситуаций взаимодействия других людей, не сводимые к известным модусам социальной перцепции. Имеются в виду переживания индивидом того влияния, которое оказывает на него взаимодействие других людей, связанных с ним какими-либо отношениями или даже самой ситуацией. Факты существования таких переживаний фиксируются высказываниями типа: "Мне неприятна эта ситуация", "Остался неприятный осадок", "Когда они вместе, они невыносимы". В данном случае речь идет о переживаниях субъектом своей собственной динамики, характеризующей, однако, не столько его самого, сколько какие-то параметры отраженной им ситуации взаимодействия других людей. Именно эти параметры ситуации, фиксируемые в переживаниях субъекта, и есть отраженная интерсубъектность.
Ребенок, ставший свидетелем межличностного конфликта родителей, который прошел все стадии развития от конфликтной ситуации до ее разреше-ния, переживает гамму эмоций. Однако очевидно, что эта динамика субъекта переживания (ребенок) характеризует не только его как такового, но и параметры ситуации межличностного взаимодействия родителей. Более того, последствия этого события для ребенка будут зависеть, прежде всего, от того, как разрешится этот конфликт. Отраженная интерсубъектность не есть только образ ситуации, - она представляет собой смысл ситуации для субъекта отражения.
Введение понятия интерсубъектная отраженность индивида позволяет ответить на вопросы о механизмах влияния личности на ситуации межлично-стного взаимодействия, в которые она непосредственно не включена. Речь в данном случае идет об изменениях в характере взаимодействия индивидов при актуализации в пространстве их взаимодействия значимого для них человека.
Для изучения феноменов интерсубъектной отраженности ребенка в си-туациях общения его родителей нами было проведено специальное экспери-ментальное исследование.
В первой серии эксперимента супругам предлагалось обсудить ситуации, изображенные на картинах № 2 и № 4 Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ). Обе эти картины активизируют рассказы на темы, связанные с различными аспектами супружеских отношений (Е.Т. Соколова) (картина №2 - деревенская сцена: девушка с книгой на переднем плане, на заднем - мужчина, работающий в поле, и женщина; картина №4 - женщина обнимает мужчину за плечи, мужчина как бы стремится освободиться). Таким образом, в первой серии эксперимента испытуемым предлагались картины ТАТ, обращенные к супружеским отношениям в структуре семейных отношений.
Во второй серии эксперимента супругам предлагалось описать и обсудить ситуации, изображенные на картинах № 6 ВМ и № 7 ВМ для родителей мальчиков и на картинах № 7 GF и № 6 GF для родителей девочек. Картина 6 ВМ (изображена пожилая женщина, стоящая спиной к молодому человеку, ви-новато опустившему глаза) активизирует широкий спектр чувств и проблем в отношениях "мать - сын". Картина 7 ВМ (изображены седой мужчина, смотря-щий на молодого) выявляет отношения "отец - сын". Картина 7 GF (изображе-на женщина, сидящая на кушетке рядом с девочкой, в руках которой кукла) выявляет отношения между матерью и дочерью. По поводу картины № 6 GF (молодая женщина, сидящая на диване и смотрящая в пол-оборота на мужчину средних лет с трубкой во рту) для того, чтобы избежать актуализации различных сюжетов, связанных с межполовыми различиями, при ее демонстрации испытуемым сообщалось, что "на этой картине изображены отец и дочь". Таким образом, во второй серии эксперимента испытуемым предлагались картины ТАТ, обращенные к различным аспектам родительско-детских отношений.
В эксперименте приняло участие 36 супружеских пар, из них 24 пары - клиенты
психологической консультации, которые в той или иной мере характе-ризовали
свои отношения с ребенком как проблемные, при этом источник про-блемы
усматривался родителями в ребенке. В описании своего ребенка родите-ли
использовали преимущественно негативные эпитеты: "плохо себя ведет",
"не слушается", "капризничает", "грубит",
"игнорирует", "ленится" и др.
Контрольная группа - 12 супружеских пар, характеризующих свои се-мейные
отношения как стабильные и сбалансированные, а свои отношения с ребенком
как позитивные и в целом беспроблемные.
Экспериментальная и контрольная группы были подобраны по следую-щим критериям - семьи проживали отдельно от прародителей, имели одного ребенка, возраст детей - от 5 до 10 лет.
Формируя экспериментальную и контрольную группы, мы исходили из того, что, будучи максимально сходными по ряду важных с точки зрения структуры и динамики семьи параметров, они должны быть различны по критерию "восприятие ребенка в семье".
Протоколы ответов испытуемых обрабатывались по схеме Р.Ф. Бейлза (Bales, 1951), в соответствии с которой все поведенческие проявления участников эксперимента были отнесены к одной из четырех категорий взаимодействия: положительные социально-аффективные проявления (А); область решения проблем (B); область постановки проблем (С); отрицательные социально-аффективные проявления (D).
Результаты наблюдения обрабатывались простым суммированием про-явлений
категорий взаимодействия и выражением их процентного содержания. Как для
отдельного испытуемого, так и для супружеской пары были построены профили,
отражающие соотношение категорий взаимодействия. Кроме того, на основе
подсчета категорий взаимодействия был вычислен показатель солидар-ности
- ПС1, который рассчитывался по формуле:
ПС1 = (ПСж + ПСм) / 2 (1),
где ПСж - показатель солидарности жены и ПСм - показатель солидар-ности
мужа рассчитывались по формуле:
ПС = Аij / (Аij + Dij) х 100% (2),
где Аij - общее число проявлений в области А участника i, адресующихся
к участнику j; Dij - общее число выступлений в области D участника i,
адресующихся к участнику j.
Результаты эксперимента
Экспериментальная группа
|
Контрольная группа
|
|||||||
Супружеские отношения |
A
|
B
|
C
|
D
|
A
|
B
|
C
|
D
|
11%
|
6%
|
57%
|
25%
|
28%
|
58%
|
12%
|
7%
|
|
ПС1=31%
|
ПС1=80%
|
|||||||
Родительские отношения |
A
|
B
|
C
|
D
|
A
|
B
|
C
|
D
|
5%
|
29%
|
36%
|
30%
|
27%
|
39%
|
31%
|
3%
|
|
ПС1=14%
|
ПС1=90%
|
Анализ полученных результатов показал, что:
Полученные в нашем эксперименте данные показывают, что конфликт в брачной паре обостряется, когда в сознании супругов актуализируется негатив-ный образ их ребенка. Общение супругов становится более ригидным, эмоцио-нально закрытым и холодным, формальным и дистантным, антагонистичным. Эти данные могут служить косвенным подтверждением сформулированного нами на основе теоретического анализа предположения об особой конфликтогенности сферы семейного воспитания. Мы предполагаем, что, если процесс персонализации супругов в жизни друг друга затруднен или нарушен, то супруги будут стремиться к максимальной персонализации в их ребенке, что порождает конкурентные отношения между ними и создает конфликтную ситуацию, которая может приобрести хронический характер. Хроническая конфликтная ситуация перерастает в межличностный конфликт в сфере родительских отношений между супругами. Именно это, на наш взгляд, и превращает воспитание ребенка в патогенный процесс.
В этом случае коррекция негативных аспектов семейного воспитания и родительско-детских отношений требует коррекции отношений в супружеской паре. Результаты нашего исследования показывают, что особенности отношений между супругами как родителями и, следовательно, особенности родительско-детских отношений, находятся в непосредственной зависимости от характера супружеских отношений в брачной паре.
Нами показано, что введение понятий отраженная интерсубъектность и интерсубъектная отраженность позволяет поновому взглянуть на тради-ционную для психологии личности и социальной психологии проблему "груп-пового" в личности и "личностного" в групповом. Кроме того, использование этих понятий позволяет снять системный парадокс.
На теоретическом уровне проблема системного парадокса преодолевается, если для описания механизмов взаимовлияния в семье использовать принципы отраженной субъектности и отраженной интерсубъектности. Прин-цип отраженной субъектности позволяет анализировать эффекты межличностного влияния в семье. Взаимодополнительные принципы отраженной интерсубъектности и интерсубъектной отраженности позволяют построить теоретическую модель представленности "целого в части" и "части в целом".
На практическом уровне разрешение системного парадокса осуществляется в ситуациях, когда члены семьи осознанно и ответственно совершают действия в направлении преодоления сложившихся паттернов внутрисемейного взаимодействия. Свободные действия кого-либо из членов семьи, преодолевающие сложившуюся "норму" семейного поведения и направленные на установление новой "нормы", находят свою идеальную продолженность в психике всех присутствующих при этом индивидов. Таким образом, преобразование себя кем-либо из членов семьи является одновременным преобразованием других в семье и, таким образом, семьи в целом. В работе теоретически обоснована возможность количественного описания процесса терапевтического преобразования семейных отношений.
Для количественного описания динамики семьи в условиях семейного консультирования и терапии вводится и теоретически обосновывается специ-альная единица процесса семейной терапии - субъектный шаг. Показано, что субъектный шаг, понимаемый нами как сознательное действие кого-либо из членов семьи за пределами сложившихся паттернов внутрисемейного взаимо-действия, является предпосылкой преобразования семейной системы в целом: как феномен он одновременно является событием, отражающимся и во внутреннем пространстве его автора (субъектный вклад индивида в себя), и во внутреннем пространстве присутствующих в этой ситуации индивидов (отраженная субъектность индивида в других), и в пространстве семьи как целого (интерсубъектная отраженность). Изменения в состоянии и поведении членов семьи при актуализации образа ситуации, в которой был совершен субъектный шаг (отраженная интерсубъектность), и есть минимальное количественное изменение в семейной системе. Количественные накопления в системе ведут к ее качественным изменениям.
Вторая глава - "Супружеские отношения как фактор личностного развития ребенка в семье" - посвящена исследованию динамики супружеских от-ношений, их влияния на личностное развитие ребенка; анализируется соотно-шение и взаимосвязь супружеских и родительско-детских отношений, обсуж-даются результаты эксперимента, моделирующего влияние отношений в суп-ружеской паре на личностные особенности ребенка.
Теоретический анализ литературы, посвященной динамике брачно-семейных отношений и общения (А.Я. Варга, Е.М. Вроно, Э.К. Васильева, К. Витакер, В.К. Лосева, А.И. Луньков, Н.Д. Творогова, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Duvall, Barcai и др.) позволяет выделить синхронный и диахронный аспекты динамики брака.
Под синхронным аспектом динамики супружеских отношений мы подра-зумеваем отношения "здесь и теперь" в каждый конкретный момент времени. Мы полагаем, что содержанием синхронного аспекта динамики супружеских отношений является взаимодействие в условиях объективной и воспроизводящейся конфликтной ситуации, создаваемой объективно существующими различиями между супругами. Поведение супругов может быть предопределено этими различиями и направлено на преодоление различий либо путем попыток изменения партнера в соответствии с ожиданиями, установками, ценностями, стереотипами поведения, либо путем игнорирования различий и ухода от выработки согласованных решений. Поскольку такое поведение является реализацией сложившихся в родительской семье ролей, мы называем его ролевым, а порождаемые им отношения - ролевыми отношениями.
Альтернативой ролевому поведению является поведение, направленное на согласование способов и форм взаимодействия, интегрирующее различия, формирующее партнерский стиль отношений, направленное на создание обще-го "Мы", при сохранении индивидуальных различий, существование которых переживается как ценность. Такое поведение, по сути, является субъектным. В исследованиях В.А.Петровского было показано, что субъектная активность индивида является условием субъектогенеза индивида, для которого первый является значимым другим (Петровский, 1996). Отношения, возникающие в этом случае, мы называем субъектными.
Субъектные отношения в браке являются механизмом преобразования объективной конфликтной ситуации в личностно-развивающий конфликт, что создает условия для личностного развития супругов и брака в целом.
С точки зрения диахронного аспекта, динамика супружеских отношений описывается как последовательная смена стадий, характеризующихся преобладанием либо ролевого, либо субъектного аспекта отношений. Нарушение соотношения ролевого и субъектного в пользу ролевого порождает конфликтные ситуации, для конструктивного разрешения которых необходимы субъектные шаги супругов, преодолевающие стихийное развитие конфликтной ситуации. Если они не совершаются, брак эволюционирует в сторону тупика и патовых отношений (В.А.Петровский), что приводит к расширению и углублению конфликтной ситуации в отношениях супругов. В этом случае возникает необходимость динамизации супружеских отношений. Квантом процесса динамизации является субъектный шаг, а средствами динамизации - семейное консультирование и/или семейная психотерапия.
Предлагаемая нами теоретическая модель развития супружеских отно-шений позволяет установить взаимосвязь особенностей функционирования "здесь и теперь" (синхронный аспект) с функционированием "там и тогда" (диахронный аспект): субъектные шаги супругов, преодолевающие разъединяющую логику различий, созидают общее "Мы", в контексте которого различия переживаются как ценность. На основе предложенной модели удается обосно-вать механизмы формирования тенденции брачных отношений и влияния от-ношений между супругами на личностное развитие ребенка.
Мы предположили, что отражение ребенком типичной для супругов стратегии взаимодействия является фактором его личностного развития.
Для проверки этого предположения нами было проведено специальное исследование.
В экспериментах участвовали семьи, имеющие детей в возрасте от 5 до 10 лет, обратившиеся за помощью в психологическую консультацию. Были сформированы 4 выборки семей: две экспериментальные и две контрольные. Эксперимент состоял из двух серий. В первой серии экспериментальную и контрольную группу составили семьи, в которых у детей была обнаружена общая низкая самооценка (методики Дембо-Рубинштейн, экспериментальное исследование самооценки) - всего 31 семья. Родителям из экспериментальной группы заранее давалось задание составить о своем ребенке законченный по форме рассказ, в котором о ребенке нужно высказываться исключительно правдиво, но характеризовать его только с положительной стороны. Затем этот рассказ, вычищенный от скрытой критики и двусмысленностей, сообщался психологу в присутствии ребенка (по аналогии с ситуацией "рикошет" в терминах В.Л. Леви); ребенок при этом был занят специальным "очень важным заданием". Субъектные проявления родителей в данном случае заключались в выходе за пределы контролирующей и критикующей родительской позиции и построении вы-сказываний, исходя из принимающей и поддерживающей позиции по отноше-нию к ребенку. В контрольной группе (15 семей) родители также рассказывали о своем ребенке в его присутствии, однако предварительной отработки рассказа не проводилось, и родители проявляли типичные для них родительско-детские отношения. Анализ результатов повторного психодиагностического обследования показал статистически значимую динамику самооценки у детей экспериментальной группы. В контрольной группе динамики самооценки у детей не обнаружено.
Во второй серии эксперимента участвовали семьи, в которых у детей был обнаружен высокий уровень тревожности в семейной ситуации (Кинетический рисунок семьи, Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена). Родителям экспериментальной группы, как и в первой серии эксперимента, предлагалось в присутствии ребенка, занятого специальным заданием обсудить принципы воспитания детей в семье, всякий раз приходя к согласию и самостоятельно преодолевая разногласия и противоречия. В контрольной группе в случае возникновения противоречий функции посредника в преодолении разно-гласий брал на себя психолог. Субъектность родителей в экспериментальной группе проявлялась в преодолении логики стихийно развивающегося межлич-ностного конфликта. В контрольной группе преодоление противоречий было связано с субъектными проявлениями психолога, бравшего на себя ответственность за исход взаимодействия супругов.
Результаты исследования в экспериментальной группе показали, что вы-раженный положительный эффект был зарегистрирован у 84% детей; случаи отсутствия коррекционного эффекта и отсутствия негативной динамики реги-стрируемого параметра отмечены в 16 % случаев.
У детей контрольной группы незначительный положительный эффект отмечается в 23% случаев, отсутствие какой-либо динамики - у 65 % детей, незначительная негативная динамика (повышение тревожности в семейной ситуации) - у 12% детей.
У детей экспериментальной группы уровень тревожности в семейной си-туации достоверно снизился по обоим показателям (р < 0,05).
У детей контрольной группы положительная и отрицательная динамика тревожности в семейной ситуации не имеют статистически достоверной выра-женности.
Как показало контрольное психодиагностическое обследование, у детей экспериментальной группы наблюдалось достоверное снижение уровня тре-вожности в семейной ситуации, в контрольной группе такого снижения не было обнаружено. Отсутствие какой-либо существенной динамики у большей части детей контрольной группы связано на наш взгляд с "эффектом нейтрино" (В.А. Петровский, 1995), выражавшемся в данном случае в стереотипных реак-циях родителей, лишенных личностной окраски, в реакциях, воспроизводящих-ся в их жизни день за днем и ничего, тем не менее, не меняющих.
Результаты обоих экспериментов подтвердили наше предположение о том, что отраженная интерсубъектность родительской пары является фактором развития личности ребенка.
Анализ литературы, осмысление собственного консультативного опыта, а также результаты экспериментов позволили нам создать комплексную психо-терапевтическую методику, направленную как на коррекцию личностных осо-бенностей членов семьи, так и на изменение характера их внутрисемейного взаимодействия.
В третьей главе - "Комплексная методика коррекции личностного развития ребенка" - обсуждаются результаты апробации, возможности разработанной методики, условия ее применения, показания и противопоказания к применению, рассматриваются конкретные клиентские случаи, возможности модификации в зависимости от конкретной ситуации.
Суть базовой методики заключается в том, что под видом подготовки к "очень эффективному, но чрезвычайно чувствительному к неточностям психо-терапевтическому воздействию на ребенка" осуществляется коррекция меж-личностных отношений в супружеской паре. Введение такой условности позво-ляет снизить сопротивление, как на личностном уровне, так и на уровне роди-тельской подсистемы, повысить ответственность родителей за их внутрисемейное поведение, а также оптимизировать коммуникацию между супругами.
Для определения готовности родителей к реализации "психотерапевтического воздействия" они могут быть неоднократно приглашены на "репетицию". Задача психолога на этом этапе работы заключается в оптимизации меж-личностных отношений в родительской паре, согласовании их воспитательных позиций, проработке возможных межличностных конфликтов и др.
Психокоррекционное воздействие, ради которого якобы и ведется под-готовка, реализуется тогда, когда в отношениях между родителями будет дос-тигнута очевидная динамика.
Коррекция основана на эффектах непрямого, опосредованного воздействия. Развивающие и терапевтические эффекты таких воздействий обосновыва-ются в работах Н.М. Магомедова, А.Б. Орлова, В.А. Петровского. В присутст-вии ребенка, занятого "специальным заданием" (какое-либо интересное для него занятие), родители по просьбе психолога воспроизводят заранее подготовленный и отрепетированный рассказ о ребенке. Рассказ должен быть композиционно и логически завершен и содержать в себе исключительно правдивую, но только позитивную информацию о ребенке. Высказывания родителей не должны содержать в себе скрытой критики (высказывания типа "В принципе он добрый мальчик... "), конструкций "да..., но ... ", а также двусмысленностей. Ценностные позиции и эмоциональные реакции родителей в процессе рассказа должны быть согласованы.
Использование методики позволяет получить комплексный эффект, включающий в себя коррекцию личностных особенностей ребенка, оптимиза-цию родительско-детских отношений и отношений в супружеской паре.
Коррекция личностных особенностей ребенка основана на эффектах косвенного воздействия и отраженной интерсубъектности. Коррекция роди-тельско-детских отношений происходит в результате повышения гибкости и адекватности в восприятии ребенка. Фиксация родителей на проблемах в поведении ребенка и отношениях с ним приводит к преобладанию в оценках ребенка негативных высказываний. Положительные черты ребенка оказываются на периферии сознания. Необходимость обнаружить реально существующие положительные черты ребенка приводит к тому, что в фокусе внимания оказываются не только негативные, но и позитивные его особенности. Коррекция межличностных отношений в супружеской паре связана с оптимизацией процессов общения. Наличие негативных элементов в структуре межличностных отношений супругов приводит, прежде всего, к нарушению коммуникативных процессов между ними (В.Сатир). Совместная работа психолога и родителей над содержанием и формой рассказа направлена на коррекцию коммуникаций в родительской паре и завершается только тогда, когда:
Изменение параметров коммуникации внутри супружеской пары приводит к изменению всей внутрисемейной коммуникации (М.С.Палаззоли).
Анализ отсроченных результатов применения обсуждаемой методики показал, что она является эффективной в случаях, когда обнаружены: низкая самооценка у ребенка; высокая тревожность в семейной ситуации; конфликтность ребенка в семье; эмоциональное отвержение ребенком кого-либо из родителей; неадекватные ожидания родителей по отношению к ребенку; несогласованность воспитательных позиций родителей.
Противопоказаниями к применению данной методики являются: избало-ванность; завышенная невротическая самооценка у ребенка.
Методика может быть использована как при работе с семьями, в которых
присутствуют оба родителя, так и с семьями, где один из родителей отсут-ствует.
В зависимости от конкретной ситуации, возможны различные модифи-кации
исходной формы методики. Модификации могут быть связаны и с со-держанием
рассказа.
Назад | Содержание
| Вперед