Практикум по общей, экспериментальной и прикладной
психологии
/Издательство С.-Петербургского университета/
ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА РАБОТЫ
Современный уровень психологической науки и практики, возросшая степень
их влияния на социальные и экономические процессы настоятельно требуют
специальной регламентации действий психологов как в процессе исследовательской
работы, так и в ходе практической реализации их реко-мендаций. Неправильные
действия психологов могут не улучшить, а ухуд-шить психологический климат
в коллективе, усугубить состояние и положе-ние консультируемого человека,
скомпрометировать в конечном счете пси-хологическую науку.
Повышение эффективности работы психологов в различных отраслях на-родного
хозяйства, образования и здравоохранения, исключение случаев дискредитации
психологии требуют введения в практику этических принци-пов и правил работы
психолога. Это означает, что сегодня уровень профес-сионализма психолога
определяется не только его теоретическими знаниями, методологической и
методической подготовкой, но и способностью строить свою деятельность
с учетом этических норм.
В перспективе, очевидно, советским психологам предстоит ввести в свою
деятельность такую же строгую регламентацию, какой придерживаются наши
зарубежные коллеги практически во всем мире. Введение аттестации психологов,
работающих в научно-практической области, выдача лицензий для психологической
практики стоят на повестке дня. Обязательным усло-вием при этом является
знание и соблюдение этических принципов и правил работы психолога.
- Обязанности и права психолога
- Психолог должен принимать активное участие в решении вопросов
научной, социальной,
- Повышать средствами психологии производительность труда и качество
продукции, снижать материальные, энергетические, временные затраты
и затраты рабочей силы.
- Содействовать психологическими средствами внедрению социальных,
технических, технологических и других нововведений.
- Улучшать качество подготовки специалистов путем применения
психологической профориентации, профконсультации, профотбора,
профобучения и психопрофилактики.
- Добиваться снижения текучести кадров, формирования стабильных
коллективов, регулировать миграции населения, опираясь на психологические
закономерности этих явлений.
- Добиваться возвращения к активной трудовой и социальной жизни
людей, нуждающихся в психологической реабилитации, психологической
консультации по профессиональным вопросам и по проблемам личной
и общественной жизни.
- Стремиться к достижению у рабочих и специалистов удовлетворенности
своим трудом за счет психологической оптимизации параметров окружающей
среды, оборудования, технологических процессов.
- Прогнозировать социально-психологические последствия социальных,
научных и технических инноваций.
- Развивать теоретическое и методическое обеспечение психологической
науки.
- Руководствоваться в своей деятельности этическими принципами
и правилами и законом "не навреди".
- Психолог имеет право, применяя методы психологической науки:
- Получать конфиденциальную информацию о психологических свойствах,
особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых.
- Формулировать рекомендации по оптимизации деятельности рабочих
и специалистов и распределению их по рабочим местам.
- Участвовать в работе комиссий по обсуждению и согласованию
проектов, уставов, законов и пр.
- Проводить исследования причин происшествий, аварий, различного
рода событий и докладывать результаты на заседаниях комиссий
по их расследованию.
- Принимать участие в работе по совершенствованию методов воспитания,
обучения и внедрять их в практику.
- Участвовать в работе приемных, квалификационных, аттестационных
комиссий в качестве их члена.
- Изучать и добиваться в случае необходимости изменения эксплуатационных
характеристик оборудования, параметров технологических процессов,
окружающей и рабочей среды.
- Использовать материалы своей работы в процессе индивидуального
, психологического консультирования на предприятиях, в школах,
в консультациях и в лечебных учреждениях, сообщать о них на
конференциях, съездах и в печати
Схема регламентации этическими принципами и правилами субъектно-объектных
отношений, возникающих в психологической деятельности. 1 - субъекты
и объекты психологической деятельности; 2 - субъектно-объектные
отношения в психологической деятельности; 3 - действие этических
принципов, регламентирующих отношения каждого элемента психологической
деятельности со всеми остальными; 4 - точки регламентации отношений,
возникающих в процессе психологической деятельности с по-мощью
этических правил.
- Разрабатывать невые методьгработы психолога и получать на
них авторские права со всеми вытекающими из этого юридическими
последствиями.
- Организация деятельности психолога
- Субъекты и объекты психологической деятельности (см. схему).
- В качестве психолога выступает лицо, имеющее специальное
психологическое образование, подтвержденное государственным
дипломом и представляющее научно-исследовательскую, учебную,
производственную, лечебную, кооперативную или другую организацию.
- В качестве заказчика выступают руководитель государственной
или кооперативной организации или частное лицо, обратившиеся
к психологу за консультацией психологического характера, ознакомленные
с принципами и правилами работы психолога и согласные с ними.
В качестве заказчика может выступать или сам психолог, если
ему поручено осуществление на основе результатов исследования
психокоррекционного воздействия, или сам испытуемый, если на
основе результатов исследования он намерен осуществлять в той
или иной форме самосовершенствование (аутотренинг и пр.).
- В качестве испытуемого ¹ выступает лицо,
согласившееся быть объектом психологического исследования или
в личных, или в научных, или в производственных, или в социальных
интересах.
- В качестве результатов ² исследования
психолога выступает теоретический, методический, экспериментальный
материал, зафиксированный в форме отчетных документов принятого
образца, полно, достоверно и объективно отображающий испытуемого
с точки зрения задач заказчика.
- Субъектно-объектные отношения в психологической деятельности
(см.рис. на с.545).
- Психолог получает заказ от заказчика, составляет во взаимно
согласованной форме техническое задание на исследование (работу),
договаривается о распределении прав и обязанностей между психологом,
заказчиком и испытуемым, о взаимных обязательствах в совместной
деятельности.
- Психолог выбирает адекватные задачам психологической деятельности
теоретические концепции, методы работы, конкретные методики
исследования и работы с испытуемым, способы обработки первичных
данных для формирования результатов исследования.
- Психолог осуществляет непосредственную работу с испытуемым
в форме беседы, анкетирования, интервьюирования, тестирования,
электрофизиологического исследования и др. или опосредованную
в форме биографического метода, метода наблюдения и др.
- Психолог обрабатывает первичные материалы, осуществляет их
интерпретацию, обсуждает полученные данные с компетентными коллегами,
формулирует выводы и заключения по интересующим заказчика факторам,
влияющим на производственную, учебную, личную жизнь испытуемого.
- Психолог передает заказчику свои заключения и рекоменда-ции,
касающиеся испытуемого и отвечающие на вопросы заказчика, основывающиеся
на результатах исследования в форме письменного документа, устного
сообщения, публикации в печати.
- Заказчик применяет к испытуемому рекомендации психолога в
виде мер психокоррекционного, психолого-педагогического, обучающего,
административного воздействия, изменяет применительно к особенностям
испытуемого эргономические и инженерно-психологические факторы
рабочей среды, параметры оборудования, условия трудовой деятельности
³.
- Содержание принципов и правил работы психолога Этика работы психолога
основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях.
Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения,
сближения людей, создания справедливого гуманного, процветающего общества
являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы
и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются
и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение
людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий.
- Принцип ненанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой
организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее резуль-таты не
наносили испытуемому вреда его здоровью, состоянию или социальному
положению. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолог
а с испытуемым и заказчиком и выбора адекватных методов исследования
и общения.
- Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит
из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных
и гарантированных Конституцией РФ. Работа с испытуемым допускается
только после получения согласия испытуемого в ней участвовать,
после извещения его о цели исследования, о применяемых методах
и способах использования полученной информации.
- Правило безопасности для испытуемого применяемых методик. Психолог
применяет только такие методики исследования, которые не являются
опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют
его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не
дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях,
которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам
психологического исследования.
- Правило предупреждения неправильных действий заказчика относительно
испытуемого. Психолог формулирует свои рекомендации, организует
хранение, использование и публикацию результатов исследования
таким образом, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые
были согласованы между психологом и заказчиком и которые могли
бы ухудшить положение испытуемого. Психолог информирует испытуемого
о характере передаваемой заказчику информации и делает это только
после получения согласия испытуемого.
- Принцип компетентности психолога требует от психолога браться за
решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен
и для решения которых владеет практическими методами работы и наделен
соответствующими правами и полномочиями выполнение психокоррекционных
или других воздействий. Выполнение принципа обеспечивается правилами,
регламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым, результатами
исследования.
- Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан
уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической
науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей
компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить
заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и
получить согласие заказчика руководствоваться ими при использовании
методов и материалов психологического характера.
- Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог
должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения,
психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял
бы, с одной стороны, максимально эффективно решать поставленную
задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство симпатии
и доверия, удовлетворения от общения с психологом. Если испытуемый
болен, то применение любых методов исследования и профилактики допустимо
только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих
интересы испытуемого. Выполнять психотерапевтическую работу с больным
психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии
специализации по медицинской психологии.
- Правило обоснованности результатов исследования психолога. Психолог
формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых
в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных
материалов исследования, их математико-статистической обработкой
и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых
психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся
на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.
- Принцип беспристрастности психолога не допускает предвзятого отношения
к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического
характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление
испытуемый ни производил своим видом, юридическим и социальным положением,
каким бы положительным или отрицательным ни было отношение заказчика
к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламентирующие
влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога
и заказчика.
- Правило адекватности методик, применяемых психологом. Психолог
может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования,
возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.
Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными,
нормализованными, надежными и валидными, адаптированными к контингенту
испытуемых.
- Правило научности результатов исследования психолога. Психолог
должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие
научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных
увлечений, личных симпатий к испытуемым определенного типа, социального
положения, профессиональной деятельности. В результатах исследования
должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь
такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно
произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.
- Правило взвешенности сведений психологического характера, передаваемых
заказчику психологом. Психолог передает заказчику результаты исследования
в терминах и понятиях, известных заказчик у, в форме конкретных
рекомендаций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию,
рассмотрению личности испытуемого вне тех задач, которые были поставлены
перед психологом. Психолог руководствуется только интересами дела
и не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение
испытуемого, заказчик а, коллектива, в котором они сотрудничают.
- Принцип конфиденциальности деятельности психолога озна-чает, что
материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым
на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному
разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким
образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчик
а, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип выполняется в том
случае, если соответствующими правилами регламентируется процесс обмена
информацией психологического характера между заказчиком и психологом,
между заказчиком и испытуемым.
- Правило кодирования сведений психологического характера. Психолог
обязан на всех материалах психологического характера, начиная от
протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена,
отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого
числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя,
отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только
психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно
от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте
и передается заказчику по акту, если это необходимо по условиям
работы.
- Правил о контролируемого хранения сведений психологического характера.
Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц,
получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место
и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.
- Правило корректного использования сведений психологического характера.
Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного
или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования,
которые могут его травмировать, и создать условия для выполнения
этого соглашения. Сведения психологического характера об испытуемом
ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче
или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.
- Принцип осведомленного согласия требует, чтобы психолог, заказчик
и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической
деятельности, целях, средствах и предполагае-мых результатах психологической
деятельности и принимали в ней добро-вольное участие.
¹ Испытуемый - условное обозначение консультируемого,
или обучаемого, или тренируемого, или больного, или отбираемого, или аттестируемого,
или исследуемого в интересах науки человека.
² Результаты исследования, будучи сознательно или
непреднамеренно преданы гласности, приобретают характер самостоятельного
компонента психологической деятельности, позитивные и негативные последствия
которой должны быть предусмотрены и регламентированы.
³ Во многих случаях психолог сам применяет к испытуемому
разработанные им на основании предварительного исследования рекомендации
(психотерапия, консультирование, тренинг и др.). Часто сам испытуемый
применяет к себе рекомендации психолога
Назад | Содержание
| Вперед