SpyLOG

Методические аспекты психологического изучения депрессий.

Депрессия как патология, затрагивающая различные сферы психической деятельности, представляет собой одну из наиболее существенных психологических проблем. Однако именно психологический аспект изучения депрессии является наименее разработанным.

Причина лежит не столько в неразработанности общепсихологических представлений об эмоциях и о когнитивно-аффективных связях, сколько в экспериментально выявляемой неспецифичности психологических структур при депрессии. Относительно нормальный протокол экспериментально-психологического исследования не исключает тяжелой депрессии.

Исходя из современных представлений о психике как о многоуровневой системе, можно предположить, что фон, на котором возникает депрессия, представляет собой сложный конгломерат разнообразных факторов. К таким факторам относятся особенности личности, как преморбидные, так и обусловленные хроническим течением эндогенного психоза; тип течения психоза, степень его прогредиентности, если речь идет о шизофреническом процессе; социальное положение; образовательный и культурный уровень; а также ряд внепсихологических моментов - пол, возраст, соматическая отягощенность и т. д. Практическая невозможность сколько-нибудь полного учета особенностей фона, является основной причиной того, что выделенные экспериментальным путем параметры психических процессов могут оказаться недостаточно информативными, если исследователю неизвестно их качество вне депрессивного приступа.

Все вышеизложенное указывает на необходимость проведения экспериментально-психологического исследования депрессивных больных дважды в состоянии депрессии и в ремиссии (интермиссии). Результат сравнения двух исследований в виде специфического  депрессивного сдвига, демонстрирующего направленность и степень изменения изучаемых психологических параметров, рассматривается в качестве психологического выражения депрессии (психологической структуры различных депрессивных синдромов). (4)

А. С. Драгунская предлагает один из возможных подходов к психологической диагностике депрессий. Она выделяет два направления медико-психологических исследований депрессий:

1. Диагностика депрессии как таковой, включая изучение содержания переживаний больного, их глубину и интенсивность, структуру его эмоциональной сферы.

2. Исследование ценностно-мотивационной сферы и особенностей социальной адаптации депрессивных больных. Именно в этом аспекте наиболее правомерно решение вопроса о нозологической принадлежности депрессии.

Основным исследовательским инструментом, позволяющим адекватно и точно оценить состояние эмоционально-потребностной сферы, является методика Роршаха. При этом главным показателем эмоционального реагирования является совокупность цветовых ответов протокола, или "цветовой тип", определяющий степень интеллектуального контроля, т. е. меру адаптивности эмоциональный реакций больного.

Целесообразно использовать специально разработанную методику "вербальный рисунок". Этот тест существенно обогащает представления о содержании переживаний больного, особенностях его возрастной, полоролевой и социальной идентификации. В частности в рассказах больных, помимо самоочевидной подавленности и пессимистичной самооценки, звучат не связанные с суицидальными намерениями мысли о смерти, мотив "капитуляции перед жизнью", характеризующий большинство проективных персонажей рассказов. Отметим, что данный мотив не встречался в спонтанной вербальной продукции больных.

Понятно, что сами по себе ни структурные, ни содержательные параметры ценностно-мотивационной сферы недостаточны для понимания психологической специфики той или иной патологии, т. к. могут и не патологические личностные образования. Поэтому авторами вводится представление о мотивационных соотношениях, т.е. о структурно-содержательных взаимосвязях в ценностно-мотивационной сфере.

Исследование мотивационных соотношений подразумевает изучение жизненного пути больного и особенностей его социальной адаптации.

Адекватным методом подобного изучения является биографический метод. Сам по себе получаемый таким образом материал весьма ценен в качестве исходной информации для дальнейших психокоррекционных и реабилитационных мероприятий. Авторам удалось выявить, что основной характеристикой больных, страдающих депрессией в рамках МДП, является гипертрофия модального уровня - аксиологизированные модусы поведения замещают смысловой уровень ценностей. Данный феномен объясняет конкретные особенности социальной адаптации этих больных - актуализация чрезвычайно высоких нравственных и профессиональных норм; закрытость ценностно-мотивационной сферы, ее ретардированность по содержанию, что соотносится с известными жизненными стереотипами больных данной категории.

Для больных, страдающих эндогенными депрессиями в рамках шизофрении, характерно рассогласование между усвоенными стереотипами терминально-инструментально-средовых ценностных образований, с одной стороны, и смысловым уровнем, с другой.

Т.о., жизненные цели, идеалы и устремления больных этой категории оказываются необеспеченными необходимыми навыками, в силу чего, их социальная адаптация представляет собой постоянный и безуспешный поиск социальных "точек зацепления" - в семье, во внесемейных связях, в различного рода учреждениях и т. д. Имморализм больных данной категории характеризуется тем, что их моральные ценности являются как бы "свободно плавающими", и не соединяются в сколько-нибудь определенную, пусть даже не конвенциональную систему нравственных норм. Для этих больных характерно отсутствие закономерностей в нравственных оценках и аффективность поведенческих реакций, замещающих моральные ориентиры.

Ценную информацию о структурных и содержательных особенностях ценностно-мотивационной сферы дает применение методики "Тест Личностных Конструктов", являющейся одной из модификаций метода репертуарных решеток Келли. Комплексный анализ ценностно-мотивационной сферы и особенностей эмоционального реагирования с помощью новых методических разработок позволит в дальнейшем построить целостную многостороннюю психологическую модель депрессии как основу для надежной синдромологической и нозологической диагностики.(10)

Назад | Содержание | Вперед