SpyLOG

ВЫВОДЫ

  1. Анализ психологической и философской литературы показал, что понимание категории смысла является различным и остается дискуссионным. Отмечается многозначность и недостаточная определенность термина "смысл"; остается открытым вопрос о природе и закономерностях становления смысла.
  2. Становление смысла как психичес-кого явления осуществляется на трех этапах: выделение отдельных элементов ситуации, установление целостности ситуации во взаимосвязи ее элементов и, наконец, определение соот-ветствия между ситуацией и потребностями индивида. Идентифицировав предмет и установив его функциональное назна-чение, субъект определяет его соответствие своим потребностям и его значимость для их удовлетворения.
  3. "Смысл" вообще может быть определен как ус-тановленное соответствие; в психологическом плане смысл есть установленное соответствие между объектом и потреб-ностью индивида. Смысл конструируется субъектом и выступает как его психологическое орудие (термин Л. С. Выготского); последнее, в свою очередь, структурирует деятельность (ориентируя и контролируя ее ход) и бытие личности (субъективно его обосновывая).
  4. Могут быть выделены априорные и апостериорные смыслы. Первые предва-ряют, обосновывают деятельность. Вторые конструируются субъектом и атрибутируются в ходе осуществления деятельности или после ее завершения. В первом случае предвосхищается полезность результата, во втором - обосновывается полезность уже совершенной деятельности.
  5. Выделяются два вида деятельности, условно обозначенные как "дело" и "затея", соотносимые с двумя видами активности - адаптивной и неадаптивной, и, соответственно, априорными и апостериорными смыслами.
  6. Базисом смыслополагания выступает непроизвольная и произвольная активность. Произвольная активность проявляется в презумпции смысла, непроизвольная активность реализуется в двух формах - игнорирование абсурда или осмысление происходящего. Осмысление, в свою очередь, происходит путем поиска смысла или конструирования его.
  7. Экспериментальное исследование активности субъекта в условиях смысловой неопределенности позволило выявить ряд феном-нов смыслоориентации и соответствующих стратегий смыслополагания:
    • презумпция существования смысла (стратегии: разобраться в смысловом содержании эксперимента; выявить смысловую неискренность экспериментатора; избегание смыслополагания),
    • телеологического замыкания (стратегия заданного смыслополагания),
    • игнорирование противоречий (обход противоречий; отказ от разрешения противоречий; фиксация наличия противоречия; "маргинальные" вопросы),
    • попытки разрешить противоречия (поиск объяснений; проблемность),
      · экстраполяция-интерполяция смысла.
  8. Активность испытуемых соотносилась с типологией деятельностей "дело" - "затея". "Дело" проявлялось в высказываниях о необходимости и о регламентированности, стремлением к адаптации и трудностях проявления активности. "Затейная" деятельность выражалась как интерес к чему-либо и требовало преодоление внутреннего барьера, связанного с риском самораскрытия.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

  1. Дескриптивная модель психологической защиты // Психологическое исследование: психические состояния, характерология, педагогический такт и творчество. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1992. - 0,3 п.л. (в соавторстве с В.В.Козачей)
  2. Курс общей психологии в понятиях и определениях. Самара: Изд-во "Самарский университет", 1994. - 1,5 п.л.
  3. Психология пожилого возраста в аспекте психологической и социальной работы. Самара: Изд-во "Самарский университет", 1996. - 2,2 п.л.
  4. Личность и личностный рост: материалы к спецкурсу. Самара: Изд-во "Самарский университет", 1996. - 1,5 п.л.
  5. Психологическая концепция смысла // Вестник Самарского госуниверситета. 1998. N 1. - 0,5 п.л.
  6. Смысл как психологический феномен // Тезисы международной конференции "Проблемы интеграции академической и практической психологии". - Самара: Изд-во "Самарский университет", 1999. - 0,2 п.л.

Назад | Содержание