SpyLOG

Введение.

Актуальность исследования. Сознание современного человека - поле столкновения двух разнонаправленных тенденций: поиска смысла происходящего в мире и, в то же время, разочарования в попытках как-либо осмыслить существующее. Конфликт этих тенденций - не только источник подтверждения определенных философских и научных доктрин, но и основа практической деятельности человека, его социальных и духовных исканий.

Противоречие, с которым мы сталкиваемся, имеет характер дихотомии: либо возможность, либо невозможность осмыслить действительность. Однако исчерпывается ли область самоопределения человека ориентацией на указанные альтернативы? Есть ли иные пути? И как психология могла бы помочь человеку в разрешении извечной "задачи на смысл"?

Эти вопросы задают контекст настоящего исследования, посвященного условиям и способам смыслополагающей активности человека. Особый подход, реализуемый в исследовании, представляет собой развитие идеи активной неадаптивности человека (В.А. Петровский, 1993), за счет которой он не только постигает некие "предсуществующие" смыслы, но и намечает для себя смысловую перспективу собственной деятельности. При этом предполагается (и таково, на наш взгляд, своеобразие развиваемого подхода), что деятельность человека, трактуемая в широком смысле как проявление витальности, общения, самосознания, предметных отношений с миром, всегда заключает в себе момент смысловой незаданности и, следовательно, риск смысловой несостоятельности.

Центральный вопрос заключается в следующем: воспринимается ли априори ситуация деятельности индивидом как осмысленная и как фактически поступает индивид, когда ситуация не предоставляет ему возможности рационального ее осмысления. Предполагается, что человек, действуя далеко не всегда адаптивно, все же субъективирует свои действия как осмысленные. Феноменология реакции на смысловую неопределенность и даже на абсурдность складывающихся ситуаций составляет специальный предмет настоящего исследования.

Актуальность этой проблемы усиливается тем, что современные разработки в области психологии смысла (Д.А. Леонтьев и др.) содержат в себе предпосылки решения, однако, все же оставляют открытым вопрос о способах совладания индивида с ситуацией смысловой неопределенности, а порой и абсурдности его бытия.

Цель исследования - охарактеризовать особенности смыслополагания в условиях неопределенности.

Объект исследования - активность субъекта в ситуациях смысловой неопределенности.

Предмет исследования - феноменология смыслополагания.

Теоретическая гипотеза исследования: представление о безусловной осмысленности ситуации действия ("все oсмысленнo") присутствует у ин-дивида всегда, независимо oт тoгo, наскoлькo ситуация предоставляет может быть фактически oсмысленна.

Эмпирические референты. Операционализация понятия "безусловной oсмысленнoсти действия" предусматривает вовлечение испытуемых в деятель-ность, цель которой им заранее не известна. O наличии безусловной oсмысленнoсти ситуации действия можно судить, по готов-ности испытуемого выдвигать и проверять гипотезы о возможных общих основаниях действий, в которые его вовлекает экспериментатор. Иными словами, фиксируется, насколько индивид убежден в том, что, действуя по чьей-либо просьбе, он способен устанавливать соответс-твие между собственными устремлениями и устремлениями другого человека (экспериментатора). Различая возможность или невозможность фактического осмысления ситуации, мы говорим о наличии или отсутствии единого основания (целевого, логического), позволяющего согласовывать действия участников ситуации. В противоположность идее "все осмысленно", ситуация конструируется как потенциально абсурдная.

Эмпирические гипотезы исследования:

  1. Восприятие ситуации как осмысленной (даже если она фактически лишена смысла или абсурдна) является необходимым условием участия в ней субъекта.
  2. Наряду с априорными смыслами ситуации действования могут быть выделены апостериорные смыслы, определяемые постфактум (при завершении действования).
  3. Правомерно выделение двух форм активности субъекта, таких как "дело" (ему соответствуют априорные смыслы) и "затея" (ей соответствуют апостериорные смыслы).
  4. В ситуациях смысловой неопределенности и абсурда выделяются три формы обращения к смыслу: поиск существующего смысла, конструирование смысла, отказ от установления смысла.

Определены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать работы в области философии, лингвистики и психологии, трактующие категорию смысла.
  2. Предпринять теоретический анализ процессов смыслополагания в проявлениях неадаптивной активности.
  3. Разработать экспериментальные процедуры, позволяющие выявить и описать феноменологию смысловой активности в условиях мотивационно-целевой неопределенности.

Методы исследования: междисциплинарный теоретический анализ литературы; экспериментальные методики исследования процесса смыслополагания, реализующие метод "виртуальной субъектности".

На защиту выносятся следующие положения:

  1. "Смысл" в самом широком плане можно определить как "установленное соответствие"; в психологическом плане "смысл" - это установленное соответствие между объектом и потребностью индивида. Категория "смысл" фиксирует полезность или новизну для субъекта функциональных свойств, связей и отноше-ний объекта.
  2. Смысл конструируется субъектом и выступает как его пси-хологическое орудие (термин Л. С. Выготского): оно структурирует деятельность (ориентируя и контролируя ее ход) и бытие личности (субъективно обосновывая его).
  3. Феноменологически выделяются следующие виды смысла: априорные и апостериорные; первые экстраполируют полезность результата дея-тельности, вторые - полезную возможность самого процесса.
  4. Существуют два формы активности, обозначаемые как "дело" и "затея", соотносимые с двумя видами активнос-ти - адаптивной и неадаптивной, и соответственно, априорным и апостериорным смыслами.
  5. Индивид придерживается представления о безусловной осмысленности ситуации совершаемого действия независимо от наличия объектив-ной возможности осмысления.
  6. В ситуациях смысловой незаданности выделяются три формы обращения индивида к смыслу: поиск существующего смысла, конструирование смысла, отказ от установления смысла.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в определении термина "смысл", описании становле-ния смысла как "искусственно-естественного" (Л.С. Выготский) психологического образования, струк-турирующего бытие человека; исследована феноменология смысловой активности субъекта в ситуации неопределенности, в рам-ках которой описаны стратегии смыслополагания.

Практическая значимость. Полученные в ходе исследования ре-зультаты могут быть использованы для проведения экспериментальных и теоретических исследований в различных областях психологии, при подготовке лекционных курсов по общей психологии и психо-логии личности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена, представительностью выборки, обширностью первичного материала тщательностью его качественного анализа, системностью исследовательских процедур.

Апробация результатов исследования.
Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях Самарского госуниверситета, на межвузовских психологических конференциях. Материалы исследования отражены в программе и содержании лекций семестрового спецкурса "Психология жизненного пути", читаемого студентам психологического факультета Самарского госуниверситета, и раздела курса возрастной психологии "Психология зрелого и пожилого возраста", читаемого студентам психологических факультетов Самарского госуниверситета и Самарского филиала Университета Российской Академии образования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы, включающего 137 источников.

Содержание | Вперед