ВЫВОДЫ
- Анализ психологической и философской литературы показал, что понимание
категории смысла является различным и остается дискуссионным. Отмечается
многозначность и недостаточная определенность термина "смысл";
остается открытым вопрос о природе и закономерностях становления смысла.
- Становление смысла как психичес-кого явления осуществляется на трех
этапах: выделение отдельных элементов ситуации, установление целостности
ситуации во взаимосвязи ее элементов и, наконец, определение соот-ветствия
между ситуацией и потребностями индивида. Идентифицировав предмет и
установив его функциональное назна-чение, субъект определяет его соответствие
своим потребностям и его значимость для их удовлетворения.
- "Смысл" вообще может быть определен как ус-тановленное
соответствие; в психологическом плане смысл есть установленное соответствие
между объектом и потреб-ностью индивида. Смысл конструируется субъектом
и выступает как его психологическое орудие (термин Л. С. Выготского);
последнее, в свою очередь, структурирует деятельность (ориентируя и
контролируя ее ход) и бытие личности (субъективно его обосновывая).
- Могут быть выделены априорные и апостериорные смыслы. Первые предва-ряют,
обосновывают деятельность. Вторые конструируются субъектом и атрибутируются
в ходе осуществления деятельности или после ее завершения. В первом
случае предвосхищается полезность результата, во втором - обосновывается
полезность уже совершенной деятельности.
- Выделяются два вида деятельности, условно обозначенные как "дело"
и "затея", соотносимые с двумя видами активности - адаптивной
и неадаптивной, и, соответственно, априорными и апостериорными смыслами.
- Базисом смыслополагания выступает непроизвольная и произвольная активность.
Произвольная активность проявляется в презумпции смысла, непроизвольная
активность реализуется в двух формах - игнорирование абсурда или осмысление
происходящего. Осмысление, в свою очередь, происходит путем поиска смысла
или конструирования его.
- Экспериментальное исследование активности субъекта в условиях смысловой
неопределенности позволило выявить ряд феном-нов смыслоориентации и
соответствующих стратегий смыслополагания:
- презумпция существования смысла (стратегии: разобраться в смысловом
содержании эксперимента; выявить смысловую неискренность экспериментатора;
избегание смыслополагания),
- телеологического замыкания (стратегия заданного смыслополагания),
- игнорирование противоречий (обход противоречий; отказ от разрешения
противоречий; фиксация наличия противоречия; "маргинальные"
вопросы),
- попытки разрешить противоречия (поиск объяснений; проблемность),
· экстраполяция-интерполяция смысла.
- Активность испытуемых соотносилась с типологией деятельностей "дело"
- "затея". "Дело" проявлялось в высказываниях о
необходимости и о регламентированности, стремлением к адаптации и трудностях
проявления активности. "Затейная" деятельность выражалась
как интерес к чему-либо и требовало преодоление внутреннего барьера,
связанного с риском самораскрытия.
Основное содержание диссертации отражено в следующих
публикациях автора:
- Дескриптивная модель психологической защиты // Психологическое исследование:
психические состояния, характерология, педагогический такт и творчество.
- Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1992. - 0,3 п.л. (в соавторстве
с В.В.Козачей)
- Курс общей психологии в понятиях и определениях. Самара: Изд-во "Самарский
университет", 1994. - 1,5 п.л.
- Психология пожилого возраста в аспекте психологической и социальной
работы. Самара: Изд-во "Самарский университет", 1996. - 2,2
п.л.
- Личность и личностный рост: материалы к спецкурсу. Самара: Изд-во
"Самарский университет", 1996. - 1,5 п.л.
- Психологическая концепция смысла // Вестник Самарского госуниверситета.
1998. N 1. - 0,5 п.л.
- Смысл как психологический феномен // Тезисы международной конференции
"Проблемы интеграции академической и практической психологии".
- Самара: Изд-во "Самарский университет", 1999. - 0,2 п.л.
Назад | Содержание