SpyLOG

 

3.3. Зависимость функций семьи от ее материального положения

Формулу «богатые тоже плачут» придумали вовсе не создатели мексиканского сериала. Еще в глубокой древности мудрецы всех народов предостерегали: не следует приравнивать богатство к счастью. Даже, наоборот, в стремлении к богатству можно разминуться со своим счастьем и найти его полную противоположность. «В представлении древних греков, богом богатства выступал недобрый и жестокий Плутос. В отличии от других богов он не поощрял, а проклинал тех, кто ему поклонялся. Две дочери Плутоса – вполне под стать родителю: Мория богиня глупости, лишает разума, а Какония, богиня страдания, заставляет мучиться» [14;24].

Значит, счастливы бедные? Конечно, одинокий мужчина или женщина могут позволить себе некоторое время не заботиться о зарабатывании денег, посвящая себя какой-то важной для него цели: получению образования или просто «поиску себя». Но человек, который имеет семью, автоматически берет на себя обязанности по отношению к ней. Что обещают друг другу люди, вступающие в брак? Вне зависимости от национальности и вероисповедания все люди, вступающие в брак, обещают, что будут любить и заботиться друг о друге, а забота – это не что иное, как помощь в удовлетворении каких-то потребностей. Жизнедеятельность семьи связана с удовлетворением определенных потребностей ее членов, это и есть функции семьи. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» [17;20]. С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие проявляются в соответствии с новыми социальными условиями. Но, в основном, все шесть функций семьи необходимы для нормального функционирования семьи с любым уровнем достатка. Другой вопрос, на сколько материальное положение семьи позволяет реализовать эти функции.

Понятно, что в первую очередь человек стремиться удовлетворить потребности низшего порядка, т.е. витальные потребности. Это значит, что семья должна иметь жилище, одежду, еду, необходимые в быту вещи. Если пересчитать все названное в денежном выражении, это и есть пресловутый прожиточный минимум. Но прожиточный минимум в нашей стране не дотягивает до среднестатистической «потребительской корзины», а это значит, что огромное количество семей живет ниже черты бедности, регулярно, изо дня в день, высчитывая, сколько останется денег на еду и одежду после уплаты коммунальных платежей, покупки сезонки на общественный транспорт, обязательных сейчас школьных взносов. Это и есть то, что принято называть кратким словом – быт, потому что жизнью это назвать трудно. Если супруги молоды и у них есть стремление улучшить свое материальное положение, то современная экономическая ситуация предоставляет им достаточно возможностей (причем у мужчин этих возможностей больше, чем у женщин). При этом на какое-то время семья может стать дисфункциональной, но прогноз для такой семьи более благоприятный, чем для семьи, где люди достигли среднего возраста и более ограничены в выборе работы по объективным причинам.

Как осуществляется функционирование семьи с низким уровнем достатка (ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи). Безусловно, в каждой семья по-разному, многое зависит от общего уровня развития супругов, от их взаимоотношений, от сохранности эмоциональной связи, так необходимой для преодоления трудностей. Если, несмотря ни на что, эмоциональная связь не нарушена, то почти все функции семьи могут быть сохранены. Вот разве что в реализации воспитательной функции возникнут сложности. Связано это с тем, что процесс воспитания зависит не только оттого, что ребенок получит в своей семье. Более того, принципы и моральные ценности бедной, но эмоционально и социально здоровой семьи могут находиться в явном противоречии с тем, что ребенок видит вокруг себя, с экрана телевизора, слышит в компании сверстников. До недавнего времени озабоченность своей внешностью была едва ли не главной причиной душевных терзаний взрослеющих мальчиков и девочек. Сравнение себя со сверстниками или, хуже того, с киногероями больно ударяло по самооценке. Сегодня у детей, причем не только у подростков, но и у младших школьников, критерием сравнения и оценки выступает благосостояние, вернее его внешние признаки, которые отличают одного человека от другого: может ли человек носить дорогую одежду, какие у него игрушки (в каждом возрасте они свои). Дети из малообеспеченных семей с малых лет привыкают к чувству обделенности рядом с более обеспеченными сверстниками, поглядывающими на них свысока (известно, как порой жестоки бывают дети). В такой ситуации родителям очень трудно объяснить детям, что можно быть счастливым, не имея много денег. Это трудно объяснить даже взрослым, а уж дети почти не воспринимают подобных объяснений. Авторитет родителей – это единственная возможность сохранить хороший эмоциональный контакт с подростком в подобной ситуации. Но вся проблема в том и состоит, что в малообеспеченных семьях родителям крайне трудно сохранить авторитет и влияние, потому что ребенок считает, что если его родители в материальном плане неуспешны – значит они неудачники. Ребенок часто на интуитивном уровне чувствует, что в обществе строящегося капитализма человек тем более успешен, чем более материально он состоятелен. Нетрудно догадаться как такой ребенок будет реагировать на слова мамы-отличницы, что если он будет хорошо учиться, то в будущем у него тоже все будет хорошо. Скорее всего мама получит в ответ нечто вроде: «И много ли ты сама-то добилась?» Словом, в малообеспеченной семье могут возникнуть серьезные проблемы с сохранением хорошего эмоционального контакта с ребенком.

Одним из источников воспитания в подростковом возрасте становятся компании сверстников, обеспечивающих главный вид деятельности переходного возраста – общение. О чем говорят подростки? О взаимоотношениях друг с другом, о популярной музыке и о том, что они показывали по «ящику». Поэтому телевидение часто выступает источником формирования искаженного мировоззрения. Родители, привыкшие честным трудом зарабатывать деньги, стремятся такое же отношение сформировать и у ребенка. Но, увы, часто такие усилия оказываются безрезультатными, потому что ребенок видит, что собственными трудами родители не заработали никаких фантастических благ; и еще немаловажен тот факт, что в противовес упорному труду, с экранов телевизоров навязчиво насаждается культ легкого успеха. «Целый ломтик бесплатно», «два литра по цене полутора», «каждому покупателю – подарок от фирмы»… Если верить рекламе, то кто-то постоянно хочет нас облагодетельствовать или отдать нам что-то бесплатно. Взрослый человек усмехнется, а дети и подростки верят. Многие развлекательные программы усиливают это впечатление. На глазах многомиллионной аудитории обычный человек, угадав букву, увозит с собой телевизор или пачку банкнот. И происходит все это в атмосфере всеобщего веселья, легко и беззаботно. Сидящий у экрана подросток все прочнее усваивает: мир – это огромное поле чудес, стоит только пожелать что-то и обязательно получишь. А родители, толкующие про зарплату и квартплату, просто ограниченные люди, невидящие блеска окружающего мира. Главная опасность – это появляющееся у подростков убеждение, что жизненный успех может явиться сам собой, не требуя больших усилий. Поэтому незачем учиться и вообще чем-то всерьез заниматься. Отрезвление неизбежно наступит, но выросший подросток все-таки будет искать легких денег, пока не поймет окончательно, что самый верный способ - зарабатывать самому. Печальным последствием такого самообразования будет не только потеря авторитета родителями, но и возможная озлобленность как общая жизненная позиция.

В семьях с низким уровнем достатка, где поневоле существует жесткая финансовая дисциплина, часто существуют и жесткие внутренние правила, нечто вроде «отец с матерью деньги зарабатывают, а дети должны отвечать благодарностью и хорошей учебой» или еще какими-то успехами. Такие семьи часто присваивают себе социальные правила а качестве своих внутренних. И тогда ребенок, который не справляется с какими-то внешними требованиями, например, школьными, оказывается для семьи человеком, который «позорит» семью. Неуспешный ребенок не получает в семье поддержки и помощи, в такой семье «учитель всегда прав», «взрослого нельзя критиковать», «получил двойку – сам виноват» и т.д. А дальше только хуже, потому что у ребенка нет возможности преодолеть трудности. В семьях, где родители из-за маленькой зарплаты берутся за любые подработки, чтобы хоть как-то обеспечить необходимым семью, существует некий «спартанский» тип воспитания, сводящий к нулю эмоциональный контакт с ребенком в силу постоянной занятости родителей, у которых зачастую нет ни времени, ни сил поддержать ребенка, вселить в него веру в собственные силы, а это все больше и больше увеличивает груз неуспеха. Цена такому «методу» воспитания – конец познавательной активности ребенка, потому что, чем больше пробелов, тем труднее догонять, и ребенок постепенно вырабатывает собственную защиту: «Не учусь потому что не хочу!» А дальше возможно девиантное поведение как уродливая компенсация снижению самооценки, что-то вроде: «Плохо учусь – зато меня все бояться».

Залог психического здоровья ребенка – душевное благополучие его родителей. Если отец и мать внешне бодрятся, а в душе страдают от невысокого заработка и необходимости во всем себе отказывать, то по-человечески это можно понять. Но важно помнить, что ребенок неосознанно перенимает их уныние и чувствует себя ущемленным. Психологические проблемы детей – это чаще всего прямая проекция проблем их родителей. Начав однажды сравнивать себя с другими, трудно остановиться и уже почти невозможно найти душевный покой, ведь сколь ни велико благосостояние отдельной семьи, всегда найдутся семьи более преуспевающие. Восточный мудрец сказал: «Я сетовал, что у меня нет обуви, пока не встретил человека, у которого не было ног». Любой человек, даже маленький, не так огорчится из-за несъеденного банана, если знает, что совсем рядом кому-то по-настоящему плохо.

Не вызывает сомнения то обстоятельство, что в семьях с низким уровнем достатка будут затруднения с оплатой спортивных секций и клубов, экскурсий, покупкой обязательной и дополнительной литературы и других вещей, необходимых школьнику не только для учебы, но и для общего развития. Придется искать компромиссное решение вопроса, будет ли дочь посещать школу танцев или рисования или важнее, чтобы сын продолжил занятия в кружке авиамоделирования. Но это не означает, что такая семья не может справиться с воспитательной функцией. Ведь именно у ребенка, выросшего в малообеспеченной семье, может сформироваться серьезная мотивация к личным достижениям. Если в семье сохранена эмоциональная функция (удовлетворение потребностей в эмпатиии, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите) [17;21], если родители не растрачивают все свои силы в погоне за материальным благополучием, дети имеют достаточно шансов стать успешными. Наличие эмоционально окрашенных эмпатийных взаимоотношений в семье не находится в прямой зависимости от материального благополучия семьи. Люди могут быть по-настоящему близки в семье с низким уровнем жизни, а стремление преодолеть эти трудности будет еще больше сближать людей, но может быть и наоборот. Известно, что люди склонны собственные неудачи приписывать внешним обстоятельствам (каузальная атрибуция, [18;25]). На бытовом уровне это может означать, что один из супругов обвиняет другого, что в жизни что-то не сложилось: «Если бы не ты, я бы уже давно…» Наличие подобного симптома говорит о нарушении эмоциональной функции семьи, что само по себе является тревожным обстоятельством, так как ведет к постепенному нарушению и функции духовного (культурного) общения , т.е. отсутствию не только взаимного желания в совместном проведении досуга, но и невозможности взаимного духовного обогащения из-за отсутствия уважения друг к другу.

Семья с низким уровнем достатка может быть дисфункциональной вследствие нарушения или отсутствия функции первичного социального контроля , что может проявляться в алкоголизме одного или обоих супругов. Неверно утверждать, что алкоголизм – это бич только малообеспеченных семей, семьи с высоким уровнем достатка страдают от этого не меньше, но природа этого порока мне представляется разной. Важно помнить, что «любой симптом в системе условно выгоден; он всегда работает на гомеостаз и всегда подкрепляется, хотя люди этого совершенно не хотят» [4;24]. Если в малообеспеченной семье муж начинает пить, то причину своей привычки он может объяснять по-разному, но понятно, что это следствие неуспешности. Выпив, человек удовлетворяет потребность в собственной значимости и перестает думать о своих проблемах. Постепенно «пропадают» все проблемы, остается только одна – желание пить и пить. Происходит это потому, что у человека возникает потребность уйти от реальности. Не достигнув того, к чему стремился и уже не надеясь, что добьется чего-то, человек получает как бы оправдание своему неуспеху – алкоголизм. Больше всего пьют тогда, когда надо что-то совершить или принять какое – то решение. Пьют, стремясь избежать этой необходимости. «Алкоголь – это один из самых быстрых способов трансформации личности, он помогает человеку почувствовать себя таким, каким бы он хотел быть» [9;142].

Надо сказать, что в России алкоголизм – это культурно одобряемая форма поведения: пьют с горя, пьют на радостях, пьют за встречу, «обмывают» все подряд. Поэтому человеку нестыдно, что он пьян, это всегда встречает сочувствие. В семьях с низким уровнем достатка алкоголизм как бы заранее прогнозируем, он почти ожидаем, и жена не чувствует, что с ней случилось что-то из ряда вон выходящее. Постепенно она как-то привыкает к алкоголизму мужа, привыкают с этим жить дети. Жене даже иногда становится условно выгоден алкоголизм мужа: 1) появляется объяснение низкому уровню жизни семьи – муж виновник всех бед; 2) жена становится неоспоримой хозяйкой, единолично принимающей решения; 3) у жены появляется объяснение снятия с себя обязанности заботы о муже; 4) жена получает общественную поддержку, как жертва алкоголика; 5) как это не странно, но у женщины может повысится самооценка вследствие того, что теперь есть кого винить, что в жизни что-то не получилось.

<...>

Возникновение любых дисфункций в семейной системе начинается с нарушения эмоциональной связи между супругами. Это приводит к тому, что постепенно пропадает близость – желание делиться внутренними переживаниями, да и просто говорить на не бытовые темы. Что является толчком, запускающим механизм эмоционального охлаждения? Может быть просто будни, повседневная суета, не оставляющая времени на общение? Наверное, каждый может вспомнить состояние, когда ничего не хочется, кроме как добраться до подушки. И если это происходит изо дня в день, то единственный выход «вспомнить» друг о друге, пообщаться с детьми – это совместное проведение досуга. Если семья каждый выходной день проводит на огороде сажая, копая, окучивая, пропалывая и т. д. , то предполагается, что это такой вид отдыха, который решает сразу несколько задач: это и перемена вида деятельности, и возможность побыть на свежем воздухе и даже подзагореть, и получение детьми навыков физической работы. Но на самом деле все понимают, что основная цель этого «отдыха» - залатать дыры в семейном бюджете, экономя деньги на покупке овощей зимой. Остальные задачи решаются только отчасти, потому что реально такие выходные не обеспечивают полноценной возможности эмоционального общения между членами семьи: представьте, легко ли говорить о внутренних переживаниях, согнувшись в три погибели да еще на солнцепеке. Совместный досуг, имеющий целью поддержание эмоциональной связи между членами семьи предполагает ситуацию новых впечатлений, когда можно говорить не только о том, что имеет непосредственное отношение к данной семье, а и о вещах, дающих ценностный смысл человеческому существованию. Обсуждение идеи фильма, спектакля, анализ каких-то ситуаций, не имеющих непосредственного отношения к данной семье – именно это поддерживает, а иногда и реанимирует пошатнувшуюся эмоциональную связь между супругами и между родителями и детьми.

Если говорить о совместном отпуске, то вероятность его в семьях с низким уровнем достатка снижается, потому что, как правило «отпускные» деньги тратятся на решение накопившихся материальных проблем: покупку зимней одежды, дорогостоящих вещей, на которые сложно накопить деньги, или просто откладываются на непредвиденные расходы или «черный день». Получается, что ресурса малообеспеченной семьи чаще всего хватает на реализацию хозяйственно- бытовой функции, отчасти воспитательной и функции первичного социального контроля. Сексуально – эротическая функция находится в прямой зависимости от сохранности эмоциональной функции, а функция духовного (культурного) общения становится как бы периферической. Фактически семья с низким достатком изначально рискует быть дисфункциональной, потому что не может обеспечить полноценное удовлетворение потребностей семейного функционирования. При решении сразу нескольких задач (удовлетворении сразу нескольких видов потребностей), выбираются приоритетные, а остальные как бы откладываются на потом. Но семейная система не может на время «замереть», а потом, при вновь открывшихся возможностях, опять начать функционировать. Следовательно, в каждый момент времени выбираются первостепенные потребности, которые семья имеет возможность удовлетворить, оставляя что-то до лучших времен. Невозможность одновременного удовлетворения всех семейных потребностей и делает малообеспеченную семью дисфункциональной, потому что дисфункциональная семья это и есть семья, когда «мы хотим что-то сделать, но не можем» в силу определенных причин (в малообеспеченных семьях – это недостаток материальных средств).

Но при всех вышеперечисленных обстоятельствах, малообеспеченные семьи не так часто разводятся, продолжая свое тяжелое, порой очень конфликтное существование. Люди живут вместе, мирясь с алкоголизмом, отсутствием перспектив, выстраивая концепции вроде «все также как мы…», «другие еще хуже нас…». С чем это связано? Конечно, закон гомеостаза держит дисфункциональную семью в том положении, в каком она есть, но и закона развития никто не отменял, так почему он не работает и в таких семьях годами все остается по-старому? Вспомним, что «функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой повторяющейся форме она удовлетворяет» [17;20]. В малообеспеченной семье усилия в первую очередь направлены на удовлетворение низших потребностей непосредственно связанных с физическим выживанием – это потребность в еде, одежде, жилище. Эти потребности становятся настолько доминирующими, что остальные как бы отходят на задний план. Можно предположить, что супруги в таких семьях и не ощущают, что их семья дисфункциональна, потому что не возникает или почти не возникает потребностей, которые семья не может удовлетворить по материальным причинам. Но даже если и возникает ощущение дисфункциональности (на бытовом уровне – это неудовлетворенность жизнью), супруги не разводятся, потому что выживать легче в семье, а не поодиночке.

<...>

Назад | Содержание | Вперед